Скачать 137.45 Kb.
|
Велигорова Т.А. - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… ЭССЭ Всё начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующие:
Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К.Д.Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляет собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любование, оценочные суждения, действия по уходу за растениями и животными. Эти формы организации воспитания детей позволяют обогащать их знаниями о взаимосвязях, существующих в природе; воспитывать духовные, нравственные и волевые качества: дружбу и взаимопомощь, доверие, инициативу, ответственность, внимательность, наблюдательность, выдержку, коллективизм. Родная природа является эффективным средством всестороннего развития ребенка. С раннего возраста важно приобщать детей к таинствам и красотам природы. Важным средством приобщения ребенка к миру природы являются прогулки, где можно познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных. Приобщать ребенка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно-печатных, словесных и т.д. В холодное время года можно вместе с детьми подкормить птиц, сделать кормушку своими руками. Предложить родителям посетить вместе с детьми зоопарк, Уголок им. Дурова и т.д. Используя наблюдения за поведением и повадками животных, можно научить ребенка эффективным способам взаимодействия с окружающим, преодоления страхов, одиночества, замкнутости, агрессивности и беспомощности. У животных есть чему поучиться. Многие дети мечтают о кошечке, или собачке, или хотя бы рыбке или птичке. Возможность поиграть, поговорить, воспитывать, погладить домашних животных, необходима детям, особенно когда взрослые очень заняты. Замкнутым, робким, нерешительным детям животные нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающим. Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта) формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам проявляется в добровольном и активном участии детей в совместной деятельности со взрослым, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям. В период адаптации детей к новым для них условиям детского сада отвлечь ребенка от переживаний можно с помощью общения с объектами природы. Например, подвести плачущего малыша к аквариуму, в котором плавает большая яркая рыба: «Давай посмотрим, кто у нас тут живет? Кто плавает в воде? Какая красивая рыба!» У малыша пробуждается интерес к новому для него объекту – объекту природы. Эффективным направлением помощи в эмоциональном развитии детей является метод АНИМАЛОТЕРАПИИ – использование домашних животных и их символов (образы, рисунки, игрушки). В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией и др. В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. Животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных, необходима детям. Замкнутым, робким, нерешительным детям домашние животные заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, а мягкие игрушки-зверушки – любимое снотворное средство малышей. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. ЭМПАТИЯ, качество, необходимое для успешного общения. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книги и картинки, рассказы взрослого и кинофильмы. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой – наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания. Наблюдение – важнейший метод познания животного мира. Наблюдения в младшей группе направлены, прежде всего, на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Детям младшего возраста целесообразно предлагать конкретные и четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Необходимо задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например, «Уши кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть нашего Кролика?», «Вот здесь, в миске, я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он есть?». Наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста недлительны по продолжительности. Начинать занятие можно с загадки, небольшого стихотворения о животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, места обитания. Все методы и формы работы, которые мы применяем в процессе организованной образовательной деятельности детей по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы, очень важны. Так мы знакомим ребенка с миром, в который он пришел. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» Открытая организованная образовательная деятельность в первой младшей группе по разделу Программы «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора ^ Подготовила воспитатель 2 квалификационной категории Велигорова Т.А. Г.о. Химки, мкр. Сходня «Знакомьтесь: хомячок – пушистый бочок» ЦЕЛЬ: познакомить детей с обитателем живого уголка – хомячком; рассказать об отличительных особенностях его внешнего вида, повадках, способе содержания. ЗАДАЧИ:
МЕТОДЫ: наблюдение, объяснение. МАТЕРИАЛЫ: клетка с хомячком, специальный корм для хомяков, ветки дерева. ^ «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность» (формирование предпосылок экологического сознания) ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬ. ^ - Здравствуйте, ребята. С вами захотел познакомиться вот этот милый зверек. Как вы думаете, кто это? (Ответы детей: мышка). - Это не мышка, это хомяк. Ребята, у вас у всех есть имена. Как тебя зовут? (Маша). А тебя как зовут? (Никита). А у домашних животных есть клички. Давайте нашего хомячка назовем Хомой. Вы согласны? Вот и хорошо. Давайте рассмотрим нашего Хому внимательно. - Подойдите поближе к клетке. У хомячка есть голова, лапы, маленький хвостик. На голове есть ушки, глаза, рот, нос. Покажите свои глазки, ушки, носик, рот (дети показывают свои части тела). Хорошо, молодцы. А теперь посмотрите как красив наш Хома! Все тело его покрыто пушистой шерстью. Какого цвета у него шерсть? Сам он рыженький, а животик у него – беленький. На передние лапки хомячок надел «белые перчатки», а на задние лапки – «белые носочки». Хвостик у него какой? Правильно, маленький, короткий. - Наш хомячок живет в клетке, Пол клетки усыпан опилками, Домашние хомячки не умеют сами строить себе домики, не умеют находить пищу. Поэтому мы должны заботиться о них. Смотрите, в домике у него есть готовый домик, где он спит, а также стоит колесо, где он будет крутиться, ведь хомячки должны активно двигаться. Эти зверьки очень любопытны, они с удовольствием исследуют новые предметы. Но с хомячками надо обращаться очень осторожно. Они такие маленькие, их нельзя сжимать в кулаке. Купать хомячков тоже нельзя. Они купаются сами, вылизывая себя. А теперь Хома приглашает вас поиграть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. - Хомячок, хомячок, - Покажи-ка свой бочок (^ ). - А теперь на лапки - Ты надень перчатки! (Имитация движений). - В беленьких носочках - Прыгай по песочку! (^ ). - Съешь морковку на обед (Имитация действия). - И беги, запутав след! (Дети разбегаются). - Ой, сколько много стало у нас хомячков! А теперь, ребята, вы все превращайтесь обратно в девочек и мальчиков, садитесь на стульчики. - Ребята, расскажите, что вы любите кушать? (^ ). - А теперь посмотрим, что ест наш хомячок. Подойдите к этому столику. (Воспитатель показывает коробку со специальным кормом для хомяков, высыпает корм на тарелку, дети перечисляют то, что они видят и знают, воспитатель добавляет названия: овес, крупа). Давайте я угощу нашего Хому орехом и семечками. - Посмотрите, как хомячок взял орех лапками и засунул его за щеку и семечки тоже за щеку спрятал. Потом он все это спрячет в своем домике. Так он делает запасы. Когда в кормушке нет еды, хомячок достает свои запасы. - А еще на столе вы видите ветки дерева. Хомячку надо давать ветки, он будет их грызть, чтобы стачивать зубы, которые у него постоянно растут. А еще не надо забывать наливать в поилку свежей воды, чтобы наш Хома пил. ^ Хомячок халвы хотел, хмуро он на хлеб глядел, Хомка-хомка, не хандри! На, скорей халву бери! - Хорошо, молодцы! - А теперь, ребята, скажите кто сегодня приходил к нам в гости? (Хомячок). Правильно! А как мы его назвали? (Хома). Правильно! Нам пора прощаться с нашим Хомой. Давайте скажем: «До свидания, Хома!». Будем ждать его снова к нам в гости. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеёк» Интегрированная образовательная деятельность в первой младшей группе ТЕМА: «Знакомство детей с черепахой» Подготовила: Велигорова Т.А. Провела: 09.04.2013 г. Г.о. Химки, мкр. Сходня ^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАНИЕ» РАЗДЕЛ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ТЕМА: «Знакомство детей с черепахой» ЦЕЛЬ: познакомить детей с черепахой, с особенностями её внешнего вида. ЗАДАЧИ:
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕДИАОБЪЕКТЫ: иллюстрация с изображением черепахи, диск CD с записью песни из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню». ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: строительный конструктор, корм для черепахи, лист свежей капусты. ^ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
^ Коробка с черепахой, сюрпризный момент (конфеты в мешочке). ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ Образовательная деятельность проводится в соответствии с СанПиНом ^ ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вчера по телевизору я смотрела интересный мультфильм и услышала весёлую песенку. Послушайте! (Звучит запись песни из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню»). А вы смотрели такой мультфильм? Кто пел эту песенку? Ответы детей (Львёнок и черепаха). Правильно. Попробуйте отгадать такую загадку: ^ В каменной рубахе ходят … черепахи! Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением черепахи: «Вот она какая черепаха!» ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вы хотели бы познакомиться с живой черепахой? (^ ). Я пригласила к нам в гости черепаху, ее зовут Тортила. Сейчас мы с ней познакомимся. Но вы уже большие ребята, а черепаха, по сравнению с вами, маленькая и может вас испугаться. Поэтому вы, пожалуйста, сядьте на стульчики, а я вам покажу нашу гостью. Сидите спокойно, я каждому из вас покажу черепаху. (Воспитатель берёт коробку с черепахой и показывает её каждому ребёнку). Это – не игрушка. Это – живая черепаха. Давайте вместе сделаем заборчик из кубиков, там наша черепаха будет гулять, а мы с вами понаблюдаем за ней. Но трогать её мы не будем, а будем смотреть только глазками, чтобы черепаха не испугалась. Иначе она не придёт больше к нам в гости. ^ - Смотрите ребята, вот здесь лежат кубики, вы берёте кубики и несёте их мне, мы будем строить забор. (Дети несут кубики воспитателю). - У тебя какого цвета кубик, Егор? Ответ ребёнка (Красного). - Лида, какого цвета кубики принесла ты? Ответ ребёнка (Синего). - А у тебя, Слава? Ответ ребёнка (Жёлтого). Дети вместе с воспитателем строят забор. - Ну вот, забор готов, садитесь вокруг него. Я беру нашу черепаху и опускаю её на пол. - Ребята, давайте внимательно посмотрим на нашу черепаху. Что находится спереди у черепахи? ^ - А на голове что вы видите? Ответы детей (Глаза). - Для чего нужны глаза? Ответы детей (Чтобы видеть). - Правильно. Глаза нужны, чтобы видеть. У черепах очень хорошее зрение. Они различают цвета и выбирают себе корм по цвету, например, зелёную капусту или оранжевую морковку. Посмотрите, ребята, наша черепаха не похожа на других животных. Её тело покрыто П А Н Ц И Р Е М. Он очень твёрдый, крепкий. Если черепаха испугается, она спрячется в свой панцирь. Я вам сейчас покажу, но только один раз. Мы не будем пугать нашу черепаху. (Воспитатель подставляет ладонь и дотрагивается до головы черепахи, та прячется в панцирь). - Что ещё есть у черепахи? Ноги. Они толстые, короткие, на конце – когти. - А у черепахи есть хвост? ^ - Какой он маленький или большой? Ответы детей (Маленький). - Правильно. Черепахи – спокойные животные. Их можно брать в руки. (Воспитатель берёт черепаху). - Ой, какая она тяжёлая, потому что она в панцире. Где у неё голова? Вот голова. Где у неё хвост? Вот. А ноги? Вот ноги. (Воспитатель опускает черепаху на пол). - А как ходят черепахи? Медленно или быстро? Ответы детей (Медленно). - Да, правильно. Ноги у черепах толстые, да и панцирь тяжёлый, поэтому черепахи могут только медленно ползти. Когда человек идёт очень медленно, мы говорим: «Ползёт, как черепаха!» А мы с вами умеем быстро ходить и прыгать. Давайте поиграем! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: По пустыне черепаха долго-долго шла без страха! (^ Вдруг увидела мартышку, ту, что бегает припрыжку! (Прыжки на месте). - Вот какие молодцы! А как вы думаете, ребята, что едят черепахи? Давайте подойдём к этому столику. Здесь я приготовила всё то, что едят домашние черепахи. Это – специальный корм для черепах. Его покупают в зоомагазине. Давайте посмотрим, что это за корм. (Воспитатель и дети рассматривают корм). - А ещё черепахи любят свежие овощи. Что это у меня? ^ - Какого цвета капуста? Ответы детей (Зелёного). Молодцы! - Как нужно заботиться о черепахе? Чтобы она была здоровой, нужно давать ей свежие овощи и фрукты, где много витаминов. А ещё черепахи любят тепло и свет. - Здесь на столе у меня лежит мешочек. Как вы думает, что в нём? Давайте поиграем. - Кто самый смелый? ^ - Даша, опусти руку в мешочек и попробуй отгадать наощупь, что там такое. Только не подглядывай! Ответ ребёнка (Конфеты). - Да? Лида, попробуй угадать, что там находится. ^ - Правильно. А как вы думаете, черепахи едят конфеты? Ответы детей (Да, нет). - Нет, черепахи не едят конфеты. Этот мешочек принесла наша Тортила вам в подарок. Мы возьмём конфеты в группу и там вы их съедите. - Сейчас нам пора идти. Скажите мне, с кем вы сегодня познакомились? (Воспитатель берёт черепаху в руки). Ответы детей (С черепахой). - А что на спине у черепахи? Ответы детей (Панцирь). - Правильно. Вы не устали? Ответы детей (Нет). - Тогда пойдёмте в группу и там поиграем ещё. Только сначала попрощаемся с нашей черепахой. Скажем: «До свидания!» |
![]() | Почему чудо юбка? Она многофункциональна. Ее можно использовать во всех возрастных группах по-разному | ![]() | Структурное подразделение «Детский сад№16 комбинированного вида мбдоу «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» |
![]() | ... | ![]() | Принята на заседании педагогического Совета мбдоу «Детский сад №8 комбинированного вида» |
![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 комбинированного вида» расположен по адресу: 188354,... | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида» |
![]() | Кулачинская Л. В. – воспитатель логопедической группы мбдоу детский сад комбинированного вида №54 г. Апатиты | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Антошка» |
![]() | Мбдоу детский сад №17 комбинированного вида г. Кубинка Одинцовского района Московской области | ![]() | Воспитатель: ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в космическое путешествие |