Знакомство с буквой М (м).
Предмет: Литературное чтение (Обучение грамоте)
Класс: 1
Автор учебника: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова
Тема урока: Знакомство с буквой М (м). Тип (вид) урока: Изучение нового материала. Цели урока:развитие фонематических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы; познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;познакомить с понятием «дружба»;
Формированиеметапредметных учебных действий:
регулятивные (понимать, принимать и удерживать задачу; контролировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей);
познавательные (опознавать звуки; понимать соотношение между буквами и звуками; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения,умение структурировать знания);
коммуникативные (участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем; осваивать различные способы взаимной помощи).
Формы организации деятельности:
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Набор фишек для звукового анализа слов (индивидуальные и демонстрационные).
Наглядное пособие «Окошечки» (индивидуальные и общее).
Касса букв.
Цветные карандаши
Набор карточек «Азбука».
Набор демонстрационных карточек письменных букв.
Картинка изображения буквы «М».
Сигнальные карточки «Солнышко»
^
| Содержание
| Формирование УУД
| I Организационный момент
| – Доброе утро, ребята!Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
| Регулятивные действияУУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
| ^
| -На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (^ ).
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
| Познавательные УУД:общеучебные
- умение структурировать знания;
- рефлексия способов и условий действия
| ^
| Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора из любого спора.
У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.
– Назовите первый звук в каждом слове.
– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)
– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение о дружбе.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)
– А давайте и мы улыбнемся друг другу.
– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)
– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
Кто догадался, какая тема нашего урока?
(^ М)
Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой М, научиться читать слоги и слова с буквой М)
|
Познавательные УУД:логические
- анализ объектов с целью выделения признаков;
| ^
Физкультминутка
| 1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
^
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
^
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)
Слайд(На что похожа буква М )
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем-
Получилась буква М. и др.
– Из каких элементов состоит буква ^ ?
– На что похожа буква М?
– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
– Рассмотрите схемы слов.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может быть звук [м])? (Твёрдым и мягким)
Слайд(Назовите слова, которые начинаются с буквы М)
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
| Познавательные УУД:
общеучебные
- знаково – символическое моделирование;
- структурирование знаний. логические
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез.
| ^
| 2. Чтение слогов. Работа по учебнику.
На доске слоговая таблица, магнитные карточки с гласными буквами и с буквами М, м.
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, А за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
– Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал веселыйА, прочитали дети – ма. Прибежал задорныйО, прочитали дети – мо. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривыйИ, прочитали дети – ми. Прибежал упрямыйУ, прочитали дети – му. Прибежал забиякаЁ, прочитали дети – мё. Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю. Прибежал обжораЭ, прочитали дети – мэ. Прибежал звонкийЕ, почитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
Слайд(Назовите слова, в которых есть буква М)
3. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.
– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)
– Кто автор? (В. Орлов.)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.
О-би-дел – обидел.
У-да-рил – ударил.
Дру-жи-ли – дружили.
Не по-де-ли-ли – не поделили.
^
– О ком это стихотворение?
– Кто задает вопросы мальчикам?
– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)
^
– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)
– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)
- Как одним словом можно назвать брюки, рубашку, платье, юбку, кофту…? (Одежда)
– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)
- Возьмите простой карандаш и соедините стрелочкой слово и картинку.
Слайд(Загадки)
^
– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)
- А теперь поменяйтесь учебниками, и проверьте, правильно ли выполнил задание сосед по парте.
– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).
– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)
Слайд(Прочитай слова)
– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)
– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)
Слайд (Пословицы)
^
а)Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):
– Прочитайте начала предложений и закончите их.
– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)
– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.
б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):
– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.
Проверка выполнения заданий.
- Какие буквы знает бык? (МУ)
- А кот? (МЯУ)
|
Познавательные УУД:
общеучебные
-знаково–символическое моделирование.
- структурирование знаний. Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
общеучебные
- смысловое чтение.
логические
- анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с детьми, учителем, высказывание своего мнения, обсуждение
Познавательные УУД: логические
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез как составление целого из частей;
Коммуникативные УУД:
- работа в парах
- сотрудничество с детьми, учителем, высказывание своего мнения, обсуждение
Познавательные УУД:
общеучебные
- структурирование знаний.
логические
- анализ объектов с целью выделения признаков.
Познавательные УУД:
общеучебные
- смысловое чтение.. логические
- анализ объектов с целью выделения признаков.
| ^
| – Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)
– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)
– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?
– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели
- Оцените свою работу сигналом «Солнышко»
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
-Всего вам доброго! Урок окончен.
| Регулятивные УУД
формируется к концу начальной школы. В 1 классе ребята учатся выделять и осознавать то, что усвоено на уроке и что подлежит усвоению
| ^ Данная работа представлена в направление: начальная школа. Урок разработан с учётом формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности(на примере темы «Знакомство с буквой М, м» по учебному предмету литературное чтение (обучение грамоте) УМК «Начальная школа XXI века»), авторы учебника Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных — в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Учебный предмет литературное чтение (обучение грамоте) обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Уроки литературного чтения позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и
усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения).
На уроке проводилась работа по формирование метапредметных учебных действий:
регулятивные (понимать, принимать и удерживать задачу; контролировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей);
познавательные (опознавать звуки; понимать соотношение между буквами и звуками; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения, умение структурировать знания);
коммуникативные (участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем; осваивать различные способы взаимной помощи).
|