Анализ посещенного занятия




Скачать 115.59 Kb.
НазваниеАнализ посещенного занятия
Дата публикации09.08.2013
Размер115.59 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Информатика > Урок
Методические рекомендации в помощь руководителям ОУ и МО.

АНАЛИЗ ПОСЕЩЕННОГО ЗАНЯТИЯ
1.Ф.И.О. преподавателя, проводившего занятие
2.Наименование дисциплины
З.Класс
4.Тема занятия
5.Цель урока (познавательная, воспитательная, развивающая)
6.Тип урока-занятия(овладение новым материалом, повторение и закрепление, контрольный, комбинированный, систематизация знаний)
7.Форма занятия
8.Методы обучения ( словесные, наглядные. практические, программированное обучение, алгоритмизация, самостоятельная работа, методы информационных педагогических технологий, тестовых методик, проблемное и модульное обучение и др.)
9.Дата посещения и фамилия посетившего занятие

1.^ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1.Имеется ли план урока
1.2.Соответствует ли содержание урока его программе
1.3.Имеются ли отступления от календарно-тематического плана
^ 2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.
2.1.Определены ли цели занятия
2. 2. Доведены ли цели до учащихся
2.3.Имеются ли отступления от календарно-тематического плана
3. НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ.
3.1.Регламентирует ли преподаватель этапы занятия в плане
3.2.Правильно ли распределено время на уроке
^ 4.УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.
4.1.Владеет ли преподаватель методикой опроса
4. 2. Какие приемы опроса использованы на занятии
4.3. Какие приемы контроля, аттестации учащихся применялись
4.4.Умеют ли уч-ся анализировать ответы своих товарищей
^ 5. СООТВЕТСТВИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ.

5.1. Реализация принципа целенаправленности в определении темы занятия, содержании учебного материала, методов
5.2. Реализация принципа научности в процессе занятия.
5.3. Какова профессиональная направленность урока, насколько успешно реализуется принцип связи обучения с жизнью
5.4.Реализация принципов сознательности и активности, систематичности и последовательности, принципов доступности и наглядности
5.5.Как решаются на занятиях воспитательные и развивающие цели
5.6.Устанавливаются ли на занятии межпредметные связи
^ 6.УРОВЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.
6.1.Знание своего предмета.
6.2.Владение педагогическими технологиями, методикой преподавания.
6.3.Владение педагогическим тактом(речь, жесты, мимика, юмор)
6.4.Умение организовать работу уч-ся( активизировать мышление, сочетать фронтальные и индивидуальные формы), осуществлять индивидуально-реабилитационную работу
6.5.Поведение преподавателя на уроке
6. 6. Педагогические новации.
^ ВЫВОДЫ. СОВЕТЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАНЯТИЮ.
Основные требования к уроку.
Основной формой учебной и воспитательной работы в среднем общеобразовательном учреждении является урок.
Основными требованиями, предъявляемыми к современному уроку, являются:
1. Плановое ведение урока. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному поурочному плану (технологической карте), составленному в соответствии с программой и календарно - тематическим планом предмета.
2. Обязательное наличие учебных, воспитательных, развивающих целей. Урок
должен предусматривать глубокое, продуманное и доходчивое изложение
студентам содержания программного материала предмета.
3. Изложение должно вестись не только в форме объяснения с помощью
иллюстраций, но и по возможности путем создания проблемных ситуаций,
раскрытия проблемы обоснованным доказательством. Оно должно быть
последовательным, учитывающим внутрипредметные и межпредметные связи.
4. Обучение на уроке должно знакомить учащихся с основными проблемами,
стоящими перед наукой, создавать у учащихся верные представления о методах
науки и закономерностях процесса познания и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.
5. Научность урока должна предусматривать соответствие его содержания уровню
современной науки и техники. Излагаться учебный материал должен в доступной
форме.
6. На уроке должно быть выбрано наиболее эффективное сочетание методов и
приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием
учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими
задачами.
7. Урок должен быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику и
четкую структуру в зависимости от выбранного типа.
8. Урок должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
студентов.
9. На уроке должен осуществляться систематический и плановый контроль за
качеством знаний, умений и навыков учащихся.
10. На уроке обязательно закрепление вновь полученных знаний учащимися, (как
теоретических, так и на практических занятиях).
11. Технические средства обучения, наглядные пособия и вычислительная техника,
имеющиеся в школе, должны быть использованы на уроке так, чтобы они
расширили и углубили знания учащихся, обеспечивали наибольшую
эффективность учебного процесса.
12. На уроке должен использоваться обобщенный передовой педагогический опыт.
13. Необходимо соблюдать дозировку времени в организации каждого этапа урока.
14. Подготовленность и культура преподавателя должны стать основной,
обеспечивающей эффективность урока. При анализе урока следует учитывать эти
требования.
Подготовка к посещению урока.
Контроль учебно - воспитательной работы в школе осуществляется директором заместителями директором, методистом, руководителем РМО.
В начале учебного года заместитель директора по учебной работе разрабатывает график посещения уроков преподавателей.
Посещение уроков преподавателей различных предметов может преследовать самые разнообразные цели: проверку организации, обучающей и воспитательной роли уроков, опроса учащихся, качества их знаний, умений, навыков, использования наглядных пособий, ТСО, вычислительной техники, объяснения нового материала, эффективности методов обучения, форм закрепления объясненного материала, ознакомление с передовым педагогическим опытом данного преподавателя и т.д.
^ Перед посещением урока каждому контролирующему необходимо:
1. Просмотреть научную, техническую и методическую литературу по
проверяемому предмету, которая необходима преподавателю для ведения урока,
а контролирующему - для анализа урока.
2. Ознакомление с программой предмета и календарно - тематическим планом.
3. Сделать наброски плана для записи своих наблюдений за ходом урока. Записи
наблюдений проводятся в соответствии с поставленными целями контроля урока
и в общем случае могут быть такими, как приведено в приложении.
^ Анализ уроков.
После посещения урока перед проведением его анализа, следует:
1. Проанализировать соответствие календарно - тематического плана учебной
программе и записям в журнале учебных занятий (по теме урока).
2. Проанализировать ведение журнала учебных занятий, обратив внимание на
частоту опроса и ведение в нем записей.
3. Ознакомиться с анализом ранее посещенных уроков того преподавателя, у
которого был посещен урок.
4. Проанализировать, суммировать свое мнение по отдельным элементам
урока, сделать выводы и предложения.
5. Составить схему разбора - анализа посещенного урока (приложение 2)
^ Анализ урока должен быть направлен на:
совершенствование учебного процесса,
выполнение мероприятий по повышению качества подготовки
специалистов,
- оказание методической помощи преподавателям, не имеющим
педагогического образования, и особенно молодым преподавателям,
- оказание помощи опытным преподавателям в творческих поисках,
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
При анализе урока рекомендуется раскрыть и отметить его положительные и отрицательные стороны, помочь преподавателю ликвидировать допущенные недоработки и закрепить достигнутые успехи.
Анализу подвергается деятельность преподавателя и учащихся, а также качество знаний учащихся.
В деятельности преподавателя следует обратить внимание на последовательность изложения материала в соответствии с программой предмета, календарно - тематическим планом и планом урока, научность и глубину, внутрипредметные и межпредметные связи, как использовал преподаватель достижения науки и техники, научную и методическую литературу, какие новые приемы и методы закрепления полученных знаний на данном уроке, эффективность применения технических средств и вычислительной техники.
При анализе знаний учащихся надо обратить внимание на то, как они владеют учебными материалами, предусмотренными программой предмета, на активность, самостоятельность, правильность суждений, уровень развития логического мышления, умение вести анализ операций, возникших в процессе обучения, определить и выделить их последовательность, контролировать свои действия в работе, то, как учащиеся применяют полученные знания на практике.
Не всегда делается общий анализ урока. В зависимости от цели, анализу могут и должны подвергаться отдельные этапы урока, частные вопросы методики.
Каждый посещенный урок необходимо тщательно разобрать вместе с преподавателем. Разбор урока желательно проводить в день посещения урока или на следующий день. Начать разбор следует с того, чтобы сам преподаватель высказал свое мнение о проведенном им уроке, после чего контролирующий представляет слово другим преподавателям, присутствующим на уроке, далее проверяющий дает развернутый анализ урока.
При анализе урока контролирующий вначале обращает внимание преподавателя, давшего урок, на общие сведения об уроке (дата, группа, класс, его состав, характер успеваемости и дисциплины), на содержание темы.
Высказав эти данные, контролирующий отмечает организацию урока: своевременно ли было начато занятие, были ли опоздания, отмечены ли отсутствующие, вовремя или с большим промежутком времени от начала урока были подготовлены наглядные пособия, ТСО, вычислительная техника. Анализируя опрос, следует подчеркнуть, что способы проверки знаний учащихся следует разнообразить в зависимости от вида занятий и типа урока, использовать те, которые дают наибольший эффект.
Важно, чтобы внимание преподавателя было обращено на характер проверки (письменная, фронтальная, индивидуальная и т.д.) выполнения домашних заданий.
Необходимо установить, содействовал ли опрос выявлению уровня знаний учащихся, вскрыл ли допущенные ошибки, способствовал ли повышению успеваемости, а также воспитанию учащихся.
В отношении оценок следует установить, правильно ли были оценены знания учащихся, объявлены и поставлены ли оценки в журнале, как они были мотивированы.
Следует обратить внимание, что каждый урок представляет звено между материалом, пройденном на предыдущем уроке, и вновь объясняемым. При анализе материала необходимо указать, сумел ли преподаватель достичь этого или нет.
Особое внимание должно быть уделено содержанию урока, т.е. той суммы знаний, умений и навыков, которая сообщается учащимся на данном уроке, и методам обучения.
Следует обратить внимание, насколько методически правильно был проведен урок, не было ли ошибок в научности сообщенных преподавателем сведений, не нарушалась ли систематичность излагаемого материала, был ли доступен излагаемый материал. Необходимо отметить, насколько полно и удачно была осуществлена связь учебного ^ материала с современностью, как проводилась самостоятельная работа учащихся на уроке.
При анализе урока не должны быть опущены последовательность, четкость, полнота раскрытия содержания излагаемого материала, как были использованы данные по развитию науки и техники, как осуществилась связь теории с практикой, демонстрация ТСО и т.д.
Подводя итог анализу содержания урока, необходимо также отметить, в какой мере преподаватель владеет материалом.
Каждая неточность преподавателя должна быть отмечена при анализе урока.
При анализе необходимо отметить методы закрепления знаний учащихся, полученных на уроке: устно, письменно, фронтальной беседой, с отдельными или всеми студентами группы, как были сформулированы задаваемые вопросы - четко или расплывчато, каково качество усвоения. Учитывая, что некоторые преподаватели недооценивают домашние задания, дают их наспех, недостаточно продумывая, следует рекомендовать, чтобы преподаватель на доске писал параграфы учебника, а в учебнике указывал на главный и второстепенный материал, давая советы учащимся, как выполнить его в определенной последовательности, остановился на форме и методах выполнена., письменного задания, если это предусмотрено по плану.
Анализируя поведение учащихся, рекомендуется отметить, насколько учащиеся были внимательны на уроке, заинтересованы и дисциплинированы. Надо остановиться на фактах нарушения дисциплины, если они были, но при этом указать, чем они были вызваны, не был ли в нарушении виноват сам преподаватель, вследствие своей неподготовленности к уроку или нетактичного поведения.
Преподаватель - руководитель и организатор учебного и воспитательного процесса на уроке, поэтому при анализе следует остановиться на умении его владеть коллективом группы, на характер его поведения во время урока: насколько он решителен, бодр, или, наоборот, вял, медлителен и т.д.
Следует отметить также педагогический такт преподавателя: обращение, манеры, жесты, поза и т.д. Особо нужно отметить подготовленность преподавателя к уроку: как составлен поурочный план, были ли продуманы все детали урока, или урок велся экспромтом. Продуманы ли был были демонстрации наглядных пособий, применение ТСО и вычислительной техники.
Контролирующий должен обратить внимание преподавателя также на следующее:
1. Умение преподавателя на уроке формировать умственные способности
учащихся.
2. Эффективность методов работы преподавателя по воспитанию учащихся.
3. Успеваемость учащихся класса (абсолютная и качественная) по предмету.
4. Правильное руководство преподавателем учебным процессом.
5. Достигнуты ли основные цели урока.
6. Выполнен ли намеченный план.
Этим вопросам должно быть уделено центральное место в анализе урока. В заключение должны быть сделаны выводы и внесены предложения, даны конкретные указания, как закрепить и усовершенствовать положительное, что было на уроке, и как избежать в дальнейшем недостатков.
По результатам анализа урока желательно, чтобы контролирующий высказал преподавателю предложения, например:
1. Ликвидировать, если имеется отставание по календарному плану и программе
предмета.
2. К каждому уроку в соответствии с программой разработать четкий поурочный
план (технологическую карту).
3. С помощью различных методов активизировать работу учащихся на всех этапа
урока.
4. Разнообразить методику контроля знаний учащихся.
5. Шире использовать наглядные пособия, ТСО, вычислительную технику.
6. Проинформировать учащихся о способах и порядке выполнения домашнего
задания студентов.
7. Ознакомиться с методической литературой по предмету.
Анализ должен раскрывать все положительные и отрицательные стороны урока, выявленные в результате его посещения.


Приложение 1. Общие сведения об уроке.
1 .Ф.И.О. преподавателя, ведущего занятия, название предмета.
2. Наименование дисциплины.
3. Наименование темы урока.
4. Класс.
5. Дата посещения.
6. Ф.И.О. преподавателя, посетившего занятия.
7. Цель посещения..
2. Организация урока.
Своевременность начала урока. Отметка опоздавших и отсутствующих в журнале. Подготовка, размещение и использование наглядных пособий, ТСО, вычислительной техники. Время активного включения учащихся в учебно -воспитательную работу.
3. Опрос.
Четкость формулировки вопросов. Способы проверки знаний учащихся (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный и т.д.). Связь нового материала с ранее пройденным. Как содействовал опрос повышению уровня знаний, исправлению ошибок и недостатков?
Количество опрошенных на уроке. Правильность и аргументированность оценки знаний. Поставлены ли оценки в журнал?
4. Сообщение новых знаний.
Органическое соединение материала, тем опроса и объяснений. Тема и план урока, их соответствие программе предмета и календарно - тематическому плану. Полнота, научность и последовательность излагаемого материала, его доступность и связь с современностью. Методика обучения. Виды самостоятельной работы. Эффективность использования наглядных пособий, ТСО и вычислительной техники Как преподаватель владеет материалом? Соответствовало ли изложение материала возрастным особенностям учащихся?
5. Закрепление знаний.
Методы закрепления: устно, письменно, фронтально, индивидуально, по всему материалу или узловым вопросам темы. Четкость формулированных вопросов. Эффект закрепления от использования наглядных пособий, ТСО, вычислительной техники.
6. Домашнее задание.
В какое время и каким образом дано задание, как информированы учащиеся о способах и порядке его выполнения. Виды домашнего задания (устное, письменное). Доступность разъяснения домашнего задания. Дозировка.
7. Поведение .
Вовлечение учащихся в учебно - воспитательный процесс, их прилежность, активность, заинтересованность и дисциплина на уроке. Были ли нарушения дисциплины, в чем они выразились. Отношение к нарушениям со стороны коллектива класса. Правильность мер, принятых к нарушителям.
8. Подготовленность и поведение преподавателя.
Подготовленность преподавателя и умение ориентироваться в системе понятий. Внешний вид, культура речи, педагогический такт преподавателя. Умение создавать хорошую дисциплину коллектива для работы. Отношение к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.
9. Структура урока.
Соответствовала ли структура типу урока? Как располагались отдельные элементы урока? Как было распределено время между отдельными частями урока?
10. Результат урока.
Достижение основной цели урока. Объем и качество знаний учащихся.
11. Выводы.
Правильно ли с методической стороны построен и проведен урок? Какова образовательная и воспитательная роль данного урока, глубокие ли были знания учащихся? Достиг ли урок цели? Оценка урока.
12. Предложения.
После анализа урока контролирующий формирует и высказывает преподавателю конкретные предложения, направленные на повышение уровня учебно – воспитательного процесса.


^ Приложение 2
Примерная схема разбора - анализа посещенного урока
.

1. Вступительное слово руководящего анализом.
Сообщается цель, стоящая перед анализом урока. Предоставляется слово преподавателю, урок которого анализируется.

2. Краткий анализ преподавателем своего урока.

Выполнен ли поурочный план? Какой новый элемент введен в процесс обучения и воспитания? Раскрываются методы совершенствования методики урока. Достиг ли урок цели?
3. Выступление присутствующих на уроке.
В соответствии со своими записями и впечатлениями выясняется, что было непонятно на уроке. Характеристика положительных и отрицательных сторон урока. Рекомендуется, что можно заимствовать в данном уроке для работы других преподавателей. Высказываются замечания и предложения.
4. Обобщение и заключение по анализу посещенного урока (ведет контролирующее лицо, руководящее анализом)
Решаются спорные вопросы, если они имели место в ходе анализа. Обобщаются высказывания присутствующих на уроке. Дается глубокий анализ урока. Особое внимание уделяется новому элементу обучения и воспитания, введенному на уроке. Анализируется качество составления календарно - тематического и поурочного планов. Делаются выводы по уроку. Высказываются предложения преподавателю и рекомендуется литература для улучшения качества урока.
5. Заключительное слово преподавателя, проводящего урок.
Высказывается мнение по выступлениям анализировавших урок, согласен или нет с выводами и предложениями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ посещенного занятия iconАнализ посещенного урока
Наименование прорабатываемой на занятиях темы склонение имен существительных по числам и падежам

Анализ посещенного занятия iconАнализ воспитательной работы за 2012/2013 учебный год
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, занятия в творческих объединениях...

Анализ посещенного занятия iconКлассный час «Долой сквернословию!» Цель занятия
Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и...

Анализ посещенного занятия iconХлопаева Наталья Анатольевна Креативные методы анализа текстов сми...
Контент-анализ, структурный, дискурс-анализ, конверсационный, социолингвистический, пропагандистский, анализ слухов, психологический,...

Анализ посещенного занятия iconКонспект занятия в подготовительной группе по программе «Развитие»
Закреплять умение детей проводить звуковой анализ и синтез слова, качественно характеризовать звуки

Анализ посещенного занятия iconСпецкурс «Комплексный анализ текста»
Анализ эпизода. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие Н. В. Францева

Анализ посещенного занятия iconТема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа в 1 классе для детей с онр

Анализ посещенного занятия iconАнализ научно-методической и учебной работы за 2011/2012 учебный год
Ресурсы развития современного урока (учебного занятия) и образовательной среды гимназии

Анализ посещенного занятия iconВажнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не...
Анализ художественной прозы намного специфичнее, чем анализ стиха. Конструктивные признаки стиха выступают явно (размер, рифма, повтор,...

Анализ посещенного занятия iconКонспекты отдельных занятий в сенсорной комнате
Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница