Учебник: под ред. М. М. Разумовской




Скачать 93.59 Kb.
НазваниеУчебник: под ред. М. М. Разумовской
Дата публикации15.08.2013
Размер93.59 Kb.
ТипУчебник
www.lit-yaz.ru > Информатика > Учебник
МКОУ Добрятинская средняя общеобразовательная школа

Повторение темы

«Имя существительное».

Учебник: под. ред. М.М.Разумовской.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учитель: Смирнова С.В.

2012 год.

Конспект урока.
Цели урока:
1. Обучающие:

обучение работе с презентацией для систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учащихся по теме урока; отработка навыка применения тестов с использованием современных технологий;
2. Развивающие:

создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;

умение отстаивать свою точку зрения ;развитие орфографической зоркости;

3. Воспитательные:

воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям; воспитание интереса к русскому языку и информатике.
4. Учебные:

обобщить и расширить знания; проверить усвоение материала при использовании компьютерной презентации “Имя существительное”(обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных, совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений),
Тип урока: комбинированный
Форма: урок с применением компьютерной презентации по русскому языку “Имя существительное” .
Оборудование урока

Компьютер, видеопроектор, экран. Компьютерная презентация “Имя существительное”, учебники, тетради, карточки, варианты тестов.

Эпиграфы к уроку:

Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать

русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света,

шум садов, неясность сна, громыхание грозы, шёпот ребёнка и

шорох морского гравия.

К.Г.Паустовский.

^ Ход урока
1. Организационный момент
Я очень рада вас видеть. Сегодня замечательный день, светит солнце. На душе у нас легко и весело. Мы снова будем работать с компьютером, потому что нам это интересно. Мы будем работать индивидуально и в парах: обсуждать, объяснять, выступать по теме, комментировать, рецензировать.

Ребята, мы на протяжении многих уроков изучали какую тему? Сегодня завершаем изучение темы «Имя существительное». Нам нужно записать тему в тетрадь. Сформулируйте эту запись.

Сегодня мы вспомним все, что узнали об имени существительном. Имя существительное в русском языке является важнейшей частью речи.

Эпиграф к уроку: эти слова прежде всего относятся к имени существительному, т.к. в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных.
^ II. Работа по теме урока.

Задание № 1.

Ребята, сейчас я проверю, как вы умеете находить имена существительные в тексте и отличать их от других частей речи. Выпишем существительные с предлогами.

( у доски)

Детство Пришвина прошло в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса. Берега рек заросли плакучей ивой. Ещё ребёнком он научился всматриваться и вслушиваться в природу. Чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра…
- Чем вы руководствовались при выборе?
Задание №2:

Слайд № 2.

1. Что обозначает имя существительное ?

2. На какие вопросы оно отвечает ?

3. Как изменяется имя существительное ?

4. Сколько у него склонений и падежей ?

5. Что вы еще знаете об имени существительном ?
Задание №3

- Кто сможет рассказать о существительном по плану? Слушаем ответ.
Слайд № 3. Вставить пропущенные (недостающие слова) 

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.

4.Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .
- Оцените ответ .Всё ли было верно?
Слайд № 4. Домик для имени существительного.

-Мы повторим все категории имён существительных.
Задание №4.
Ребята, отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбики. В первый одушевленные, а во второй неодушевленные.

Мордочка усатая

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)
По реке плывет бревно –

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)
Кто имеет пятачок.

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьет он из корытца.( Поросенок)
Красненькая Матрешка,

Беленькое сердечко. (Малина)
Нарядилась Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо,

Узнаешь ее? (Капуста)
Хвост на дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет.( Ключ)
Идёт он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.(Дождь).
Во поле берёза стояла.
Тятя, тятя! Наши сети притащили мертвеца. ( А.С.Пушкин).
Какую категорию мы повторили? Какая особенность есть в разделении существительных на одушевлённые и неодушевлённые?
Задание №5.

Запишем диктант (у доски)

^ Город Гусь-Хрустальный, маршал Жуков, Владимирская область, сказка «Золушка», журнал «Кротёнок», машина «Волга», фабрика «Славянка».

- Что мы повторили сейчас? Поставим над словами буквы Н и С.

А каких существительных больше: собственных или нарицательных?(Большая часть имен существительных – имена нарицательные. Они являются названиями живых существ, бытовых предметов, веществ, явлений и т. д.)

Слайд № 5

Упражнения для глаз


Задание № 6.

Вернёмся к написанным в начале урока словам и определим их склонение и падеж.
Задание №7.

Род имён существительных.
У каких слов род определить нелегко? Да и не только у них.

Но всё же мы попробуем.
^ Пальто, авеню, ТЮЗ, леди, шампунь, плакса, жюри, Миссисипи, кольраби, пенальти, кенгуру, кафе, шимпанзе, профессор, умница.

Физкультпауза .
Задание № 8 (слайд № 6 ) -устно

Какое из приведённых слов является лишним в этом ряду? Аргументируй свой ответ.

- Носок, мозоль, конь, помидор.

- Люстра, тюль, кошка, мышь.

- Кофе, какао, шоссе, окно.
Задание № 9.

Число имён существительных.

Что новое о числе мы узнали в этом году?

Есть имена существительные которые употребляются только во множественном числе.

- ножницы, санки, грабли, очки, весы, часы, деньги, каникулы, сутки, духи, консервы, ворота, брюки.

Запишем по 4 слова ед.ч, и 4 слова мн.числа.

- Молодцы вы справились с этим заданием.
Задание № 10 .Слайд № 7 . – устно.

Произношение имён существительных.

Каталог, жалюзи, щавель, свекла, в туфлях, торты, столяр, творог, цемент, газопровод, копировать.
МУЛЬТФИЛЬМ

  1. Запишите все собственные имена существительные, которые встретились нам в мультике.

  2. Запишите 3 одушевлённых имен существительных.

  3. Запишите существительные, у которых нет формы множественного числа.(сено)

  4. Запишите существительные, у которых нет формы единственного числа(брюки)

  5. Запишите существительные 1 склонения.


____________________________________________________________

Все категории мы повторили.

А теперь выполним задания, которые нам помогут сдать экзамен в будущем.
^ Работа в парах.

Вы должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение,

падеж, окончание. Задание на перфокартах №1

1 вариант

Слово

Нач. форма

Род

Склоне

ние

Падеж

Окон-

чание

без печал…

 

 

 

 

 

над город…

 

 

 

 

 



2 вариант

Слово

Нач. форма

Род

Склоне-

ние

Падеж

окон-

чание

из огн…

 

 

 

 

 

у директор…

 

 

 

 

 

- Кто не справился с заданием? С чем же это связано? Вспомним правило.

Тест по теме имя существительное 1 вариант

Часть А

1. Имя существительное отвечает на вопросы.

1)что делает? 2) кто? что? 3) как?

2.Какое слово лишнее?

1) конь 2) коровы 3) цыплёнок

3. В какой словосочетании оба имени существительных женского рода?

1)долька апельсина 2) вершина горы 3) шум прибоя

4. Какое имя существительное второго склонения?

1) в тетради 2) в альбоме 3) в печи

5. Имена существительные какого падежа отвечают на вопросы кого? чего?

1) В.п. 2) Р.п. 3) П.п

6. К несклоняемым относятся имена существительные

1) дочь 2) брат 3) пальто
Ответы часть А

1

2

3

4

5

6

2

2

2

2

2

3

^ Итог урока.

Что вам понравилось на уроке больше всего?

Что вы делали сегодня на уроке (Ответы детей)

Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей)

Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы.


^ Самостоятельная работа. А главное нужно правильно писать имя существительное, а для этого знать изученные орфограммы

Задание № . (слайд № )

Ч или Щ?

Достав..ик, гарпун..ик. груз..ик. затвор..ик, перебеж..ик, зенит..ик, донос..ик, извоз..ик, форар..ик.
Е или И ? (слайд № )

Ключ..к, горош..к, порож..к, листоч..к, ёж..к, человеч..к, носоч..к, стол..к, блокнот..к, цветоч..к, кот..к.
Е или И ? (слайд № )

Для дочер.., на сидень.., при варк.., в армии.., по алле.., в имени.., к Мари.., о солом.., в тетрад.. .

Домашняя работа.

«5»-Выпишите из любого художественного произведения отрывок (4-6 предложений) и продумайте 3-4 задания для одноклассников по этому тексту.

«4»-Письменно объясните пословицу: ^ Друг до поры- тот же недруг. Друга ищи, а найдёшь- береги. Друг познаётся в беде.

«3»-Упражнение № 731(1)
Рефлексивный тест:

Поставьте плюсы там , где вы согласны с утверждением.

-Я узнал(а) много нового.

-Мне это пригодится в жизни.

-На уроке было над чем подумать.

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

Сколько плюсов вы себе поставили? Поднимите руки, кто поставил 5 плюсов,…

^ Определить, на каком уровне вы находитесь:

Запишите на листочке.

1-  знаю и объясню другому

2-  знаю

3-  сомневаюсь, что знаю

4-  не знаю

Использованная литература.

  1. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1994.

  2. Л.Т.Григорян. Язык мой-друг мой. М.:Просвещение, 1998.

  3. Г.М.Вялкова. Олимпиады по русскому языку. М.:ВАКО, 2011.

  4. Н.О.Крамаренко. Русский язык6 поурочные планы.Волгоград:Учитель, 2008.

  5. В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград:Учитель, 2008.

  6. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. М.:Сфера, 2006.

Л.В.Куликова. Методическое портфолио учителя-словесника. Владимир, 2008.

Работа с сигнальными карточками (-и- е-)
Помогать подруге, потолок в помещении, радоваться удаче, идти по тропинке, обрадоваться новости, ветка сирени, вершина елки, на опушке леса, участвовать в демонстрации, ошибки в изложении, песня о счастье, рассказ о путешествии, вытащить из проруби, говорить об успеваемости, лечился в санатории, идти по лестнице, отвечать по математике, думать о жизни, направиться к станции.
Важным признаком существительного является и синтаксическая роль.
Запишем предложение.
Тема вспомнил, что он не целый день не видел своей Жучки.
(подчеркивают основы, находят имена существительные, определяют каким членом предложения являются) Какой сделаем вывод? (имя существительное в предложении может быть любым членом предложения (определением, обстоятельством, сказуемым, но главное – дополнением и подлежащим).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconПрограмма для общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы...
Программа для общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы под ред. Разумовской М. М

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconТематическое планирование уроков литературы в пятых классах. Учебник...
Учебник «Литература» (учебник-хрестоматия) под ред. Г. И. Беленького 5 класс в 4 частях

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconУрока математики в 1 классе
Математика: 1 класс : Учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. — М. Академкнига/Учебник, 2011

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconАгаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук
Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconАлексеев С. С., Аюшеева И. З., Васильев А. С. [и др.] Гражданское...
Алексеев С. С., Аюшеева И. З., Васильев А. С. [и др.] Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 /под общ ред. С. А. Степанова. – М.:...

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconАндреев И. А., Аюшеева И. З., Васильев А. С. [и др.]. Гражданское...
Андреев И. А., Аюшеева И. З., Васильев А. С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 /под общ ред. С. А. Степанова. – М.:"Проспект";...

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconРабочая программа по литературе для 6-х классов. Учитель: Папушкиной Натальи Евгеньевны
Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2008. Календарно-тематический план ориентирован...

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconКалендарно-тематическое планирование Русский литература Литература:...
Литература: 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / под. Ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconАкимова Т. А. А-39 Экология: Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В....
А-39 Экология: Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Под ред. В. В. Хаскина. – М.: Юнити. – 1998. – 455с

Учебник: под ред. М. М. Разумовской iconКлассический университетский учебник
История социологии: в 3 кн.: Учебник / Под ред проф. И 90 В. И. Добренькова. Кн. 1: История социологии (XIX первая половина XX в.)....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница