Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению




НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению
страница1/4
Дата публикации18.01.2015
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Министерство искусства и культурной политики

Ульяновской области
ОГБУК “Ульяновская областная библиотека

для детей и юношества имени С.Т. Аксакова”
Методический отдел
11

Как стать родителями

читающего ребёнка
Методические рекомендации

по организации и проведению

родительского собрания по чтению


Ульяновск

2012



Как стать родителями читающего ребёнка : методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению / сост. Н. Д. Васильева ; Ульян. обл. библ-ка для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. – Ульяновск, 2012. – 44 с.
^ Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя”.

В. Сухомлинский
От составителя

В настоящее время актуальной проблемой всех развитых стран мира становится воспитание читающего поколения детей. Специалисты отмечают, что мы с вами становимся свидетелями очень интересного процесса современности – перехода чтения, особенно чтения классической и высокохудожественной литературы, в разряд элитных занятий. Цифры Аналитического центра Юрия Левады констатируют: несмотря на все старания, чтение в России идёт на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. 52 % россиян не покупают книг, не читают – 37 %, а 34 % населения России вовсе не имеет дома книг.

Есть ли выход? Есть ли сила, способная изменить положение? Есть! Золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском, и даже не в библиотечном кармане, а в кармане читающего родителя. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию с чтением в стране к лучшему. Ради успешного настоящего и будущего своего ребёнка родители готовы горы свернуть, в том числе и гору, называемую “Чтение”. Надо лишь убедить их, что в этой “горе” и заключено счастье их детей и внуков, если понимать счастье как полноту жизни, радость творчества, способность мечтать, любить, самостоятельно думать, быть благодарным родителям и полезным обществу. Также психологи утверждают, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей. Но молодым родителям не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей. И в этом им должны помочь мы с вами – библиотекари.

Где и как мы можем говорить с родителями о значении чтения в жизни их детей? Это могут быть “Родительские собрания по чтению”, “Родительские чтения”, “Родительские пятницы” – на ваш выбор. В любом случае, это встречи с родителями с рекомендательными беседами о воспитании и чтении детей и подростков, организации семейного чтения, информационными сообщениями о педагогическом и библиотечном опыте работы с детьми, обзоры новой литературы, выставки-просмотры книг. Содействие родительскому всеобучу по воспитанию у ребёнка любви к чтению – такова цель родительских собраний. Работа с родителями требует серьёзной профессиональной подготовки, знания специальной литературы. В данном пособии предлагается материал, который поможет библиотекарям организовать работу с родителями.
В пособии предлагается следующий материал:

  1. Как организовать родительское собрание (советы библиотекарям).

  2. Тексты рекомендательных бесед библиотекарей с родителями:

  • В чём ценность книги и чтения или Зачем читать?

  • Что мешает и что содействует чтению детей?

  • Как стать родителями читающего ребёнка?

  • Громкие чтения в кругу семьи (практические советы родителям).

  1. Прояви свой талант: совместные игры для детей и родителей.

  2. “Родителям на заметку” – памятки для родителей.

  3. Анкеты для родителей и детей. (Приложение № 1).

  4. Список использованной литературы, которая поможет при подготовке работы с родителями.


Как организовать Родительское собрание

Советы библиотекарям


  1. С чего начать?

  • С изучения ресурсов библиотеки, адресованных родителям. И, если это необходимо, скорректировать политику комплектования фондов библиотеки с целью создания специализированного книжного фонда для родителей. Необходимо также приобрести современные книги о развитии, воспитании и здоровье детей, выписать периодические издания – “Семейное чтение”, “Растём вместе” и др. Можно разработать информационные и рекомендательные списки литературы для родителей, листовки, закладки и т. д. Эту работу можно вести в партнёрстве с женской консультацией, поликлиникой, книжными магазинами.

  • С презентации о возможностях библиотеки. С презентацией можно выступить в школах перед родителями, в детских садах, в администрации, в женской консультации и т. д.

  • С анкетирования родителей и детей. Анкетирование даст возможность получить объективную информацию, выявить проблемы, с которыми сталкиваются родители. Результаты анкетирования помогут вам вести с родителями конкретный разговор.

  • С привлечения к организации родительского собрания по чтению родительские комитеты школ и ДОУ, активных читающих родителей, местных писателей, общественность.

  • С оповещения родителей по местному радио, в газете, а также размещения афиш в общественных местах.




  1. Кто может провести родительское собрание по чтению?

  • Библиотекарь.

  • Читающий и имеющий опыт семейного чтения родитель.

  • Люди старшего поколения – бабушки и дедушки.

  • Известные и авторитетные в районе люди (журналисты, писатели, книголюбы и т. д.).

  • Педагог школы и ДОУ.




  1. Тематика собраний.

Главная задача, которая стоит перед организаторами родительских собраний по детскому и подростковому чтению, – сделать их интересными и полезными для родителей. Исключить из содержания собрания менторство, назидательность, скуку, разжёвывание прописных истин о том, что дети должны читать. Любое родительское собрание требует тщательной подготовки как в организационном, так и в содержательном аспектах. Одним из важных оргмоментов является выбор темы собрания. Темы могут быть самые разные, например:

  • “Как стать родителями читающего ребёнка?”

  • “Книга и душевное здоровье ребёнка”.

  • “В чём ценность книги, чтения?”

  • “Как организовать семейное чтение?”

  • “Виды чтения вслух”.

  • “Книга – помощница в учёбе”.

  • “Современная детская литература” и т. д.

При проведении собраний можно использовать элементы, способные оживить, углубить содержательный аспект обсуждения детского и подросткового чтения. Например:

  • встречи с писателями;

  • обмен опытом родителей по привлечению к чтению детей и подростков;

  • бенефисы читателей (родителей и детей);

  • обзоры детской литературы с видеопрезентацией;

  • приглашение лучших читающих семей (советы родителям по привлечению к чтению от лучших читающих семей);

  • книжно-иллюстративные выставки;

  • экскурсии по библиотеке (если родительское собрание проходит в библиотеке).

Родительские собрания по чтению можно проводить не только в библиотеке, но и в женских консультациях, в ДОУ для родителей дошкольников, в школах, для родителей отдельного класса, в других учреждениях.
В чём ценность книги и чтения

или Зачем читать?
^ Дорогие родители!

Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнок не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили, чтобы ему сопутствовала удача. Но для этого, прежде всего, он должен научиться читать.

Мировой опыт подсказывает, что необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению – кладези знаний, идей и мудрости.

Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Всё чаще мы слышим, что пятибалльная система изжила себя. На смену ей идёт другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности как в рамках школьной программы, так и вне её. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

В “портфель” достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность ребёнка: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения и др.

Так что тема нашего собрания – не досужий вымысел. От того, что и как читают наши дети, и читают ли вообще, зависят их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.

Вы можете задать вопрос, каким образом от чтения зависит судьба вашего ребёнка? Давайте вместе проследим, как чтение влияет на разные аспекты развития личности. Одни видят в нём залог развития мысли, другие – залог развития нравственности, третьи – познания самих себя и окружающих, четвёртые – рост духовного начала в человеке. Все эти аспекты дополняют друг друга и тесно взаимосвязаны. Для иллюстрации давайте воспользуемся кубом.

Во-первых, у куба шесть сторон, или граней, и таково же число аспектов развития ребёнка с помощью книги, которые мы сейчас рассмотрим. Грани разные, но в совокупности они составляют одно целое, дополняя друг друга.
0^ 11Первый аспект (или первая грань куба). Особое значение чтения заключается в развитии воображения – основы творчества. Книга рождает и развивает воображение ребёнка. Без воображения нет предвидения и прогресса.

Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько знаем мы. При этом у них не было ни микроскопов, ни машин, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову. Читая книгу, ребёнок учится угадывать развитие событий, освещённых в ней, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
^ Второй аспект (или вторая грань куба) касается формирования знаний в различных областях. Кто смотрит телевизионную передачу “Умники и умницы”, тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков – будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. Читающего человека отличает развитый, богатый оттенками разговорный язык, умение внятно излагать свои мысли.
^ Третий аспект, который может символизировать ещё одна сторона нашего куба, касается знакомства с проблемами, выдвигаемыми жизнью, и их возможных решений. В хорошей книге часто описываются какие-то проблемные ситуации, в которых оказывается герой, и ребёнок вместе с ним учится решать эти проблемы.
^ Четвёртый аспект (четвёртая грань куба) – это эмоциональное развитие. Повествование способно возбудить эмоциональное напряжение, связанное с переживаемыми героем событиями. Сильные чувства (гнев, страдание, любовь) часто испытывают герои легенд, приключенческих книг, мемуаров, дневников, а вместе с ними и читатель. Такие переживания способствуют эмоциональному развитию ребёнка.
^ Пятая сторона нашего куба может символизировать вклад чтения в социальное и нравственное развитие ребёнка. Как известно, один из первых элементов процесса социализации – преодоление эгоцентризма, развитие способности поставить себя на место других людей. Ребёнок учится сотрудничать с другими детьми, завязывать с ними дружбу и устанавливать эмоциональные отношения, способствующие взрослению, учится жить среди людей, понимать их, общаться, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы. Самое главное то, что книги предлагают ребёнку разные ситуации, ставящие героя перед моральным выбором. Например, охотник, которому королева приказала убить Белоснежку, должен решить, подчиниться или не подчиниться чудовищному приказу.

С О В Е Т

Рассказывайте детям

о ценности чтения.

Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других

людей. Поощряйте дружбу

с детьми и взрослыми,

которые любят читать.
Наконец мы подошли к последней стороне нашего куба, к последнему важному аспекту развития личности – постепенному формированию “представления” о себе. В исследованиях процесса формирования понятия о себе отмечается, что этот процесс начинается очень рано, уже на второй год жизни, и продолжается в годы детства и отрочества, достигая вышей точки в юности. Также подчёркивается роль, которую играют в этом процессе определённые образцы, с которыми сравнивает себя ребёнок или подросток, помимо суждений, предлагаемых реальностью. Большинство таких образцов дети выбирают среди реальных людей, но находят их также в литературе. Сравнивание себя с образцом для подражания означает стремление определить, в чём ты схож с ним и в чём отличен – в способностях, мотивациях, чувствах и моральных ценностях.
Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий, так или иначе, связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.

Между тем известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют ни читать, ни грамотно излагать свою мысль, ни полноценно общаться. Накопление подобных фактов идёт по нарастающей. Нельзя не увидеть во всём этом прямой связи с ростом детской преступности, алкоголизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению всё чаще мы слышим слово “кризис”, а иногда и “катастрофа”.

Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала – капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.


С О В Е Т

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения
в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актёров, телезвёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребёнка.

Этот прагматичный термин – “человеческий капитал” –в последнее время вошёл и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении, способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от этого он не будет иссякать.

Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации...

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические материалы по организации работы Каневская 2008
Каневской район 30 июня 2007 года протокол №17, п. 6, в рамках подготовки к проведению предстоящих выборов депутатов Государственной...

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3 7 лет

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации по проведению Уроков доброты в образовательных учреждениях Ульяновск
Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты /под ред. И. В. Скворцовой. — Ульяновск: уипкпро,...

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации по проведению
Эта глобальная акция организуется, чтобы привлечь детей к чтению в течение всего наступающего года

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации по организации и проведению Недели математики...
В данном методическом пособии предложены рекомендации по проведению недели математики в средней школе, предложены сценарные разработки...

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации для школ
По организации и проведению уроков мужества, посвящённых 70-летию сталинградской битвы в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных...
Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики Упражнения для укрепления органов дыхания

Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению аттестации практического психолога
Целью разработки является помощь молодым специалистам-психологам в организации профессиональной деятельности



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница