Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях




Скачать 94.42 Kb.
НазваниеКонкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях
Дата публикации02.11.2014
Размер94.42 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Конкурс 2012/13 учебного года
Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях
Автор: Лобова И.С., учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
Методическая разработка урока ОБЖ

«Грибы съедобные и несъедобные»

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями.

  2. Объяснить детям, что нельзя пробовать на вкус незнакомые грибы, плоды, растения.

  3. Расширить кругозор учащихся, пополнять словарный запас учащихся.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки,


  1. Организационный этап.

- Прозвенел звонок. Начался урок. Итак, сейчас у нас урок ОБЖ.

  1. Этап проверки домашнего задания.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какие опасности подстерегают человека в лесу?

Приготовились работать в четвёрках. (Раздать вопросы. Один обучающийся отвечает, остальные дополняют).

- Представьте, что мы находимся в лесу.

Работа в четверках.

1 четверка. Какие опасности подстерегают людей в лесу?

2 четверка. Какие правила надо помнить, чтобы не заблудиться в лесу? Что должен сделать человек?

3 четверка. Как природа помогает человеку выбраться из леса?

4 четверка. С кем нужно ходить в лес?

  1. Разминка для глаз.

Самостоятельно прочитать и запомнить основные правила поведения в лесу, если вы заблудились.

Правила (на доске)

  1. Не поддаваться панике.

  2. Прислушиваться к звукам и идти на них.

  3. Идти по течению реки или ручья.

  4. Не бросать товарищей.

  1. Этап работы над новым материалом.

  1. Рассказ учителя.

В лесу существует еще одна опасность – ядовитые грибы и ягоды, растения и их плоды. На заре своей истории, ещё первобытные люди собирали зелень и плоды для питания. Одни оказались съедобными, другие – невкусными, третьи вызывали болезни, порой приводившие к смерти. Со временем люди поняли, что некоторые травы таят в себе страшную силу.

В лесу растёт много съедобных и ядовитых грибов и ягод.

Сегодня мы будем говорить о правилах безопасного обращения с грибами и ягодами, встретившимися в лесу.

- Ребята, представьте, что вы пришли в лес. В лесу много грибов. Что вы будете делать?

  1. ^ Этап работы над новым материалом.

Учитель: Ребята, представьте, что вы пришли в лес. В лесу много грибов. Что вы будете делать?(На таблице лес, съедобные и несъедобные грибы, т. е. ядовитые грибы. Девочка собирает в корзинку все грибы).

Учитель: Все ли грибы тебе знакомы? Нет.

Вывод: 1) Собирать можно только знакомые знакомые грибы и ягоды.

Учитель: Какие вы знаете грибы? Называют.

Учащиеся. – Очень хочется попробовать грибы и ягоды на вкус.

Вывод: 2) Нельзя пробовать на вкус незнакомые грибы и ягоды.

Учитель: Во время сбора грибов, надо обязательно спрашивать взрослых о съедобности грибов и стараться запомнить, какие съедобные, какие нет.

У каждого гриба есть свои любимые места обитания. Подберёзовики селятся около берёз. Подосиновики любят осинники. В еловых лесах встречаются сыроежки, грузди. Среди моховых полянок желтеют шляпки лисичек. Белые грибы растут около берёз и дубов. И около хвойных деревьев. Их можно искать в любом лесу.

Грибы вкусны и питательны. Человек всегда употреблял их в пищу. Гриб ни животное и не растение. То, что мы называем грибами – это лишь его плодовое тело. Подобно водорослям грибы – это примитивные нецветковые растения, не имеющие настоящих листьев, стеблей и корней.


  1. Учащиеся.

Лисички.

Мы таёжные сестрички,

Мы весёлые лисички

Найти нас очень трудно

Бывает с непривычки,

Но если вы найдёте,

Валежник разгребая,

Одну из нас, то рядом

Найдётся и другая.


  1. ^ Боровик – белый гриб.

Вот и гриб боровик!

И красив он и велик –

В толстой шапке набекрень

Ножка крепкая, как пень.


  1. Подосиновик.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.
Учитель: Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже ядовитые.

Учитель: Загадка.

На бору, на яру

Стоит мужичок –

Красный колпачок. Мухомор.
Послушаем сообщения, которые приготовили ребята.
^ Мухомор красный. Книга «Азбука природы» с. 148

Растёт в лиственных, хвойных и смешанных лесах одиночно и большими группами с июня до осенних заморозков. Шляпка шаровидная ярко-красная. Поверхность шляпки усеяна белыми или желтоватыми многочисленными бородавками. Ножка до 20 см длины, цилиндрическая, у основания клубневидная, белая с белым или желтым кольцом. Основание ножки покрыто белыми бородавками в несколько рядов. Гриб ядовит.
^ Бледная поганка. Книга «Грибы». Федоров.

Растёт местами обильно, но чаще встречаются одиночные грибы. Растёт в дубравах или лиственных лесах. Бледно-зеленоватая или жёлто-зелёная. Ножка белая слегка зеленоватая, у основания с булавовидным утолщением, окружена плёнкой в виде мешочка. В верхней части ножки – бахромчатое кольцо. Гриб смертельно ядовит. Ядовиты все части, даже споры. Яд не растворяется в воде.
III. Учитель. Ребята, послушайте лесные пословицы и поговорки.

Учащиеся.

  1. Весна красна цветами, а осенью – грибами.

  2. Не поклоняясь до земли, и грибочка не подымешь.

  3. Любят грибы за нос водить.

  4. Красота мухомора мух не радует.

  5. Мухомор красен, да для здоровья опасен.

  6. Похож мухомор на божью коровку, да пятнышки не те.


Физкультминутка.

По лесочку Петя шёл,

Там белые грибы нашёл.

Один грибок – положили в кузовок.

Два грибок – положили в кузовок.

Три грибок – положили в кузовок.

Четыре грибок – положили в кузовок.

Пять, шесть – тихо сесть.
^ IV. Учитель. А теперь, ребята, обратимся к рубрике «Это интересно».

  1. Пройдитесь по парку или саду, и вы окажетесь в окружении покрытых зелёной листвой созданий природы, которые обычно называются растениями. Деревья, что шумят кронами над головой, и кустарники в живой природе – это растения. А как же чуть белеющие в траве грибы, у них ведь нет листьев? Но это тоже растение.

  2. ^ Что такое грибы? Подобно водорослям грибы – это примитивные нецветковые растения, не имеющие настоящих листьев, стеблей и корней. То, что мы называем грибом – это лишь его плодовое тело.

  3. ^ Чем питаются грибы? Грибы питаются за счёт других растений или животных, как живых, так и мёртвых. Грибы-паразиты, поражающие живые растения, вызывают множество болезней. Есть хищные грибы. Один из таких грибов питается микроскопическими червями. Петлеобразными отростками гиф захватывает червя и высасывает содержимое.

  4. ^ Почему выжили ядовитые растения? Потому, что с помощью особых химических веществ – ядов – они защищались от истребления. Яд в растениях распределён неравномерно. Иногда он скапливается в корнях или семенах, иногда всё растение: стебли, листья, корни, цветки и плоды ядовиты. Одни растения накапливают больше яда, до, после или во время цветения, другие – в пору созревания плодов.

  5. ^ От чего зависит ядовитость растений? Одни растения наносят вред, если прикоснуться к содержащим их растениям, эти яды называют котактными. Другие яды воздействуют на организм, проникнув в кровь. Третьи сначала должны попасть в желудок и только потом в кровь. Четвёртую группу ядов условно называют дыхательными. Растениями, в которых они есть, можно отравиться даже не дотрагиваясь, а лишь вдохнув их запах.

  6. ^ Что делать, если попал в беду? Если ты, пожевав какую-то зелень или ягод, вдруг почувствуешь себя плохо, не паникуй, не занимайся самолечением, но и не надейся, что всё пройдёт само собой. Немедленно вызови врача или, если есть силы, дойди до поликлиники. До приезда врача, ты кое-что можешь сделать сам. Нужно удалить яд из желудка, чтобы он не успел всосаться в кровь. Для этого используют вещества, способные осаждать яды и делать их нерастворимыми. Нужно выпить смесь из 2-3 яичных белков и стакана воды или пол литра молока. Через 20-30 минут после приёма противоядной смеси постарайся вызвать рвоту.


Учитель. Ребята, растения существуют в природе не только ядовитые, но и растения – хищники.
2 учащийся. Растения- хищники. Книга «Азбука природы», с. 116.

Существуют растения – хищники. Листья росянки покрыты красными или ярко-оранжевыми волосками, у каждого волоска есть блестящая капелька клейкой жидкости, но не нектар наполняющая мёд. Когда этой капельки касается муха, муравей или иное голодное насекомое, то эта жидкость – отличный клей. Попытки жертвы освободиться, приводит к тому, что к ней склоняется всё больше соседних волосков и жертва покрывается клейкой слизью и насекомое гибнет.
3 учащийся. Венерина – мухоловка. Книга «Азбука природы», с. 117.

Венерина-мухоловка – уникальное растение. Когда насекомое касается волосков на её складывающихся листьях, ловушка захлопывается и вокруг жертвы смыкаются зубы.
4 учащийся. Существуют растения – паразиты.

Растение – паразит присасывается к тканям другого растения и извлекает из них воду и питательные вещества.
Учитель. В природе очень много лечебных растений. Послушайте о некоторых растениях.
1 учащийся.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.
2 учащийся.

Тонкий стебель у дорожки

На конце его серёжки

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.
Учитель. В природе есть и ядовитые растения.

Стихотворение «Вкусный суп», А. Усачёв

Ведьма суп варить решила,

Змей сушёных накрошила,

Развела большой костёр

И поставила котёл.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок.

Поскакала за бугор –

Отыскала мухомор,

Для приправы – бузины

Для отравы – белены

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины

Супчик вышел – то что надо.

Целых двадцать литров яда.
Учитель. Почему суп оказался ядовитым?

- Какие грибы и ягоды собирала ведьма?

(показ ядовитых грибов и ягод)

Есть ещё ядовитые растения.
1 учащийся. Ландыш. Книга «Ядовитые растения», с. 26, 27

Растёт в лиственных лесах, дубравах, сосновых борах, среди кустарников. Тонкий стебель, а на нём свисают зелёные бутончики, раскроется и станет белым колокольчиком. Со временем на месте душистых красивых цветков созревают красно-оранжевые ягоды. Плоды ландыша ядовиты, их нельзя брать в рот. Ядовита даже вода, в которой стоял букет.
2 учащийся. Вороний глаз. Книга «Ядовитые растения», с.28

Вороний глаз – очень ядовит. Особенно много яда в чёрных плодах. По форме ягода напоминает глаз, угольно-чёрный глаз вороны. Любит тенистые сырые леса. Листья крестообразные с одной ягодкой.
3 учащийся. Калужница. Книга «Ядовитые растения» с. 11.

Красивый желтый цветок с пятью лепестками. Лепестки-словно лакированы. Листья и стебли у этого растения – ядовиты.
Учитель. Поиграем в игру «Какое растение лишнее?»

Ландыш, ветреница, подорожник, белена, бузина.

Подорожник – лечебная трава, остальные ядовитые.
- Какие грибы собрали в кузовок? Назвать. - Какие ядовитые грибы? Им не место в лукошке.

а) учебник с. 115

б) Запомните: Нельзя собирать неизвестные цветы, ягоды, грибы. Нельзя их пробовать.

Работа с учебником с. 115


  1. ^ Закрепление изученного.

- А сейчас проверим как хорошо вы запомнили ядовитые растения и грибы.

а) работа в парах.

I вариант. Выбирает ядовитые растения и грибы.

II вариант. Съедобные растения и грибы. (Разложить картинки на столах).

Взаимопроверка.

Учитель. Дети у кого из вас возник спорный вопрос?

Вы молодцы. Хорошо усвоили материал.

Тестирование.

  1. Какие грибы ядовиты?

А) белый гриб

Б) бледная поганка

В) мухомор


  1. Какие растения ядовиты?

А) подорожник

Б) ландыш

В) вороний глаз


  1. Как надо себя вести, если ты отравился грибами?

А) самолечение

Б) вызвать врача

В) ждать когда станет лучше


  1. Как правильно собирать грибы?

А) собирать знакомые и незнакомые грибы

Б) если сомневаешься, нужно спросить у взрослых

В) собирать только знакомые грибы


  1. С кем нужно ходить в лес по грибы и ягоды?

А) с друзьями

Б) один

В) с родителями.
VII. Рефлексия.

- Ребята, кому урок понравился, кто узнал много интересного и полезного для себя, возьмите лучи солнца и прикрепите к солнышку.

- Кому было не интересно на уроке, кто не услышал, что-то новое для себя, прикрепите капельки дождя к туче.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconКонкурс педагогического творчества ( 2012/13 учебный год) мкоу «Березовская сош»
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconКонкурс педагогического творчества 2012-2013уч г. Номинация конкурса...
Номинация конкурса «Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях»

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconВсероссийский интернет конкурс
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства
Номинация конкурса: организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconКонкурс педагогического мастерства 2013-2014
Номинация конкурса: организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Конкурс 2012/13 учебного года Номинация: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях iconПрофессиональный конкурс работников образования всеросийский интернет конкурс
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница