Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования




НазваниеУрока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования
страница1/8
Дата публикации19.06.2013
Размер1.13 Mb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Анализ урока с позиции ИКТ-использования

ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная:

  • знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т.п., более мелкие по планам изложения)

  • умения:

    • специальные (решение задач, проведение, измерений и т.п.)

    • общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т.п.

  • навык — это умение доведенное до автоматизма 

2. Воспитательная:

  • нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.

  • потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение

 3. Развивающая:

  • развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)и потребностей- мотивационной области.

  • Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента. 

^ ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование , включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
^ Карта описания уровня использования средств ИКТ в учебном процессе

Уровень готовности к использованию ИКТ

Краткая характеристика уровня

Возможные требования к уровню в условиях ОУ

ИКТ- осведомлённость

Низшая ступень сведений об ИКТ

Использования ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма. Подготовка с помощью ИКТ дидактических материалов для урока.

ИКТ-грамотность

Использование ИКТ на уровне демонстрации

( презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формируется запрос в привязке к конкретной теме занятия.

Проектирование заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернете.

ИКТ-компетентность

Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся ( например, тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют электронные таблицы и др. специальные программы для проведения эксперимента, обработки статистических данных. Умеют искать информацию в Интернете (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети) . Участвуют в сетевых сообществах

Интегрированное использование ИКТ и современных образовательных технологий: интегрированные уроки, проектная деятельность учащихся на основе ИКТ. Использование ИКТ во внеурочной деятельности: классные часы, родительские собрания.

Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.

Информационная культура

Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте. Разработали свои Эл. Учебники, сетевые проекты

Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента, например, в области влияния ИКТ на эффективность обучения по предмету.


^ Аспекты анализа открытых уроков русского языка и литературы, показанных учителями ГОУ гимназия № 32

в ходе работы семинара

«ИКТ на уроках русского языка и литературы»

учителей-словесников

Василеостровского района

25 ноября 2008 г.

п\п

Аспект обсуждения урока на семинаре

Степень проявления

высокая

средняя

низкая



Объем использования ИКТ на уроке













Новизна предложенных форм использования ИКТ













Разнообразие форм использования ИКТ













Целесообразность обращения к ИКТ












Положительное влияние ИКТ на темп урока












Влияние ИКТ на эффективность обучения, т.е. на

    • Получение знаний













    • Формирование умений













    • Появление и закрепление навыков












^ Проявление ИКТ как средства формирование компетенций учащихся

(речевой, информационной, коммуникативной и др.)













^ Влияние на оптимальную для процесса обучения организацию работы класса













^ Влияние ИКТ на формирование познавательного интереса учащихся













^ Возможность учитывать индивидуальные особенности ученика











Анкета

участника работы семинара

«Реализация программы информатизации МОУ «АСОШ №49. Проблемы. Перспективы»»


  1. Актуальна ли тема семинара?


ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ

  1. Реализованы ли в ходе семинара его цели?




Цели

Безусловно

В основном

Не

достигнута

Расширение знаний учителей о содержании и методических возможностях ИКТ










^ Знакомство с приемами и методами преподавательской и воспитательной деятельности учителей по применению ИКТ










^ Формирование собственной принципиальной позиции по целесообразности применения ИКТ в процессе преподавания и воспитания учащихся.













  1. ^ Что из предложенного на семинаре Вы будете использовать в дальнейшей

работе?

__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________


  1. Самые яркие впечатления, полученные на семинаре:________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Ваши пожелания и предложения о темах и формах проведения следующих семинаров :______________________________________________________________
    _________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________



^ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Методика использования ИКТ во время занятий

 

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на восприятие ребёнком окружающего мира. Существенно меняется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются его любимые герои и увлечения.

Школа – часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому необходимо научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные потоки информации. Очень важно организовать образовательную деятельность так, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, смог проявить себя во время урока и во внеурочной деятельности, видел плоды своего труда и мог их оценить.

При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении нового знания), закреплении, повторении, контроле ЗУН. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог, что и составляет особенность методик компьютерного обучения. При этом компьютер выполняет следующие функции:

 

  1. В функции учителя:

  • источник учебной информации,

  • наглядное пособие,

  • тренажёр,

  • средство диагностики и контроля.

 

  1. В функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки тестов, их хранение,

  • графический редактор,

  • средство подготовки выступлений,

  • вычислительная машина.

Дидактические возможности информационных технологий:

  • выдавать большой объём информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

  • индивидуализировать обучение;

  • интенсифицировать самостоятельную работу учащихся;

  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование ЦОР;

  • мультимедиа-система позволяет представить обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;

  • повышать познавательную активность и мотивацию усвоения знаний за счёт разнообразия форм работы (в том числе игровых моментов);

  • интегрировать обычный урок с компьютером, что позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая процесс обучения более разнообразным, интенсивным (процесс записи определений, выведенный на экране и т.д.);

  • данный метод обучения помогает учителям лучше оценить способности и знания ребёнка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера;

  • применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать, при этом есть возможность выбора уровня трудности заданий для каждого учащегося;

  • для ученика важно, что сразу после выполнения теста (когда информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.

  •  

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

 

1.                  Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов).

Очень важно, что учащиеся не просто пассивные поглотители информации. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых), тема которых может быть связана с учебными дисциплинами, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Кроме того, защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Создание мультимедийного проекта – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.

 

2.                  Урок проходит с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди).

Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию.

 

3.                  Урок, интегрированный с информатикой (3-4 классы).

Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, таблиц, учить выполнять проектные работы, учить красиво и грамотно оформлять тексты, в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт использования ПК.

Могут проводиться интегрированные уроки информатика – ИЗО - литература (например, оформление сборника сказок).

Неограниченные возможности использования информационных технологий предоставляет и внеурочная деятельность. Один из активных методов – деловая игра, использующая имитацию реального изучаемого объекта для создания у учащихся наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Именно деловая игра позволяет:

 

        имитировать объект,

        различать ролевые цели при выборе решений,

        достигать общую цель всем игровым коллективом,

        реализовать в процессе игры «цепочку решений»,

        иметь многовариантность решений

Это лишь некоторые из возможностей, которыми можно пользоваться в учебной деятельности. Сложно представить, сколько ещё интересного можно узнать, заинтересовавшись использованием информационных

Тема образовательного мероприятия …………………………………………

Цель урока: …………………………………………

Какой объект ИКТ использовался (выбрать из перечня):

  • конвекционный ЦОР:

    • рисунки

    • фоторепродукции картин, памятников архитектуры и скульптуры;

    • фотопортреты;

    • фотоизображения окружающего мира;

    • таблицы (разъяснительные, сравнительные, обобщающие);

    • схемы; диаграммы; графики; карты;

    • интерактивные таблицы, рисунки, карты, схемы;

    • тексты определения понятий, процессов, явлений;

    • математические, химические формулы;

    • математические, химические уравнения;

    • текстовые комментарии к описываемому процессу, явлению;

    • текст, дублирующий содержание учебника;

    • текст, дополняющий содержание учебника;

    • фрагменты из литературных произведений;

    • критические статьи; исторические документы

    • анимации процессов, анимации природных явлений, событий, социальных явлений,

    • аудиолекция; речевые фрагменты персоналий;

    • видеофрагменты,

    • аудиовидеофрагменты явлений, процессов, событий;

    • ………………………………………………………………………

  • программированный ЦОР:

    • модели процессов;

    • модели природных явлений;

    • модели лабораторных работ;

    • модели экспериментов;

    • интерактивные практические задания.

    • …………………………………………………………………

  • проблемный ЦОР:

    • интерактивная моделируемая среда

  • комбинированный ЦОР

Какие методы использовались при организации работы со средствами ИКТ?

  • объяснительно-иллюстративные методы (изложение содержания с помощью демонстрации отдельных объектов ЦОР в качестве наглядно-звуковой опоры или их набора в виде презентаций);

  • репродуктивные методы;

  • методы проблемного обучения

    • Что стало источником проблемы:

      • противоречие между известным и неизвестным;

      • между знаниями и опытом ребенка;

      • между сложностью познавательной задачи и наличием способа ее решения;

      • между познавательными потребностями и возможностями их реализации

      • …………………………………………………………………………………………………

  • частично-поисковые методы (поиск информации по определенной проблеме в материалах ЦОР)

    • Что стало источником проблемы:

      • противоречие между известным и неизвестным;

      • между знаниями и опытом ребенка;

      • между сложностью познавательной задачи и наличием способа ее решения;

      • между познавательными потребностями и возможностями их реализации

      • …………………………………………………………………………………………………

  • эвристические методы (творческое переосмысление собственного опыта, обобщение собранной информации с применением ИКТ);

  • исследовательские методы;

  • практические методы (самостоятельной работы и работы под руководством учителя);

  • методы контроля за усвоением изученного материала;

  • ………………………………………………………………………………………………………

Что делают учащиеся во время/после использования средств ИКТ?

  • воспринимают, запоминают, распознают, называют, выбирают объекты среди ряда подобных;

  • объясняют, преобразовывают, узнают, сравнивают, перечисляют факты, события, явления…;

  • применяют, вычисляют, изменяют, выбирают, приводят примеры, классифицируют, демонстрируют знания, проводят эксперимент, представляют результаты эксперимента, иллюстрируют, интерпретируют, соотносят, показывают, используют …;

  • анализируют, оценивают, группируют, сравнивают, противопоставляют, разделяют, объясняют результаты эксперимента, упорядочивают, выбирают, различают, организовывают, проверяют….;

  • обобщают, формулируют по иному, составляют, разрабатывают, обобщают, объединяют, модифицируют, планируют, предлагают, перегруппируют, устанавливают, заменяют, критикуют, проверяют, осуществляют поиск аргументов, методов…;

  • доказывают, генерируют, дискутируют, используя критерии, делают выводы, убеждают, обосновывают, предсказывают, ранжируют, рекомендуют, проверяют, оценивают, создают

  • …………………………………………………………………………………………………

Форма организации учебного процесса во время/после использования средств ИКТ:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная

  • ……………………………………………………………………………………………………

Кем формулируются цели использования средств ИКТ?

  • учителем;

  • учащимися совместно с учителем;

  • учащимися самостоятельно;

  • никем

Какой результат при использовании средств ИКТ планирует получить учитель?

Был ли достигнут планируемый учителем результат?

^ Как можно определить достигнут ли учителем запланированный результат?

Можно было достичь результата другим методом (без использования средств ИКТ)?

^ Обосновать необходимость использования этого средства ИКТ на данном образовательном мероприятии

Какие приемы в работе со средствами ИКТ, увиденные на образовательном мероприятии, Вы бы использовали в своей педагогической деятельности?

Цель:

показать процесс формирования единого Русского государства с центром в Москве.

[править] Задачи для учителя:

  • обеспечить учащихся информацией о значимых событиях в данный исторический период;

  • раскрыть роль Московского княжества в объединении русских земель;

  • содействовать формированию исторического мышления, умения самостоятельно работать, сравнивать факты, выдвигать версии, давать оценку историческим событиям;

  • формировать у школьников чувства патриотизма.

[править] Задачи для учащихся:

  • охарактеризовать деятельность Ивана III и Василия III, органически завершившых процесс объединения русских земель;

  • познакомиться с основными направлениями внешней политики Ивана III;

  • оценить его заслуги в падении ордынского ига.

В ходе урока использовались следующие объекты ИКТ:

  • конвекционный ЦОР (рисунки, таблицы, карты, портреты, фоторепродукции картин, текстовые комментарии, фрагменты исторических документов, схема, интерактивная игра).

При организации работы со средствами ИКТ использовались объянительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые, методы контроля за усвоением изученного материала.

Использовалась коллективная форма учебного процесса. Учащиеся на уроке объясняют, анализируют, сравнивают, доказывают, делают выводы.

Цели, поставленные учителем, были достигнуты. Это определялось высокой активностью учащихся, результатами итогового тестового контроля в виде интерактивной игры.

Результата можно было бы достичь традиционными методами, но за счет большой потери времени и материальных затрат.

[править] критерий 1. Средства ИКТ обеспечивают активную познавательную позицию учащихся

СИКТ позволили учащимся получит новые знания о роли Ивана III, Василия III в объединении Руси. Это достигалось за счет анализа карты "Московское княжество при Иване III" (на слайде и в учебнике), осуществления поиска информации в тексте учебника и демонстрируемых слайдах (отрывок летописи "Стояние на реке Угре", картина "Иван III разрывает ханскую грамоту" и т.п.) и сварачивания ее в виде таблицы ( объединение русских земель 14-15 веках). Таким образом, учащиеся под руководством учителя далают выводы о политике Ивана III, направленной на объединение русских земель.

[править] критерий 2. Использование средств ИКТ соответствует образовательным стандартам и программе обучения

Использование СИКТ, способствующее усвоению учащимися стандартов общего образования по истории, соответствует программе.

[править] критерий 3. Использование средств ИКТ сопровождается проблемным вопросом, познавательной задачей

Использование СИКТ на уроке способствует развитию познавательных процессов:

  • мышления (путем постановки проблемных вопросов "Почему Литва выделена другим цветом?" и т.п., сравнения двух рисунков на слайде и учебнике "Высылка знатных новгородцев во главе с Марфой", выполнение задания (прочитать текст летописи на слайде, разбить его на части и озаглавить));

  • внимания, как произвольного, так и непроизвольного (беседа, использование яркой, зрелищной наглядности, смена видов деятельности);

  • памяти - зрительной, слуховой, механической;

[править] критерий 4. Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения

СИКТ используются для развития мыслительных умений и формирование знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе во время урока, она продолжается во внеурочное время в ходе выполнения мини-проектов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconИнформационно-компьютерные технологии на уроке обучения грамотности
Наиболее удачной формой использования икт являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. В ней могут...

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconМодульный спецкурс для воспитателей доу по теме: «Использование икт...
Тема: «Нормативно-правовая база по использованию икт в образовательном пространстве доу. Возможности использования икт в образовательном...

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconУрока: 45 минут. Комментарий к уроку
Данный урок является вторым и заключительным уроком по теме «Акмезм» в рамках поурочного планирования по программе под редакцией...

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconАктуальность темы исследования
Ключевое место при их решении занимает определение таких комплексных проблем как достаточность денежных ресурсов, механизм их планирования...

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconУрок №53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы»....
Знать природные уникумы Урала, экологические проблемы данного региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования...

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconПриказ 03. 08. 2011г. №95 Об утверждении учебников, учебных и рабочих...
Утвердить перечень учебных программ и используемых учебников на 2011/2012 учебный год

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconАнкета №1. «Выявление начального уровня икт компетентности»
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка...

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconТематическое планирование уроков английского языка в 3 классе
Содержание поурочного планирования соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconДокладывают о готовности к уроку. 1в: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки». 2в
Учитель: Сегодня мы с вами закрепили наши знания по теме «Имя прилагательное». (Слайд №1 тема урока ) Посмотрим, над чем надо ещё...

Урока с позиции икт-использования тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования iconПояснительная записка При составлении рабочей программы календарно...
Москва, Ярославское шоссе, 147, Тел. 182-66-20, 182-66-19



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница