План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности»




Скачать 377.27 Kb.
НазваниеПлан-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/4
Дата публикации21.06.2013
Размер377.27 Kb.
ТипУчебник
www.lit-yaz.ru > География > Учебник
  1   2   3   4
План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности»

(200/250)

Предисловие (1)

  1. Основы безопасности (40/50)

  1. Понятие безопасности

  2. Угрозы безопасности

  3. Объекты защиты от угроз

  4. Силы и средства обеспечения безопасности

  5. Методы и формы обеспечения безопасности



  1. Национальная безопасность (40/50)

    1. Военная безопасность

    2. Экологическая безопасность

    3. Техногенная безопасность

    4. Экономическая безопасность

    5. Информационная безопасность



  1. Государственная безопасность (40/50)

    1. Безопасность государственной власти

    2. Охрана государственной границы

    3. Защита конституционного строя

    4. Борьба с терроризмом и экстремизмом

    5. Борьба с преступностью



  1. Общественная безопасность (40/50)

    1. Безопасность общественных институтов

    2. Защита прав, свобод, чести и достоинства граждан

    3. Защита жизни и здоровья граждан

    4. Безопасность предпринимательства

    5. Производственная (промышленная) безопасность



  1. Личная безопасность (40/50)

    1. Телесные повреждения

    2. Отравления

    3. Электрические поражения

    4. Опасная недостаточность жизненно важных ресурсов

    5. Разрушительные воздействия на психику

Заключение (1)

Список литературы (1):

(итого страниц: 203 – 253)

Предисловие

Безопасность является одним из обязательных условий существования человека и выживания человечества. Понимая это, люди стараются сделать свою жизнь безопаснее. Для обеспечения безопасности используются все возможные силы и средства, все достижения научного прогресса. Многие опасности перестали угрожать человеку и канули в лету. И все же меры по обеспечению безопасности часто отстают от неожиданно появляющихся угроз, а уровень безопасности в ряде регионов мира остается чрезвычайно низким. Продолжаются войны, вырос и окреп терроризм, появляются новые болезни и опасные природные явления. Что делать человеку в этих условиях?

Учиться! Знания действительно могут сделать нашу жизнь безопаснее. Современному человеку важно и нужно знать, что такое безопасность, в каких областях, какими способами и средствами она обеспечивается, кто и как делает это важное дело, какие элементарные правила нужно соблюдать для безопасной жизни.

Именно об этом написана книга. В ней сосредоточены основные знания о безопасности жизнедеятельности человека во всех возможных ее областях. Учебное пособие имеет структуру, которая последовательно, от общего к частному раскрывает знания человека о безопасности, от национальной безопасности страны к личной безопасности.

Наряду с традиционными для учебников серии «Основы безопасности жизнедеятельности» разделами в книгу включены разделы о государственной безопасности и защите предпринимательства, рассматриваются редко упоминаемые виды безопасности: экологическая, демографическая, экономическая, продовольственная, информационная, промышленная и транспортная безопасность.

Книга предназначена для студентов колледжей. Кроме того, книга может быть использована как справочное пособие по широкому спектру вопросов, связанных с безопасностью.

  1. ^ Основы безопасности

Каждый понимает, что такое безопасность. Это слово буквально значит: «Без Опасности». А вот дальше - сложнее. Какие опасности? Как они влияют на человека? Как от них защититься? Кто нам поможет в этом? Люди изучают безопасность с помощью науки, и это позволяет проникнуть в сокровенные тайны этой важной составляющей жизни человечества.

Безопасность – это защищенность от угроз. Данное определение необходимо расшифровать. В определении безопасности есть один секрет – безопасность сама по себе невозможна, речь всегда идет о безопасности чего-то или кого-то конкретного. Если мы будем говорить о безопасности человека, становится понятным следующее. Есть конкретный человек, его состояние может быть описано в конкретных показателях (температура, рост, вес, настроение, сытость и многое другое). Когда мы говорим о нормальном состоянии, это значит, что человек находится в наилучшем состоянии из возможных для конкретных условий. Такое состояние также называют комфортным. Состояние может ухудшаться или улучшаться, и происходят эти изменения под влиянием различных причин. Например, пошел дождь, человек промок, замерз, простудился и заболел, его состояние ухудшилось. А вот если бы у человека был зонтик, он был бы одет в плащ, шляпу и резиновые сапоги, то такая защита спасла бы его от болезни.

Этот простой пример позволяет нам расшифровать определение безопасности. Дождь и холод угрожают человеку болезнью, влияют на него так, что он может заболеть. В данном примере дождь и холод – это угрозы. Зонтик, шляпа и плащ дают защищенность от угроз, от дождя и холода. С зонтиком, в шляпе и плаще человек в безопасности.

Безопасность – это состояние объекта, при котором он защищен от угроз или не испытывает опасного воздействия. Другими словами, безопасность – это ситуация, когда либо нет угроз, либо они есть, но существует защита от них.

В первой главе учебника раскрываются основные понятия в сфере безопасности: безопасность, угрозы безопасности, объекты защиты от угроз, силы и средства, методы и формы обеспечения безопасности, а также организация работы по обеспечению безопасности.

    1. Понятие безопасности

Безопасность – это обиходный термин, он широко применяется в речи, общении и печати. Говоря о безопасности, мы в целом понимаем, что это означает. В самом слове вполне отчетливо распознается его смысл: без опасности. Действительно, когда мы говорим, например, о безопасности дорожного движения, мы понимаем это как отсутствие опасности аварий, столкновений машин и наездов на пешеходов. Все это так.

Вместе с тем, такого простого понимания безопасности недостаточно, чтобы ее обеспечить. Возникает масса вопросов о причинах опасности, об участниках событий, нуждающихся в безопасности, о способах защиты от опасности и другие вопросы. Для того чтобы получить ответы на все эти вопросы необходимо ответить на главный вопрос:

Что такое безопасность?

В поисках ответа на этот вопрос возникает необходимость определения того о безопасности чего именно идет речь. Безопасность следует понимать как безопасность систем – человека, общества, автомобиля или любой другой системы. Такая точка зрения обусловлена тем, что безопасность – это состояние системы. Для понимания безопасности как состояния систем необходимо опираться на базовые постулаты:

  1. Знание о природе систем позволяет понимать безопасность как необходимое условие и особое состояние системы, необходимое для существования, функционирования и развития систем.

  2. На безопасное состояние систем влияют внешние и внутренние факторы, воздействие которых на систему и ее части приводит к угрозам для существования, функционирования и развития систем.

  3. Для сохранения безопасного состояния или возвращения в него системы в интересах продолжения существования, функционирования и развития изменяются в ответ на воздействие факторов или воздействуют на факторы, изменяя их.



      1. Что такое система и безопасное состояние системы?

Слово «система» знакомо каждому, но не все знают, что оно означает. Понимать, что такое система, чрезвычайно важно, потому что это позволяет понять очень многие явления в мире, в том числе и то, что такое безопасность.

Системаэто целое, состоящее из связанных между собой частей, обладающее новыми свойствами и поддерживающее свое существование.

Любой объект, вещь, предмет, животное и человек, семья и общество состоят из частей – атомов и молекул, клеток и органов, родственников и граждан. Эти части так связаны между собой, что зависят друг от друга, влияют друг на друга и взаимно изменяются. Эта связь частей приводит к тому, что их совокупность существует как самостоятельная единица: стоит повлиять на одну из частей, как изменятся они все, и вся система отреагирует на такое влияние.

Система – это целое, а не набор частей, из которых она состоит. Система отличается от частей, из которых она состоит, своими свойствами. Например, молекула воды – это система, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода. И то, и другое – газы, но вода – жидкость. В системе при ее образовании возникают новые свойства, отличные от свойств частей. Возникающие в системах свойства называют эмерджентными или возникающими.

Система как целое существует благодаря силе связей между частями. Эти связи бывают настолько прочны, что надежно сохраняют систему от разрушения. Например, для разрушения молекулы воды, разрыва связей между атомами требуется очень много энергии. Поэтому молекула воды сохраняет свое существование, а запасы воды на планете неисчерпаемы. Сохранение своего существования – самое важное свойство систем, имеющее самое непосредственное отношение к безопасности.

Системы обладают целым рядом замечательных свойств. Мы наблюдаем проявление этих свойств в повседневной жизни, но не обращаем на них внимания, считая само собой разумеющимися.

Системы изучаются многими современными науками. Одна из них – кибернетика, изучающая системы, связи между их частями и возникающие в системах свойства. Кибернетика признает, что системы различны, состоят из частей разной природы, имеют разные масштабы. Однако кибернетическая наука утверждает, что все без исключения системы обладают сходными свойствами и подчиняются общим законам. Наблюдение за системами подтверждает это утверждение. Все системы – атомы, молекулы, живые клетки и организмы, животные и человек, семья и общество, лес или океан – все они строго подчиняются законам систем.

Самый важный закон систем – закон сохранения существования: каждая система сохраняет свое существование, расходуя на это энергию и ресурсы. Сила связи между частями системы обеспечивает этот закон. Чтобы разрушить простейшую систему из двух частей нужно разорвать связь между ними. Разрывающая сила должна быть большей по своей величине, чем сила связей. Если же система состоит не из двух, а из большего числа частей, то и сила разрыва потребуется больше. Чем из большего числа частей сложена система, тем она сложнее, и тем она крепче – надежнее сохраняет свое существование. В мире живых систем примером самой сложной биологической системы является человек, который по степени выживания значительно превосходит других животных. Жизнь человека в целом относительно безопасна. Сложные системы более безопасны, чем простые.

Сложность систем бывает разной. Один вид сложности обусловлен числом частей, из которых состоит система. Чем частей больше, тем очевиднее они следуют закону сохранения существования. Другой вид сложности определяется числом связей между частями системы. Чем больше связей, тем прочнее система. Количество частей системы и число связей между ними определяют ее существование.

Все мы хорошо знакомы с проявлением закона сохранения существования в живой природе. Этот закон обеспечивает выживание биологического организма или биологической системы, а также рода или вида животных. Этот закон определяет выживание не только человека, но и сообществ людей, семей, поселков, районов, стран, наций и этносов. Системы, состоящие из людей или их групп, называют социальными системами.

На примере живых систем закон сохранения существования или закон выживания проявляется особенно наглядно. Наблюдение за живыми системами позволяет обнаружить то, как это происходит. Сохранение существования систем обеспечивается сохранением структуры и функций, а также развитием систем.

Структура системы – это ее строение, то, как связаны между собой ее части. Одни и те же части могут быть по-разному соединены. Например, три человека Иванов, Петров и Сидоров могут дружить так: Иванов с Петровым, а Петров с Сидоровым, при этом Иванов и Сидоров друг друга не знают. А могут дружить все трое. Но может быть и так: Иванов и Петров дружат между собой, а с Сидоровым никогда не встречаются поодиночке – только вдвоем. Все это примеры разных структур, которым соответствуют разные системы, состоящие из одних и тех же частей. Каждая такая система будет сохранять свое существование с соответствующей определенной структурой. Изменение структуры, того как соединены между собой части системы, будет изменением самой системы, а это уже покушение на существование системы. Поэтому системы сопротивляются изменению структуры и стремятся сохранить ее неизменной. Сохранение структуры системы обеспечивает сохранение существование системы.

Функции системы – это действия, поведение и любые изменения состояния частей системы и всей системы в целом. Каждое действие любой части системы обусловлено влиянием на нее другой части. Отношения между двумя частями системы можно описать так: одна часть влияет на другую, воздействует на нее, а другая часть в ответ изменяет свое состояние, начинает двигаться или останавливается. Так проявляются связи – взаимная зависимость и взаимные изменения. Если остановить взаимные влияния, то прекратится связь между частями и система прекратит свое существование. Действия и изменения должны продолжаться, система должна функционировать. Только в этом случае системы живут. Сохранение функционирования частей системы обеспечивает сохранение существования системы.

Развитие системы – усиление свойств системы, повышающее ее выживание. По разным причинам связи между частями все же рвутся, и системы ослабевают. Сохранить существование системы можно, если число вновь установленных связей будет превышать число утраченных связей. Этого можно добиться увеличением числа элементов и числа связей между ними. Такое поведение систем называется ростом и развитием. Показательным примером является наш человеческий организм: мы растем для того, чтобы быть более способными к выживанию. Мы укрепляем мускулатуру, обретаем полезные навыки, усваиваем новые знания. Парадоксальным примером того, как добиться развития без увеличения числа частей системы и даже на фоне их постоянного уменьшения, является наш человеческий мозг. По данным медиков, 70% клеток головного мозга отмирает в первый год жизни, еще у ребенка. Однако число связей между оставшимися клетками растет во много раз быстрее скорости утраты этих клеток. Мы умнеем, становимся все более способными и совершенными, развиваясь за счет увеличения числа связей на фоне уменьшения числа клеток головного мозга. Это вызывает обоснованное восхищение «Венцом Природы» - Человеком.

Система сохраняет свое существование, сохраняя свою структуру, свои функции и развиваясь. Состояние, при котором система сохраняет свое существование – это и есть безопасность или состояние без опасности прекращения существования.

Безопасность – это действительно состояние системы, но одна и та же система может пребывать в разной степени безопасности. От чего это зависит?

Безопасное состояние является результатом реакции системы, ее ответом на воздействие чего-то, что угрожает разрушить ее. Система может по-разному реагировать на угрозы, добиваясь разной степени безопасности. Реакция зависит от угроз, от частей системы, находящихся под угрозой, от самой системы, ее силы и способности защищаться.

      1. Что такое угрозы и как система на них реагирует?

Прежде всего, следует сказать о том, в каком состоянии находится система до того, как появились угрозы ее существованию. Система находится в состоянии, которое определяется связями между частями системы. Вместе с тем, вне системы существуют другие объекты, которые также оказывают влияние на части системы. При этом сила внутренних связей гораздо сильнее внешних сил, и положение системы стабильно. Такое состояние называется нормальным. Например, сила связи между атомами водорода и кислорода в молекуле воды так сильна, что сила земного притяжения или энергия нагревания воды в кастрюле не изменяет ее – вода остается водой. Или, например, два человека так дружны, что никакие сплетни вокруг не могут разрушить их дружбу. Нормальное состояние.

Мир многочислен и многообразен. Внешний мир вокруг каждой из систем, среда ее обитания изобилуют большим числом внешних объектов, которые влияют на систему и ее части. Определенная часть этих объектов оказывает на систему слабое влияние, и они не способны разрушить систему. Однако есть и такие, которые обладают достаточной силой для разрушения систем. Опасность того, что некий объект может разрушить систему, называется угрозой, а сам объект называется источником угрозы. Например, существует опасность обгореть на солнце жарким летом – это угроза, а источник угрозы – солнечный свет.

Воздействие источника угрозы на систему означает влияние на конкретные части системы, которые ослабляют свою связь с другими частями, и это приводит к разрушению системы. Такие части системы, которые воспринимают разрушающее воздействие, называются объектами угроз. В примере с солнечным загаром объектом угроз является кожа человека. Она же подлежит защите от солнца. Защищаемые от опасного воздействия части системы называются объектами защиты. Как правило, объекты угроз и объекты защиты совпадают.

Воздействие источников угроз на объекты угроз происходит так: объекты воспринимают воздействие и ослабляют связи, система разрушается. Для сохранения существования система тратит свою энергию для ослабления воздействия источника угроз. Это достигается укреплением внутренних связей. Например, если два человека связаны рукопожатием, и двое других стремятся растащить их в стороны, то достаточно держаться друг за друга двумя руками, и разлучить их будет гораздо сложнее. Однако системы применяют разные способы противодействия угрозам.

      1. Как системы противостоят угрозам?

Этот вопрос означает также и то, сколько энергии потратит система и на что, на какое действие или изменение? Самый простой способ - сопротивление. Например, если растягивать в руках нитку, то она будет противодействовать силе рук, пока не порвется. Предельная сила сопротивления – это ее запас прочности. Так и человек, будет терпеть, наращивая свое сопротивление разрушительным силам до определенного предела. Пока не разрушится. Это означает сдаться. Но человек не таков. Есть три других способа противодействия угрозам.

Во-первых, ослабить воздействие источника угроз можно удалившись от него настолько, что это воздействие ослабнет на расстоянии. Есть шутка о том, что лучшая защита – это быстрый бег. Многие животные применяют именно этот способ для выживания. Применяют его и люди, удаляясь от места пожара или наводнения. Это называется эвакуацией.

Во-вторых, ослабить угрозу можно, если на пути этого воздействия поместить что-либо, что примет на себя энергию источника угроз. Система может закрыться от разрушительных сил. Это и зонтик, и броня танка, и наша одежда для разных погодных условий, это стены наших домов. Это также наша кожа, волосяной покров головы, смягчающий удары, прочный череп, защищающий головной мозг. Среди животных этот способ защиты получил определенное распространение. Есть, например, такое животное броненосец. Снаружи броненосец покрыт прочным панцирем. И, конечно же, – это хорошо известные всем черепахи.

В-третьих, можно повлиять на источник угрозы так, чтобы он ослабил свое разрушающее воздействие. Лучший способ для этого – разрушение самого источника угроз. Говорят: «лучшая оборона – нападение». Например, мы заливаем огонь водой, и огонь прекращает свое существование. Или наоборот, огонь костра или печи убивает холод, угрожающий человеку. В дикой природе буйвол нападает на льва, и у него есть шансы победить, а у льва есть риск быть убитым или быть серьезно покалеченным рогами буйвола.

Три основных способа сохранить свое существование, обеспечить свою безопасность: пассивное сопротивление до предела своих сил, защита от угроз чем-то, что примет на себя разрушающее воздействие, а также разрушение или ослабление источника угроз. Первый способ – самый экономный, он не потребует много сил или энергии. Второй способ более энергоемок – для бегства от источника угроз потребуется больше сил. Третий способ обеспечения безопасности сработает, если сила системы соизмерима или превышает силу источника угроз. Для ликвидации угрозы понадобится еще больше энергии. Все эти способы противодействия угрозам применяются для обеспечения безопасности. Подумайте о себе, и вы обнаружите, что в арсенале ваших мер обеспечения личной безопасности присутствуют все эти три основных способа.

Существуют также более тонкие способы обеспечения безопасности.

Локализация угроз – такой способ защиты, при котором система соглашается терпеть, пассивно реагировать на угрозы только в отношении ограниченного числа своих частей. Либо потому что эти части более стойки к воздействию угроз, либо потому что они менее важны для системы, ее структуры, функций и развития. Например, многие люди не носят зимой перчаток, потому что кожа кистей рук более устойчива к холоду, а тепловой энергии организма достаточно для поддержания приемлемой температуры рук. Другой пример – из дикой природы: ящерица жертвует своим хвостом, спасая свою жизнь. Все это локализация угроз.

Маскировка – способ защиты, при котором система делает так, что источнику угроз становится сложно обнаружить систему и направить на нее свое разрушающее воздействие. Примеры применения этого способа обеспечения безопасности широко применяются в живой природе, когда хамелеон или камбала изменяют свою окраску, сливаясь с предметами окружающей среды, не представляющей интереса для хищников. Маскировочная окраска оперения птиц или крыльев бабочки, чешуи рыб или шерсти млекопитающих – все это для обеспечения безопасности. Люди нашли применение этому способу защиты в военном деле: маскировочные халаты разведчиков, маскировочные сети над позициями артиллеристов, а боевые самолеты раскрашиваются так: сверху – зеленые и бурые пятна, а снизу – светло-голубая окраска.

Дезинформация – такой способ защиты от угроз, при котором система дает о себе ложную информацию, и источник угроз отказывается от разрушительного воздействия – либо потому что он сам принимает систему как угрозу для себя, либо потому что система делает себя малопривлекательной для источника угроз. Например, многие насекомые, змеи, рыбы имеют ядовитую окраску, и их никто не ест, боясь отравиться. Вспомните большегрузные автомобили дальнобойщиков. Их водители пишут мелом на машине: «Пустой!» - часто это дезинформация как способ защиты от недобрых людей.

Существуют и используются такие способы обеспечения безопасности как:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» icon«Безопасность жизнедеятельности»
Вопрос Ориентирующие и управленческие принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Содержание принципов. Примеры реализации....

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconРейтинг план по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности» Весовой коэффициент
Для студентов специальности (направления): 140400 «Электроэнергетика и электротехника» профиль №9 и №16, №12

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
Целью данной работы является детальный анализ технических и организационных принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconДипломное проектирование, Инженерная графика, Строительные конструкции,...
...

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050104. 65...
Специальность: 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050104. 65...
Специальность: 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconКонспект лекций по дисциплине «безопасность жизнедеятельности»
Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше...

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconУтверждаю: Зам директора маоу «Чердынская средняя общеобразовательная...
Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности...

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconКонтрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Вопрос Тесты

План-проспект учебника: «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница