Скачать 140.16 Kb.
|
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ Тема: «ЗИМА» Воспитатель: Шолохова О.В. г. Белореченск 2014 Познавательное интегрированное занятие на тему «ЗИМА» Задачи: 1.Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы, о зимних явлениях природы. 2. Познакомить с народным календарем, приметами и поговорками,расширяя словарный запас детей употреблением однокоренных слов. 3. Обогатить знакомство детей с образом русской зимы, переданной в различных произведениях искусства (поэзии, музыке, картинах). 4. Формировать умение подбирать эпитеты для описаниязимней природы. 5. Совершенствовать умение отличать отражение стихотворного текста в пейзаже. 6. Воспитывать эстетическое отношение к родной природе. 7.Закреплять представление о пользе для здоровья прогулок на свежем воздухе. Активизация словаря: оттепель, изморозь, гололедица, обледенение. Обогащение словаря: «студенец», «лютень». Материал: Слайд – шоу «Зима в природе» Картины: 1. И. Шишкин «Зима» 2. И. Грабарь «Сказка инея», «Февральская лазурь» 3. К. Юон «Зима в лесу», «Волшебница зима». Музыкальные произведения: 1. П. Чайковский «Времена года» 2. Вивальди «Зима» 3. Песня «Зима» Э. Ханка Кисти, краски, ватные палочки, мольберт, ватман Предварительная работа: - наблюдать за природой, - отгадывание загадок о зиме, - чтение стихотворений о зиме, - приметы и поговорки о зиме, - прослушивание музыкальных произведений П. Чайковского. Интеграция:ОО «Познание» (ФЦКМ), «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация», «Здоровье», «Музыка». Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель: Закончились новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей? (дети здороваются) Воспитатель: Послушайте загадки, отгадайте тему сегодняшнего разговора. - Запорошило дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила (зима) И на санках покатила. - Белая скатерть все поле покрыла (зима, снег) - Странная звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка) - Художник – невидимка по городу идет, Всем щеки нарумянит, всех ущипнет за нос. (мороз) - Наступили холода, обернулась в лед вода, Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зимой) Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? Правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года «Зимушке-зиме». Слайд № 1 ^ Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – белокожа, светлолица, Как махнула рукавом – все покрыла серебром. Воспитатель: как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения “белокожа”, “светлолица”? почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Дети: это зимние месяцы. Воспитатель: вспомните их названия. Да, зима царица трех месяцев – декабря, января и февраля. Зимой от месяца к месяцу будто и не заметно перемен в природе. Каждый день то метель, то мороз, то инеем деревья украсятся, то снег на деревьях повиснет. Но отличия у них есть. У этих месяцев есть и другие названия – народные. Древнерусское название декабря – лютень, (свирепый, злой), а в народе – студенец (холодный). Как вы думаете почему? За лютую морозную пору, за длительную стужу так его назвали. Слова “студеный” и “холодный” обозначают одно и тоже. Пришел декабрь принес холод, мороз на окнах узоры расписывает. Январь – крыша зимы. В народе называли январь просинцем, за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, “лед просинь красит”. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается в небе. День немного прибавился. ^ – “бокогрей”, “ветродуй”. Что это значит? Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов. Каких? В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются вьюги и морозы. В феврале два друга – мороз да вьюга. А какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
^ Воспитатель: С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой. А вы знаете, как появляются снежинки? Слайд № 2 Дети ………… Воспитатель: Снежинка - как капелька воды. Пока она летит с неба, тучки, ветер и мороз протыкают эту капельку и вырезают узоры. Воспитатель: Чем тише погода, тем красивее падающие на землю снежинки. А при сильном ветре обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды образуются в снежную пыль. А когда мороз не сильный – снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. Ребята, а как называется явление, когда с неба падают много-много снежинок? ^ : Снегопад. Слайд № 3,4,5,6,7,8 Воспитатель: А какие вы еще знаете зимние явления природы? Дети: Метель, вьюга, оттепель, гололедица, обледенение, изморозь, иней. Воспитатель: А какая погода бывает зимой? Дети:морозная, ветреная, хмурая, пасмурная. Воспитатель уточняет, что зимой на улице бывает разная погода: то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. ^ Вопросы: - Что мороз делает? (трещит, щиплет, кусает,рисует, замораживает, сковывает) - Метель что делает? (вьется, бушует, воет, метет) - Снег что делает? (идет, летит, падает, кружится, блестит, серебрится, хрустит, сверкает) - Дети что делают? (гуляют, катаются, играют, веселятся) Слайд № 9 ^ - Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом. Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (снег) С неба все скользят пушинки - Серебристые... (снежинки) На деревья, на лужок Все снижается... (снежок). Вот веселье для ребят - Все сильнее... (снегопад) Все бегут в перегонки, Все хотят играть в... (снежки) Словно в белый пуховик Нарядился... (снеговик) Рядом снежная фигурка - Это девочка... (снегурка) На снегу - то, посмотри? - С красной грудкой... (снегири) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (снег) - Какие слова вы добавляли? (снежинки, снежок, снежки, снегопад, снеговик, Снегурочка) - На какое слово они все похожи? ^ Как вы считаете, слово “зима” – родственное слову “снег”? Ведь зимою много снега. Объясните, почему это не родственные слова. ^ родственные слова должны звучать похоже, а в слове “зима” нет такой части, которая бы звучала похоже на слово “снег”. Воспитатель: слова – родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу. Подберите теперь слова, родственные слову “зима”. - Подберите похожие слова к словам: ^ - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.); Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.); Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.). ^ Воспитатель приглашает поиграть детей в мяч (снежок): называет слово, дети отвечают ласкательной формой этих слов: Снег - снежок сосулька – сосулечка мороз – морозец дерево- деревце ветер – ветерок горка - горочка лед – ледок холод – холодок зима – зимушка санки – саночки “Образуй признак”
“Сравни и скажи” Снег мягкий, а лед твердый; снег пушистый, а лед гладкий; снег белый, а лед прозрачный; снег тает быстрее, а лед медленнее. ^ Слайд№ 10,11 Воспитатель спрашивает, почему важно заниматься физкультурой и гулять на свежем воздухе, и, и обобщает ответы детей, читает отрывок из стихотворения З. Александровой «Новый снег». Воспитатель: Давайте представим, что на улице ярко светит солнце, морозный воздух и хрустящий снег. Мы с вами как будто вышли на прогулку. Вспомним песню «Зима-красавица» и споем ее. (проводится физминутка) Слайд № 12 (картина Шишкина + музыка Чайковского) ^ . Воспитатель: Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором П.И. Чайковским из альбома «Зима». Музыка тихая и спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними пейзажами. Как вы думаете, подходит ли музыка к этой картине? Композитор и художник одинаково грустят. Кажется, что лес спит. Околдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. - Да сквозь такую непроходимую чащу нескоро пробьется солнце. Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной. Серый синеватый снег. И на сосне одинокая ворона. Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает. И в тоже время он вселяет надежду, что это не надолго, не навсегда. Мы немножко загрустили. Слайд № 13 (И. Грабарь «Февральская лазурь») Ярко светит солнце. Изображен изумительный февральский день. Морозно и солнечно. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Снег искрится и сверкает. Художник передал на своем полотне красоту природы. Все утопает в лазоревом цвете, поэтому картина и названа «Февральская лазурь». Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Слайд № 14 (И. Грабарь «Сказка инея») А вот еще одна интересная картина И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Морозное солнце ярко светит. Тени от деревьев падают на снег. Грянул мороз – и покрыл землю иней, Розовый – утром, а вечером – синий. Слайд № 15( К.Юон «Волшебница зима») - Великолепен вид зимней природы. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. День будто дремлет. На небе снеговые тучи. Вся земля покрыта сияющим, мягким снегом. Лишь синеют на нем голубые следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется колет щеки. Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Художники красками в своих картинах передают красоту русской природы. АКаким образом передают это поэты? Правильно, они «рисуют словом» свои художественные произведения. Послушайте, как «нарисовал» зиму в своем стихотворении русский поэт И. Суриков «Зима». ^ Слайд № 16 Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… ^ Слайд 17 (С. Есенин «Белая береза») Слайд 18 (Ф. Тютчев «Чародейкою зимою») Слайд № 19 Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. ( А.С. Пушкин) Слайд № 20 Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. (Фет) Слайд № 21 Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас – Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, – Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! (И. Никитин «Встреча зимы») Слайд 22 (зимнее утро) Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Слайд№ 23,24 Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! - Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. Слайд № 25 + музыка ^ Воспитатель: Раньше зимой катались на тройке. Это сани, запряженные тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик. Воспитатель: Давайте и мы прокатимся на тройке. Глазки закроем и тихо любуемся природой. (слушание «На тройке» П.И. Чайковского) ^ Воспитатель: Как хорошо в морозном лесу! На ветвях лежит пушистый снег, Огромные сугробы, мягким покрывалом, Застелили все тропинки. (II часть) И только широка дорога Ведет куда-то в даль С веселым перезвоном Мчатся по ней сани, Запряженные тройкой лошадей. Полетит как птица тройка. Колокольчик зазвенит И раскинет перед вами – Бесконечный леса вид. (IIIч.) Летишь, а вокруг Мелькают заснеженные просторы полей, На солнце сверкают снежинки, Вдыхаешь свежий морозный воздух. Как красиво вокруг! Воспитатель: Понравилось вам, ребята? Какой красивый пейзаж нарисовал композитор, с помощью нот и звуков, каждый жанр передает свои чувства по своему. - Художники как передают? С помощью чего? Дети: Кисти, красок. Воспитатель: - Как поэты передают? Дети: С помощью слова, рифм. Воспитатель: А композиторы? Дети: Нот, звуков. Воспитатель: А давайте и мы с вами выразим свое отношение к зиме. Мы же любим ее, да? Дети: Да! Воспитатель: Каждый сейчас нарисует зиму, за что вы ее любите? Может кому-то помогут нарисовать музыка или картины. Слайд№ 26 + музыка А. Вивальди «Зима» Итог. Воспитатель: А теперь закончили, положили кисточки, кто не дорисовал, закончат после занятия. Что вы сегодня узнали нового? Какие новые слова услышали? Воспитатель предлагает детям анализ работ провести в форме игры. Д/и «Подбери по смыслу». Читает отрывок из стихотворения о зиме, а дети подбирают подходящие к тексту рисунки, и объясняют, почему выбрали их, в чем сходство описанного и нарисованного. Слайд № 27 ЗИМАСлова: С. Островой Музыка: Э. Ханок У леса на опушке Жила зима в избушке... Она снежки солила В березовой кадушке. Она сучила пряжу, Она ткала холсты, Ковала ледяные Да над реками мосты. Потолок ледяной, дверь скрипучая... За шершавой стеной тьма колючая... Как войдешь за порог, всюду иней, А из окон парок синий-синий. Ходила на охоту, Гранила серебро, Сажала тонкий месяц В хрустальное ведро... Деревьям шубы шила, Торила санный путь. А после в лес спешила, Чтоб в избушке отдохнуть. |
![]() | Оборудование: диск с записью А. Вивальди «Зима», альбомные листы, фломастеры, акварельные краски, цветные карандаши | ![]() | Мбдоу собинского района детский сад №12 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому... |
![]() | Оборудование: портрет поэта, выставка книг,г/з” Времена года,” романс С. Есенина”Клён ты мой опавший”, картины художников о зиме,... | ![]() | Оформление: стенд «Здравствуй, Матушка-зима!» с иллюстрациями и детскими рисунками; санки, коньки, лыжи, перчатки |
![]() | Оформление: рисунки и поделки детей к теме «Зима», картины с изображением зимних пейзажей, занавес из нитей с ватой, снежный букет,... | ![]() | «скрытым» изображением портрета зимы, кусочки поролона, голубая краска, фломастеры, конверты с предметными картинками и схемами звукового... |
![]() | Цель: познакомить со стихотворением ф и тютчева «Зима недаром злится», учить выразительному чтению, активизировать словарный запас.... | ![]() | Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима» |
![]() | Тема” Обучение словесному рисованию на уроке литературы в 5 классе (на примере произведения И. З. Сурикова “Зима”) | ![]() | «Снегурочка» (рисунок 1), И. И. Шишкин «Зима в лесу» (рисунок 2), «На севере диком…» (рисунок 3), «Лес зимой» (рисунок 4), А. К.... |