«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007




Название«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007
страница1/9
Дата публикации22.08.2014
Размер1.33 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена
Научно-методический отдел



«Библиотека и читатель в ракурсе социологии»
(Из опыта работы библиотек Кировской области)

Киров

2007

ББК 78.303

Б-59

Библиотека и читатель в ракурсе социологии: из опыта работы библиотек Кировской области./ Киров. ордена Почета гос. универ. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена; составитель - редактор: Н.А. Скрябина - гл. библиотекарь НМО. – Киров, 2006. – 54 с.
^ В сборнике представлен опыт работы библиотек Кировской области по проведению социологических исследований в 2006 году.

Кировская ордена Почета государственная универсальная

областная научная библиотека им. А.И. Герцена

Вступление
Сборник «Библиотека и читатель в ракурсе социологии» обобщил опыт работы библиотек Кировской области по проведению социологических исследований за 2006 год, что является своеобразным итогом развития этого направления, начиная с 2001года.

С 2001 года научно-методическим отделом библиотеки им. А.И. Герцена в рамках курсов повышения квалификации проводится обучение библиотечных работников области методике подготовки и проведения социологических исследований в библиотеках. В этом же, 2001 году были разработаны два методических пособия: «Социологические исследования в библиотеке» и «Проведение социологического исследования в библиотеке методом анкетирования» (составитель – Н.А. Скрябина).

Целью разработки данных пособий было оказание методической помощи библиотекарям в овладении основ исследовательской работы, в частности проведения социологических исследований.

Говорить сегодня о важности проведения исследований в библиотеках и о ценности получаемой информации, уже нет особой необходимости. Это общепризнанный факт. Современные библиотеки просто не видят возможности позитивного развития своих учреждений без этого важного аспекта своей деятельности. Только изучая запросы и потребности своих читателей, библиотеки в полной мере могут гарантировать удовлетворение их информационных, образовательных и общекультурных запросов.

Кроме того, изучаются и жизненные интересы современного читателя, который приходит в библиотеку. С помощью психологических исследований библиотечные работники стараются понять и раскрыть внутренний мир человека, учесть психологические особенности общения и обслуживания разных возрастных и социальных групп пользователей.

Современные библиотечные учреждения предоставляют пользователям широкий спектр услуг, спрос на которые также активно изучается и анализируется работниками библиотек. Эти задачи решают маркетинговые исследования.

За период с 2001 года в исследовательской работе библиотек области произошел огромный качественный рывок. Если в 2002 и 2003 годах в большинстве библиотек проводились небольшие пилотажные исследования, то уже с 2004 года наметилась устойчивая тенденция проведения более глубоких исследований: описательных и аналитических. На основе полученных результатов в библиотеках анализируется качество обслуживания пользователей, планируется работа по отдельным направлениям, разрабатываются творческие проекты и целевые программы.

Анализ отчетов ЦБС области за 2006 год показал высокий уровень исследовательской работы в библиотеках области. Многие библиотеки представили не только программы и анкеты своих исследований, но и аналитические справки по итогам с выводами и рекомендациями.

В 2006 году библиотекой им. А.И. Герцена в сотрудничестве с областной специальной библиотекой для слепых был проведен учебный конкурс «Вы не чужие в нашем доме» (актуальные социологические исследования в обслуживании социально - незащищенных слоев населения). Конкурс ставил перед собой несколько задач:

-содействие реализации областной программы «Социальная защита инвалидов на 2006 – 2010 годы»;

-изучение состояние исследовательской работы библиотек в обслуживании категории пользователей - «социально-незащищенные слои населения»;

-выявление наиболее актуальных социологических исследований, проведенных в библиотеках области;

-обобщение передового опыта исследовательской работы в обслуживании социально-незащищенных слоев населения.

Участие в конкурсе приняли ^ 14 библиотечных систем Кировской области и представили 23 работы.

Большая часть исследований проведено очень грамотно, с соблюдением всех методических требований. Хотелось бы сказать добрые слова в адрес сельских библиотек. 12 работ из 23 конкурсных материалов были присланы именно из сельских библиотек. При всей своей невероятной загрузке, сельские библиотекари занимаются и исследовательской работой, причем на хорошем профессиональном уровне. При этом надо учесть, что часто в сельской библиотеке работает один или два библиотекаря.

Подведение итогов конкурса и вручение подарков за лучшие работы было проведено во время курсов повышения квалификации по теме «Библиотечное обслуживание социально-незащищенных слоев населения» в декабре 2006 года. Наиболее удачными были признаны 4 работы МУ «Кирово-Чепецкая ГЦБС», МУ «Зуевская ЦБС» и работы сельских библиотек Роевской и Корминской Арбажской ЦБС (тот факт, что работы выполнены в рукописном варианте, не стал поводом для исключения их из конкурса), также заслуживает внимания работа Сунцовской сельской библиотеки Слободского района (исследование было доработано и представлено в отчете Слободской ЦБС за 2006 год).

Электронные варианты лучших исследований вошли в тематический сборник «Вы не чужие в нашем доме».

Исследования, представленные в данном сборнике, сгруппированы по основным направлениям и актуальным темам. Сборник составлен на основе электронных и текстовых отчетов ЦБС области о работе за 2006 год.

Содержание
Вступление………………………………………………………………………..3
^ Роль книги, библиотеки и чтения в жизни человека,

эффективность работы библиотек и качество обслу-

живания пользователей ………………………………………………………….4.
^ Изучение информационных, образовательных и обще-

культурных запросов пользователей, анализ чтения

различных групп читателей……………………………………………………...21
^ Социокультурный и нравственно-психологический портрет

современного пользователя библиотеки ………………………………………..34
Обслуживание социально-незащищенных слоев населения………………….39
Исследования в помощь конкретным направлениям в работе

библиотек:
Краеведческие исследования………………………………………………………49
Пропаганда здорового образа жизни………………………………………………50
Патриотическое воспитание граждан РФ…………………………………………52

^ Из опыта работы библиотек Кировской области

по проведению социологических исследований в 2006 году
Библиотечная социология изучает и обосновывает приоритетные направления деятельности библиотек; роль книги и чтения в жизни человека; отношение пользователей к библиотеке; библиотечные формы работы с читателями и качество их обслуживания; информационные, культурные и образовательные читательские запросы.

В библиотеках области проводятся исследования, которые носят не только социологический характер, но также психологические и маркетинговые исследования.

Для того, чтобы структурировать материалы о проведенных социологических исследований в библиотеках области, выделим основные направления:


  1. Роль книги, библиотеки и чтения в жизни человека, эффективность работы библиотек, изучение качества обслуживания и спроса на библиотечные услуги.


Все исследования, проведённые в 2006 году в ^ МУК «Библиотечно-информационный центр» Омутнинского района, были направлены на оптимизацию и совершенствование библиотечных процессов, на внедрение инновационных идей.

Осенью 2006 года ^ Песковская библиотека им. Ф. Ф. Павленкова провела исследование «Библиотека 21 века».

Цель: изучение роли библиотеки в образование школьников.

Задачи:

  • Выявить род необходимой информации,

  • Выявить степень соответствия информационных ресурсов библиотеки запросам школьников,

  • Определить отношение школьников к библиотеке и библиотекарям

Участниками анкетирования стали 100 респондентов (учащиеся 8-11 классов). Анкета содержала 13 вопросов:

    1. Как часто вы посещаете библиотеку?

  • 1 раз в неделю – 10%

  • 1 раз в месяц – 10%

  • 1 раз в квартал – 1%

  • Ежедневно – 20%

  • По мере необходимости – 59%

    1. С чем связано ваше посещение?

  • С выполнение домашнего задания – 7%

  • С поиском информации для написания доклада реферата – 33%

  • С поиском художественной литературы по школьной программе – 32%

  • С чтением для души – 15%

  • Общение с библиотекарем – 5%

  • Общение со сверстниками – 7%

  • Интересно – 1%

    1. Устраивает ли Вас книжный фонд библиотеки?

  • Да – 63%

  • Нет – 37%




    1. Какой литературы в библиотеке недостаточно?

  • Энциклопедии, словарей, справочников.

  • Художественной литературы

  • Литературы по различным отраслям знаний

    1. Помогает ли Вам наш фонд в освоении школьной программы?

  • Да -80%

  • Нет - 20%

6. Если нет, то почему?

  • Устарели по содержанию – 63%

  • Не соответствуют школьной программе 32%

  • Отсутствует -5%

  1. Обращаетесь ли вы за помощью в поиски информации к библиотекарю?

  • Да -93%

  • Нет – 7%

  1. Если нет, то в чём причина?

  • Стесняюсь -0%

  • В библиотеке много читателей -0%

  • Справляюсь сам – 100%

  1. Если да то библиотекарь?

  • Является интересным собеседником -73%

  • Оказывает в поиске информации – 27%

  1. Как вы считаете, какими качествами должен обладать библиотекарь?

  • Искусством общения – 0%

  • Умение выступать публично – 5%

  • Обладать чувством юмора _ 0%

  • Иметь хороший вкус – 0%

  • Обладать всеми перечисленными качествами – 95%Доброжелательны ли библиотекари?

  • Да – 97%

  • Нет – 3%

  1. Что вас не устраивает в библиотеке?

  • Оформление – 0%

  • Библиотечный фонд – 0%

  • Отсутствие комнаты психологической разгрузки – 89%

  • Другое – 11%

  1. Как в целом Вы оцениваете работу в библиотеке?

  • Хорошо – 97%

  • Удовлетворительно – 3%

  • Не удовлетворительно – 0%

Данное исследование показало, что пользователи работой библиотеки и библиотекарями довольны, а пополнение библиотечного фонда будет способствовать наиболее полному удовлетворению запросов пользователей.
Сотрудники ^ БЦ «Дом семьи» им. Н. А. Заболоцкого Омутнинского района провели анкетирование «Вы пришли в библиотеку».

Задачи:

  • Выявить интересы подрастающего поколения в сфере чтения

  • Определить место библиотеки в системе источников информации

  • Выявить соотношение обязательного и досугового чтения

В анкетировании приняло участие 45 респондентов – 58,7 % девушки, 41.3 % юноши. Возрастной диапазон от 15 до 20 лет. Все респонденты к исследованию отнеслись серьезно и заинтересованно.

В анкете было 10 вопросов:

1. Как давно Вы пользуетесь услугами библиотеки?
^

Больше 10 лет - 78 %


Больше 3-х лет – 10 %

Точно не знаю – 12 %

2. Почему Вы записались в библиотеку?

В анкетах прозвучало два варианта ответа:

- потому что без книг жить нельзя

- в домашней библиотеке нет книг по школьной программе.

^ 3. Знакомы ли Вы с правилами «читателя»?

71 % - да, 29 % - нет

4. Как часто Вы посещаете библиотеку?

Только тогда когда нужна книга по школьной программе – 56 %

Раз в неделю – 33 %

Почти каждый день – 11 %

^ 5.Знакомы ли Вы с перечнем услуг предоставляемых библиотекой?

Да – 62 %, нет – 13 %, не со всеми услугами – 25 %

6. Читают ли члены Вашей семьи литературу, которую Вы берете в библиотеке?

Да – 17 %, нет – 18 %, нет, не читают они сами ходят в библиотеку – 65%

^ 7. Чем Вы пользуетесь при выборе литературы?

Школьная программа – 51 %

Помощь библиотекаря – 39 %

Совет друга – 4 %

Свой выбор - 6 %

8. Как Вы оцениваете выставки литературы в библиотеке?

На этот вопрос все респонденты ответили, что выставки в библиотеке интересные, познавательные, красочные.

^ 9. Что конкретно нравится Вам в нашей?

Обслуживание – 42 %, оформление – 33 %, все – 25 %

10. Как Вас обслуживают?

Ответы: Очень хорошо. По этому поводу никаких претензий, здесь работают приветливые люди, и уходишь из библиотеки в хорошем настроении.

Анализ анкет позволил узнать:

  • современные пользователи находят время для чтения

  • выставки в библиотеке пользуются спросом

  • не все респонденты знакомы с правилами пользования библиотекой и с перечнем услуг, а это значит, что индивидуальная работа стоит не на высоте.

  • не достаточно четко поставлена рекламно – информационная деятельность.

По итогам анкетирования принято решение:

  • оформить информационный стенд - где будут расположены все документы библиотеки.

  • активизировать индивидуальную работу с пользователями

  • периодически повторять аналогические исследования

  • оформить книжные выставки по итогам анкетирования

На следующий год перед коллективом библиотеки поставлена задача: развивать, воспитывать и поддерживать книжную культуру пользователя.

^ Леснополянская сельская библиотека «Вернисаж» Омутнинского района провела опрос с целью изучения мнения пользователей о произошедших изменениях в работе библиотеки. Всего в опросе приняло участие 70 респондентов. Среди них:

  • юношество (учащиеся старших классов общеобразовательной школы)

  • молодежь (студенты, работающая молодежь)

  • педагоги.

Большинство респондентов пользуются услугами библиотеки более 10 лет, а это еще раз доказывает, что любовь к книге и чтению формируется с детства. 93 % опрошенных отметили, что библиотека, изменив свой интерьер, стала привлекательнее для своих читателей. На вопрос: «При каких условиях вы стали бы посещать библиотеку?» был получен один и тот же ответ: «При достаточном количестве свободного времени».

^ Залазнинская сельская библиотека Омутнинского района в 2006 году провела анкетирование «Библиотека XXI века. Общеобразовательные потребности школьников».

Цель и задачи анкетирования: выявить роль библиотеки в образовании школьников, определить их отношение к библиотеке и библиотекарю.

Из 20 респондентов, принимавших участие в анкетировании, 15 посещают библиотеку по мере необходимости, 5 - один раз в неделю.

В основном посещение библиотеки связано с выполнением :

  • домашнего задания

  • общением с библиотекарем

  • просто интересно

  • поиском необходимой информации для написания реферата.

Фонд сельской библиотеки респондентов не устраивает. Книги, имеющиеся в фонде библиотеки, помогают в основном в освоении школьной программы. При поиске информации все обращаются за помощью к библиотекарю.

По мнению респондентов, библиотекарь должен владеть искусством общения, иметь хороший вкус, хорошо выглядеть.

Мероприятия, проводимые в библиотеке, должны отвечать разнообразным интересам пользователей, развивать творческие способности читателей.

В целом работу библиотеки оценили 12 – хорошо, 8 – отлично.

В целях повышения качества и эффективности библиотечного обслуживания в ^ Белозерской сельской библиотеке Омутнинского района семейного чтения было проведено анкетирование и индивидуальный опрос на тему «Сельская библиотека - возможности и перспективы». Пользователям были предложены следующие вопросы:

1. Удовлетворяет ли Вас фонд нашей библиотеки?

2. Какую литературу Вы предпочитаете читать: историческую, военную, детективы, фантастику, романы о любви, про деревню?

3. Какие массовые мероприятия Вы хотели бы посетить в библиотеке?

4. Удовлетворяет ли Вас режим работы библиотеки?

5. Ваши замечания и предложения.

Из ответов респондентов можно сделать вывод, что библиотека является важным центром для поиска нужной информации, для повышения своего самообразования, для проведения досуга. Многие пользователи хотели бы видеть библиотеку современной с новым книжным фондом, удобной мебелью, читальным залом, компьютером и DVD. Пользователей библиотеки больше привлекают массовые мероприятия досугового характера (игры, конкурсы, шоу, вечера отдыха). Всем респондентам хотелось бы видеть в библиотеке как можно больше новых книг и периодических изданий.
Расхожая фраза о том, что компьютер вытеснит книгу, не оставляет равнодушными библиотекарей. В поисках компромисса медиазал библиотеки № 18 МУ «Библиотека» г. Кирова провел исследование-опрос пользователей 15-23 лет «Электронные книги: за и против».

С приведенным выше высказыванием согласились 34 человека из 50. Говоря о преимуществах электронной книги, респонденты называли «компактность», «быстрый поиск», «возможность копирования информации»; среди недостатков были названы «утомляемость глаз», «несовершенство техники». Подводя итоги исследования, библиотекари отметили предпочтительность электронного вида справочников, словарей, учебников, журналов, газет. Художественная литература по-прежнему наиболее популярна в традиционном книжном виде.

Пожелания наших читателей, выявленные в результате исследований, опросов, анкетирования, несомненно, учитываются при комплектовании фондов, организации массовых мероприятий.
Библиотекарей очень волнует такой вопрос - определение места и роли библиотеки в социальной жизни детей. С этой целью в Вахрушевской ДБФ Слободского района был проведен опрос на тему «Чтение в твоей жизни», где содержались вопросы, касающиеся библиотеки. Было опрошено около ста детей. Большинство из них ответили, что любимое занятие в свободное время – чтение. На вопрос «Для чего ты ходишь в библиотеку?» ребята дали ответы: чтобы получить новые знания, почитать интересные книги, журналы и пообщаться со сверстниками. На вопрос «Какая она, библиотека будущего?» ребята ответили, что хотят видеть библиотеку технически оснащенную: компьютер, ксерокс, телевизор, а так же новую мебель и много интересных книг и журналов.

Радует то, что у всех опрошенных прозвучало утверждение, что даже в далеком будущем детская библиотека должна быть.
Исследования, проводимые Куменской центральной библиотекой им. А.Фишева среди детей: «Я и книга», «Зачем я хожу в библиотеку» показали, что в библиотеку дети в основном ходят за книгами по школьной программе; дома книг недостаточно. Родители мало времени уделяют занятиям детьми, не читают им книги вслух и не обсуждают прочитанное.

Анкетирование «Роль книги в жизни человека», проведенное Морянской сельской библиотекой Куменского района, показало, что книга необходима в жизни человека, но беда в том, что на сегодняшний день фонды не удовлетворяют пользователей. Устарела литература справочного характера, отсутствует учебная, не хватает новой художественной литературы. Не удовлетворяет пользователей и перечень периодических изданий, получаемых библиотекой.

В ^ Вожгальской сельской библиотеке им. А.В. Шаляпина Куменского района в анкетировании «Подросток и чтение» приняли участие 38 респондентов.

При подведении итогов выяснилось, что 31респондент читает в сельской библиотеке, а 37 – в школьной. Отдают предпочтение телевидению, компьютеру, мобильному телефону как средству информации – 34 человека.

Библиотеку считают источником информации 29 респондентов (причем получают ее не только из книг, журналов, газет, но и от сотрудников библиотеки – 19 человек).

26 человек ответили, что любят читать, но только 17 находят время для чтения художественной литературы. ^ Все подростки отмечают большую загруженность в школе, которая не позволяет уделять больше времени чтению.

Родители пользователей младшего школьного возраста отвечали на вопросы анкеты «Ваш ребенок в библиотеке», в анкетировании приняли участие 19 респондентов. Ответы показали, что дети посещают библиотеку с радостью и хорошим настроением. 15 (79%) респондентов своим помогают детям в выборе книг; 16 (84%) – обсуждают с ребенком прочитанную книгу и выясняют, что ребенок взял для себя полезного из книги. Все родители отметили доброжелательность работников библиотеки, хорошее знание книг, готовность придти на помощь при выборе книги, умение дать нужный совет по руководству чтением, умение общаться на разные темы.

С подростками проведен мини-опрос «Ты и компьютер». Цель его – выяснить, что значит сегодня для современных школьников компьютер и, для каких целей подростки его используют. Всего было опрошено 18 респондентов.

Итоги анкетирования:

  • «Нужны ли детским библиотекам компьютеры?» - 17 (94%) опрашиваемых, дали положительный ответ;

  • «Может ли компьютер заменить книгу?» - 15 респондентов (83%) ответили «Нет»;

  • «Имеется ли дома компьютер?» - 6 человек (33%) ответили утвердительно;

  • «Для чего используется компьютер» - 9 респондентов используют его для игры, 12 – послушать музыку, 10 – посмотреть фильм, 14 – подготовиться к урокам, 14 – «набор текста».

Исследования, проведенные библиотеками Куменского района в 2006 году, в целом были направлены на совершенствование работы, т.к. результаты исследований, в конечном счете, несут новые идеи, которые можно внедрить в практику деятельности библиотек.

^ Соломинская библиотека Куменского района провела мини – опрос «Какая библиотека вам нужна?» Читатели отвечали на вопросы:

1.Сколько лет Вы пользуетесь услугами библиотеки?

2.Чем библиотека прошлого отличается от современной библиотеки?

3.Что бы Вам хотелось изменить в работе библиотеки?

4.Что Вы сами можете сделать для этих изменений?

5.За какие еще услуги в библиотеке читатель готов платить деньги?

6.Ваши пожелания библиотеке и ее работнику.

Итоги опроса:

Было опрошено 15 читателей разного возраста, поэтому ответ на 1 вопрос звучал так:

-5 опрошенных пользуются услугами библиотеки более 20 лет

-6 опрошенных около 10 лет

-4 опрошенных меньше 5 лет.

На второй вопрос все отвечающие заметили, что изменения произошли. В первую очередь появилась платная литература, о которой раньше и подумать никто не мог, но сейчас к этому привыкли и не удивляются, относятся спокойно. Второе отличие, которое замечают читатели это то, что совсем нет поступлений новой литературы, которую можно почитать и бесплатно.

Читатели с большим сочувствием относятся к библиотекарю, видя в каких трудных условиях, ей приходится работать в зимнее время года (очень холодно), поэтому читатели тоже бы хотели, как и библиотекарь, чтобы в библиотеке было тепло, чтобы можно было и выбору книг посвятить больше времени и прессу почитать.

2 читателя из 15 предлагают свою помощь при проведении ремонта, а больше никакой помощи предложить не могут.

К платной литературе читатели относятся по – разному, но и другие услуги могут быть платными.

Все читатели пожелали библиотеке больше новой литературы, газет и журналов, удачных и интересных мероприятий.
Щеглятовска сельская библиотека Куменского района провела анкетирование, чтобы узнать мнение читателей о работе библиотеки, о качестве обслуживания и об удовлетворении читательских запросов.

Вот как библиотекарь Щеглятовской библиотеки комментирует итоги исследования: «Это анкетирование еще раз доказало, что пользователи нуждаются в новой информации, свежей и современной, читатели также просят изменить интерьер в библиотеке. Пусть у нас население сельское, но они требуют информацию по современным меркам: ведь часто к нам ходят студенты, которые обучаются вдали от дома и они невольно сравнивают город и село. Сравнение, конечно не в нашу пользу. Хотя они же говорят о том, что библиотекари городские часто себя показывают, как бы помягче выразиться, не с лучшей стороны: не так внимательны к просьбам и побеседовать о прочитанном не очень расположены. «Наверное, потому, что они сильно загружены» - говорю я им в ответ».
^ Медянская сельская библиотека Юрьянского района провела мини-исследование «Эффективность платных услуг в библиотеке». Были опрошены 50 человек, пользующиеся платным абонементом. Для пользователей в библиотеке предложены следующие услуги:

  • выдача на дом литературы, приобретенной на внебюджетные средства

  • выдача периодики на дом

  • выдача справочной литературы

  • выдача комплектов журналов за прошлые годы.

Исследование показало, что в первой услуге нуждаются 70% пользователей, во 2-й услуге – 10%, в 3-ей услуге – 5%, в 4-й услуге – 15% читателей.

Вывод по итогам исследования: введение платных услуг в библиотеке дает свои результаты – читатели нуждаются в выдаче ценных книг на дом и более бережно к ним отноятся.
С целью выявления роли библиотеки в жизни подростков, их читательских интересов Лопьяльская библиотека Уржумского района провела анкетирование данной группы пользователей «Подросток и книга». В анкетировании приняли участие 30 человек (мальчиков и 15 девочек). Ответы на самые актуальные вопросы распределились следующим образом:

  • Как ты обычно проводишь свободное время?

- помогаю по дому- 73,3%

- гуляю на улице- 40%

- смотрю телевизор – 33%

  • Где ты берешь книги для чтения?

- в школьной библиотеке -46,6%

- в муниципальной – 36,6%

- в домашней библиотеке – 20%

  • Какие книги ты любишь читать?

В основном отметили пункты приключенческой литературы, энциклопедии, детективы.

  • Любимые отечественные и зарубежные авторы.

Беляев А., Маринина А., сестры Воробей, Рид М., Дефо, Роулинг.

  • Ты читаешь:

- от скуки

- чтобы больше узнать

- чтобы лучше подготовиться к урокам

- чтобы быть образованным

- чтобы получить удовольствие от чтения

Ребята читают для того, чтобы больше узнать – большинство, равное количество ответили – от скуки и чтобы быть образованнее, немного поменьше – чтобы получить удовольствие от чтения.

  • А вот что написали ребята на вопрос анкеты: что бы ты хотел узнать из книг:

- то, что пригодится в целом,

- о жизни в целом,

- о войне.

- о рыбах

- о вселенной и самое интересное

Из периодики читают: Попурри, Телесемь, Жизнь, Вести, Вятский край. Скорее всего, эти издания выписывают родители.

  • Как ты считаешь, твои сверстники много читают?

- да – 7 чел.

-нет – 10 чел.

- затрудняюсь ответить -13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный читатель»
Программа «Юный читатель» составлена на основе обобщения опыта работы школьных и детских библиотек в соответствии с требованиями...

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconПорядок организации тушения крупных и сложных пожаров на территории Кировской области
Российской Федерации от 27. 05. 2005 №335, Законом Кировской области от 02. 08. 2005 №348-зо «Об обеспечении пожарной безопасности...

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconГбук «Брянская областная детская библиотека» Отдел научно-методической...
К. Минина и Д. Пожарского, 1150-летие создания российской государственности, 770 лет со дня Ледового побоища, 70 лет со дня начала...

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconГосударственное учреждение культуры «челябинская областная юношеская библиотека»
Библиотеки Челябинской области в системе общего экологического образования: Сборник материалов областного смотра-конкурса работы...

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconКонспекты экскурсий: старшая группа Тема месяца: «Путешествие по карте Кировской области»
Цель: Познакомить с картой Кировской области, определить местоположение г. Омутнинска. Развивать интерес к истории города

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconИнформационный отчет по библиотекам Ремонтненского района за 1-е полугодие 2013 года
Библиотечная сеть нашего района представлена 10-ю юридическими лицами, которые работают по муниципальным заданиям. В составе которых...

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 icon«Что остается от сказки потом…»: из опыта работы с детьми младшего школьного возраста
«Что остается от сказки потом…»: из опыта работы с детьми младшего школьного возраста (нравственное воспитание детей средствами художественной...

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconЗнакомство с духовными традициями русской православной культуры
Нам вечер зажигает свечи: литературно-музыкальная гостиная. Сценарий, слайд-презентация/Н. И. Фокина, заведующая отделом обслуживания,...

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconСамарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
Б 59 для библиотек Самарской области. Вып.№4 / гук соунб; отв сост. Е. В. Фатьянова; ред. Л. Г. Завальная. – Самара: гук оунб, 2009....

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек Кировской области) Киров 2007 iconУказатель архивных документов. Киров, 2008. с. Указатель архивных документов «Леонид Дьяконов»
«Леонид Дьяконов» представляет собой систематизированных по хронологическом принципу перечень архивных документов, хранящихся в гоу...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница