«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников»




Скачать 142.58 Kb.
Название«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников»
Дата публикации06.01.2015
Размер142.58 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
Управление дошкольного образования

Выступление из опыта работы

на тему:

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников»

Воспитатель

II квалификационной

категории МБДОУ № 30 «Снегурочка»

Хамдеева Г. Р.

г. Альметьевск, РТ

2013г.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре, который по словам А. Н. Толстого, как «изустная литература была достоинством и умом народа: она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявление интереса к окружающему миру.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

• циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке).

• ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;

• совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

• подкормка птиц и наблюдения за ними, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;

• «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.

В своей работе опирались на программу Боргановой Р. А. “Туган як табигате белән таныштыру”.

Татарское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.

Загадки, скороговорки, считалки, зазывалки, пословицы и поговорки, песни, сказки, небольшие стихи предлагали детям в процессе наблюдения. В

В практике использовали загадки. Загадок много. Есть загадки – описание, загадки - вопросы, загадки – задачи.

Ипи түгел, су түгел,

Авыр түгел, аз түгел,

Ансыз яшәү мөмкин түгел. (hава)
Тәңкә карлар сипкән,

Җирне ап-ак иткән,

Чыршы, каен, имән

Кардан чикмән кигән.

Бу кайчан? (Кыш)

Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответсвенно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирущим началом стало умственное воспитание. Они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых раличных областей человеческой жизни. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Имея запас загадок наблюдения можно сделать очень интересным.

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, который очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции. Использовали скороговорки со словами, связанными с природой.

Җәйнең ямьле көннәрендә

Җиләк җыя Җәмилә.
Кара карга кардан бара

Канатларын кага-кага.

Из всего многообразия жанров детского устного творчества интересны и считалки. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре.

Каенда – карга.

Имәндә – чыпчык,

Җирдә – елан.

hавада – кош,

Бар син дә оч!

Воспитывающие функции выполняют и зазывалки (тип песен). Они способствуют формированию у детей положительного отношения к природе, друг другу. Они обычно связаны с временем года или отдельными явлениями природы: в феврале дети зовут солнце; весной – зазывают птиц; летом – просят, чтобы пошел или прекратился дождь.

Кояш, чык!

Болыт кач!

Без уйнарбыз җылыткач.
Сыерчык, сыерчык,

Күк күлмәгеңне киеп чык;

Үзеңнеке булмаса,

Атаңныкын киеп чык.
Яңгыр яу, яу, яу!

Сине көтә җир, җир, җир!

Безгә күмәч бир, бир!

Таким образом, зазывалки представляют собой своеобразный путь ознакомления детей с природой, простейшими связями между явлениями (весна – прилет птиц, радуга – дождь, осень - урожай и т. д.).

Пословицы и поговорки – один из основных и наиболее популярных видов творчествыа народа. Народами Поволжья создано бесчисленное количество глубоко содержательных, правдивых, осттоумных и художественно ярких пословиц и поговорок.

Агач беленә җимешеннән,

Адәм – эшеннән.

Народные песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Например содержание колыбельных песен изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных.

Песи, песи –нечкәбил,

Бала тирбәтергә кил.

Җылы җирдә яшәрсең,

Ап – ак күмәч ашарсың,

Тәмле сөтләр эчрсең,

Ашап тугач уйнарсың,

Уйнап тйгач йокларсың.

Бәлли-бәү!

Сказка – древнейший по происхождению вид фольклора. Е.Н. Водовозова рекомендовала выбирать народные сказки обдуманно: “Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы”. Например “Кот и лиса”, “Коварная лиса”, сказки о временах года “Ай белән кояш”, “Бүләк кемгә?”

Народные праздники – кладезь национальной культуры. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Мы провели такие праздники как, Сөмбелә, Науруз (новый день), Карга боткасы, Сабантуй (перед началом весеннего цикла).

В летнее время просила рассказать детей, где они были летом, куда ездили с родителями, были ли на природе, что интересного происходило во время отдыха, какие впечатления остались от посещения дачи, деревни, других мест. Во время прогулок наблюдали за цветущими растениями участка. Проводила подвижные игры: “Кыңгырау чәчәк”, “Көн-төн”, “Инеш аша сикереп чык”.

Наблюдая за цветами, приходили к выводу, что все цветы разные. Уточняли название цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков и т.д. Побуждала искать сравнения, задумываться над названиями.

Детям загадывала загадки о цветах.

Төрле-төрле төстә алар,

Бу төсләр каян килгән?

Хушбуй исе аңкыталар,

Кем аны сөртеп йөргән? (Чәчәкләр)
Нечкә яшел сабакта

Юл буенда шар үскән.

Кай арада җил искән,

Ак шар очкан да киткән. (Тузганак)

Рассказывала о насекомых, например божья коровка, бабочка. Объясняла, что они помогают растениям расти. Учили стихи:

Камка түти оч, оч.

Анаң салма пешерә,

Атаң ашап бетерә.

Летом расширяли и уточняли представления детей об овощах и фруктах. Поливали с детьми лук. В процессе работы предлагала детям рассмотреть все овощи: как они растут на грядке, как выглядят вырванные из земли, где у овощей ботва, а где корнеплоды. Учили с детьми пословицы о трудолюбие.

Җирне сөйгән ач булмас.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание.

Ежедневно наблюдая с детьми погоду, отражаем их в календаре природы. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, снег. Качественное наглядное пособие помогли сделать родители.

В уголке дежурства назначали дежурных. Осуществляли индивидуальный подход к детям: изыскивали приемы, направленные на поддержание у них интереса к уходу за растениями и животными, на воспитание положительного эмоционального отношения к живым существам.
В ненастную погоду, когда нельзя гулять пели песни, рассказывали стихи, слушали диск с голосами птиц. Читала детям сказки: «Төлке белән каз”, “Ябалак”, Аю белән бабай”, “Кәҗә бәтиләре hәм бүре”. Играли с детьми подвижные игры такие как “Кошки- мышки”, “Казлар аккошлар” Продолжали цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Как можно улучшить условия жизни рыбок?», «Какое тело у рыбки?». С помощью этих наблюдений показали детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что аквариумом надо следить и ухаживать, также уточняла представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строение их тела. В дальнейшем планируем провести наблюдения: «Как рыбки отдыхают?», « Зачем рыбкам глазки?» и т.д.

В свободное время рассматривали с детьми семена цветущих растений, которые собирали на своем участке. Раскладывали их по коробочкам, показывала открытки и просила ребят определить, у какого растения какие семена. Объясняла, что всю осень и зиму семена будут лежать, а когда наступит весна и станет тепло, все вместе будем их сажать, чтобы выросли красивые цветы.

Мы убедились, что в работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы.

Табигатьне саклаган – үз яшен аклаган.

Народные приметы о природе содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнышке, значит он скоро прекратиться.

Яңгыр тамчысы су өстендә эре булып, күбекләнеп торса, янә яңгыр булыр.

Осенью уточняли и расширяли представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. В первую половину осени, когда погода еще относительно теплая, организовали с детьми наблюдения за явлениями неживой природы: деятельностью солнца (количество тепла и света), характером осадков, ветра, длительностью дня. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, ее характерных особенностях. Детей учили отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошел дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака и т. д. Так, на прогулках по участку детского сада можно обращать внимание не только на особенности внешнего вида тех или иных растений, но и на способ существования всех растений — прикрепленность к земле. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления (солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры и т. д.). В каждом листочке учили видеть прекрасное, обращали внимание на то, что листья имеют разную форму и окраску; предлагали из опавших листьев выбрать самые красивые. Проводили беседы на темы: «Что знаем об осени», «Как готовятся к зиме звери», «Отлет птиц» и другие. Родители изготовили поделки из природных материалов. С детьми разучивали такие татарские пословицы как:

Язның байлыгы – кояш, көзнең байлыгы – уңыш.

Кышкы кар – көзге икмәк.

Загадывали детям загадки, в которых описывается поведение зверей:

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)
Есть на речках лесорубы

В серебристо-белых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)
Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха)
Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка).

С помощью сказок знакомили сказочными персонажами животных. Сравнивали их реальными обитателями леса (заяц, волк, медведь, лиса). Объясняли, что настоящий лес полон разных зверей, птиц и других лесных жителей. О них никто не заботится – они сами умеют добывать себе пищу: некоторые запасаются на зиму, а другие готовятся к спячке.

В уголок природы поместили дары осени — овощи, фрукты, ягоды. Детей учили различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян. Собранные на участке семена можно поместить в уголок природы.

В прогулке, знакомили детей с трудом взрослых, характерным для осени: обратить внимание на уборку осенней листвы, перекопку земли под кустарниками и т. д.

В зимний период года, когда возможности ознакомления детей с природой ограничены в силу погодных условий, уголок природы в группе является важным средством осуществления содержательной работы с дошкольниками. Знания о природе, умения, полученные осенью, расширяются и углубляются. Показывали детям, что комнатные растения и животные уголка природы чувствуют себя так же хорошо, как летом. Растения остались зелеными, некоторые из них цветут; животные подвижны, ведут активный образ жизни. Дети совместно с воспитателем устанавливают причины этих явлений (в комнате тепло, светло, животных регулярно кормят, растения поливают, поворачивают к свету). Таким образом, условия жизни растений, животных соответствуют их потребностям.

Сравнивая состояние растений в групповой комнате и на улице, определяли причины его различия. Устанавливали причину почему растения на улице не растут, не зеленеют. Для этого нужно определить состояние земли под снегом (замерзла, твердая), воды (превратилась в лед), сделать вывод о том, что растениям зимой не хватает тепла, пищи, воды, света. Сообщала детям, что ветви растений зимой очень хрупкие, легко ломаются. Для оказания помощи растениям он предлагала аккуратно стряхнуть снег с веток, окопать снегом деревья и кусты, чтобы они не погибли. В группе посадили лук и наблюдали как она растет.

Увлекательны и интересны наблюдения зимой. Сколько радости и новых впечатлений приносит зима детям! Мы любуемся заснеженными деревьями, обращаем внимание на зимующих у нас птиц. С помощью родителей устраиваем кормушки для них. Невозможно воспитывать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе.

Во время наблюдений зимой за льдом, снегом, погодой также загадываем загадки.

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно

Ни в огне горит, ни в воде не тонет.

Используем пословицы.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик да стоять не велит.

Также наблюдая за птицами напоминаем детям народную поговорку: «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною».

Организовали зимнюю подкормку птиц на участке. Вместе с детьми осматривали сделанную родителями кормушку. Обсуждали, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулках вместе с детьми выбирали место, решали как ее повесить. Подобрала для этого случая народную песенку «Воробей»

-Что желаешь, воробей?

-Мне бы горстку отрубей,

_Мне бы зернышек пшеничных,

Хлебных корочек обычных.

Также интересны зазывалки про птиц.

Килегез, кил, кошкайлар!

(күмәкләп әйтер өчен)

Чыпчык, чыпчык, чык-чырык.

Җим сиптем, кил тиз очып!

Песнәк, песнәк, кил тизрәк-

Җим сибәм сиңа әзрәк!

В весенний период расширяли знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учили устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Загадывали загадки

Сикереп төшә, бозны тишә.

Проводили беседы на тему: «Жизнь диких животных весной», «Правила поведения в лесу».

Давали элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показали, что скрывается за названием некоторых бабочек. Объясняли пользу насекомых. Использовали такие зазывалки

Әйт әле, чикерткә,

Сине ншрсә сикертә?

Сайрый белми сайрыйсың,

Бертуктамый кич иртә.

Зазывалки помогают воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Знакомили с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учили находить различия по листьям; устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение), между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением.

Таким образом, использование в работе малых форм фольклора способствует воспитанию у детей любви к Родине, бережному отношению к природе, расширяется их кругозор, повышается интерес к познанию окружающего мира. Дети становятся добрее и внимательнее друг другу.


Список использованной литературы:

1.Бабынина, Т. Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т. Ф. Бабынинина – Казань: РИЦ «Школа», 2003. – 188 с. С.20-32.

2.Борhанова, Р.А. Туган як табигате белән таныштыру: балалар бакчалары тәрбиячеләре өчен кулланма/ Р.А. Борhанова – казан6 ИУУ РТ. 1997. -172 б., на татарском языке.

3.Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова – М.: Балас, 2012.-496с.

4.Галанина, Н.А. Испоьзование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкнольного возраста / Н.А.Галанина //Дошкольная педагогика. – 2008. № 5 С. 32.

5.Закирова, К.Ф Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре hәм әти – әниләр өчен хрестоматия /Закирова К.Ф. – Казан: РИЦ, 2011. – 560 б.

6.Кравченко, И.В., Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ под ред. Г.М. Киселевой, Л. И. Понамаревой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 176 с. (Детский сад с любовью).

7.Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет/ С.Н. Николаева – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010. – 144с.: цв. вкл.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconИспользование художественного слова в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconИспользование возможностей изучаемых произведений о природе в экологическом...

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconИспользование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников
«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация...

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconВ экологию через творчество
«Вряд ли вы найдете много желающих «экообразовываться». А вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки любят все». Листопад. О....

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconИспользование разных видов наблюдений в формировании экологической...
Мастер класс «Использование различных видов наблюдения в формировании экологической компетентности дошкольников»

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconРоль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников
Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической...

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconЗадачи: Образовательная : дать понятие детского фольклора, познакомить...
Цель: Дать понятие детского фольклора, познакомить с жанрами детского фольклора и их особенностями

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconНоваторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным,...
Тема: Новаторство Н. А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора...

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» icon«Роль фольклора в развитии речи дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №31 «Теремок»

«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников» iconГода: «Амфибии и рептилии Республики Татарстан»
Гдэбц с 2001 года и направлен на реализацию системного подхода в экологическое образование и воспитание, использование во взаимодействии...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница