Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "В гости к зиме"




Скачать 56.86 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира во 2-м классе по теме: "В гости к зиме"
Дата публикации15.11.2014
Размер56.86 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "В гости к зиме"



Бизяева Екатерина Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 42 города Читы


Цели:

  • Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

  • Презентация к уроку

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

- Я вас приглашаю в гости к зиме.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

^ 3. Изучение нового материала.

- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.

4. Игра «Приметы зимы»

Класс делится на две команды. Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя. Выигрывает та команда, кото­рая назовет больше признаков зимы.

В помощь командам можно вывесить картинки с изображением зимы. Можно использовать иллюстрации в учебнике (с. 130—131).

^ 5. Неживая природа зимой

Зима — самое холодное время года. Солнце зимой занимает са­мое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят моро­зы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима — трудный период в жизни зимующих животных.

Вы знаете, что зимних месяцев три: декабрь, январь, февраль. Декабрь — «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и мороз­ных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь — «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь — году начало, зиме — середина. Февраль — «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Гово­рят: «вьюги да метели под февраль прилетели».

Далее дети самостоятельно читают в учебнике текст «Неживая природа зимой» (с 132—133)

Беседа по прочитанному:

- Какие явления в неживой природе происходят зимой? (Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель.)

- А еще какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга.) С целью закрепления изученного можно предложить выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 25).

^ 6. Живая природа зимой

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные — стоят зеленые.)

- Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.)

- Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

- А как можно зимой определить дерево, если оно без лист­вы? (По стволу, по плодам, по семенам.)

Зима — период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в рас­тительном мире можно увидеть много интересного. В течение мно­гих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти мо­лодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

- А как звери готовятся к зиме?

- Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, еж?

- Как зимуют птицы, рыбы, насекомые? (Дети читают стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу)

- Какие птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи, голуби)

- Какие прилетают зимовать с севера? (Снегири, свиристели.)

Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озера. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких мес­тах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Веселый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно де­ревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.

Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают Оставшиеся плоды и семена растений.

Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них — лучшее лакомство. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев; Хищные звери — волки, лисы — охотятся на мышей, зайцев. Те звери, кото­рым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима — трудное время в жизни животных, поэто­му человек подкармливает их.

- Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала — для синиц.)

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

7. Игротека

Первое задание

- Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, ка­бана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка — по домикам:

^ Второе задание

- Выбери животных, которых можно встретить зимой: Муравей, лягушка, медведь, еж, белка, лиса, заяц, куница, сини­ца, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.

^ Отгадай загадки

Летом по лесу гуляет,

А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Какая птица зимой птенцов выводит? (Клест)

У какого зверя зимой рождаются детеныши? (У медведицы)

^ Итог урока

С целью закрепления материала можно выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 26).

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как зимуют различные звери, птицы, рыбы?

- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?

Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.

Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также вет­ки рябины и сосны.

Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.

Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питают­ся осиной, черемухой, дубом, тополем.

Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и присыпают снегом.

- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой? (Сделать кормушки, подкармливать птиц.)

Домашнее задание

1. Прочитать в учебнике текст «Зимняя жизнь зверей» (с. 136— 137); ответить на вопросы к тексту;

2. Прочитать текст «Сойка, белка и другие» (с. 140—141); выпол­нить задания к тексту.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconПояснительная записка. Урок окружающего мира по теме «Чтобы путь был счастливым»
Изучение правил безопасного поведения проходит как на классных часах, так и на уроках окружающего мира. Сохранить жизнь и здоровье...

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconУрок окружающего мира в 2 классе по теме «Берегись автомобиля»
Учитель: Послушайте стихотворение и объясните. Почему оно называется «Скверная история». Слайд 5

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconУрок окружающего мира во 2 классе по теме: «Наша дружная семья»
...

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconУрок окружающего мира в 1 классе по теме «Звери- млекопитающие»
Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать,...

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconУрок окружающего мира в 4-м классе по теме "Трудные времена на русской земле"
Руси, познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать...

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconМбоу «Родомановская средняя школа» Урок окружающего мира в 3-м классе по теме
Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока, вы узнаете, выполнив задание. Нужно из букв сложить слова. ( дети собирают слова «экономика»...

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconУрок внеклассного чтения в 3 классе по теме : «Стихотворения русских поэтов о зиме»

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconУрок окружающий мир математика по теме: «Лес и человек. Приём письменного...
Ребята, у нас сегодня необычный урок – урок окружающего мира и математики, объединённые одной темой «Лес и человек»

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconУрок Окружающего мира в 1 классе
Закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: \"В гости к зиме\" iconТема: Как из зерна получилась булка
Урок окружающего мира в 1 классе по программе Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница