Использование новых технологий обучения на уроке




Скачать 165.73 Kb.
НазваниеИспользование новых технологий обучения на уроке
Дата публикации17.06.2013
Размер165.73 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Информатика > Урок

Оглавление


Введение 2

Использование новых технологий обучения на уроке 3

Интеграция аутентичного песенного материала 3

Использование компьютерных технологий 6

Использование проектов на уроке 9

Заключение 13

Библиографический список 15


Введение


В настоящий момент наблюдается процесс обновления системы образования, который сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Получение качественной, надежной информации необходимо как обучающему, так и обучаемому. Предлагается иное содержание обучения иностранному языку, традиционные способы представления учебной информации, закрепления и контроля навыков и умений уступают место новым концепциям, отражающим перемены, происходящие во взглядах на методику обучения, и способствующим оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Актуальность темы данного исследования определяется пристальным интересом исследователей к проблеме поиска новых путей, приемов, способов и методов обучения иностранному языку.

Предмет исследования – процесс обучения иностранному языку в средней школе.

Объектом исследования выступают новые технологии обучения иностранному языку.

Целью данной работы выступает рассмотрение особенностей использования новых технологий при обучении современному языку в средней школе на современном этапе.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие практические задачи:

- выделить основные формы использования новых технологий на уроке иностранного языка;

- дать краткое описание выделенных форм.

Поставленные цель и задачи обусловили выбор приемов и методов исследования: анализ педагогической и методической литературы, наблюдение.

Практическая ценность состоит в возможности использовать полученные результаты и материалы исследования, как в практической педагогической деятельности, так и в вузовской практике в курсах методики преподавания иностранного языка и педагогики.
^

Использование новых технологий обучения на уроке


Современная наука характеризуется обращенностью к человеку, его особенностям и потребностям. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, – важнейшая задача, выдвинутая потребностями современной жизни. Происходящие перемены привели к повышению практического интереса к иностранным языкам, и в частности к английскому. В настоящее время владение английским языком – не просто показатель культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности. Новые требования, соответственно, предъявляются и к системе российского образования и к уровню подготовки выпускников. На едином государственном экзамене по английскому языку на первое место выходит практическое владение изучаемым языком как средством общения: умение логично и связанно выразить мысли в письменной и устной форме, продемонстрировать социокультурные знания и понимание особенностей языка. Таким образом, все большую актуальность приобретает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Решение данной задачи в условиях отсутствия естественного языкового окружения не возможно лишь посредством тренировочных упражнений, речевых разминок, позволяющих в определенной мере решать коммуникативные задачи [7, c.81]. Важно обеспечить учащимся такие условия, в рамках которых они смогут мыслить, решать проблемы, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем, акцентируя внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль.

В этой связи наибольшую актуальность представляет вопрос использования имеющегося опыта применения новых технологий преподавания. Урок английского языка в силу специфики предмета предоставляет учителю огромные возможности в организации нестандартных форм проведения занятия. К ним можно отнести активное включение песен и музыки на уроке иностранного языка, использование элементов проектной методики, применение компьютерных технологий и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
^

Интеграция аутентичного песенного материала


Рассматривая проблему психологических резервов оптимизации обучения иностранному языку, И.А. Зимняя называет использование на занятиях музыки, песен, популярных ритмов среди ряда других условий формирования познавательной потребности учащихся. Отметив, что смысловое содержание учебных текстов обычно неинформативно, И.А. Зимняя предлагает дополнять их текстами, «в которых целенаправленно и упорядоченно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли, отражающие злободневные реалии» [3, с.186]. В качестве подобных текстов могут выступать песни на английском языке, представляющие собой образец звучащего аутентичного текста, содержащего активную лексику и наиболее распространенные в языке грамматические формы и структуры и адекватно отражающего особенности жизни и культуры англо-говорящих стран и народов. Вербальный англоязычный текст – источник комплексной информации о языке; англоязычные песни – универсальный материал для развития всех видов речевой деятельности в совокупности. Они успешно используются для введения, закрепления и активизации лексических единиц и грамматических форм, а также для формирования и развития слухо-произносительных умений и навыков обучаемых.

Приведем примеры использования песен для формирования лексического навыка по учебным темам в начальной школе.

При изучении темы Family целесообразно обратиться к песне “The family song”, в которой перечисление членов семьи сопровождается прилагательными, описывающими людей – слова, которые всегда трудно усваиваются детьми на начальном этапе обучения.

Для формирования и отработки основных этикетных клише (How are you? What’s your name? How old are you? Where are you from?) можно использовать песню A girl from London.

Для введения и отработки предлогов места и движения можно использовать песню-игру “We’re going on a bear hunt”.

Цвета хорошо закрепляются с помощью “The rainbow song”, “Roses are red”, ”I see green, I see yellow”, “White and pink and grey and red”.

Для изучения темы “Parts of body” подходят песенные зарядки “Head and shoulders..”, “Look, look, look with your eyes..” и Two little eyes to look around, а также песня My eyes can see (с ее помощью параллельно закрепляется и употребление модального глагола can), “Alluette”.

При изучении темы My day целесообразно использовать песню “This is the way…” Кроме введения и закрепления фраз, описывающих ежедневные действия (brush my teeth, go to school, ski and skate и т.д.), отрабатывается и чередование губного и межзубного звуков [w] и [ð].

Для изучения темы “Food” используются песни “I like to eat some cucumbers”, “I like soup”. Разучивание песен целесообразно сопровождать использованием картинок с изображением упоминаемых продуктов. Постепенно картинки убираются.

При изучении темы Toys and games и Animals можно использовать песню I have, I have a tiger, в которой помимо изучаемой лексики отрабатывается и грамматическая конструкция I have. По мере отработки названий животных (игрушек), их можно менять, как и подлежащее, закрепляя форму глагола в 3 лице единственного числа (he, she, it has). Для темы “Animals” также подойдут песни “My old Granny had a house” и “Old MacDonald had a farm”.

Учитывая необходимость задействовать как можно больше рецепторов (слуховые, зрительные), при введении и разучивании тематических песен можно использовать презентации.

Таким образом, песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных навыков, произносительных навыков, грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Использование песен на уроках английского языка предоставляет преподавателю широкие возможности для внесения разнообразия в привычный ход занятий. Песня может помочь создать благоприятную атмосферу урока, стать введением в ту или иную тему или быть использована для изменения темпа занятия, и, конечно, песня – это прекрасный аутентичный материал, который можно использовать для иллюстрации лексических явлений иностранного языка.



^

Использование компьютерных технологий




В настоящее время на помощь учителю приходят новые информационно – коммуникационные технологии. Помимо учебных программ на CD-дисках, в сети интернет достаточно много обучающих ресурсов, например, сайт Британского совета http://www.teachingenglish.org.uk, педагогические сайты и форумы учителей английского языка http://www.englishteachers.ru/forum/, http://www.eslprintables.com/, http://www.it-n.ru и т.д.

Как показывает практика повышение мотивации к изучению иностранного языка осуществляется посредством:

1) вовлечения учащихся в самостоятельную работу на уроке;

2) проблемности заданий и ситуаций;

3) контроля знаний умений и навыков;

4) использования познавательных игр и др.

Помимо использования компьютерных технологий на уроке в виде презентаций, учебных программ, виртуальных экскурсий и т.д., они могут быть успешно использованы и во внеурочное время, а также для организации индивидуального и дифференцированного обучения [2]. Для решения этой задачи огромным потенциалом обладают электронные учебники, как уже готовые, так и созданные самим учителем, исходя из особенностей развития учащегося и уровня владения им языком. Приведем пример заданий из электронного учебника, созданного на основе интернет ресурсов www.britishcouncil.org.

^ Pens and pencils

Activity

Unscramble the school objects




enp = pen cpniel = lerru =



bnoeotok = dobar = reasre =



kesd = ceahret = cepnli sace =

cepnli asrenphre =

What’s in your school bag?


In my school bag I’ve got …

There is a/an … in my school bag.

There are … in my school bag.



^ School uniform

Activity A. These are some common items in school uniforms in the UK!
Can you match the words and the pictures?




jumper trousers socks cap blazer hat tie skirt shirt


B. Read the description of this school C. Now you design your own

uniform and draw the picture. school uniform. Write and draw!


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Sally is wearing a blue skirt and a blue jumper. She has got a white shirt and is wearing her school tie – it’s blue and red. Her socks are white and her shoes are black.

She is wearing her school hat too! It’s a blue hat with a red and white ribbon around it.



^

Использование проектов на уроке


Метод проектов по праву считается одной из основных форм использования новых технологий при организации активной работы на уроке. Использование проектной деятельности в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению иностранного языка на всех ступенях обучения. В данной статье представим практические разработки по использованию метода проектов в средней школе. Все проекты можно разделить в зависимости от ступени обучения:

- начальный этап обучения (2-4 классы)

- средний этап обучения (5 – 9 классы)

- старший этап обучения (10-11 классы)

^ Начальная ступень

Учитывая возрастные особенности детей 8-10 лет, все проекты на данном этапе обучения являются краткосрочными [5, c.23]. Примерами проектов для данного этапа могут выступать следующие.

Практико-ориентированный монопроект с творческой, фантастической направленностью «Мой зоопарк (парк, цирк)» разрабатывается с опорой на текст. Учащимся после работы над текстом предлагается изобразить свой парк и рассказать о нем.

Уровень выполненных проектов зависит от языковой компетенции учащихся.

Недостаточное владение языком, как показывает практика, компенсируется использованием большего количества иллюстраций. Например, проект в виде:

- схемы зоопарка с изображениями животных и подписью их названий,

-анкеты для посетителей парка.

- рекламного объявления и т.д.

На этапе презентации ребята защищают свой проект, ощущая полезность выполненной работы и живой интерес сверстников.

Литературно-творческие монопроекты. Целью, например, культуроведческого проекта «Загадка» выступает обучение учащихся описанию сказочных героев с выделением существенных признаков и последующее создание продукта собственного литературного творчества в виде загадки. Присутствующим предлагается прослушать описание и угадать, какой сказочный герой имелся в виду. На подготовительном этапе проводится анализ форм, в которых представлены загадки в русском и английском фольклоре, а также производится актуализация знаний по теме путем беседы об известных сказочных героях. Затем в виде группового проекта создаются загадки, и, наконец, дома выполняются индивидуальные проекты.

Информационные проекты. Уровень языковой компетенции учащихся уже позволяет им выполнять простейшие исследования и обобщения. В данном направлении возможен такой вариант проекта, как создание семейного календаря праздников. Продукт данного проекта имеет практическое применение, кроме того, предоставляет возможность для учащихся почувствовать собственную значимость в коллективе. В ходе проекта реализуется следующая коммуникативная задача: получить максимально полную информацию о семейных праздниках других членов группы и предоставить собственную.

На данном этапе учитель уже может частично передавать свои полномочия учащимся при осуществлении им непрямого консультирования. Изменяется стратегия презентации, увеличивается степень свободы выбора.

^ Средняя ступень

На этом этапе обучения преобладают информационные и исследовательские проекты, которые могут быть как кратко, так и среднесрочными, а к концу данного этапа – и долгосрочными.

Примерами могут служить такие проекты, как «Наши увлечения» по теме «Досуг и увлечения»; «Английская школа» по теме «Школьное образование» направлены на сбор информации об интересуемом объекте, явлении, ее анализе и обобщении фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Среди практико-ориентированных наиболее яркими и содержательными являются проекты «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме «Экология». При изучении стран изучаемого языка можно предложить учащимся разработать маршрут экскурсии или путешествия по городу / стране.

На данном этапе обучения возможны следующие варианты проектов: «Снимаем фильм» (по любой изучаемой теме), «Мой дом», «Моя семья», мини-исследования «Особенности погоды России в зимний (летний, осенний, весенний) период», «Сравнение календаря России и стран изучаемого языка», «Сравнение погоды в России и странах изучаемого языка», разработка экскурсии по школе, оформление путеводителя по школе, создание календаря семейных праздников, праздников страны, мини-исследование «Сравнение календаря праздников в России и странах изучаемого языка» и др.

К литературным проектам можно отнести перевод стихотворений, отрывков прозаических произведений с изучаемого языка.

На данной ступени можно отметить усложнение технологии работы с информацией и повышение интереса к проведению практических исследований.

^ Старшая ступень

На этом этапе обучения доминируют долгосрочные информационные и практико-ориентированные проекты. Они отличаются более высокой формой организации и содержания. Так, завершающим этапом изучения темы «Мой родной город / поселок» может стать презентация о городе / населенном пункте, в котором проживает ученик в форме виртуального тура, написании эссе о малой родине, заметки в газету, составлении мини-путеводителя и т.д.

При изучении темы, посвященной России, учащиеся могут подготовить такие исследовательские проекты, как «Традиции российской семьи», сравнительный анализ культурных ценностей россиян и жителей стран изучаемого языка, “Made in Russia” и т.д.

При изучении темы «Профессия» можно предложить учащимся выбрать профессию и разрекламировать ее, обсудить возможные профессии будущего, самые необычные профессии.

В качестве долгосрочного проекта можно организовать создание англоязычной версии сайта школы, класса, школьного музея.

В последнее время широкое распространение и популярность получили интернет-проекты, ориентированные, прежде всего, на учащихся средней и старшей ступени обучения. Это могут быть как проекты сотрудничества со школами или классами из страны изучаемого языка, так и межпредметные проекты. В любом случае в проектной деятельности с носителями языка иностранный язык выступает в своей основной функции – средства формулирования и выражения мысли, средства общения. Причем общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается школьниками. Следовательно, овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Ребята не только решают проблему совместно, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров. И что особенно важно и ценно, они учатся понимать друг друга. Участие в интернет-проектах решает в определенной степени основную задачу, стоящую перед школой в отношении иностранного языка, - формируют и развивают их коммуникативную компетенцию.

Метод проектов при правильном его организации является прекрасным средством консолидации изученного лексико-грамматического материала и развитии коммуникативных навыков и умений. С повышением языковой компетенции учащихся, контроль со стороны учителя становится более гибким. В конечном итоге роль учителя трансформируется в роль полноправного участника проекта, то есть осуществляется переход к скрытой координации [9, c.22].

Заключение


Цель данной работы состояла в рассмотрении особенностей использования новых технологий обучения современному языку в средней школе на современном этапе. Изучив методическую литературу по данному вопросу, можно сделать следующие выводы:

  1. Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе выступает комплексное овладение учащимися языковыми, речевыми и страноведческими знаниями. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения в целом и иностранному языку в частности возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу, что, в свою очередь, поднимает вопрос о необходимости систематической работы над методами повышения активности у учащихся во время урока иностранного языка и во время самоподготовки дома. Эта активность в значительной степени зависит от наличия интереса у учащихся к изучаемому предмету.

  2. Урок английского языка в силу специфики предмета предоставляет учителю огромные возможности использования новых технологий обучения и организации нестандартных форм проведения занятия. К ним можно отнести активное включение песен и музыки на уроке иностранного языка, использование элементов проектной методики, применение компьютерных технологий и т.д.

  3. Аутентичный песенный материал на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных, грамматических и лексических навыков, отработки речевых навыков. Песня может помочь создать благоприятную атмосферу урока, стать введением в ту или иную тему или быть использована для изменения темпа занятия.

  4. Использование новых информационных технологий в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, способствует модернизации общего образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.

  5. Метод проектов является одним из основных и наиболее распространенных в настоящее время способов организации активного обучения. Он совершенствует культуру общения и навыки конструктивного взаимодействия учащихся в ситуации общения и способствует практическому овладению учащимися изучаемым языком, т.е. развивает их коммуникативную компетенцию.





























^



Библиографический список


  1. Адаменко Н.А. Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам /Н.А. Адаменко // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конференции. – Хабаровск. – 1999. – 325 с.

  2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352с.

  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для высших учебных заведений по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – Москва: Логос, 2007. – 383с.

  4. Петровский, Г.Н. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор / Г.Н. Петровский. – Мн.: НИО, 1998. – 92 с.

  5. Петрушина, А.В. Метод проектов в начальной школе. Уроки английского языка для детей 7-11 лет / А.В. Петрушина, И.М. Тюрина // Образование в современной школе. – 2004. – №10. – С.23-30

  6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

  7. Полат, Е.С. Метод проектов // Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – С. 81-89

  8. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80с.

  9. Теленкова, О.Н. Проекты в обучении иноязычной культуре / О.Н. Теленкова // Коммуникативная методика. – 2005. – № 5. – С.15-22

  10. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В. Теслина // Иностранные языки в школе. – 2000. – №3. – С.41-46

  11. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 188 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование новых технологий обучения на уроке iconИспользование современных образовательных технологий – условие повышения...
А воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определённым субъективным опытом, способную легко ориентироваться...

Использование новых технологий обучения на уроке iconОбобщение опыта педагогической работы
Технологии обучения 3 тысячелетия переживают коренные изменения, связанные с инновациями в педагогических технологиях. Одним из перспективных...

Использование новых технологий обучения на уроке iconИспользование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает...

Использование новых технологий обучения на уроке iconИспользование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования

Использование новых технологий обучения на уроке iconРабочие программы
Усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большие значения приобретает использование проектной...

Использование новых технологий обучения на уроке iconТема: Использование современных педагогических технологий обучения,...
Цель: создание условий для освоения и использования современных педагогических технологий

Использование новых технологий обучения на уроке iconМетодическая разработка «Использование «Облачных технологий»
...

Использование новых технологий обучения на уроке iconЗавершающий отчет (3 год) педагога-исследователя
Тема: «Использование новых образовательных технологий в развитии лингвокультурологической компетентности учащихся на уроках башкирского...

Использование новых технологий обучения на уроке iconАнализ учебно методической работы мбоу «Затонская средняя общеобразовательная...
Шмо к обмену передовым педагогическим опытом, к применению новых методик обучения, к внедрению новых педагогических технологий

Использование новых технологий обучения на уроке iconИспользование новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми
Зинченко Галина Сергеевна – учитель русского языка и литературы моу «Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница