Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год




НазваниеМетодический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год
страница1/2
Дата публикации08.12.2013
Размер271 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Информатика > Конкурс
  1   2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Ивановский детский сад

общеразвивающего вида 2 категории

Шарьинского муниципального района Костромской области

157541, Костромская область, Шарьинский район, с.Рождественское, ул.Коммунальная,д.5

Телефон: (49449) 4-12-84; эл. почта: schatrovaosad@mail.ru

 Методический конкурс педагогов образовательных учреждений

Костромской области

Индивидуальная образовательная программа

по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год.

Разработала:

Воспитатель 1 младшей группы

^ Воробьева Н.В.


2013 год

Актуальность программы
В настоящее время очень часто встречается такая проблема, как – неумение ребенка общаться со сверстниками. В наш век компьютерных технологий, дети с раннего возраста поглощены различными мультфильмами, компьютерными играми, рекламными роликами и прочим. Значительную часть времени они проводят у экрана телевизора или компьютера, а на прогулки во дворе, кино, цирк, зоопарк и просто «живое» общение с друзьями практически нет времени. Да ещё и занятость родителей не позволяет разнообразить досуг ребенка. Отсюда и неумение детей быть вежливыми, добрыми, открытыми, общительными, где их этому научат? Конечно же, в детском саду или в школе. Основная роль в воспитании подрастающего поколения ложится на плечи педагогов. И вот они-то и сталкиваются со множеством проблем в области воспитания полноценной, гармоничной личности ребенка.

Одна из типичных проблем – слаборазвитая речь малыша и неумение общаться с окружающими детьми.

Данная программа была составлена мною с целью развития коммуникабельности очень «забитого» мальчика.

Суть проблемы в невозможности родителей заниматься с ребенком, в недостаточном общении со сверстниками, так как ребенок воспитывается в православной семье. Верующие родители никого не допускают в свой тесный мирок и ребенок общается с детьми только в детском саду. Поэтому, когда ребенок пришёл в детский сад, он вообще ни слова не говорил, лишь кивал головой. Спустя пять месяцев он стал понемногу доверять воспитателю и отвечать односложно да или нет. А ещё через месяц начал говорить и другие слова. Но речь не ясная.

Я, как педагог, считаю своим долгом заняться развитием речи данного ребенка, найти контакт не только с ним, но с его семьёй, чтобы сделать мальчика полноценным членом общества.

В своей работе я буду опираться на полученные мною знания в области педагогики и психологии детей раннего возраста, умение найти подход к любому человеку и расположить его к себе, ну и, конечно же, на создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в детском коллективе и с семьёй мальчика. Ведь у нас одна общая цель – помочь ребенку выжить в этом мире, а это нереально без умения правильно и четко говорить, общаться с окружающими людьми, быть «частью целого». Актуальность проблемы – на лицо, и необходимость её исправления очевидна, поэтому представляю вам мою «индивидуальную образовательную программу по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста».
Психолого-педагогический портрет воспитанника ясельной группы.

1. А.Д. 03.09.2009г. Возраст-2 года 7 месяцев. Пол - мужской.

2. Данные о здоровье ребенка.

-Группа здоровья - основная.

  • -Основные сложности и вероятные причины их появления.

Ребенок часто болеет простудными заболеваниями. Родители отказываются от профилактических

прививок.

Во время беременности была угроза выкидыша, но ребенка спасли.

  • ^ Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

На учете у специалистов не состоят.

3. Характеристика социальной ситуации развития.

Мама 22 года, образование-среднее, домохозяйка.

Папа 25 лет, образование – среднее, помощник составителя поездов.

Семья благополучная, родители уважают и любят друг друга и детей. Недавно родилась еще дочка-2 месяца. Семья православная, верующая, соблюдающая все церковные каноны.

В доме всегда спокойная, доброжелательная атмосфера. Конфликты в семье отсутствуют.

Посторонних здесь не любят, берегут свой маленький мирок.

  • ^ Домашние обязанности, требования со стороны взрослых.

Основные требования родителей:

уважение к отцу и матери, вера в бога, послушание, доброта, щедрость.

Ребенка заставляют убирать за собой игрушки, помогать маме по мере возможностей (принести-унести какую - нибудь вещь, «помочь» мыть посуду), не брать вещи взрослых без спроса.

  • ^ Бытовые условия жизни.

Семья обеспеченная, среднего достатка, несмотря на то, что только папа работает. Имеется своя квартира, машина, земельный участок. В доме есть вся бытовая техника, современная мебель, игрушки; чистота и порядок.

4. Особенности воспитания ребенка в учреждении.

  • ^ Возраст, в котором ребенок был отдан в детский сад, особенности адаптации.

Впервые ребенок пришёл в детский сад в возрасте 2 года 1 месяц. Мальчик сразу же остался без слёз. Внимательно слушал воспитателя, присматривался к ребятам, знакомился с новой обстановкой, игрушками. Продолжительное время ребенок был обособлен, играл всегда один, не стремился к совместным играм. Хотя дома ребенок разговаривает целыми предложениями, в саду он не произносил ни слова. На все вопросы воспитателя изредка отвечал да или нет. Но все просьбы выполнял:

Сам ходил на горшок, раздевался и одевался, кушал; спал не долго, тревожно, просыпаясь плакал.

  • ^ Дополнительное образование, которое получает ребенок.

Приобщение к православной вере осуществляют родители мальчика. В детском саду, помимо общей образовательной программы, мы работаем по программе «Мир - прекрасное творение», в основе которой лежит духовно-нравственное воспитание детей.

5. Уровень социального развития.

  • Реальное положение ребенка в группе сверстников.

Нейтральная позиция.

  • Характер взаимоотношений со сверстниками.

Постепенно ребенок стал играть с другими детьми: он присоединяется к сюжетно-ролевым играм, иногда может сам затеять строительство и дети присоединяются к нему. В целом можно сказать, что ребенок адаптировался к новой среде, если бы ни одно но… Об этом позже.

  • ^ Роль ребенка в совместной деятельности, степень активности, проявление инициативы.

Во время совместной деятельности ребенок спокоен, внимательно слушает воспитателя, но безинициативен. Слабо развита мелкая моторика пальцев рук – у ребенка не получается лепить, с трудом дается рисование. На занятиях ребенок молчит. Для него характерна выжидательная позиция: он полностью надеется на воспитателя, его подсказку, помощь.

  • ^ Типичные конфликты и их частота.

Ребенок не затевает конфликты сам, но зачастую его обижают другие дети (толкают, отнимают игрушки). В таких ситуациях он начинает плакать, жалуется воспитателю, ища помощи и защиты. В последнее время ребенок делает попытки дать сдачи. Несомненно – это влияние новой среды.

  • ^ Реакция ребенка на наказания и поощрения со стороны взрослых.

В детском саду ещё не было случая, чтобы было за что наказать или отругать мальчика. Дома, если его ставят в угол. Он прячется под детскую кроватку, плачет, обижается на родителей. Похвалу, поощрение воспринимает с особой радостью, благодарит.

6. Уровень психологического развития.

  • Общий эмоциональный фон.

Ребенок всегда спокоен, уравновешен, настроен на позитив, доверчив, улыбается при виде воспитателя. Незнакомых людей смущается, прячется, очень застенчив.

  • ^ Степень развития психических процессов.

Восприятие стало более осмысленным, целенаправленным. Память развивается постепенно: дома ребенок пересказывает все события прошедшего в саду дня, но ещё не способен выучить стихотворение или песню. Очень внимателен. Ведь это его особенность – наблюдать и присматриваться, так и на занятиях он всегда внимателен. Лучше всех владеет знанием форм предметов и цветов. Очень хорошо мыслит логически. Успешен в настольных дидактических играх и конструировании. Воображение слабо развито. Может быть из-за недостаточности общения со сверстниками, частого нахождения дома, где ребенок не развивается творчески.

  • ^ Степень развития речи.

Ребенок говорит целыми предложениями, связно, умело выражая свои мысли, но только дома. В саду он говорит совсем мало, стесняется.

  • Основные качества личности, проявляемые у ребенка.

Мальчик уравновешен, серьёзен, усидчив, внимателен, доброжелателен, ответственен, стеснителен, любознателен, изредка шаловлив.

  • ^ Особенности личности, осложняющие развитие.

Замкнутость и застенчивость не позволяют ребенку раскрыться в обществе, проявить себя творчески. Неумение постоять за себя осложняет ему жизнь в коллективе. Нежелание общаться, используя речь, затрудняет интеллектуальное развитие ребенка. Тревожность, свойственная ему, из-за боязни потерять маму.

7. Характеристика поведения и деятельности ребенка.

  • ^ Мотивация к деятельности.

Основным мотивом, побуждающим ребенка к деятельности, является разнообразие используемых воспитателем форм и методов работы, художественных приёмов, умение заинтересовать детей. Внутренние мотивы, побуждающие ребенка к деятельности – сюрпризный момент, похвала, ожидание награды, поощрения.

  • ^ Темп деятельности.

Ребенок не торопится что-либо делать, рассудителен, старается довести дело до конца.

  • Уровень утомляемости.

Если занятие ребенку по душе, он может действовать достаточно долго, не чувствуя усталости. В тихий час спит недолго, после чего снова готов к игре.

  • Уровень самостоятельности.

Мальчик достаточно самостоятелен в плане самообслуживания, в остальном полностью зависит от взрослых.

  • ^ Любимые занятия и игры.

Ребенок любит играть в машинки, слушать сказки, смотреть мультфильмы, играть в песочнице, «путешествовать на автомобиле, поезде», конструировать, играть в настольные игры, участвовать в сюжетно-ролевой игре с куклами (чаепитие, укладывание спать).

  • ^ Особенности игровой деятельности.

Ребенок любит подвижные игры, в них он раскован, непосредственен. Подолгу может нянчится с куклами. Он внимателен и точен во время дидактических игр.

  • Специальные умения, которыми обладает ребенок.

На данный момент таковых не выявлено.

  • ^ Трудности в поведении.

Застенчивость и замкнутость, недоверие к окружающему миру и людям (особенность семейного воспитания) мешают ребенку раскрыться как личности, быть активным, смелым, решительным. В некоторых случаях ребенок не идёт на контакт со взрослыми.

8. Какие ещё моменты в развитии ребенка родители считают существенными.

Родители беспокоятся о том, что ребенок недостаточно интеллектуально развит, малообщителен, не может постоять за себя, тогда как дома всё наоборот. Осложняет ситуацию и рождение маленькой сестрёнки. Ему недостаточно внимания со стороны мамы, и он ищет способ его заполучить. Капризничает, плачет. Для родителей главное, чтобы ребенок был верующим, неиспорченным внешним миром.

9. Наиболее актуальные трудности в развитии ребенка.

Замкнутость. Причины:

  • Семейное воспитание

  • Неуверенность в себе

  • Неимение друзей

  • Недостаточность навыков поведения в коллективе

  • Неумение общаться с посторонними людьми.

Недостаточность интеллектуального развития. Причины:

  • Нехватка времени у мамы для занятий с ребенком

  • Наследственность по линии отца

  • Частые простудные заболевания и редкое посещение детского сада

  • Наличие других моральных ценностей, которым уделяется больше внимания в семье

  • Недостаток времени у воспитателя для постоянной индивидуальной работы с ребенком.

10. Рекомендации.

  • Родителям нужно заниматься с ребенком дома дополнительно, сотрудничая с воспитателем.

  • Педагог должен больше уделять внимания общению ребенка со сверстниками.

  • Необходимы индивидуальные занятия педагога с воспитуемым при любой возможности.

  • Родителям нужно расширить круг общения ребенка.

  • Воспитатель должен попробовать развить у ребенка чувство уверенности в своих силах, чаще хвалить, поощрять за малейшие успехи.

  • Педагог обязан разработать программу индивидуальной работы по развитию речи ребенка и его коммуникабельности.

  • Воспитатель должен тесно сотрудничать с семьёй на благо развития ребенка.




^ Цель программы:


Создать условия

деятельность педагога

для развития коммуникабельности

ожидаемый результат

у ребенка раннего возраста,

характеристика субъекта

в ходе индивидуальной работы в течение года

специфические условия деятельности

Задачи:

  1. Диагностировать уровень развития речи у ребенка в начале реализации программы.

  2. Создать условия для непринужденного общения педагога с ребенком.

  3. Обеспечить включение ребенка в коммуникативную деятельность.

  4. Использовать различные ресурсы для оптимального достижения цели программы.

  5. Наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка и посещение ребенка на дому.

  6. Создать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.

  7. Вовлекать ребенка в активную жизнь коллектива.

  8. Диагностировать достижения в развитии речи ребенка в конце каждого месяца.

  9. Оценивать качество работы исходя из независимой экспертизы коллег и заведующей ДОУ.

  10. Взаимодействовать с родителями ребенка в выполнении домашних творческих заданий.

  11. Создать благоприятный микроклимат в детском коллективе для общения с ранее замкнутым ребенком, дабы он мог почувствовать себя «частью целого»

  12. Повысить уровень развития речи ребенка и возможности полноценного общения с окружающими людьми, характерными для раннего возраста к концу 2012г.


^ Содержание программы

В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза.

На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев (1961) выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.

Первый – это период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде.

Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения ( 1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.

Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:

  1. предложение – наименование предмета типа назывного (дядя, папа);

  2. предложение – обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);

  3. предложение, выражаемое каким- либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).

А. Н. Гвоздев (1961) отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А. А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка ( 1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми..., мами..., мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).

Второй период в овладении грамматикой – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Например:

Где моя мама? Почему слон живет в лесу? Я сегодня купила в магазине для Кати не зеленые, не синие, не желтые, а прямо красные туфельки! (из дневника А. Д. Салаховой).

На первом этапе развития речь ребенка ситуативная. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего (80 %, по данным Т. Слава-Казаку) протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.

Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком.

По данным А. А. Люблянской (1971), особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К. И. Чуковский (1983) собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике.

Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.
Объектом работы является один ребенок. Индивидуальная работа включает в себя четыре этапа. Для каждого из этапов характерна диагностическая деятельность, коррекционная деятельность и развивающая деятельность.
Первый этап – обследование речи ребенка

  • Диагностика

  • Проговаривание за воспитателем отдельных звуков - а, - о, - б, - в и др.

  • Понимание слов (речевой слух)

  • Рассматривание картинок вместе с воспитателем

  • Звукоподражание животным

  • Работа с родителями

  • Диагностика.


Второй этап – индивидуальная работа по звукопроизведению.

  • Диагностика

  • Чтение художественных произведений, требующих проговаривания звукосочетаний

( «Наши уточки с утра кря-кря-кря»)

  • Коллективная работа в игровой деятельности

  • Предметное манипулирование

  • Работа по рассматриванию иллюстраций

  • Работа с родителями

  • Диагностика



Третий этап – проговаривание отдельных слов.

  • Диагностика

  • Повторение за воспитателем отдельных слов (кошка, мишка, катя)

  • Работа с предметно-развивающей средой

  • Развитие диалогической речи

  • Коллективно-игровая деятельность

  • Совместное рассматривание книг, иллюстраций

  • Работа с родителями

  • Диагностика


Четвертый этап – проговаривание словосочетаний и простых предложений

  • Диагностика

  • Использование комплекса картинок и работа с картинками (Катя спит, катя кушает, катя читает, умывается и др.)

  • Разучивание потешек, чтение авторских сказок

  • Проговаривание простых предложений (я сплю, я сам и т.д.)

  • Работа с родителями

  • Диагностика


В ходе индивидуальной работы мною используются следующие методы:

Наглядный

Слуховой

Действенный

Стимуляция проговаривания слов в игре.

Особо важной задачей является раскрепощение ребенка в коллективе, желание общаться с посторонними людьми, участие в коллективных играх, быть активным при совместной деятельности, проявлять себя, как творческую личность.

Для осуществления данной задачи мною был налажен тесный контакт и взаимодействие с семьёй ребенка, в результате которого мне удалось убедить родителей в необходимости преобразований не только его речи, но и общего развития.

В детском коллективе я пытаюсь создать доброжелательную дружескую атмосферу, чтобы у ребенка возникло желание включиться в игру с другими детьми. Так же использую в индивидуальной работе различные технические средства – показ слайдов, просмотр мультфильмов, музыкальные паузы, работа на компьютере.
К концу осуществления данной программы ребенок должен научиться говорить целыми, связными предложениями, способным полноценно общаться со
сверстниками и окружающими людьми, не замыкаясь в себе.
В группе 15 человек, индивидуальная работа проводится ежедневно с подгруппами по 3 ребенка. С Арсением индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconОбластной методический конкурс педагогов образовательных учреждений...
Областной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconОбластной методический конкурс педагогов образовательных учреждений...
Областной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconОбластной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области
Великой Оте­чественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя неза­висимости, свободы и общественных идеалов: миллионы...

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconКонкурс методических разработок педагогов образовательных учреждений...
Региональный конкурс методических разработок педагогов образовательных учреждений

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconОтчет о реализации программы развития муниципальной системы образования...
Формирование нормативных актов (внесение изменений в нормативные акты), регулирующих стимулирование руководителей образовательных...

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconОтчет о реализации программы развития муниципальной системы образования...
Формирование нормативных актов (внесение изменений в нормативные акты), регулирующих стимулирование руководителей образовательных...

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных...

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconКонсультация для педагогов
Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Авторы: Н. Авдеева, О. Князева,...

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс
...

Методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Индивидуальная образовательная программа по развитию коммуникабельности у ребенка раннего возраста на 1 год iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница