Скачать 81.66 Kb.
|
Содержание Примерный текстОсобые условия |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» компенсирующего вида Развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста Харина Мария Витальевна педагог-психолог Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить в сознании информацию, прежние впечатления и опыт. Память - это воспоминание о ком-нибудь и о чем-нибудь. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной и двигательной. Слуховая память - это одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов. Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать. Многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у малыша плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой. В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки. У такого ребенка маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи такой малыш запоминает с трудом. Дети, обладающие хорошей памятью, без затруднений запоминают и воспроизводят абсолютно всю услышанную информацию, даже не заучивая ее. Р ![]() Стоит отметить, что не стоит забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно поэтому развитие слуховой памяти должно проходить в игровой и непринужденной форме. Далее представлены увлекательные игры, которые помогут родителям развить слуховую память у своего ребенка. Повторяй за мной Пожалуй, это одно из простейших упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка. Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз (можно хлопать в ладоши) и просите ребенка повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними. «Пересказ по кругу» Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки. ^ : Снегирь уселся на дощечку. Он прилетел поесть зерен. Грудь у снегиря красная, головка совсем черная. Наелся снегирь и опять улетел. "Однажды хозяйка с базара пришла..." Данное упражнение желательно проводить один на одни с ребенком. Читаете вслух стихотворение: Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Д ![]() Игра «Бабушка укладывает в свой чемодан…» Данная игра проводится в коллективной форме. Условия игры: объясните детям, что вы начнете предложение, а им нужно будет каждому повторять предложение с самого начала и добавлять слово. К примеру, вы говорите: «Бабушка укладывает в свой чемодан тапочки», следующий игрок произносит: «Бабушка укладывает в свой чемодан тапочки и платок». Далее следующий: «Бабушка укладывает в свой чемодан тапочки, платок и очки». Так по кругу продолжайте игру, пока добавленных слов не станет так много, что уже невозможно будет повторить все сначала. ^ : предметы должны быть подходящими, если дети начнут придумывать - машину, дом, море и т.д., игру нужно будет начинать сначала. Вы можете придумать другое предложение, где можно использовать другие предметы, чтобы детям интересно было играть. Постарайся запомнить все слова. Читаете ребенку набор слов, а затем просите его вспомнить и назвать все слова. Тетрадь, книга, ручка, резинка, линейка, пенал, карандаш. Стол, дом, кот, окно, лес, пень, дым, мыло, брат, бант. Послушай и запомни пары слов. Предыдущее упражнение усложняется. Теперь ребенку называется пары взаимосвязанных между собой слов. Задача ребенка попробовать по первому слову вспомнить его пару. ваза - цветы зима - снег море - рыба город - улица лес - грибы пчела - мед дом - окно машина - колесо Если ребенок успешно справляется с предыдущим заданием, то можно предложить ему ряды из трех слов, которые он должен запомнить. После этого взрослый называет лишь первое слово в каждом ряду, а ребенок произносите два остальных: * Пряжа - Нитка - Свитер; * Сирень - Ваза - Цветы; * Рельсы - Шпалы - Поезд; * Мука - Тесто - Булка; * Окно - Крыша - Дом; * Малыш - Взрослый - Старик; * Дети - Мама - Папа. Слушаем и рисуем Дошкольнику предлагается следующее задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится. Матрешек будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять. Всех больше первая матрешка: Зеленый сарафан, кокошник. За ней сестра - вторая, В ![]() Третья меньше второй: Сарафанчик голубой. У четвертой матрешки Рост поменьше немножко, Сарафанчик синий, Яркий и красивый. Пятая матрешка - В красненькой одежке. Всех запомнить постарайся, За рисунок принимайся! По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз. Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание. В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комковснега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Прогулка в картинках. Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил. «Внимательные ушки» ![]() Ассоциации А вот это уже более серьезное упражнение на развитие слуховой памяти. Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько ребенок справился с заданием и сколько слов запомнил. Игра «Угадай мелодию» Данную игру можно организовать под собственный голосовой аккомпанемент, либо подобрать знакомые ребёнку песенки/мелодии из детского караоке и включать их мелодии на компьютере. По мелодии ребёнок должен угадать песенку и при желании напеть её. «Шагаем и танцуем» Предлагаете ребенку послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д. «Нарисуй и зачеркни» Ребенку на слух предлагается следующая инструкция: Нарисуй 2 треугольника, 1 квадрат, 1 прямоугольник и зачеркни третью фигуру. Нарисуй 3 круга, 1 треугольник, 2 прямоугольника и зачеркни вторую фигуру. Нарисуй 1 прямоугольник, 2 квадрата, 3 треугольника и зачеркните пятую фигуру. Игра "Подарки" Одного из участников игры выбирают водящим. - Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, - говорят ему, - и побываете в разных городах? Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений. - Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами. - Будете в Костроме, - говорит один, - загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой. - У меня дядя в Саратове, навестите его, - просит другой. - Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры. К ![]() Водящий - человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты. "Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова - самовар, скажем, или свисток. Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими. Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать - это дело несложное. "Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков. - Был у вашего дедушки, - обращается водящий к кому-либо из играющих. - Он прислал вам ошейник. Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие". |
![]() | ... | ![]() | Учреждения «Детский сад №3 «Хрусталик» компенсирующего вида города Горно-Алтайска» |
![]() | Вид: детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей... | ![]() | Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детский сад компенсирующего вида №92 своуо |
![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №30» | ![]() | ... |
![]() | ![]() | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №28 «Хрусталик» | |
![]() | Москвы детский сад компенсирующего вида№1078 105523 Москва, ул. 16 Парковая, д. 47 | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №11 «Теремок» |