Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников




Скачать 54.93 Kb.
НазваниеИспользование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников
Дата публикации24.07.2014
Размер54.93 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Информатика > Документы
Использование синквейн технологии

в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников


Синквейн – прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм).

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

^ С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.


Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. Составляя синквейн на темы нравственно-патриотического воспитания, каждый ребёнок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получается эмоциональным. Можно не пугать малыша произношением и заучиванием столь сложного слова. Просто предложите ему ответить на ваши вопросы и запишите ответы. Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов, составленных нашими детьми:

  1. ^ Дом – высокий, родной – укрывает, защищает, греет - самое хорошее место в мире – люблю!

  2. Архангельск – северный, большой – растёт, хорошеет, объединяет – крик чаек над Двиной! - город порт.

  3. Гимн – государственный, торжественный, – славит, волнует, звучит – главная песня страны – Похвала!

А теперь давайте вместе с вами попробуем:

1. «Россия»

2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?

Лучше нет родного края!

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Россию?

(страна, отчизна, отечество) Россия – Родина моя!

Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Синквейн требует от ребёнка небольших временных затрат, а его составление - реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Мы предпочитаем использовать:

  • с составлением краткого рассказа по готовому синквейну;

  • коррекция и совершенствование готового синквейна;

  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).
^

Советы педагогам:


  1. Начиная учить детей составлять синквейны мы предлагаем детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)

  2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. 

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. 
^ К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. 

^ Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
^ Изучение темы завершен. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Скажу честно, сразу не всем детям это нравится, но со временем появляется интерес. Тем, кому это особо нравится, мы предлагаем более сложные темы, или просим составить синквейн - загадку (без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь).

Примеры синквейнов-загадок:

  1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

  2. мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)


Синквейн для воспитателя детского сада - это:

- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,

- подготовка к краткому пересказу,

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
^ Синквейны – превосходный способ контрол. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.

Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Используемая литература:

  1. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

  2. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

  3. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников iconШишкина Марина Евгеньевна Методическая разработка
«Интеграция традиционных и современных средств в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников icon«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя
Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудный

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников iconИспользование разных видов наблюдений в формировании экологической...
Мастер класс «Использование различных видов наблюдения в формировании экологической компетентности дошкольников»

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников iconМетодическое пособие разработано на основе программы развития интеллектуальных...
Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приёмов у старших дошкольников

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников iconКонспект родительского собрания по теме: «Использование игр по развитию...
Приложение №1: Проект «Умные игры»; Фотоматериал по проведению проектой деятельности. Прдукты соместной деятельности по заучиванию...

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников icon«Велика Россия наша и талантлив наш народ»
Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников iconСинквейн на уроке литературы(мастер-класс в рамках 2 тура конкурса «Педагог – 2012»)
Ведение. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников iconКонспект занятия по рисованию «Сказочные «жители»
...

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников icon«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников»
В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении...

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников icon«Формирование культуры здоровья на основе искусства эвритмии»
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница