Кафедра информационных технологий Краткая инструкция




Скачать 401.22 Kb.
НазваниеКафедра информационных технологий Краткая инструкция
страница1/2
Дата публикации27.06.2013
Размер401.22 Kb.
ТипИнструкция
www.lit-yaz.ru > Информатика > Инструкция
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра информационных технологий


Краткая инструкция

по сдаче государственного экзамена, прохождения преддипломной практики, выполнению и защите дипломных проектов (работ)

для студентов специальности

230102 - Автоматизированные системы обработки информации и управления

www.kafedrait.com
Москва 2009

Содержание

1. Междисциплинарный государственный экзамен 3

1.1. Примерный перечень вопросов для подготовки к сдаче

междисциплинарного государственного экзамена по специальности 230102 3

2. Преддипломная практика 6

2.1. Цели и задачи прохождения преддипломной практики 6

2.2. Состав отчета о преддипломной практике 7

3. Дипломное проектирование 7

3.1. Тематика дипломного проекта 7

3.2. Структура и содержание дипломного проекта 8

3.3. Оформление дипломного проекта 9

3.4. Организация выполнения дипломного проекта 11

3.5. Защита дипломного проекта 12

Приложение 1. Титульный лист 15

Приложение 2. Задание на дипломное проектирование 16

Приложение 3. Аннотация 18

1. Междисциплинарный государственный экзамен.

Студенты обязаны подготовиться и сдать междисциплинарный государственный экзамен по специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления». На экзамены выносятся три вопроса по разным базовым областям специальности: основы информационных технологий (теория систем, дискретная и компьютерная математика, теория управления, моделирование); основы вычислительной техники; основы алгоритмизации и программирования.
^ 1.1. Примерный перечень вопросов для подготовки к сдаче междисциплинарного государственного экзамена по специальности 230102.

Основы информационных технологий (теория систем, дискретная и

компьютерная математика, теория управления, моделирование):

  1. Классификация информационных технологий (информатика, информатизация; информационные технологии и их программно-аппаратурное обеспечение, базовые пакеты прикладных программ; информационные технологии в распределенных системах; перспективы развития информационных технологий).

  2. Погрешность результата численного решения задач (источники и классификация погрешности; запись чисел в ЭВМ; абсолютная и относительная погрешность, формы записи данных; вычислительная погрешность; погрешность функции, обратная задача).

  3. Интерполирование функций (многочленами Лагранжа; интерполяционная формула Ньютона; интерполяция кубическими сплайнами).

  4. Приближение функций (метод наименьших квадратов; линейная регрессия; нелинейная регрессия; полиномиальная аппроксимация; дискретное преобразование Фурье).

  5. Численные методы дифференцирования и интегрирования (конечно-разностные аппроксимации производных; использование интерполяционного многочлена Лагранжа для численного дифференцирования; квадратурные формулы прямоугольников, трапеций и Симпсона для численного интегрирования).

  6. Численное решение систем линейных алгебраических уравнений (метод Гаусса; метод итераций).

  7. Численное решение нелинейных уравнений (метод простой итерации для решения нелинейных уравнений; метод Ньютона; решение систем нелинейных уравнений: решение обыкновенных дифференциальных уравнений).

  8. Численные методы оптимизации (глобальная, локальная и безусловная оптимизация; оптимальное и рациональное решения; поиск минимума функции одной переменной; поиск минимума функции многих переменных, методы спуска).

  9. Методы исследования операций (прямые и обратные задачи исследования операций; методы математического программирования; методы стохастического программирования; методы линейного программирования – производственные и распределительные задачи; принятие решений группой лиц).

  10. Методология системного подхода в исследованиях (понятие системы: сущность и основные принципы; фазовые координаты; целевые функции; иерархические структуры; декомпозиция; многомерные показатели эффективности; случаи отсутствия общей меры; показатели эффективности с координатами различной природы, критерии оценок; оценки и сравнения альтернатив; две группы задач ранжирования альтернатив; бинарные отношения превосходства; игровые методы информационных технологий обоснования решений).

  11. Универсальный метод информационных технологий – статистическое моделирование нелинейных систем со случайными характеристиками в условиях помех (метод Монте-Карло).

  12. Моделирование АСОИУ (виды математических моделей и имитационное моделирование, детерминированные и стохастические модели, нечеткие модели; основные этапы создания математических моделей; аналитический и экспериментальный способы создания математических моделей; классификация биотехнологических систем как объектов математического моделирования, классификация математических моделей биотехнологических систем; классификация экономических систем как объектов моделирования, классификация математических моделей экономических систем).

  13. Типовые математические модели технологических и экономических процессов (дифференциальные уравнения непрерывных процессов; разностные уравнения дискретных процессов, связь дифференциальных и разностных уравнений; регрессионные уравнения, виды регрессионных уравнений: регрессия, авторегрессия, регрессионно-авторегрессионные уравнения).

  14. Статистические оптимизационные модели (рекуррентное уравнение Беллмана; динамические фильтры, фильтр Винера – Хопфа; адаптивные фильтры, фильтр Калмана – Бьюси; уравнение Беллмана для Марковских процессов; оптимизационное уравнение Беллмана для Марковских процессов; имитационное моделирование методом Монте- Карло).

  15. Модели квалиметрии (квалиметрия технологических смесей – применение математического программирования; спектральная компьютерная квалиметрия – две базовые проблемы спектральной компьютерной квалиметрии).

  16. Системные принципы управления объектами (управление состояниями и структурой объектов; динамические переменные состояний объектов; авторегресионные уравнения состояний объектов; цель, целевые критерии и ограничительные критерии управления; среднеквадратичные критерии; автоматическое и автоматизированное управление; природа помех; параметрическая идентификация систем управления).

  17. Принципы автоматического регулирования (принцип отрицательной обратной связи; основные свойства линейных систем, дифференциальные и разностные уравнения линейных физических систем; преобразования Лапласа и Фурье для непрерывных систем; z- преобразование для дискретных систем; непрерывные и дискретные передаточные функции; устойчивость непрерывных и дискретных систем; основные законы регулирования; понятие робастных систем управления; уравнения динамики систем управления в пространстве состояний, рекурсивно-итерационные методы решения уравнений).

  18. Метрические и неметрические меры сходства многомерных данных (евклидово и гильбертово пространство, основные аксиомы треугольника; корреляционные меры сходства, понятие оптимальных по различению мер сходства; сравнение частотных распределений – критерий хи-квадрат, применение критерия для проверки гипотез о статистической зависимости факторов).

  19. Динамические модели в экономике (регрессионные, авторегрессионные, регрессионно-авторегрессионные модели; модели накопления и дисконтирования; модели «затраты-выпуск»).

  20. Параметрические и непараметрические векторные зависимости (параметрические зависимости одной величины от совокупности других величин; непараметрические зависимости одной величины от совокупности других величин).

^ Основы вычислительной техники:

    1. Основные элементы компьютерных систем (процессор, регистры процессора, основная память, управление памятью, концепция виртуальной памяти, устройства ввода-вывода, системная шина).

    2. Исполнение команд (базовый цикл исполнения программы, выборка и исполнение программы, выполнения программы без прерываний и с их использованием, циклы команд с использованием прерываний, классы прерываний).

    3. Операционные системы (предназначение и функции операционных систем, предоставляемые сервисы, простые пакетные операционные системы, многозадачные пакетные операционные системы, операционные системы, работающие в режиме разделения времени, причины развития операционных систем)

    4. Характеристики современных операционных систем (многопоточность, симметричная многопроцессорность, распределенные операционные системы, объектно-ориентированный дизайн).

    5. Информационные системы (структура типичной ИС, принцип действия, одноканальные и многоканальные ИС, основные характеристики: уровень помех, чувствительность, избирательность, пропускная способность).

    6. Понятие сигнала и канала связи (детерминированный, случайный, непрерывный, дискретный сигналы, квантование сигнала по уровню, по времени, по уровню и по времени одновременно; амплитудная, частотная и фазовая модуляции).

    7. Логические функции, логические элементы, устройства (функции «НЕ», «ИЛИ», «И» и др., таблицы истинности, возможная реализация, условное изображение; структурная схема АЛУ, типы и назначение регистров, используемых в АЛУ)

    8. Системы счисления (принцип построения позиционной системы счисления, основание системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, представление чисел в формате с фиксированной и с плавающей запятой. понятие нормализации, выполнение арифметических действий в двоичной системе счисления над числами в форме с фиксированной и с плавающей запятой).

    9. Кодирование информации (наименьшие единицы представления, обработки (передачи) и хранения информации, понятия: бит, байт, файл, принципы оптимального кодирования информации с исправлением ошибок, кодирование текстовой информации в ЭВМ, кодирование цветовой информации в ЭВМ)

    10. Аналого-цифровые преобразователи сигналов (АЦП) (использование АЦП для преобразования сигналов от датчиков параметров технологических процессов, структурная схема АЦП конвейерного типа). Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) (принцип работы и структурная схема ЦАП, сглаживание сигналов на выходе ЦАП).

    11. Вычислительные сети и системы (протоколы обмена ТСР, IР, SSL, SKIP, NetBEUI, IPX, SPX, NetBIOS, модель OSI, типы соединения ЭВМ, используемые при построении локальных сетей).

    12. Криптографические методы защиты информации (обеспечение аутентичности, целостности и неоспоримости информации, использование шифров и ключей, характеристика распространенных алгоритмов шифрования, система PGP, цифровая подпись).

    13. Информация (аналоговая и цифровая информация, оценки количества информации, энтропийный подход).

    14. Структура микропроцессора (АЛУ, регистры: аккумуляторы, ввода-вывода, понятие шины: шина данных, адресная шина, шина команд; запоминающие устройства: ПЗУ, ОЗУ, СОЗУ, кэш-память).

    15. Современные линии связи (витая пара: принцип устройства, основные характеристики; коаксиальный кабель: принцип устройства, основные характеристики; радио связь: принцип устройства, основные характеристики; оптоволоконная линия: принцип устройства, основные характеристики).

    16. Понятие линейных преобразователей и передаточных функций (последовательная цепь и ее передаточная функция; параллельная цепь и ее передаточная функция; передаточная функция цепи с обратной связью; пример электротехнических аналогов: цепи с активными и реактивными сопротивлениями).

    17. Понятие нелинейных преобразователей (транзисторы, ключи, диодные выпрямители, логические элементы, нейронные сети).

    18. Источники напряжения и источники тока (эквивалентная схема источника напряжения, эквивалентная схема источника тока; расчет токов и мощности потребления: последовательно соединенная нагрузка, параллельно соединенная нагрузка).

    19. Расчет комплексных сопротивлений линейных цепей (последовательные цепи: RC-цепь, RL-цепь, RLC-цепь; параллельные цепи: RC-цепь, RL-цепь, LC-цепь; последовательно-параллельные цепи: R-LC, C-RL).

    20. Современные периферийные устройства и сетевое оборудование вычислительной и телекоммуникационной техники, их характеристики (принтеры, сканеры, модемы, коммутаторы и концентраторы, линии связи, факсы, флешь память).

^ Основы алгоритмизации и программирования:

1. Ассемблер ПК. Типы данных. Способы адресации. Распределение памяти. Обращение к системным прерываниям (ввод с клавиатуры, вывод на дисплей). Типы команд ассемблера (арифметические, логические, команды перехода).

2. Методы сортировки и поиска данных в массивах и файлах. Оценки скорости.

3. Современные языки программирования (С, Java, Delphi, VB). Типы данных языка. Структура приложения.

4. Статическая и динамическая память, определение, область применения. Алгоритмы обработки очереди, списка, стека.

5. Основные компоненты в языках (С, Java, Delphi). Их свойства, методы, события. Реализация графики.

6. Внутренние средства Windows (API -функции ввода-вывода, обработки строк, управления окнами, работы с каталогами – их назначение и параметры). Графические библиотеки Windows – DirectX и OpenGL.

7. Понятия объектно-ориентированного программирования. Поля, свойства, методы, события. Область видимости. Пример класса.

8. Базы данных. Типы БД. Реляционные БД. Типы полей. Типы связей. Язык запросов SQL. Индексирование баз данных.

9. Создание Internet-приложений (на стороне клиента и сервера). Язык разметки гипертекста HTML. Специализированные инструменты (PHP). Создание Internet-приложений средствами языков С, Java, Delphi.

10. Основные элементы блок схем программирования, типовые блок схемы (ввода-вывода, исполнения команд, условного перехода; ветвящиеся программы, циклические программы, вложенные циклы).

11. Алгоритм быстрого преобразования Фурье (алгоритм прямого четырехточечного дискретного преобразования Фурье, алгоритм прямого четырехточечного быстрого преобразования Фурье, сравнение алгоритмов, количество операций сложения и умножения в зависимости от длины преобразуемого массива).

12. Алгоритм фильтрации линейных массивов с помощью операции свертки (алгоритм дискретной фильтрации четырехточечного массива, алгоритм быстрой фильтрации четырехточечного массива с помощью преобразования Фурье).
^ 2. Преддипломная практика.

2.1. Цели и задачи прохождения преддипломной практики.

Целью преддипломной практики является ознакомление студента с деятельностью предприятия и подготовка его к выполнению дипломных проектов (работ), а также к будущей производственной деятельности.

Задачами преддипломной практики являются:

  • изучение деятельности предприятия,

  • сбор, обобщение и анализ современных данных об использовании автоматизированных систем в производстве и бизнесе,

  • получение практических навыков работы на предприятии,

  • комплексное изучение и анализ объекта автоматизации, схема информационных потоков в соответствии с выбранной темой.

Предварительный выбор базы преддипломной практики студент осуществляет самостоятельно в установленные сроки с учетом мнения руководителя

Базами преддипломной практики могут быть любые предприятия и организации, дающие студенту возможность подготовиться к выполнению дипломного проекта (работы) в соответствии с выбранной темой.

Консультантом преддипломной практики является руководитель диплома, кроме того, может быть назначен консультант от предприятия или организации.
^ 2.2. Состав отчета о преддипломной практике.

В процессе прохождения преддипломной практики студент должен собрать материалы, отражающие объект автоматизации, познакомиться с его функционированием, свойствами, характеристиками, управлением и т.д. Также студент должен по указанию руководителя практики провести самостоятельный анализ работы предприятия или организации в зависимости от выбранной темы дипломного проекта (работы).

Во время прохождения практики дипломник оформляет дневник о прохождении преддипломной практики, в котором записывает даты и основные этапы работы.

Во время прохождения практики должна быть проделана аналитическая работа, подготовлена обзорная часть, определена актуальность выполнения проекта (работы), сформулированы цели и задачи дипломного проекта (работы), определено содержание. Результаты своей работы студент периодически, не реже одного раза в неделю, представляет руководителю дипломного проекта, ставит перед ним вопросы, требующие разъяснения, как по объему данных, так и по существу выполнения расчетов и сделанных выводов.

В процессе выполнения программы практики и аналитической части дипломного проекта (работы) студент должен исходить из того, что разрабатываемая им автоматизированная система должна иметь практическую ценность для данного предприятия или организации, содержать элементы научного исследования и включать решение определенных задач с помощью современных методов.
^ 3. Дипломное проектирование

Квалификационная работа может быть выполнена в двух видах: дипломный проект или дипломная работа.

Дипломный проект обязательно должен содержать действующий макет информационно-программного продукта, оформленный по ГОСТ ЕСПД в виде текстов прикладных программ, запросов и т.п. на алгоритмических языках соответствующего уровня. Дипломные проекты могут содержать в своем составе исследовательскую часть, если эти исследования требуются для обоснования принятых технических решений.

Дипломная работа исключительно посвящается научно-исследовательской тематике. Она должна подтвердить способность выпускника к выполнению экспериментально-исследовательской деятельности. Дипломная работа обязательно должна содержать реальные результаты исследований. Дипломная работа оформляется по ГОСТ на научную продукцию.
^ 3.1. Тематика дипломного проекта

Темы дипломных проектов определяются кафедрой информационных технологий.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта. Студент может предложить для дипломного проекта свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки, либо разрабатывать тему по заказу предприятия отрасли.

В соответствии с темой дипломного проекта студенту выдается задание (Приложение 2) на дипломный проект, составленное преподавателем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания работы.

Тематика дипломных проектов (работ) весьма разнообразна и отражает широкий спектр возможного использования средств вычислительной техники и АСУ в различных областях деятельности человека. Темы дипломных проектов посвящены разработке автоматизированных систем, обработки данных для типовых подсистем АСУ, модернизации уже внедренных систем при переводе процессов обработки данных и решения задач па новые технические средства, применению локальных вычислительных сетей, построению интегрированных АСУ. В современных условиях темы дипломных проектов могут быть связаны с автоматизацией отдельных видов деятельности человека в различных коммерческих структурах.

На основе применения ПЭВМ и адаптации известных пакетов прикладных программ разрабатываются подсистемы бухгалтерского учета в составе АСУП и подсистемы выполнения различных финансовых операций, создаются информационно-поисковые системы для решения задач определения спроса и. предложения на товары и услуги, по производству товаров и решению других актуальных задач для коммерческих структур. Актуальные и современные темы дипломных проектов связаны с разработкой АСУ для различных организационных систем, систем территориально-административного управления, для органов здравоохранения, налоговой инспекции, служб трудоустройства и многих других. Для этой группы объектов автоматизации разрабатываются базы и банки данных, автоматизированные системы для решения отдельных комплексов задач, связанных c существом работы организаций, а также интегрированных автоматизированных систем управления всей деятельностью организаций с включением в их состав автоматизированных систем принятия решений.

В названии темы дипломного проекта указывается подсистема АСУ (объект автоматизации) и задача в составе подсистемы, для которой должна быть осуществлена разработка постановки задачи, разработка алгоритма решения задачи на ЭВМ, написание программы решения задачи.

Тематика дипломных проектов может быть следующей:

  • проектирование функциональной системы, комплекса задач и отдельной задачи АСОИУ конкретного предприятия, объединения или отрасли;

  • проектирование функциональной системы, комплекса задач и отдельной задачи АСОИУ технологическим процессом или биотехническим комплексом по переработке биосырья;

  • проектирование информационного, программного, технического или математического обеспечения подсистем АСУ, САПР, АСУП, АС НИ;

  • проектирование экспертной системы маркетинга конкретной продукции;

  • проектирование системы управления базой знаний АСУП или АСУ ТП;

  • проектирование гибридных интеллектуальных систем для АСОИУ различного назначения.

В объеме определенного заданием предмета проектирования студент-дипломник должен рассмотреть и отразить в своей работе все стадии проектирования от предпроектного обследования объекта автоматизации до отладки программы решения задач АСУ на ЭВМ и организации работы пользователя в условиях АСУ.
^ 3.2. Структура и содержание дипломного проекта

Дипломный проект должен состоять из пояснительной записки (70-80 стр.) и графического материала.

По своей структуре пояснительная записка состоит из разделов:

1. Введение;

2. Общая часть;

3. Специальная часть;

4. Управление производственными и коммерческими операциями (для проектов);

5. Информационная технология безопасности (для проектов);

6. Заключение;

7. Список литературы;

8. Приложения.

Во введении обосновывается актуальность разрабатываемой темы.

В общей части дается характеристика предприятия, процесса управления или вида обеспечения и общая характеристика АС, к которой относится разрабатываемая в проекте задача. Проводится краткий анализ известных решений аналогичных задач по отечественным и зарубежным источникам. В конце общей части должна быть сформулирована постановка задачи, на разработку специальной части проекта.

Специальная часть проекта должна содержать:

- выбор и обоснование метода, инструментария и технологии решения поставленной задачи;

- концептуальную модель базы знаний и данных.

- концептуальная модель управления, организация и функциональная структура АС, перечень подсистем, состав и взаимосвязь задач проектируемой подсистемы;

- общая характеристика информационного, математического, программного и технического обеспечения.

- описание входной, нормативно-справочной и выходной информации;

- блок-схемы и описание алгоритма решения задачи;

- контрольной пример решения задачи на ЭВМ;

инструкцию пользователя; приложение (листинг программы).

В экономической части «Управление производственными и коммерческими операциями» решается практическая задача определения динамики бизнес-процессов.

В разделе «Информационная технология безопасности» должны быть разработаны решения по электромагнитной безопасности и защите информации.

Приложения могу содержать инструкцию пользователя и листинги программы.

Графический материал должен иллюстрировать основное содержание дипломного проекта и включать следующие чертежи:

1. Функциональная структура системы;

2. Схема проектируемой подсистемы или технологического процесса;

3. Концептуальная модель базы знаний и данных;

4. Экономико-математическая модель задачи;

5. Блок-схема алгоритма задачи;

6. Формы входных и выходных документов;

7. Результаты решения задачи (таблицы, графики и др.);

8. Технико-экономические показатели.
^ 3.3. Оформление дипломного проекта

Пояснительная записка к дипломному проекту должна в краткой и четкой форме отражать содержание выполненной студентом работы. Материалы в пояснительной записке должны быть расположены в следующей последовательности:

1. Титульный лист (Приложение 1);

2. Задание на дипломное проектирование (Приложение 2);

3. Аннотация (Приложение 3);

4. Содержание;

5. Введение;

6. Общая часть;

7. Специальная часть;

8. Управление производственными и коммерческими операциями;

9. Информационная технология безопасности;

9. Заключение;

10. Список литературы;

11. Приложения.

В пояснительную записку включается бланк задания на дипломное проектирование, который после оформления был получен студентом на кафедре в начале дипломного проектирования с необходимыми подписями.

В содержании приводятся наименования всех разделов и подразделов с указанием страниц. Все листы пояснительной записки должны быть пронумерованы последовательно (от титульного до последнего), включая все рисунки, схемы, таблицы, приложения. На титульном листе номер страницы не ставится, но он учитывается при общей нумерации.

Текст печатается на компьютере на листах формата А4. Размер шрифта 14 пунктов для текста. Для заголовков – крупнее. Обычный шрифт Times. Можно использовать и другие, но только имеющиеся в стандартной комплектации Windows. Поля страницы: левое – 30мм, правое – 15мм, верхнее – 20мм, нижнее – 20мм. Нумерация страниц – по центру в верхней части страницы на расстоянии 15мм от края листа. Межстрочный интервал – 1,5 интервала. Выравнивание текста – по ширине листа.

Текстовая часть должна быть дополнена иллюстрациями в виде структурных, функциональных и принципиальных схем, блок-схем алгоритмов и программ, графиками и др. Все иллюстрации должны именоваться рисунками, иметь сквозную нумерацию и название.

При использовании специфической терминологии необходимо привести список принятых терминов, который помещают перед списком литературы.

В тексте документов проекта числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности - словами, например: "Емкость внешней памяти не менее 20 Мбайт", "Информацию набирать два раза".

Буквенные обозначения математических и других величин в тексте должны соответствовать Государственным стандартам (СТ СЭВ 1052-78, ГОСТ 2.105-79, с.5).

Таблицы, включаемые в пояснительную записку, должны иметь нумерацию и заголовки.

Рисунки должны поясняться в тексте или подрисуночными надписями, располагаемыми рядом с номерами.

Рисунки следует располагать по ходу текста сразу после ссылки на них.

Цифровые данные по возможности сводятся в таблицы. При наличии нескольких таблиц они нумеруются. При ссылках слово "таблица" принято сокращать, например, "табл. 1.3".

Не допускается переписывание студентом в пояснительную записку каких-либо разделов из книг, журналов, интернет источников или отчетов.

В тексте должно соблюдаться единообразие терминов и обозначений, не допускается сокращение слов, кроме общепринятых.

В соответствии с Единой системой программной документации (ЕСПД) ГОСТ 19.402-78 (СТСЭВ 2092-80) «Описание программы» в дипломном проекте (работе) в разделе «Описание программного обеспечения задачи» должны быть указаны:

  • обозначение и наименование программы, программное обеспечение, необходимое для функционирования программы, языки программирования, на которых написана программа;

  • классы решаемых задач и (или) назначение программы и сведения о функциональных ограничениях на применение; приведена структура программы с описанием функций составных частей и связей между ними; связи программы с другими программами;

  • характер, организация и предварительная подготовка входных данных, формат, описание и способ кодирования входных данных; характер и организация выходных данных, формат, описание и способ кодирования выходных данных.

В соответствии с ЕСПД ГОСТ 19.5055-79 «Руководство оператора». Требования к содержанию и оформлению» в дипломном проекте в разделе «Инструкция пользователю» должны быть указаны:

  • сведения о назначении программы и информация, достаточная для понимания функций программы и ее эксплуатации;

  • условия, необходимые для выполнения программы (минимальной и (или) максимальный состав аппаратурных и программных средств и т.п.);

  • последовательность действий пользователя, обеспечивающих загрузку, запуск, выполнение и завершение программы, приведено описание функций, формата и возможных вариантов команд, с по мощью которых пользователь осуществляет загрузку и управляет выполнением программы, а также ответы программы на эти команды;

  • тексты сообщений, выдаваемых в ходе выполнения программы, описание их содержания и соответствующие действия пользователя (действия пользователя в случае сбоя, возможности повторного запуска программы и т.п.).

В списке литературы должны быть указаны все использованные источники и приведены следующие сведения:

а) для книг - фамилии и инициалы авторов, название, издательство, место и год выпуска;

б) для статей - фамилии и инициалы авторов, название статьи, журнала или сборника, год издания, том, номер, стр.;

в) для отчетов - название, организация, место и год выпуска. При ссылке в тексте на источник приводится порядковый номер использованной литературы, заключенный в квадратные скобки.

Ссылки на литературные источники приводятся в тексте в квадратных скобках, например, "[1]".

В приложения включаются распечатки программ, результаты решений задач на ЭВМ, таблицы с расчетами или экспериментальными данными. Все приложения должны быть пронумерованы и иметь наименования.

Пояснительная записка представляется в переплетенном виде.
^ 3.4. Организация выполнения дипломного проекта

Приказом ректора университета по представлению кафедры назначаются руководители дипломных проектов (работ) из числа профессоров и доцентов университета. Руководителями могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий, а также наиболее опытные преподаватели и научные работники университета.

Руководитель дипломного проекта (работы):

  • выдает задание на дипломный проект;

  • оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период дипломного проектирования;

  • рекомендует студенту необходимую литературу, справочные материалы, типовые проекты и другие информационные материалы;

  • проводит систематические, предусмотренные расписанием, беседы со студентами и дает им консультации;

  • проверяет выполнение работы;

  • дает отзыв на законченный дипломный проект.

По предложению руководителя дипломного проекта, в случае необходимости, кафедре предоставляется право приглашать консультантов по специальной части и отдельным разделам дипломного проекта.

Для выполнения дипломного проекта учебным планом предусматривается 15 недель, куда включено время на проверку проекта руководителем, консультантами, получение рецензии и защиту проекта на заседании Государственной аттестационной комиссии.

В процессе работы над проектом дипломник должен:

  • ознакомиться с литературными источниками;

  • изучить объект управления, производственную и административно-хозяйственную деятельность предприятия (организации, учреждения и т.п.);

  • разработать математическое, информационное и программное обеспечение определенных задач и принятия решения;

  • сформировать базу данных для проведения модельных расчетов и тестов;

  • разработать маркетинговое обоснование, мероприятия по технике безопасности;

  • оформить графический материал и пояснительную записку.

Консультации студентов-дипломников проводятся по расписанию. Расписание консультаций руководителей проектов утверждается заведующим выпускающей кафедрой.

Расписания должны предусматривать консультации не реже одного-двух раз в неделю.

Заведующий кафедрой или по его поручению руководитель дипломного проектирования организует 2-3 раза проверку (смотр) выполнения дипломных проектов и устанавливает процент их готовности. Даты смотров доводятся до сведения всех руководителей проектов и студентов и указываются в календарном плане работы над дипломным проектом.

При проверке обращается внимание на выполнение календарного плана, на объем и содержание расчетной, технологической и конструкторской частей, соблюдение требований ЕСКД и ЕСТД.

Консультанты проверяют соответствующие разделы дипломного проекта и ставят свою подпись на титульном листе проекта и специальной части.

Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю проекта. После просмотра руководитель подписывает проект (или не подписывает). Проект с письменным отзывом руководителя представляется на кафедру не позднее 3 дней до защиты.

Комиссия кафедры во главе с заведующим или руководителем дипломного проектирования знакомится с содержанием проекта, определяет степень его соответствия заданию и законченности. При этом комиссия заслушивает дипломника по отдельным разделам проекта или в целом по проекту и задает ему вопросы. На основании этого составляется акт предварительного просмотра дипломного проекта. При положительной оценке проект рекомендуется к защите. Заведующий кафедрой на титульном листе проекта делает запись о допуске его к защите.

В случае если комиссия или заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору.

Дипломный проект должен сопровождаться рецензией. Состав рецензентов подбирается из числа высококвалифицированных специалистов промышленных предприятий, КБ, НИИ, профиль работы которых соответствует тематике проектов, заведующим кафедрой и руководителем дипломного проектирования, обсуждается на заседании кафедры.

Содержание рецензии должно отражать существо вопросов, изложенных в письменном направлении. Общая оценка проекта дается по четырехбалльной системе.

После общей оценки проекта рецензент имеет право определять актуальность и полноту проекта.
^ 3.5. Защита дипломного проекта.

К защите студент должен подготовить доклад, содержащий основные результаты работы. Длительность доклада не должна превышать 10-12 минут. Отпечатанный доклад разрешается держать в руках на защите. Тем не менее, его нужно несколько раз прочесть вслух дома, с тем, чтобы чувствовать себя уверенно на защите и убедиться, что регламент соблюден.

Доклад на защите начинается со слов «Студент Петров к защите готов». Далее по разрешению комиссии делается доклад. В завершении произносится фраза «Доклад окончен».

^ Схематический пример доклада

Называется тема проекта. Темой дипломного проекта является “Разработка системы управления базой данных для отдела сбыта завода “Квант”.

^ Показывается актуальность работы. На заводе Квант до настоящего времени управление и анализ сбыта велся практически вручную. На компьютере печатались только накладные. Все это влекло привлечение большого числа конторских служащих для обслуживания работы отдела и не гарантировало оперативной и достоверной обработки заказов. Кроме того, здесь отсутствовал какой-либо оперативный анализ деятельности отдела и предприятия, что часто влекло к упущенной выгоде.

^ Что предлагается. После проведенного обследования объекта и разговоров с сотрудниками, нами была определена функциональность системы управления данными. Выяснилось, что она должна решать следующие задачи.

Учетные задачи:

1. Вести учет поступающих заявок на продукцию предприятия.

2. На основании заявок формировать портфель заказов в цеха завода и отслеживать их прохождение по подразделениям.

3. При готовности заказа формировать денежные и отгрузочные документы.

4. Отслеживать оплату заказчиком авансовых и окончательных платежей за продукт.

Аналитические задачи:

1. Формировать произвольные сводки по заказчикам, поставщикам сырья и состоянию заказов на любой период времени.

2. Выявлять тренды по видам продукции для формирования правильной экономической политики предприятия.

Все информация (включая диаграммы), при необходимости, должна быть выдана и на бумажном носителе.

В этом месте, возможно, следует иметь плакат 1, показывающий потоки данных в отделе.

^ Инструмент разработки. Поскольку система не предполагает работы с сотнями тысяч записей для разработки была выбрана реляционная СУБД Access. Система позволяет простыми средствами решить данную задачу. Ее установка на ПК не требует больших финансовых затрат. Фактически Access имеется на каждом компьютере, как часть пакета MS Office.

^ Структура данных. Для организации системы была разработана следующая структура базы данных (плакат 2). Система содержит 6 таблиц для хранения основных и вспомогательных (словарей) данных. Далее по плакату объясняется что для чего, в том числе и какие реляционные связи организованы между данными. На плакате 3 мною показана структура главных таблиц (по плакату 3 показываются основные поля таблиц и объясняется для чего они).

^ Интерфейс системы. Показываются плакаты 4 и 5 с несколькими основными экранами интерфейса пользователя. Объясняются для чего они. Если имеются средства защиты от сбоя человека (блокировка неверного ввода и неверного действия) и ПК (инструмент транзакций и резервного архивирования) о них нужно сказать. Если есть диаграммы их нужно показать.

^ Программный код. Использовался алгоритмический язык – Visual Basic for Application. Можно сказать, что код составил, например, около 2000 строк.

Раздел моделирования (здесь он одновременно и экономический раздел). В этом разделе была построена математическая модель, дающая некоторую возможность прогнозировать целесообразность выпуска того, или иного продукта на предприятии. Из плаката 6 мы видим, что, например, расширение выпуска станков будет экономически рентабельным, а ручного инструмента – нет.

Выводы. Таким образом, разработанная система позволяет автоматизировать обработку большого объема данных, освобождая сотрудников от рутинной работы и давая им возможность заниматься аналитическим трудом. При этом повышается культура производства и резко снижается число ошибок.

Защита дипломного проекта проводится на открытом заседании ГАК и происходит в следующем порядке:

1. Зачитывается справка декана факультета о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым проектам и производственным практикам за весь период обучения;

2. Зачитывается характеристика деятельности студента за время обучения в университете;

3. Доклад студента;

4. Ответы студента на вопросы членов ГАК;

5. Зачитывается отзыв руководителя дипломного проекта;

6. Зачитывается рецензия;

7. Ответы студента на замечания рецензента.

На защиту студент обязан представить диск с программой реализации решенной задачи, пояснительной запиской, презентацией и докладом.

Вопросы, задаваемые студенту членами ГАК, могут касаться деталей выполненного проекта, а также общетеоретических положений в пределах действующих учебных программ.

По требованию ГАК студент должен продемонстрировать решение задачи на ПЭВМ, установленной в зале защиты.

Студент, не допущенный к защите дипломного проекта, или получивший при защите оценку «Неудовлетворительно», отчисляется из университета с выдачей академической справки установленного образца. Ему предоставляется право защиты дипломного проекта в течение трех лет после окончания университета при представлении положительной характеристики с места работы.

Дипломный проект после защиты хранится в университете.

Приложение 1
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconМеждународная научная конференция «Современная онтология IV : Проблемы метода»
Кафедра философии Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, точной механики и оптики

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconПрограмма установлена. Для удобства работы с программой рекомендуется...
Как работать с системой quik. Краткая инструкция Как работать с системой quik. Краткая инструкция 1

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconОбъектно-ориентированное программирование
Курсовая работа по специальности 230201 «Информационные системы и технологии»: М. 2012 г., Мирэа, факультет Информационных технологий,...

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconНовосибирского государственного университета высший колледж информатики...
Темой данного дипломного проекта является разработка программного ядра и клиентской части системы управления базами данных

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconКонтрольная работа не является рефератом или распечаткой материалов...
Интернет и использованию информационных технологий для поиска и обработки информации

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconБурное развитие информационных технологий оказало существенное влияние...
Сегодня влияние информационных технологий на банковский бизнес увеличилось настолько, что автоматизация, подобно финансовой политике...

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconТема : «Достижение устойчивых изменений в работе школы по применению...
Необходим качественно усовершенствованный и активный переход на новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных...

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconКраткая инструкция по эксплуатации спутникового телефона системы...
Краткая инструкция по эксплуатации спутникового телефона системы Иридиум Motorola 9505A

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconИспользование современных информационных технологий в образовательном...
Чества образования. Внедрение информационных технологий в учебный процесс призвана повысить эффективность проведения урока, освободить...

Кафедра информационных технологий Краткая инструкция iconМетодические указания к выполнению дипломного проекта для студентов...
Методические указания разработаны в соответствии со стандартом бнту по дипломному проектированию и отражают специфику специальностей...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница