«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания»




Скачать 312.59 Kb.
Название«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания»
страница1/3
Дата публикации23.06.2013
Размер312.59 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров


Исследовательский проект на тему:
«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания»

Выполнил: Амачиев Абдурахман Юсупович

учитель обществознания первой квалификационной категории МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа имени Ш.Т.Амачиева» Хасавюртовского района РД

2013г

Оглавление:
Введение.

        1. Универсальные учебные действия в системе современного образования.

    1. Разновидности и характеристика универсальных учебных действий.

    2. Значение универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций.

        1. Методика формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания.

Заключение.

Список литературы.

Введение
Актуальность темы.

Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники, высокими темпами обновления знаний. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Кроме того, как отмечают многие специалисты, большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям1.

Поэтому актуальной является сегодня проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать», развить у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования признается формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих школьникам компетенцию “научить учиться”, способность к саморазвитию и самосовершенствованию2. Соответственно стали актуальными проблемы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) на учебных и внеклассных занятиях. С принятием федеральных государственных стандартов образования второго поколения возрос интерес к данной теме, увеличилось количество работ, посвященных изучению УУД, методике их формирования на разных уроках.

^ Цель проекта: изучить особенности формирования, развития и применения УУД на примере уроков обществознания и в системе обучения на основе ФГОС.

Задачи:

- изучить УУД с целью использования на различных этапах уроков обществознания;

- изучить приемы и методы формирования УУД.

^ Объект исследования: универсальные учебные действия.

Предмет исследования: методические приемы и средства формирования УУД на уроках обществознания.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- теоретический анализ научной литературы;

- обобщение передового педагогического опыта;

- эксперимент.



        1. ^ Универсальные учебные действия в системе современного образования.




    1. Разновидности и характеристика универсальных учебных действий.


Одной из важнейших задач современной системы образования согласно стандартам является «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Что же такое универсальные учебные действия?

В литературе можно встретить два подхода к определению УУД.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» понимается, как умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Карабанова О.А., доктор психологических наук, дает такое понятие: «универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению»3.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Разработчики стандартов признают, что близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Отечественные дидакты (Ю.К. Бабанский, В.М. Коротов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Лошкаревай, В.Ф. Паламарчук, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Л.М. Фридман) в конце XX века пытались определить содержание общеучебных умений; искали общее основание для их классификации и проводили различную группировку; устанавливали специфические особенности отдельных групп умений; выявляли динамику развития каждой группы умений; определяли роль конкретных предметов в совершенствовании общеучебных умений. Однако следует отметить, разработанные в 70-80-е годы классификации общеучебных умений были сориентированы в основном на учебные программы того времени. Данным классификациям характерно отсутствие обоснованного основания для классификации общеучебных умений, недостаточная конкретность и операционность представления каждого умения; неясность требований к уровню их сформированности4.

В составе основных видов универсальных учебных действий, в основном, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

       Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

       Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации5.

Однако не все исследователи признают такую классификацию УУД корректной. В качестве альтернативы предлагается классификация общеучебных умений, разработанная Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым. В этой классификации общеучебные умения распределены следующим образом: учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические умения.

Учебно-управленческие умения — это общеучебные умения, которые обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. Динамика учебно-управленческих умений отражает развитие самостоятельности учащихся в процессе учения, т. е. переход учащихся от системы внешнего управления к самоуправлению. При этом функция учителя по передаче знаний уменьшается, а доля самостоятельности учеников соответственно растёт. Идеальный результат обучения — когда ученик может самостоятельно ставить учебные задачи, находить способы их решения, организовывать себя на их осуществление, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности.

Учебно-информационные умения. В качестве основания для группировки учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. На основании этого в классификации представлены три группы учебно-информационных умений: «умения работать с письменными текстами», «умения работать с устными текстами», «умения работать с реальными объектами как источниками информации».

Таким образом, учебно-информационные умения — это общеучебные умения, которые обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Учебно-логические умения — это общеучебные умения, которые обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач6.



    1. ^ Значение универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций.


Универсальные учебные действия направлены на решение важных практических задач. Они признаются фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные действия:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Они создают условия развития личности и ее самореализации, формируют компетенции.

Компетенция рассматривается, как способность личности справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы; как общая способность и готовность личности использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности, реализовывать их в переменчивых условиях современной рыночной экономики. Другими словами, компетенция – это «знание в действии».

Цель развития ключевых компетенций: подготовка к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию7.

В рамках компетентностного подхода, как правило, определяются следующие виды компетенций: ключевые, базовые и функциональные. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места. Ключевые компетенции носят наиболее общий характер, универсальны и применимы в разных производственных и жизненных ситуациях. В тоже время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в т.ч. и личной жизни. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Ключевые компетенции – это целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

В европейских странах выделяют следующий примерный перечень ключевых компетенций:

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

А.В. Хуторской утверждает, что ключевые компетенции относятся к общему метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. К ключевым компетенциям ученый относит:

- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;

- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам8.

Итак, под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. Они, как и универсальные учебные действия надпредметны.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Цель Программы формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
...

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconОсновной образовательной программы программа формирования универсальных...
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 39-58

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 30

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» icon4 Информационно-коммуникационные технологии инструментарий универсальных...
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности...

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconУспешность овладения читательской деятельностью как фактор формирования...

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconСогласовано
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconПрограммы отдельных учебных предметов, курсов русский язык пояснительная записка
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий

«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания» iconЛитература как предмет
Мастер-класс по формированию личностных универсальных учебных действий на уроках литературы в 9 классе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница