Опыта




Скачать 335.92 Kb.
НазваниеОпыта
страница1/3
Дата публикации10.09.2014
Размер335.92 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3


Тема опыта: «Формирование системы элементарных научных экологических знаний, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»

^ Автор опыта: Коткина Галина Феодосьевна, воспитатель по познавательному развитию Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Центр развития ребенка - детский сад № 48 «Сказка»

^ Раздел 1. Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта

Опыт автора работы по экологическому образованию и воспитанию детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 48 «Сказка» г. Нарьян-Мара сформировался и совершенствовался 15 лет.

В настоящее время коллектив «Центра развития ребенка» продолжает работу по созданию условий, способствующих повышению качества дошкольного образования, формированию базисных основ личности, социально-нравственному, познавательно-речевому и творческому развитию детей дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений работы детского сада является познавательно-речевое развитие. Педагогическая деятельность автора сосредоточена в образовательной области «Познание» по формированию у детей целостной картины мира, расширению кругозора детей; в образовательной области «Безопасность» по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания. Формируется опыт в интеграции с другими образовательными областями. Одной из важных задач, решаемых педагогами детского сада, является формирование элементарных научных экологических знаний у старших дошкольников, что является основой в экологическом образовании.

В нашем детском саду «Сказка» 50% составляют дети, чьи родители заняты на производстве в АО СМУ; вторая половина распределяется на родителей обслуживающей сферы - 20%, матерей – одиночек -10%, работников образования и здравоохранения -20%. Собеседование с родителями, анкетирование, наблюдения за детьми показали ряд проблемных сторон воспитания. Это недостаточное общение с ребенком, неправильный подбор литературы для чтения детям, длительный просмотр мультфильмов-сказок, нарушение экологических правил, пробелы в экологических знаниях, взгляд на человека со стороны родителей, как хозяина природы, отсутствие должного внимания родителей к негативным поступкам детей по отношению к природе. Исходя из выше сказанного, мы пришли к выводу о необходимости формирования экологической культуры у детей и родителей нашего детского сада.

Долгие годы традиционные подходы в дошкольной педагогике базировались на тесном контакте детей с природой. Но природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени отражал взгляды на всемогущество человека как хозяина – покорителя природы, что является главным недостатком в воспитании у детей потребительского отношения к природе и выработанном мировоззрении родителей. Эта проблема выявилась при анализе проведенной диагностики детей старшего возраста детского сада «Сказка» города Нарьян-Мара в 2007 – 2008 учебном году с учетом требований общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой и парциальной экологической программы «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой. Результаты опроса дошкольников старшего возраста выявили следующие отрицательные моменты:

- дети в основном классифицируют живые организмы на «вредных, опасных и полезных»;

- потребительское отношение к лесу, так как лес дает нам ягоды, грибы и т. д;

- делят животных и растения на красивых и безобразных; нужных и ненужных; плохих и хороших (цветы растут для красоты, для радости людей, бабочки – это красиво, а гусеница противная и пожирает листья; зайчики хорошие, а волки страшные их нужно уничтожать и т.д.);

- дети не умеют устанавливать зависимости в природе, причинно – следственные связи;

-не сформировано понятие о живой и неживой природе;

- не способны определить признаки живого;

- имеют недостаточные знания о разнообразии растений, животных; их приспособлении к обитаемой среде, о питании и размножении (ежик питается яблоками и грибами, а зайчик кушает морковку и капусту).

Экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды, это проблема преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Его основой, фундаментом является развитие в каждом человеке высокого уровня экологического сознания, экологической культуры. К сожалению, результаты наблюдений за детьми и диагностики в этом направлении (до эксперимента) показали отсутствие у дошкольников понимания природы, ее законов, выявили потребительское отношение к ней (сбор насекомых, расправа с дождевыми червями; безграничный сбор цветов, бессознательное, жестокое обращение с деревьями; равнодушие к неблагополучию комнатных растений, незнание их названий, индивидуальных особенностей).
^ Актуальность опыта
Итак, назрела опасность традиционных подходов в экологическом воспитании. Возникла необходимость борьбы с потребительским отношением к природе у молодого поколения и развития в человеке понимания о себе как части природы. Исследуя эту проблему, ученые, психологи пришли к выводу, что наиболее распространенной причиной негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста является отсутствие знаний о разнообразии растений и животных, особенностях их развития, потребностях, среде обитания и приспособления к ней. Как считает автор программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова, оценочные суждения к объектам природы должны быть исключены из экологического образования дошкольников и применимы для характеристики поступков человека по отношению к миру природы. Одной из важных задач педагогов является необходимость дать дошкольникам представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Весьма существенны различия сложившихся стереотипов, которые выявила Н.А. Рыжова, в традиционных и экологических подходах. Следует их сравнить.

Первый стереотип традиционного подхода выглядит следующим образом: мир существует для человека (человек – царь, хозяин природы, способный изменить ее для своих потребностей). Экологический подход трактует иначе: человек – часть природы и должен соответствующе относиться к окружающей среде.

Второй стереотип заключается в том, что человек – мера вещей (все рассматривается с точки зрения человека: опасности, полезности, вреда и т.д. ). С экологической же точки зрения этот стереотип рассматривается иначе: мера вещей – уникальность живых организмов (уважение ко всем формам жизни на планете).

Третий стереотип заключается в том, что при традиционном подходе господствовал технократический расчет пользы природы без экологических требований.

В результате сложившихся стереотипов традиционного подхода у детей долгое время формировалось подсознательное, негативное отношение к «хищникам», «ядовитым грибам, растениям». Дети находились в сложном положении: им сначала рассказывали о том, что гусеницы вредные: они пожирают листья, портят растения; зато бабочки красивые, они украшают природу, их ловить нельзя. С точки зрения нового подхода, над которым мы работаем, детям необходимо рассказать об этапах развития насекомых и подвести детей к выводу, что листья, гусеницы, бабочки, птицы – это звенья одной пищевой цепочки. Каждое звено выполняет свою роль в природе. Еще один момент традиционного подхода оборачивается негативными последствиями. Например, призывы: «Улучшим природу!», «Помогите природе!», «Умножим богатства природы!». Все они уместны, если наряду с ними дается информация о соблюдении человеком законов природы. Важно с позиции экологии показать ребенку, что в лесу под каждым листочком, веточкой, поваленным деревом уже создан дом для обитателей леса, и наводить порядок в лесу не нужно, конечно, за исключением оставленного отдыхающими мусора.

Новый экологический подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдается природным факторам, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а через сохранение его среды обитания. Задача педагога – сформировать у дошкольников понятие о природе, как о доме для живых существ, в котором есть все необходимое, все взаимосвязано, его нельзя разрушать, необходимо о нем заботиться. Как отмечал профессор Г.А. Ягодин: « Мы должны вновь и вновь задавать себе вопросы: Кто мы? Дети природы или ее властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?»

Итак, наша задача сформировать у детей мысль о том, что не обязательно любить все живые организмы, но уважать все формы проявления жизни на планете необходимо.

В представленной таблице явно видны противоречия традиционных подходов и новых, экологических.

^ Традиционные подходы

Экологические подходы

Природа дает нам грибы, ягоды, пищу для животных, поэтому ее надо беречь

Природа – «дом» для живых существ, в том числе и для человека. Важна самоценность природы

Дерево дает нам материал для изготовления мебели, строительства дома, бумагу - это народно-хозяйственное значение

Дерево – «дом» для животных, его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, эстетическое значение, роль в жизни человека

Грибы съедобные и несъедобные, ядовитые

Роль грибов в круговороте веществ и в жизни других организмов – связи с деревьями и животными

Помогать природе, улучшая ее, приумножать ее богатства

Учитывать законы природы, действовать в их рамках, помогать организмам, живущим в измененной человеком среде.

Зайцы – безобидные существа, они не причиняют опасности для человека, а волки опасны и т.д.

В природе все взаимосвязано. Зайцы не так уж и безобидны, они едят кору у деревьев и приносят им определенный вред. В природе существуют пищевые цепочки. Все живое ценно

Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для коллекций и наблюдений в детском саду.

Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе, без нанесения ущерба природе.


Ежи питаются грибами, яблоками

Не искажать принцип научности. К каждому вопросу подходить с научной точки зрения, не вводить детей в заблуждение: ежи питаются насекомыми



Проблема становления осознанно-правильного отношения к природе в процессе формирования системы элементарных научных экологических знаний является актуальным направлением экологического образования современной педагогики.

Во-первых, это обусловлено важностью данного вопроса в развитии ребенка. В процессе формирования системы научных экологических знаний происходит понимание ребенком экологических взаимосвязей в природе, воспитание гуманного отношения ко всему живому, приобщение к природе, что способствует развитию и активизации всех психических и познавательных процессов у ребенка.

Во-вторых, актуальность данной темы определяется реализацией задач экологического воспитания, решение которых обеспечивает развитие нравственно-эстетических начал: формирование экологически грамотного поведения в природе, понимание необходимости разумного потребления богатств природы, развития у ребенка чувств сопереживания и заботы о живых организмах, умение видеть красоту родной природы.

В-третьих, система элементарных научных знаний о природе поможет ребенку заботиться о своем здоровье и вовремя уметь предотвратить опасность.

^ Теоретическая база опыта

Проблемой экологического воспитания и образования занимались такие ученые, как Г.Я. Ягодин, В.М Назаренко, В.М.Мамедов, С.Н.Глазачев, С.Н.Николаева, Т. Климова, Н,А.Рыжова.

Согласно концепции общего экологического образования, как отмечает И.Д.Зверев, под экологическим образованием понимается целостный процесс обучения, воспитания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде.

Г.А.Ягодин подчеркивал мировоззренческий характер экологического образования.

В.М. Назаренко определяет главную цель экологического образования, как направленность на личность и создание условий для ее развития, гармонизации.

В.М.Мамедов отмечает необходимость «формирования ответственного отношения к природе».

С.Н. Глазачев указывает, что цель экологического образования – развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры, ответственного отношения к природе.

С.Н. Николаева под формированием экологической культуры подразумевает становление осознанно - правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности.

Обобщая определение целей экологического образования, обозначенных различными авторами, нужно отметить чаще встречающуюся формулировку: экологическая культура, экологическое сознание, формирование мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Итак, целью экологического образования является становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения моральных и правовых норм, принятых в обществе.

Достижение цели требует решения комплекса взаимосвязанных задач:

- формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника

- развитие познавательного интереса

- формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающего мира в целом.

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

- формирование системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы)

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

^ Ведущая педагогическая идея нашего опыта заключается в следующем: совершить уход от потребительского отношения человека к природе, заложить в ребенке мысль, понятие, что человек – это часть природы и должен относиться к ней, как к себе самому через экологизацию развивающей среды и всех видов деятельности ребенка.

^ Новизна опыта автора работы можно выразить в четырех законах биоэкологии, сформулированными ученым Бари Комнар:

- «Все связано со всем» (пищевая цепочка: цветы – бабочка – птицы – дерево – человек – растение)

- «Все куда-нибудь да девается» (круговорот веществ в природе: листья опадают, грибы перерабатывают листья в перегной, перегной необходим растениям, как питание).

- Все что-нибудь да стоит» (цена хозяйственной деятельности человека на планете).

.- «Природа знает лучше» (приметы: муравьи попрятались - будет дождь).











  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Рассохина Марина Юрьевна, музыкальный руководитель мбдоу детский сад общеразвивающего вида п. Красное

Опыта iconОпыта
Автор опыта: Бодолан Лариса Васильевна, музыкальный руководитель мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»

Опыта iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

Опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка

Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...

Опыта iconТема опыта: «Условия организации литературного творчества младших...
Опыт работы по данной теме внесён в районную базу данных передового педагогического опыта

Опыта iconТема опыта
Тема опыта «Развитие познавательных интересов, формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в процессе обучения...

Опыта iconОпыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей...
Автор опыта: Чугунова Е. Г., воспитатель мб доу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»

Опыта iconИз опыта работы
Из опыта работы учителя начальной школы Бура Л. Д «Повышение качества образования путем применения здоровьесберегающих технологий...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница