Тема: «зима»




Скачать 140.16 Kb.
НазваниеТема: «зима»
Дата публикации07.10.2014
Размер140.16 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > География > Конспект
КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: «ЗИМА»

Воспитатель: Шолохова О.В.

г. Белореченск

2014


Познавательное интегрированное занятие на тему «ЗИМА»
Задачи:
1.Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы, о зимних явлениях природы.

2. Познакомить с народным календарем, приметами и поговорками,расширяя словарный запас детей употреблением однокоренных слов.

3. Обогатить знакомство детей с образом русской зимы, переданной в различных произведениях искусства (поэзии, музыке, картинах).

4. Формировать умение подбирать эпитеты для описаниязимней природы.

5. Совершенствовать умение отличать отражение стихотворного текста в пейзаже.

6. Воспитывать эстетическое отношение к родной природе.

7.Закреплять представление о пользе для здоровья прогулок на свежем воздухе.
Активизация словаря: оттепель, изморозь, гололедица, обледенение.

Обогащение словаря: «студенец», «лютень».
Материал: Слайд – шоу «Зима в природе»

Картины:

1. И. Шишкин «Зима»

2. И. Грабарь «Сказка инея», «Февральская лазурь»

3. К. Юон «Зима в лесу», «Волшебница зима».
Музыкальные произведения:

1. П. Чайковский «Времена года»

2. Вивальди «Зима»

3. Песня «Зима» Э. Ханка
Кисти, краски, ватные палочки, мольберт, ватман
Предварительная работа:

- наблюдать за природой,

- отгадывание загадок о зиме,

- чтение стихотворений о зиме,

- приметы и поговорки о зиме,

- прослушивание музыкальных произведений П. Чайковского.
Интеграция:ОО «Познание» (ФЦКМ), «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Закончились новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей.

Ребята, а как обычно встречают гостей? (дети здороваются)

Воспитатель: Послушайте загадки, отгадайте тему сегодняшнего разговора.
- Запорошило дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила (зима)

И на санках покатила.
- Белая скатерть все поле покрыла (зима, снег)
- Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)
- Художник – невидимка по городу идет,

Всем щеки нарумянит, всех ущипнет за нос. (мороз)
- Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зимой)
Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года «Зимушке-зиме».
Слайд № 1

^ 2. Знакомство с народным календарем.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белокожа, светлолица, 
Как махнула рукавом – все покрыла серебром.
Воспитатель: как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения “белокожа”, “светлолица”? почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Дети: это зимние месяцы.

Воспитатель: вспомните их названия. Да, зима царица трех месяцев – декабря, января и февраля. Зимой от месяца к месяцу будто и не заметно перемен в природе. Каждый день то метель, то мороз, то инеем деревья украсятся, то снег на деревьях повиснет. Но отличия у них есть.

У этих месяцев есть и другие названия – народные. Древнерусское название декабря – лютень, (свирепый, злой), а в народе – студенец (холодный). Как вы думаете почему? За лютую морозную пору, за длительную стужу так его назвали. Слова “студеный” и “холодный” обозначают одно и тоже. Пришел декабрь принес холод, мороз на окнах узоры расписывает.

Январь – крыша зимы. В народе называли январь просинцем, за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, “лед просинь красит”. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается в небе. День немного прибавился.

^ Февраль “бокогрей”, “ветродуй”. Что это значит? Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов. Каких? В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются вьюги и морозы. В феврале два друга – мороз да вьюга. А какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

  • Много снега – много хлеба.

  • Белеет зима – зеленеет лето.

  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.

  • Зимой солнце светит, да не греет.

  • Мороз не велик, да стоять не велит.

  • Зима не лето, в шубу одето.

  • Береги нос в большой мороз.

  • Январь году начало- зиме середина

^ 3. Зимние явления природы.

Воспитатель: С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой. А вы знаете, как появляются снежинки?

Слайд № 2

Дети …………

Воспитатель: Снежинка - как капелька воды. Пока она летит с неба, тучки, ветер и мороз протыкают эту капельку и вырезают узоры.

Воспитатель: Чем тише погода, тем красивее падающие на землю снежинки. А при сильном ветре обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды образуются в снежную пыль. А когда мороз не сильный – снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Ребята, а как называется явление, когда с неба падают много-много снежинок?

^ Дети: Снегопад.

Слайд № 3,4,5,6,7,8
Воспитатель: А какие вы еще знаете зимние явления природы?
Дети: Метель, вьюга, оттепель, гололедица, обледенение, изморозь, иней.
Воспитатель: А какая погода бывает зимой?
Дети:морозная, ветреная, хмурая, пасмурная.
Воспитатель уточняет, что зимой на улице бывает разная погода: то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.
^ 4. Д/И “Подбери действия”

Вопросы:

- Что мороз делает? (трещит, щиплет, кусает,рисует, замораживает, сковывает)
- Метель что делает? (вьется, бушует, воет, метет)
- Снег что делает? (идет, летит, падает, кружится, блестит, серебрится, хрустит, сверкает)
- Дети что делают? (гуляют, катаются, играют, веселятся)
Слайд № 9
^ 5. Игра «Доскажи словечко»

- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые... (снежинки)

На деревья, на лужок

Все снижается... (снежок).

Вот веселье для ребят -

Все сильнее... (снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в... (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился... (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка... (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой... (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (снег)
- Какие слова вы добавляли? (снежинки, снежок, снежки, снегопад, снеговик, Снегурочка)

- На какое слово они все похожи?
^ 6. “Назови родственные слова”

Как вы считаете, слово “зима” – родственное слову “снег”? Ведь зимою много снега. Объясните, почему это не родственные слова.

^ Дети.: родственные слова должны звучать похоже, а в слове “зима” нет такой части, которая бы звучала похоже на слово “снег”.

Воспитатель: слова – родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу. Подберите теперь слова, родственные слову “зима”.

- Подберите похожие слова к словам:

^ Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
^ 7. Д/и «Назови ласково»

Воспитатель приглашает поиграть детей в мяч (снежок): называет слово, дети отвечают ласкательной формой этих слов:

Снег - снежок сосулька – сосулечка

мороз – морозец дерево- деревце

ветер – ветерок горка - горочка

лед – ледок холод – холодок

зима – зимушка санки – саночки
Образуй признак”

  • Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег,

  • Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце нег,

  • Снег серебриться на солнце – серебрящийся на солнце снег,

  • Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег,

  • Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег,

  • Снег падает на землю – падающий на землю снег.

Сравни и скажи”

Снег мягкий, а лед твердый;

снег пушистый, а лед гладкий;

снег белый, а лед прозрачный;

снег тает быстрее, а лед медленнее.
^ 8. «В здоровом теле – здоровый дух.
Слайд№ 10,11
Воспитатель спрашивает, почему важно заниматься физкультурой и гулять на свежем воздухе, и, и обобщает ответы детей, читает отрывок из стихотворения З. Александровой «Новый снег».

Воспитатель: Давайте представим, что на улице ярко светит солнце, морозный воздух и хрустящий снег. Мы с вами как будто вышли на прогулку. Вспомним песню «Зима-красавица» и споем ее.
(проводится физминутка)
Слайд № 12 (картина Шишкина + музыка Чайковского)

^ 9. Рассматривание картин.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором П.И. Чайковским из альбома «Зима». Музыка тихая и спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними пейзажами.

Как вы думаете, подходит ли музыка к этой картине?

Композитор и художник одинаково грустят. Кажется, что лес спит.

Околдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

- Да сквозь такую непроходимую чащу нескоро пробьется солнце. Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной. Серый синеватый снег. И на сосне одинокая ворона.

Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает. И в тоже время он вселяет надежду, что это не надолго, не навсегда.

Мы немножко загрустили.
Слайд № 13 (И. Грабарь «Февральская лазурь»)

Ярко светит солнце. Изображен изумительный февральский день. Морозно и солнечно. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Снег искрится и сверкает. Художник передал на своем полотне красоту природы. Все утопает в лазоревом цвете, поэтому картина и названа «Февральская лазурь». Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение.
Слайд № 14 (И. Грабарь «Сказка инея»)

А вот еще одна интересная картина И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».

Морозное солнце ярко светит. Тени от деревьев падают на снег.
Грянул мороз – и покрыл землю иней,

Розовый – утром, а вечером – синий.
Слайд № 15( К.Юон «Волшебница зима»)

- Великолепен вид зимней природы. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. День будто дремлет. На небе снеговые тучи. Вся земля покрыта сияющим, мягким снегом. Лишь синеют на нем голубые следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется колет щеки. Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег.

Художники красками в своих картинах передают красоту русской природы. АКаким образом передают это поэты?

Правильно, они «рисуют словом» свои художественные произведения. Послушайте, как «нарисовал» зиму в своем стихотворении русский поэт И. Суриков «Зима».
^ 10. Дети читают стихи.

Слайд № 16

Белый снег, пушистый в воздухе кружится 
И на землю тихо падает, ложится.
 
И под утро снегом поле побелело,
 
Точно пеленою все его одело.


Темный лес что шапкой принакрылся чудной 
И заснул под нею крепко, непробудно… 


^ Стали дни короче, солнце светит мало, 
Вот пришли морозцы - и зима настала. (И. Суриков «Зима»)


Слайд 17 (С. Есенин «Белая береза»)

Слайд 18 (Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»)
Слайд № 19
Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. ( А.С. Пушкин)
Слайд № 20

Не колючий, светло-синий 
По ветвям развешен иней - 
Погляди хоть ты! 
Словно кто-то тороватый 
Свежей, белой, пухлой ватой 
Все убрал кусты. (Фет)
Слайд № 21

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит! (И. Никитин «Встреча зимы»)

Слайд 22 (зимнее утро)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.
Слайд№ 23,24

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Слайд № 25 + музыка

^ 11. Слушание П. Чайковского «На тройке».

Воспитатель: Раньше зимой катались на тройке. Это сани, запряженные тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик.

Воспитатель: Давайте и мы прокатимся на тройке. Глазки закроем и тихо любуемся природой. (слушание «На тройке» П.И. Чайковского)
^ Слушание озвучить.
Воспитатель:
Как хорошо в морозном лесу!

На ветвях лежит пушистый снег,

Огромные сугробы, мягким покрывалом,

Застелили все тропинки.
(II часть) И только широка дорога

Ведет куда-то в даль

С веселым перезвоном

Мчатся по ней сани,

Запряженные тройкой лошадей.

Полетит как птица тройка.

Колокольчик зазвенит

И раскинет перед вами –

Бесконечный леса вид.
(IIIч.) Летишь, а вокруг

Мелькают заснеженные просторы полей,

На солнце сверкают снежинки,

Вдыхаешь свежий морозный воздух.

Как красиво вокруг!
Воспитатель: Понравилось вам, ребята?

Какой красивый пейзаж нарисовал композитор, с помощью нот и звуков, каждый жанр передает свои чувства по своему.

- Художники как передают? С помощью чего?

Дети: Кисти, красок.

Воспитатель: - Как поэты передают?

Дети: С помощью слова, рифм.

Воспитатель: А композиторы?

Дети: Нот, звуков.

Воспитатель: А давайте и мы с вами выразим свое отношение к зиме. Мы же любим ее, да?

Дети: Да!

Воспитатель: Каждый сейчас нарисует зиму, за что вы ее любите? Может кому-то помогут нарисовать музыка или картины.

Слайд№ 26 + музыка А. Вивальди «Зима»

Итог.

Воспитатель: А теперь закончили, положили кисточки, кто не дорисовал, закончат после занятия.

Что вы сегодня узнали нового? Какие новые слова услышали?

Воспитатель предлагает детям анализ работ провести в форме игры. Д/и «Подбери по смыслу».

Читает отрывок из стихотворения о зиме, а дети подбирают подходящие к тексту рисунки, и объясняют, почему выбрали их, в чем сходство описанного и нарисованного.

Слайд № 27
ЗИМАСлова: С. Островой 
Музыка: Э. Ханок

У леса на опушке
Жила зима в избушке...
Она снежки солила
В березовой кадушке.
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные
Да над реками мосты.

Потолок ледяной, дверь скрипучая...
За шершавой стеной тьма колючая...
Как войдешь за порог, всюду иней,
А из окон парок синий-синий.

Ходила на охоту,
Гранила серебро,
Сажала тонкий месяц
В хрустальное ведро...
Деревьям шубы шила,
Торила санный путь.
А после в лес спешила,
Чтоб в избушке отдохнуть.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «зима» iconКонспект открытого занятия Тема: «Волшебница зима»
Оборудование: диск с записью А. Вивальди «Зима», альбомные листы, фломастеры, акварельные краски, цветные карандаши

Тема: «зима» iconНод по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической...
Мбдоу собинского района детский сад №12 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому...

Тема: «зима» iconПрограмма Л. В. Занкова. Тема: С. Есенин ”Поёт зима, аукает…”
Оборудование: портрет поэта, выставка книг,г/з” Времена года,” романс С. Есенина”Клён ты мой опавший”, картины художников о зиме,...

Тема: «зима» iconУрок-квн к разделу «Лексика». Тема: «Здравствуй, Матушка-зима!»
Оформление: стенд «Здравствуй, Матушка-зима!» с иллюстрациями и детскими рисунками; санки, коньки, лыжи, перчатки

Тема: «зима» iconВнеклассное мероприятие Вечер поэзии Тема: «Зима в поэзии русских классиков»
Оформление: рисунки и поделки детей к теме «Зима», картины с изображением зимних пейзажей, занавес из нитей с ватой, снежный букет,...

Тема: «зима» iconТема : «С кем дружит зима?»
«скрытым» изображением портрета зимы, кусочки поролона, голубая краска, фломастеры, конверты с предметными картинками и схемами звукового...

Тема: «зима» iconТема: ф и тютчев «Зима недаром злится…»
Цель: познакомить со стихотворением ф и тютчева «Зима недаром злится», учить выразительному чтению, активизировать словарный запас....

Тема: «зима» iconКонспект итогового комплексного занятия в подготовительной к школе...
Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима»

Тема: «зима» iconПлан урока Образ урока Действия Учителя учащихся Курс: Литература,6...
Тема” Обучение словесному рисованию на уроке литературы в 5 классе (на примере произведения И. З. Сурикова “Зима”)

Тема: «зима» iconУрок по Изобразительному искусству Тема урока «Волшебница зима»
«Снегурочка» (рисунок 1), И. И. Шишкин «Зима в лесу» (рисунок 2), «На севере диком…» (рисунок 3), «Лес зимой» (рисунок 4), А. К....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница