Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края»




Скачать 129.57 Kb.
НазваниеУрока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края»
Дата публикации04.12.2014
Размер129.57 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Конспект открытого урока

по окружающему миру

в 4 классе

УМК «Школа России»

по теме: «Наш край. Поверхность нашего края»


Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 г. Ессентуки

Буцкая Галина Константиновна


25 ноября 2011 года

I Оргмомент.

- Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. Но сначала повторим изученную тему «Природные зоны»

II Блиц-турнир по теме «Природные зоны»

  1. Ягель – это:

  • Мох

  • Лишайник

  • Цветок

  1. Лемминг – это:

    • Вид оленей

    • Тундровое растение

    • Грызун

  2. Тайга – это:

  • Хвойные леса

  • Смешанные леса

  • Широколиственные леса

  1. Длинные усики имеют:

  • Кобылки

  • Кузнечики

  1. Кого называют лесным великаном? (Лось)

  2. Как называются в пустыне горы из песка?(Барханы)

  3. Какое животное в момент опасности мгновенно зарываются в песок? (Ящерка-круглоголовка)

  4. В Чёрном море не живут:

  • Медузы

  • Дельфины

  • Цикады

  • Крабы

  1. Эта птица откладывает яйца прямо на скалы. (Кайра, тупик)

  2. Хозяин Арктики. (Белый медведь)

  3. Священный жук Др. Египта (Жук-скарабей)

  4. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, плодами питаются кабаны, белки, мыши. (Дуб)

  5. Это растение за год вырастает на толщину спички, пища оленей. (Ягель)


Микроитог
III Изучение нового.


    1. Постановка темы урока.

- В какой природной зоне мы живём?

- Послушайте стихотворение, оно поможет вам узнать, о чём пойдёт речь на уроке.

^ Шумит, как май, весенний город.

Мелькают лица, сотни глаз.

Иду по парку я, в котором

Пестрит Европа и Кавказ.
Чуть свет забрезжит над Бештау,

Тут пьют целительный нарзан

И свечи белые каштанов

Глядят с улыбкою в глаза.
А рядом с парком оживлённым

Видны сквозь кружево листвы

Грязелечебницы колонны,

Где дремлют каменные львы.

Вдали сверкают в дымке горы,

Как божьих храмов купола.

Люблю тебя, мой нежный город,

Здесь тропка детства пролегла.
- В каком городе мы живём?

- Где находится город, в каком крае?

- Мы начинаем изучение нового раздела « Наш край»

- По каким темам пройдёт наше путешествие?

Прочитайте темы раздела в учебнике, стр. 142


    1. Расположение края на карте (Слайд 1)




  • Рассмотрите карту. В какой стране мы живём?

  • Посмотрите, сколько в ней краёв, областей, республик? (слайд 2)

  • Найдём на карте наш край. В 19 в. Край именовался Кавказская губерния.

  • Наш край - это наша малая Родина, место, где мы родились и живём. Это наш отчий дом. И у нас есть свои соседи. Назовите их, используя карту. (слайд 3)




    1. Города края.


- Назовите главный город края, его столицу. (слайд 4)

Ставрополь - означает « город креста». В 1737 г. по приказу Петра I на возвышенности была построена Ставропольская крепость. Позже вблизи крепости возник город. Это отражено на гербе Ставропольского края: в верхней части – крепость и ведущая к ней дорога. На флаге пересечение белых полос – означает, что через город Ставрополь проходит 45-я параллель.

- Какие ещё города края вы знаете?

- В крае 19 городов: 10 больших и 9 малых. (слайд 5)

- Самый населённый город Ставрополь, в нём проживает 845 тыс. человек. А самый маленький – Новопавловск, 23 тыс. жителей.
Задачка:

      • Сравните численность жителей городов. На сколько больше жителей в городе Пятигорске, чем в г. Новопавловске?

      • Сосчитайте общее число жителей Пятигорска, Железноводска, Ессентуков.

- Пятигорск является столицей СКФО.


    1. Чем богат наш край?

- Ребята, напомните, в какой природной зоне мы живём.

- Помимо богатой культуры, традиций, народов, наш край богат природными ресурсами.

- Что возделывают на полях? Каких животных выращивают в хозяйствах края? (слайд 6)


    1. Физминутка

Ветер веет над полями

И качается трава.

Облако плывёт над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья.

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка,

покажись, скорей, плутовка!

Мы взбираемся на холм,

и немножко отдохнём.


    1. Регион КМВ

- Ребята, наш город находится в особо охраняемом эколого-курортном регионе – Кавказские Минеральные Воды.

- Почему регион КМВ - особо–охраняемый?

- Назовите самое ценное полезное ископаемое?

- Это минеральная вода, нарзан. (слайд 7)

- У нас чистый воздух, много зелени, прекрасная природа. Отдыхающие поправляют своё здоровье круглый год.


    1. Города КМВ

- Назовите города КМВ.

- Почему у них такие названия? (слайд 8)

- Кисловодск славится самым чистым воздухом. Это самый южный и солнечный город КМВ. В Кисловодске самый большой курортный парк в Европе, самая длинная канатная дорога в Европе.

- Железноводск – самый маленький курортный город.

- Пятигорск самый старый город. В 1903 г. в городе пустили первый трамвай.

- Ессентуки – самый молодой город-курорт. Произошёл от казачьей станицы. Здесь находится самая большая в Европе грязелечебница. В 1903 г.построена первая ГЭС на станции Белый уголь.

- Минеральные Воды – ворота курортов КМВ. Здесь находится крупнейший аэропорт Сев. Кавказа.


    1. Поверхность края

- Ребята, в каком ещё городе-курорте есть аэродром? (Ессентуки)

- Теперь наше путешествие продолжится по воздуху. Закройте глаза, представьте, что летите в самолёте и видите поверхность нашего края сверху. Откройте глаза, чтобы картинка ожила. (слайд 9)

- Какая поверхность нашего края? Что вы видите?

- Мы видим возвышенности и ровные участки. Это горы и холмы.

- Какие части есть у горы? (Есть вершина, склоны, подошва) (схема на доске)

- Чем холм отличается от горы? (Нет вершины, высота до 200 м)

- часто холмы сливаются между собой, образуя возвышения, которые тянутся на несколько километров.

- Пролетая над городами КМВ, мы видим и равнинные участки земли, где люди построили города, проложили дороги, распахали землю. Здесь мы встречаем небольшие возвышения – холмы.

- Повторим, какие формы поверхности земли встречаются в нашем крае? (гористая, холмистая, равнинная)


    1. Бештау

- Если мы пролетим дальше, то попадём в город, название которого произошло от названия горы, у подножия которой он стоит. Что это за город? Назовите гору. (слайд 10)

- г. Бещтау самая высокая из 17 гор-лакколитов. Лакколиты – неудавшиеся вулканы.

-По-татарски «беш» - пять, «тау» - гора.

- Ребята подготовили сообщение о г. Бештау.


    1. Горы - лакколиты

- Мы живём в уникальном уголке. Пролетая над поверхностью городов КМВ, мы видим отдельно стоящие горы, напоминающие очертания животных, купола, пирамиды. (слайд 11)
Кругом, налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит.

А далее царь их пятиглавый,

Туманный, сизо-голубой,

Пугает чудной вышиной.

М. Лермонтов.


    1. Сообщения детей о горах . «Узнай гору по описанию» (Приложение)




    1. Эльбрус.

- По высоте горы бывают высокие и низкие.

- Наши горы - это часть Кавказского хребта, Кавказских гор.

- Назовите высочайшую вершину Кавказа и Европы. (слайд 12)

- В предгорьях Кавказа берёт своё начало река, протекающая через города КМВ. Назовите её. Почему у реки такое название?
^ IV Итог урока.
- Ребята, в каком крае вы живёте?

- Какая поверхность нашего края?

- Чем холм отличается от горы?

- Назовите части холма, горы.
V Проверь себя. Кроссворд (слайд 13)

1. Назовите столицу края. (Ставрополь)

2. Какой город стоит у подножия горы с 5-ю вершинами? (Пятигорск)

3. Самый южный и солнечный город КМВ? (Кисловодск)

4. У подножия какой горы раскинулся Пятигорск? (Бештау)

5. Гора, напоминающая животное пустыни? (Верблюдка)

6. Часть горы, соединяющая подошву с вершиной? (Склон)

7. Какая река протекает через города КМВ? (Подкумок)

8. Другое название минеральной воды. (Нарзан)

- Ключевое слово ЕССЕНТУКИ.
VI Домашнее задание.

Подготовить сообщение о городах КМВ.

ПРИЛОЖЕНИЕ
^ Бештау

Главная вершина — Большой Бештау (Большой Тау) высота 1401 м

от него отходят четыре вершины
• Малый Бештау (Малый Тау)

• Козьи Скалы
• Два Брата
• Лохматая

Главное природное богатство горы — минеральные воды — образуют два месторождения

На Бештау сохраняется не имеющий аналогов реликтовый лес.

До высоты 1100 м склоны покрыты буково-дубово-ясенево-грабовым лесом

Встречаются: берёза бородавчатая и рябина кавказская.

Лес богат грибами (шампиньонами, лисичками, волнушками, груздями).

Из животных встречаются: кабаны, хищные птицы, фазаны, зайцы, лисы.

У подножия горы находится Второ-Афонский мужской монастырь. Основан в 1904 г.

Внутри Бештау велись разработки урана

В 90-х годах на главной вершине была построена радиопередающая станция

Добраться до любой из вершин можно только пешком, вокруг всей горы в 1927 году была построена кольцевая дорога.
Верблю́д

Верблю́д —гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах.

Высота 885 м.

Памятник природы.

Имеет две вершины, напоминающие двугорбого верблюда. В недрах горы скрыты минеральные воды. По лечебным свойствам они близки к минеральным водам расположенного неподалёку Нагутского месторождения На горе растут граб кавказский, ясень, дубы. Вершины покрыты шиповником колючейшим. Из редких растений встречаются: пион узколистный, горицвет весенний, ятрышники, шафран сетчатый, ирис ненастоящий, красавка кавказская.Много ценных лекарственных растений.
Желе́зная

Желе́зная —гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах.

Высота 853 м. Памятник природы.

Расположена на северо-восточной окраине города Железноводска. Имеет форму конуса

Главное богатство горы — 23 источника минеральных вод, из которых используются 16. В местах их излияния образовались девять натёчных тел - травертинов.

Гора покрыта пышным широколиственным лесом.

В лесу преобладают граб, ясень, дуб, клён, липа. В подлеске — боярышник, лещина, бузина,

Много лекарственных растений: красавка кавказская, фиалка душистая, чистотел большой.

На восточном склоне горы в 1825 году был заложен Железноводский курортный парк.

Гора является краевым памятником природы
Зме́йка

Зме́йка (от тюрк. жлак-тау — «змеиная гора») —гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах.

Высота 994 м. Памятник природы.

Вторая по площади гора Пятигорья после Бештау, занимает территорию около 20 км².

Расположена к юго-западу от железнодорожной станции Минеральных Вод.

У подножья горы находится Змейкинское месторождение углекислых минеральных вод Температура воды в скважине 70—74° С

Гора покрыта лесной и горно-луговой растительностью. Лес насчитывает около 60 пород деревьев и кустарников.

Является краевым памятником природы
Юца

Юца — гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах.

Высота 973 м. Памятник природы.

Расположена южнее села Джуца, на правом берегу реки Джуца.

В горе Юца находится озеро с чистой водой которое питает часть Юцы и часть Пятигорска (Пятигорские фонтаны), вход в озеро находится за забором с колючей проволокой.

В нижней части горы имеются три крупных травертина, свидетельствующих об излиянии в прошлом углекислых минеральных вод.

На южном склоне бьет мощный родник пресных вод с температурой 7–9 °C, известный под названием Юцкий ключ.

На горе Юца расположен Ставропольский краевой дельтапланерный клуб. Гора Юца является одной из лучших гор в Евразии для полетов на дельтаплане и параплане как для новичков, так и для профессионалов.
Джуца́

Джуца́ - вторая по высоте гора Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах.

Высота 1190 м. Памятник природы.

Расположена на юге Пятигорья

Название происходит от тюрского «джилы-су» — «тёплая вода».

Наодном из склонов имеется родник теплых минеральных вод.

На горе Джуца хорошо сохранился реликтовый природный комплекс с небольшими участками лугов и широколиственного леса..Много редких растений.
Кинжа́л

Кинжа́л —гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах.

Практически уничтожена, остался невысокий пъедестал.

Прежняя высота 506 м. Памятник природы.

В прошлом имела живописную скальную вершину

В середине XX века верхняя часть горы была разработана при добыче строительного камня.
Машу́к

Машу́к —гора (гора–лакколит) в центральной части Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах,

Высота 993,7 м. Памятник природы.

Название горы связывают с горской легендой о прекрасной девушке Машуко, плачущей об убитом старым Эльбрусом женихе Тау.

Есть объяснение происхождения названия от кабардинских слов «маш» — просо и «ко» — долина, то есть долина, где сеяли просо.

На южном склоне горы расположен знаменитый Пятигорский Провал — глубокий природный колодец–пещера с подземным озером .

Известен также под названием ^ Карстова пещера «Большой Провал»

Своеобразное творение природы, которое появилось при образовании горы Машук в результате воздействия грунтовых и подпочвенных вод.

Он имеет глубину 42 м и диаметр до 15 м. Его дно занимает озерцо теплой (26—42 °С) минеральной сероводородной воды

С Провалом связан сюжет, широко известный по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». У Провала скульптура Остапу Бендеру

По Машуку проходит 5-километровая горная трасса. Ежегодно здесь проходят чемпионаты России по скоростному спуску.

Медо́вая

Медо́вая —гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах.

Высота 725 м. Памятник природы.

Расположена на окраине города Железноводска.

Название связано с жёлтым цветом скал, испещрённых отверстиям, напоминающими пчелиные соты.

Нарушена карьером, в котором для целей строительства в XX веке добывался бештаунит.

Нижняя часть склонов покрыта широколиственным лесом

На Медовой находится место древних поселений человека византийской эпохи.

Гора Медовая — одна из достопримечательностей Железноводска, часто посещаемая местными жителями и отдыхающими.

Разва́лка

Разва́лка —гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах.

Высота 926 м. Памятник природы.

Расположена к северу от города Железноводска, примыкает к горе Железной.

Верхняя часть горы представляет собой обрывистый скальный гребень длиной 1 км и относительной высотой до 200 м. Южная половина гребня внешне напоминает голову льва, в связи с чем гору называли «Спящим Львом». Гребень разбит трещинами на множество блоков, с этим и связано современное название горы — Развалка.

На северном склоне Развалки бьёт мощный Графский родник холодной (1—5 °C) пресной воды, в прошлом использовавшейся для водоснабжения Железноводска.

На глубине 1430 м внутри горы минеральные воды с температурой до +85 °C.
Одной из достопримечательностей Развалки является участок многолетней мерзлоты, не имеющий аналогов на юге умеренных широт. Мерзлота встречается на площади около 1 га

Она связана с поступлением из трещин холодного воздуха с температурой от −1 до +4 °C, имеющего повышенное содержание углекислого газа. По этой причине в глубоких трещинах даже летом сохраняются кристаллики льда. Не исключено, что в недрах горы до сих пор сохраняется реликтовая мерзлота,

На Развалке есть несколько археологических памятников:

  • Селитряная пещера с культурным слоем, содержащим каменные орудия труда и наконечники стрел (IV—III тысячелетия до н. э.);

  • поселение Развальское (VIII—VII вв. до н. э.);

  • остатки некрополя (VI—V вв. до н. э.);

  • остатки средневековой колёсной дороги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Наш край»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турецкая средняя общеобразовательная школа аграрного направления» Балезинского района...

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconУрока по окружающему миру во 1 классе тема «земная поверхность»
Цели урока: изучить понятия «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»; познакомить учащихся с прибором...

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconУрока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои...
Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе умк «Гармония»
Цель: Создать условия для целостного представления о выделительной системе организма

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconУрок по математике и окружающему миру во 2 классе
Воспитывать самостоятельность, внимательность, бережное отношение к окружающему миру

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconКонспект урока по окружающему миру для 2 класса к умк «Начальная...
...

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconУрок математики в 4 классе
Цель нашей экскурсии обобщить знания по теме «Единицы площади», а так же мы узнаем много интересного об окрестностях нашего села....

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconОтчет о проведениии предметной недели по окружающему миру в начальной школе
В период с 02 по 06 декабря 2013г в начальной школе проходила предметная неделя по окружающему миру под девизом «Мы природу сбережем,...

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconКонспект урока по окружающему миру по теме: «Здоровье человека важнейшее богатство»
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Здоровье человека – важнейшее богатство»

Урока по окружающему миру в 4 классе умк «Школа России» по теме: «Наш край. Поверхность нашего края» iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе «Б». Тема урока: «Здоровье...
Цели урока: познакомить с основами здорового образа жизни; информировать учащихся об угрожающих и разрушительных действиях вредных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница