Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12.




Скачать 331.98 Kb.
НазваниеРабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12.
страница1/3
Дата публикации01.12.2014
Размер331.98 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей на МС «МБОУ «СОШ № 4» Директор МБОУ «СОШ № 4»

_____________________________ протокол №__ от _________ Предеина Т. А. Т.А.____________

Протокол № __ от _______ 20__ г. Зам. директора по УВР «___»_____________20____ г.

Председатель МО ________________________

_____________________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
__________________________________краеведение___________________________

наименование учебного предмета

________________________________________________________________________

уровень, ступень образования

______________________________1 год_________________________________________

(срок реализации программы)


Составлена на основе примерной программы

___________________________________

___________________________________ ________________________________

(наименование программы) (автор программы)
_________________Шалыгин А.А.________________________________________

кем (ФИО учителя, составившего рабочую программу)
__________________________7а,б,в, ,_______________________________________________

Класс (ы)


Учебный год 2012___-2013___
г. Корсаков

^ Пояснительная записка
Статус документа. Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (НРК) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ ДО от12.09.2005 г. №528-ОД). Рабочая программа дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, раскрывает содержание предметных тем стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем. Согласно Программе введения Регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приложение №2 к приказу ДО от 12.09.2005 № 528 –ОД) предполагается поэтапная разработка и внедрение УМК краеведение для 5-9 классов основной школы с 2006 по 2010 годы.

За основу разработки программы по краеведению взята монопредметная интегративная модель, ориентированная на создание комплексного междисциплинарного курса. Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.

Цель НРК. Изучение краеведения на ступени основного общего образования направлено на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса, чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли. Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества.

^ Особенности учебного компонента. Региональный подход к содержанию образования значительно раздвигает географические рамки привычного краеведения, ограниченного административными пределами субъекта РФ и предполагает включение в содержание оптимально отобранного материала, свидетельствующего о взаимодействии Сахалина и Курил с сопредельными территориями и народами АТР. Изучение родного края и сопредельных территорий рекомендовано посредством постепенного погружения в содержание разделов «история», «география», «биология», «филология», «художественная культура». Содержание предмета должно совпадать с временными и содержательными рамками федерального стандарта основного общего образования.

^ Место учебного компонента в Региональном базисном учебном плане. Образовательный компонент «Краеведение» входит в образовательную область «Обществознание» вариативной (региональной) части Регионального базисного учебного плана и обязателен для изучения на территории Сахалинской области.

Рабочая программа разработана для 7 классов основной школы. Общий объем времени из расчета 28 часов в год (1 час в неделю) .. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции данная программа устанавливает примерное распределение учебного времени между разделами курса. Предполагается выделение не менее 6 часов в год на каждый из 5 разделов программы. Рекомендуется оптимально распределить учебное время между теоретической и практической частью содержания в пользу практикоориентированных форм занятий, создающих условия для овладения учащимися не только нормативными знаниями, но и фундаментальными умениями, опытом самостоятельного исследования и творческой деятельности.

Дополнительное учебное время на изучение курса в целом или его отдельных разделов образовательное учреждение может выделить из часов школьного компонента.

^ Учебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности.

^ Раздел 1. Историческое краеведение (7ч)
Введение. Место раздела «Историческое краеведение» в интегрированной программе.
Данный раздел входит составной частью в интегративный учебный курс «Краеведение». Примерный объем учебного времени, выделяемый на данный раздел в рамках основного (общего) образования (7 класс)- 28 часов . НРК содержания образовательной области «обществознание» (история, обществознание) закладывает основу гуманитарных знаний о своеобразии исторического пути родного края, в этой связи целесообразно начинать изучение курса именно с этого раздела. Первые уроки в сентябре будут формировать особую мотивацию в связи с памятной датой освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов в годы Великой Отечественной войны.

^ Цель освоение регионального компонента исторического образования - воспитание патриотизма, сохранение преемственность исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона.

^ Задачи раздела:

  • организовать процесс образования и воспитания, отвечающий потребностям личности, территориального сообщества и государства в целом;

  • обеспечить усвоение учащимися базовых знаний об историческом пути народов Сахалина, Курильских островов и их взаимодействии с народами сопредельных территорий с древнейших времен до наших дней;

  • сформировать уважительное отношение к истории Сахалина и Курил;

  • способствовать воспитанию гражданственности, российской идентичности, толерантности.


Резервное время учитель может использовать по своему усмотрению.

7

^ Федеральный компонент. История нового времени (XVI - XVIII в.в). Понятие «новое время». Хронологические рамки нового времени. «Великие географические открытия». Присоединение к России Казанского ханства, Сибири, Дальнего Востока. Цели России на Востоке. Сбор ясака. Строительство крепостей-острогов. Нерчинский договор с Китаем. Провозглашение России империей.
Национально-региональный компонент. Наш край в новое время (XVI – XVIII в.в).

Европейские мореплаватели в северной части Тихого океана (1 ч). Экспедиции Д. де Анжелиса, М.Г. де Фриса, Ж.Ф.Г. де Лаперуза, В.Р. Броутона. Карта д’Анвиля.

^ Японские экспедиции и поселения на островах (1 ч). Японская экспансия на север в условиях самоизоляции. Японские поселения на Курильских островах. Характер взаимоотношений с аборигенами. Ранние японские карты Дальнего Востока. Исследования М. Токуная, О. Ипэи.

^ Продвижение русских людей на Восток (2 ч). Освоение русскими людьми Сибири. Строительство острогов. Образование Якутского уезда. Характер взаимоотношений с местным населением. Походы И.Ю. Москвитина, В. Д. Пояркова, О.С. Кузнеца. «Ясачная книга» 1655 г. Исследования С. Дежнева и Ф. Попова Амурский вопрос. Проникновение русских на Амур. Деятельность Е.П. Хабарова и И. Нагибы. Военные столкновения с маньчжурами. Нерчинский договор и его значение для России. Маньчжуры в Приамурье и на Сахалине. Приведение айнов и гиляков в маньчжурское подданство. «Карта императора Канси». Торговые отношения между народами Сахалина, Амура и Китаем.

^ Освоение русскими людьми Камчатки, Курил и Русской Америки (1 ч). Первые русские экспедиции на Камчатку и Курильские острова. В.В. Атласов. Исследования Д.Я. Анциферова и И.П. Козыревского, И.М. Евреинова и Ф.Ф. Лужина. Значение 1-й и 2-й Камчатских экспедиций В. Беринга. Освоение Русской Америки. Г. И. Шелихов. Исследования М.П. Шпанберга. Академические экспедиции 60-70-х г.г. Характер русской колонизации. Российские торговые и промысловые поселения.

^ Народы Сибири и Дальнего Востока в XVII-XVIII в.в (1 ч). Коренные малочисленные народы. Хозяйство и быт, общественное устройство, верования, взаимоотношения с соседями. Картография Сибири и Дальнего Востока. Карты П. Годунова, С.У. Ремезова.

Резерв (1 ч).



^ Раздел 2. География и экономика Сахалина и Курил.
Введение. Место раздела «География и экономика» в интегрированной программе. Предлагаемый вариант раздела программы интегрированного курса «Краеведение» (география и экономика) разработан в соответствии с концепцией модернизации образования до 2010 года и составлен с учетом обновления содержания географического образования. Данный раздел рассчитан на непрерывное образование с 5 по 9 класс в объеме 35 часов (по 7 часов на каждый учебный год).

Изучение родного края – одно из ведущих направлений географического образования и экономического воспитания школьников. Основной целью изучения раздела «География и экономика» является формирование у школьников целостного представления о своей малой родины – Сахалинской области и ее месте в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Достигается это путем формирования знаний об особенностях природы, хозяйства, населения и истории края; путем воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей природной среды и необходимости разумного рационального хозяйствования на ее территории. Поэтому роль краеведения очевидна в становлении будущего гражданина нашей Родины.

Краеведческие знания являются основой учебного предмета – географии своего региона, изучение которого является велением времени. Оно способствует нравственному, духовному развитию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки, формирует целостное представление о природных социально-экологических, медико-географических условиях жизни людей в области; знакомит школьников с профессиями, на которые ожидается наибольший спрос в своем регионе, с местными проблемами, с которыми столкнутся подростки, вступая в самостоятельную жизнь, помогает им в выборе профессии.

^ Цель раздела: способствовать формированию всесторонней образованной, инициативной личности, готовой к активной деятельности самообразованию и самореализации в быстро меняющемся мире.
Задачи:

    1. Овладеть системой комплексных краеведческих знаний о своей области.

    2. Сформировать географическую культуру, географо-экономическое мышление и связанные с ними умения оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человек и его хозяйственной деятельности, экологическую ситуацию в своем крае и последствия воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

    3. Сформировать практические умения по охране, восстановлению и улучшению окружающей среды.

    4. Овладеть нормами и правилами поведения в природе.

Особенность курса заключается в том, что основу его содержания составляет местный материал и формы работы предлагаются разные: творческая деятельность, конференции, диспуты, путешествия, ролевые и деловые игры. Значительную часть информации учащихся могут получить самостоятельно на экскурсиях, практикумах, походах, экспедициях, из периодической печати, Интернет.

Наряду с теоретической частью курса предлагаются творческие, практические работы.

Практикумы могут проводиться на школьных занятиях, на местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, за городом, на природе.

При оценке знаний, умений и навыков можно использовать как традиционное выставление текущих оценок, так и дифференцированные зачеты.

Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса могут быть использованы в сферах их будущей деятельности.

Предлагаемый курс будет способствовать углублению и расширению знаний о своем крае, поможет учащимся выбрать профильный курс, другие учебные учреждения.

Учитель может самостоятельно корректировать программу в отношении количества часов и порядка изучения тем. Допускается включение интересного дополнительного материала местного значения.

^ Основное содержание:


7

Введение (1 ч.). Эпоха географических открытий в России, на Дальнем Востоке.

Практические работы. На контурной карте обозначить маршруты путешественников – исследователей.

Открытия Сахалина и Курильских островов (4ч).

Географические исследования И.Ю.Москвитина и В.П.Пояркова, В.В.Атласова , И.П.Козыревского, Ж.Ф.Г.Лаперуза, В.М.Головнина, Г.И.Невельского.

Практическая часть. Работа с контурной картой. Обозначить на карте географические объекты, названные именами путешественников.

Итоговый урок (2 ч.) Мои географические открытия. (Из воспоминаний родителей, земляков, собственных наблюдений).

Происхождение названия (населенного пункта, улицы, реки, озера, горы, хребта). Исследование источников о прошлом своего населенного пункта.

Прим: материалы исследования поместить в «Дневник краеведа».



Раздел 3. Биология (7 часов)

^ Введение. Место раздела «Биология» в интегрированной программе. Данный раздел входит составной частью в интегративный компонент «Краеведение». Примерный объем учебного времени, выделяемый на данный раздел в рамках основного (общего) образования (7 классов)- 7 часов . Изучение материала позволяет решить задачи экологического, эстети­ческого и патриотического и санитарно-гигиенического воспитания. Знакомство с при­родой Сахалинской области, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность.

Программа предполагает ведение наблюдений и практической работы, углубляет и расширяет знания школьников о флоре и фауне Сахалинской области, раскрывает факторы, влияющие на здоровье человека, выявляет последствия деятельности человека в окружающей среде. Лабораторные и практические работы могут являться фрагментами уроков, отдельные учебные часы на эти виды деятельности выделяются по усмотрению учителя.

Материал программы распределен таким образом, что позволяет учителю, использовать его при изучении школьных разделов биологии основной школы и при этом углублять знания учащихся на краеведческом материале. Видовой состав растений и животных, рекомендованный для изучения, может быть изменен по усмотрению учителя.

^ Цель обучения: овладение учащихся знаниями о флоре и фауне региона, установление гармоничных отношений с природой, формирование отношения к здоровью как ценности.

Задачи раздела:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края;

  • обеспечивать усвоение учащимися знаний о растениях и животных, занесенных в Красную книгу;

  • научить распознавать ядовитые и съедобные грибы;

  • научить распознавать животных, используемых для борьбы с вредителями сельского хозяйства и переносчиков инфекционных заболеваний;

  • сформировать умение анализировать результаты собственной деятельности в окружающей среде;

  • обеспечить знания о факторах, влияющих на здоровье человека.




7

^ Редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области (1 ч.). Особенности биологии. Краткая морфологическая характеристика. Видовой состав: млекопитающие (калан, рысь, сахалинская кабарга, сивуч), птицы (белоспинный альбатрос, большая белая цапля, сухонос, лебедь-кликун, мандаринка, болотный лунь, орлан-белохвост и белоплечий орлан), пресмыкающиеся (дальневосточный сцинк, малочешуйчатый полоз, островной и японский полозы), рыбы (сахалинский осетр, обыкновенный таймень, сахалинский таймень, калуга), беспозвоночные (все виды жужелиц, сахалинская жемчужница, трепанг, креветки, морской еж).

Практическая часть. Определение животных по фотографиям и рисункам с использованием атласов и определителей. Экскурсия в краеведческий музей или на природу.

Животные – переносчики заболеваний (1 ч.). Особенности биологии, местообитания. Характеристика заболеваний, вызываемых животными. Видовой состав: чесоточный клещ, энцефалитный клещ, гельминты (аскарида человеческая, трихинелла спиральная, острицы, лентец широкий), крысы, тараканы, мухи, комары, слепни и оводы. Пути заражения человека.

^ Промысловые животные Сахалинской области (2 ч.). Промысловые лицензионные виды: северный олень, изюбр, бурый медведь, выдра, соболь. Промысловые виды: белка, горностай, енотовидная собака, заяц-беляк, лисица красная, норка, ондатра. Виды для спортивной охоты: водоплавающие, болотные, боровая дичь, заяц-беляк.

Практическая часть. Экскурсия «Сахалинский лосось» (1 ч).

Акклиматизация животных Сахалинской области (1 ч.). Понятие о преднамеренной и непреднамеренной акклиматизации. Виды преднамеренной акклиматизации: лоси, ондатра, изюбр, енотовидная собака, норка. Виды непреднамеренной акклиматизации: крысы, кролики, дикие кошки, ежи, норки.

^ Экологические группы птиц Сахалинской области (1 ч). Особенности жизнедеятельности перелетных (овсянки, жаворонки, малиновки, соловьи, стрижи, утки, гуси, лебеди, трясогузки), оседлых (вороны, воробьи, голуби, чайки, рябчики), кочующих (клест, дрозд, снегирь) птиц. Сроки прилета птиц: первые – трясогузки, вторые – гуси, лебеди, утки, третьи - насекомоядные. Птицы леса, водно-болотных угодий, полей и открытых мест обитания. Эндемики.

«Круглый стол» (1 ч). Неповторимая



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconДанная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconПриказ №129 от 14. 08. 2012 г
Учебная рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconРабочая программа по литературному краеведению 5 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению в 5 классе, в соответствии...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, примерной...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по краеведению составлена на основе Примерной программы по краеведению, составленной на основе Регионального компонента (нрк) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ до от12. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница