Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти»




Скачать 284.12 Kb.
НазваниеСценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти»
страница1/3
Дата публикации07.12.2014
Размер284.12 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинск

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме:

«Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти»



Урок разработала и провела

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска

Федотова Марина Владимировна

г. Бирюсинск. 2012 год.

Тема урока: Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти.

^ Цели урока:

Обучающие: Познакомить обучающихся с природными источниками нефти,

её составом, свойствами, способами и продуктами нефтепереработки.

Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей

и переработкой нефти.

Развивающие: 1) Создание условий для активной самостоятельной работы

обучаю­щихся;

2)Формирование представлений об исчерпаемых

ресурсах (при­родном газе, угле, нефти) и рациональных

путях их использования;

3) Продолжить формирование элементов компетентности в

сфере самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

4) Продолжить формирование элементов химической и экологической

грамотности обучающихся, развитие элементов критического мышления;

5) Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с

большими объемами информации, умений кратко и точно излагать мысли

и оформлять результаты собственных исследований с помощью офисных

программ.

Воспитательные: 1) Формирование гуманного отношения к биосфере в целом и

чело­вечеству в частности;

2) Формирование умения видеть перспективы развития и основные

подходы к решению проблем современности;

3) Формирование активной жизненной позиции обучающихся при

оцен­ке глобальных проблем человечества;

4) Осознание обучающимися значения коллективных действий

челове­чества в условиях обострения глобальных проблем.

^ Оборудование и дидактические материалы: компьютер, видеопроектор, видеоматериалы, географическая карта, мультимедийные презентации обучающихся, коллекция «Нефть и продукты ее переработки», нефть, пробирки, вода.

^ Ход урока:

Вступительное слово учителя: Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем. Презентация 1 слайд 2, 3

1. Постановка основополагающего вопроса.

(В конспекте даны вопросы учителя и возможные ответы учащихся)

Учитель: Как вы думаете, что необходимо живому организму для жизни?

Обучающийся: Пища, воздух, вода, свет, тепло

Учитель: Для чего организму нужна пища, вода и воздух?

Обучающийся: Получать энергию

Учитель: Энергию, которая необходима для протекания биохимических процессов, для поддержания определенной температуры организма.

Учитель: А как человек создает себе среду, в которой живет, чтобы сохранять свое внутреннее тепло?

Обучающийся: Использует внешний обогрев – электрические обогреватели, паровое отопление, костер, печь.

Учитель: Как работают обогреватели?

Обучающийся: От источника электрического тока.

Учитель: А что является причиной работы остальных?

Обучающийся: Топливо.

^ Учитель: Что может выступать в качестве природного топлива?

Обучающийся: Древесина, уголь, нефть, газ

Из нефти можно получить много различных веществ, это ценное химическое сырьё.

^ Учитель: Из курса естествознания вспомните: «Что собой внешне представляет нефть и есть ли у этой жидкости температура кипения?» Презентация 1 слайд 2

Ответы обучающихся: Нефть - жидкость, черного цвета, масляни­стая, с резким запахом, не смешивается с водой. В состав нефти входят различные углеводороды - предельные, циклические, ароматические, по­этому температуры кипения у нефти нет, есть интервал температур.

^ Учитель: Можно ли выразить состав нефти одной формулой?

Обучающийся: Состав нефти непостоянный. Нефть - это смесь углеводородов.

Учитель: Одинаковыми ли физическими свойствами обладает нефть разных месторождений?

Обучающийся: Нефть имеет несколько различные физические свойства, это объясняется различным ее составом, т. е. состав определяет свойства.

^ Учитель: Еще Д.И. Менделеев говорил, что топить нефтью – это значит, топить денежными ассигнациями.

Учитель: Почему он так говорил?

Обучающийся: Из нефти получают много полезных органических соединений. (демонстрируется коллекция «Нефть и продукты ее переработки»). Обучающиеся рассматривают продукты переработки нефти и их применение.

Учитель: Какое возникает противоречие?

Обучающийся: С одной стороны, нефть – эффективное топливо, с другой – из нее можно получить много ценных продуктов.

Учитель: Проблема использования нефти очень актуальна сейчас в мире. В рамках нашего урока мы постараемся высказать свое видение, свое отношение к данной проблеме. Возможно, в дальнейшем вы в своей практической деятельности сможете предложить пути решения данной проблемы и даже их осуществить. Но для этого необходимо выявить более узкие вопросы, касающиеся данной темы, осветить и разобрать их.

Учитель: Какова роль нефти в современном мире?

Сообщение обучающегося: «Роль нефти в современном мире».

^ Проблемный вопрос: Что в природе называют “чёрным золотом” и почему?

Ответы на проблемный вопрос:

- нефть: блестит, как золото; такая же дорогая, как золото.

Учитель: А сейчас познакомимся с физическими свойствами нефти.

Изучение физических свойств нефти. Презентация 1 слайд 7

(На столах обучающихся находятся пробирки с нефтью.)

Учитель: Возьмите пробирку с нефтью, какие физические свойства характерны для нефти?

Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.)
Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов.

Учитель: Растворите нефть в воде. Что наблюдаете? (Не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность нефтяной пленки меньше плотности воды, поэтому она находится на поверхности.

Учитель: Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода. В состав нефти входят следующие классы органических соединений:

Алканы; циклопарафины; ароматические углеводороды. ^ Презентация 1 слайд 4, 5

В основном в состав нефти входят алканы, как линейного так и разветвленного строения. В ней найдены все изомеры гексана, гептана. Кроме углеродов нефть содержит:

Органическая масса

98%

Углерод

83%

Водород

13%

Кислород и азот

0.2 – 0.3%

Сера

0.1 – 0.7%

Никель, железо, серебро и др

0.01 – 0.03%

Учитель: Как распределяются основные запасы нефти в мире?

Презентация 1 слайд 6, 7, 8, 9

Сообщение обучающегося: «Как распределяются основные запасы нефти в мире».

Обучающийся: Из нефти выделяют разнообразные продукты, имеющие большое практическое значение.

Учитель: Какие?

Обучающийся: Бензин, солярка, мазут и т.д.

Учитель: Это далеко не полный перечень продуктов нефтепереработки, поэтому какой вопрос целесообразно будет исследовать? Какие ценные продукты еще можно получить из нефти? Где перерабатывается нефть?

Учитель: Нефть перерабатывают на нефтеперерабатывающих заводах.

^ Презентация 1 слайд 16, 17, 18

Существуют следующие способы переработки нефти:

Физический метод (первичная переработка самой нефти)

Химический метод (вторичная  переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки)

^ Физический метод. Перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны. Презентация 1 слайд 10, 11





керосин

(150-230 °С)

лигроин

(180-320 °С)


газойль (270-510 °С)


(выше 480 °С)

По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до t=320-3500 и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие получаются на первых тарелках, боле летучие поднимаются вверх. При этом выделяют следующие фракции (заполнить таблицу). Презентация 1 слайд 12

Индивидуальное задание для 4 обучающихся.

Фракции нефти

Состав фракций

Температурный интервал

Применение













Учитель: Остаток после перегонки (мазут) также подвергают вакуумной перегонке (при пониженном давлении) и получают: солярные масла (дизельное топливо), смазочные масла (машинные, цилиндровые), оставшаяся часть гудрон. Недостаток перегонки малый выход бензина (20%).

^ Презентация 1 слайд 14.

Химические способы переработки. (Выход бензина до 70%). Крекинг- слово произошло от «тухрек»- раскалывать, расщеплять. Способ изобретен русским инженером в 1891 г., в России начал осуществляться только после Октябрьской революции. Цель- получение бензинов, непредельных углеводородов. Сырье- соляровые фракции. Условия- t=470-5500. Р=2-7 Мпа. Процесс крекинга заключается в расщеплении молекул углеводорода с длинной углеродной цепью на более короткие под действием высокой t.



При термическом крекинге образуется много микромолекул газообразных углеводородов, которые можно использовать как сырье для получения спиртов, карбоновых кислот, В.М.С.(полиэтилен). Получают бензин низкого качества.

Каталитический крекинг, при нем расщепление углеводородов происходит при более низкой t  (450-5000) с применением катализаторов, процесс происходит с большой скоростью. Бензин более высокого качества, т. к. наряду с реакциями расщепления идет реакция изомеризации и образуются разветвленные углеводороды. Непредельных углеводородов содержится меньше, поэтому он более устойчив при хранении. Получают преимущественно авиационный бензин.

^ Презентация 1 слайд 12

Фракции нефти и основные области их использования:

бензин - автомобильное топливо;

керосин - авиационное топливо;

лигроин - производство пластмасс, сырье для получения бен­зина при вторичной переработке;

газойль - дизельное и котельное топливо, сырье для вторичной
переработки;

мазут - заводское топливо, парафины, смазочные масла, битумы.
Пиролиз - наиболее жесткая форма термического крекинга, t больше 7000. Получают газообразные вещества (этилен, ацетилен). Используется сырье любое (от природного газа до нефти). Презентация 1 слайд 13

Риформинг- это процесс ароматизации бензина. Получают бензин высоких качеств, содержащий много ароматических углеводородов^ . Презентация 1 слайд 15

(Спросить заполненную таблицу). Ответ обучающегося.

Учитель: Таким образом, мы познакомились с основными способами переработки нефти и продуктами переработки.

^ Проблемный вопрос: Как вы думаете, каковы перспективы развития нефтяной отрасли в России?

Сообщения обучающегося: «Перспективы развития нефтяной отрасли в России».

Учитель: В повседневной жизни мы сталкиваемся с одним из продуктов переработки нефти – это бензин. Что мы можем сказать про бензин? Каковы характеристики бензина?

^ Сообщение обучающегося о бензине.

Учитель: Продукты переработки нефти широко используются, но они создали большие экологические проблемы. Презентация 2 слайд 2. Основные виды загрязнений Презентация 2 Слад 3, 4, 5

Большое количество аварий связано с транспортировкой нефти.

^ Презентация 2 слайд 15-21

Сообщение обучающегося: «Средний состав отработанных газов».

Презентация 2 слайд 6, 7, 8

Учитель: Что такое «Нефтяная чума»? и как влияет нефть на живые организмы? (Учитель обмакивает перо в стакан с водой на поверхности которой пленка из нефти).

^ Сообщение обучающегося: «Нефтяная чума». Презентация 2 слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14

Учитель: Как добывают нефть? Презентация 1 слайд 8, 9

Сообщения обучающегося «Добыча нефти»

Учитель: Какие месторождения нефти и газа вы знаете на территории Иркутской области?

Обучающийся: На территории области расположены Ангаро-Илимское газовое месторождение, Ангаро-Ленское газовое месторождение, Ковыктинское газовое месторождение, Верхнечонское нефтяное месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение. Презентация 1 слайд 16,17


Учитель: На сегодня Восточная Сибирь по величине прогнозных ресурсов нефти и газа относится к числу потенциально наиболее благоприятных геологических объектов в материковой части России. В Восточной Сибири, включая Республику Саха (Якутия), в результате запуска в первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-1) начиная с октября 2008 г., происходит быстрое наращивание добычи нефти. Добыча ведется в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconМетодическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические...
Качество знаний студентов во многом определяется их интересом к предмету, который можно развивать во внеклассной и учебной деятельности,...

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconУрок по теме «Вода уникальное вещество природы»
Цель урока: интегрировать знания учащихся о распространении воды в природе, свойствах и значении воды для живых организмов из курсов...

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconВ последнее время происходит снижение объемов перекачки нефти, вызванное...
Поэтому вопросам обеспечения эксплуатационной надежности резервуарных парков в настоящее время придается важное значение

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconЭлектрогидравлический скважинный источник сейсмоакустических сигналов...
В современной обстановке ограниченных запасов нефти и газа и возрастающего их потребления многие компании фокусируют свое внимание...

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconАктуальность. В настоящее время доля нефти и газа в мировом балансе...
В настоящее время доля морской нефти, добываемой 45 странами, в мировом объеме добычи уже превысила 28% и к 2020 году должна возрасти...

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconКонспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы»
Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconАктуальность темы исследований. На современном этапе развития нефтегазодобывающего...
Проблемы увеличения нефтеотдачи и вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) нефти в настоящее время весьма актуальны,...

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconУрок №53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы»....
Знать природные уникумы Урала, экологические проблемы данного региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования...

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Сценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти» iconТехнический регламент таможенного союза «О требованиях к нефти» (тр 201 /00 /ТС)
Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года и Соглашением о порядке организации, управления,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница