Скачать 103.66 Kb.
|
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Комсомольская СОШ» в посёлке совхоза «Селезнёвский» Внеклассное мероприятие ![]() Юшина Галина Васильевна учитель начальных классов 2013 год Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 2 класса «Зимующие птицы» Цель: уточнить знания обучающихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; Задачи: - совершенствовать умения узнавать птиц по их устному описанию; - уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц; - воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому. Оборудование: маски и костюмы птиц, иллюстративный материал ( рисунки птиц, плакаты о зимующих птицах); раздаточный материал (памятки «Как устроить кормушку»), готовые кормушки для демонстрации. ^ Сегодня на мероприятии мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, скажите, какую пользу приносят птицы природе? (уничтожают вредных насекомых, способствуют размножению растений, создают красоту природы.) Рассмотрите картину «Зимующие птицы» ![]() -На что похоже это дерево? - На что похожи эти птички? (игрушки, цветы, яблоки) Это зимующие птицы. Вы многих из них знаете, перечислите зимующих птиц Мы более подробно познакомимся с некоторыми из зимующих птиц. Узнаем, какой корм они любят есть. Как они приспособились жить в суровое зимнее время. Некоторые птицы прилетели к нам в гости и сами немного расскажут о себе (выходят дети в костюмах птиц). А вы внимательно слушайте и запоминайте. ^ Снегири Мы появляемся раньше первого снега. И народ заметил: прилетели снегири – значит скоро пойдёт снег. Поэтому нас и зовут снегирями. Любим мы семена ясеня, клёна, рябину. А венчики ![]() Синицы Мы самые весёлые и красивые зимние птицы. У нас на голове чёрная шапочка, щёки белые, на шее чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. Зимой мы прилетаем из леса ближе к жилью человека. Под глубоким снегом нам трудно найти корм. Помогите нам! Накормите хлебом, семечками. Мы очень любим несолёное сало. Но повесить кусочки надо на нитке, чтобы их не утащили вороны и сороки. ![]() Свиристели Мы, свиристели. пепельно-розового цвета с хохолком на голове, прилетаем с севера и остаёмся на всю зиму. Как опустимся стайкой на дерево рябины, так и не улетим, пока все ягоды не склюём. ![]() Поползни Мы, поползни, бегаем по стволу дерева вверх-вниз, ищем насекомых. Любим семечки дынь, арбузов, подсолнуха. Можем их прятать про запас. Своё название мы получили за то, как перемещаемся по стволу дерева, как бы ползаем. Величиной мы с воробья, живём в одиночку или парами, клюв у нас прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Мы его просовываем в каждую дырочку коры и находим насекомое или личинку. Приносим большую пользу, уничтожая вредных насекомых. ![]() Дятлы У нас, дятлов, красивое пёстрое оперение: верх тела чёрный. На голове и шее белые пятна, под хвостиком и темечко красные. Клюв прочный и острый. Мы, долбим кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел». ![]() Щеглы Мы, щеглы, птицы очень нарядные. Лоб красный, щёчки белые, спинка тёмно-коричневая, крылья чёрные с жёлтым, хвост чёрный с белыми крапинками на конце. Нам, щеглам, очень нравятся семена сорных растений. В конце лета соберите большой пучок репейника. А когда придёт зима, воткните репейник в снег. Зимой он может расцвести красным, жёлтым, белым и чёрным цветом. Это мы, щеглы, прилетели подкормиться. ![]() Клесты Мы, клесты, удивительные птицы, единственные, которые в лютую стужу вьём гнездо, выводим птенцов. Ведь семена ели и сосны созревают к зиме. А это наш основной корм. Дети будут сыты, а в гнезде им тепло. Лапки у нас цепкие, клюв загнут в разные стороны. Им удобно доставать семена из шишек. ![]() Остальные птицы не смогли к нам прийти, заняты добычей корма. Посмотрите на их изображение. Встречались ли они вам, и что вы о них знаете? (Ответы детей) ![]() ![]() ![]() Дети приготовили стихотворения о зимующих птицах, послушаем их. Дятел В яркой шапке пёстрый дятел, Корольков, синиц приятель, Барабанит в мёрзлый ствол: - Приглашаю всех за стол! Подбирайте меж соринок Кто жуков, а кто личинок – Клад разведан под корой, Начинаем пир горой! Продолбил гнилушку дятел – А в дупле тепло, как в хате, Пусть снаружи – холод, снег, Есть продрогшему ночлег. Клёст Удивительная птичка – клюв крестом, Называется клестом. Клювом шишки расщепляет, Кормит досыта птенцов. А гнездо – пуховый домик, И зимою в нем тепло. Только б были шишки- Вырастут малышки. Поползень Голубая спинка, Рыженький бочок. По стволу осинки, За скачком скачок. Поползень вертлявый Скачет вверх и вниз. В ствол залез дырявый, Клювом вниз повис. Свистнул: Эй вы, дятлы! Клювом вниз скачу… Вам такое вряд ли, Дятлам, по плечу! Синица Слышу я: звенит синица Средь желтеющих ветвей; Здравствуй, маленькая птица, Вестница осенних дней! Хоть грозит он нам ненастьем, Хоть зимы он нам пророк — Дышит благодатным счастьем Твой веселый голосок. Снегирь Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо? На берёзе Яблоки поспели. Подойду поближе к ней, И глазам не верится: Стайка алых снегирей Облепила деревце. Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее: холод или голод? Почему? (Голод) Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимний холод голодные птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Птицы наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь, правда? Так давайте поможем птицам пережить трудную зиму. Чем мы можем им помочь? (Можно сделать кормушки, насыпать в них семена подсолнечника, арбуза, тыквы, других семян) И тогда весной, за окном мы опять услышим радостные птичьи голоса. Это птицы будут радоваться тому, что они пережили морозы. А мы тому, что не дали им замерзнуть. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Ученик. Вейтесь русые стружки, поджидая зиму. Мы готовим кормушки – угадайте кому? Кто летает, как мячик, мячик серенький мой? Наше дело ребячье – уберечь их зимой. Пуховые подушки на осинах белы. Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы. И они нам за это, зорко сад сторожа, От вредителей летом сберегут урожай. Многие ребята вместе с родителями сделали кормушки. (^ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() - Из чего можно сделать кормушки? Где их можно повесить? Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы вовремя подсыпать корм. За тем, что происходит на кормушке, интересно наблюдать: узнать птицу, которая прилетела на кормушку, как ведут себя птицы друг с другом, какой корм они поедают. ^ -Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там бумажные и полиэтиленовые пакеты, банки, коробки и газеты. -Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала. -Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц. Выполняйте эти правила сами и познакомьте с ними своих младших товарищей. ^
Выходят 2 ученика и по очереди перечисляют зимующих птиц
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает. (Воробей) Длиннохвостая она, Со спины черным-черна. Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Подымает стрекот-крик.(Сорока) Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? …(Ворона) Чёрный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…(Снегири) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика (синица) Кто там прыгает, шумит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Клё! – Клё! – Клё! – поёт со свистом. (клёст) Ну а кто скажите нам Ловко лазит по стволам: Вверх и вниз и тут и там? Кто мелькает целый день? Это птица… (Поползень) Настоящий акробат – Чистит все стволы подряд. ^ . Синицам Семена шишек С Снегирям Репейник с Клестам Сало Конский щавель Щеглам Воробьям Семечки Поползням Крошки Ягоды рябины Свиристелям ^ Покормите птиц зимой Пусть со всех концов – К вам слетятся как весной Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для них тепло! Разве можно забывать: Улететь могли. А остались зимовать Заодно с людьми. Приучайте птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
- Ты чего визжишь? Обидели тебя что ли? - Да нет, Сорока, это я радуюсь! - Нашёл время радоваться… - Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши.. - В этакий - то мороз? Брр! Да они живыми не останутся! - Ещё как будут жить – поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело! Что за птица? (клёст) Как догадались?
- Любимое лакомство для снегирей (конский щавель) - Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые спят? (Пользу, они уничтожают зимующих насекомых) - Какая птица высиживает птенцов зимой? (Клест). - Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля; ягоды рябины, хлебные крошки, сырое сало) - Как люди называют дятла? Почему? (Санитар леса) - Как вешают сало для синичек? (На ниточках) - Как передвигается поползень? (Может головой вниз) Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать, чтобы дружба между людьми и птицами стала крепче! Литература: 1. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. – Волгоград.: Учитель, 2007г.-139с. 2. Великанов Л.Л. « Энциклопедия для детей»; изд. «Аванта+», Москва, 1995г. 3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002г.-320с 4.Энциклопедия «Жизнь животных», том 6 «Птицы». Под редакцией профессора В.Д. Ильичева, профессора А.В. Михеева. Москва «Просвещение», 1986г. 5.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М., 2005г. Интернет- -ресурсы http://imgfoto.ru/images/2378-.html |
![]() | Цели: познакомить учащихся с профессиями, прививать любовь к труду, стремление вырасти полезным своему государству; развивать кругозор,... | ![]() | Григорьевна, учитель начальных классов Верх-Аскизской сош, Топоев Родион Прокопьевич учитель хакасского языка и литературы Усть-Есинской... |
![]() | Прибыльская Галина Васильевна – ветеран педагогического труда, учитель немецкого языка №21 г. Костромы | ![]() | Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя |
![]() | Мо учителей начальных классов состоит из 10 человек, которые работают в 13 классах-комплектах (учитель Самойленко О. Д. преподаёт... | ![]() | Разбор причин возникновения пожара в быту, изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома |
![]() | Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов объединяет конкурс чтецов и викторину «Моя малая Родина» | ![]() | Игра-викторина, в которой участвуют команды, состоящие из обучающихся 5-6 классов |
![]() | Автор: Шипачёва Наталья Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории | ![]() | Ст. Октябрьской Крыловского района Краснодарского края Проценко Марина Евгеньевна |