Скачать 50.83 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Новогоренская средняя общеобразовательная школа Родительское собрание «Как воспитать не мальчика, но мужа?» Выполнила: Учитель математики и физика II квалификационной категории Фатеева Зоя Михайловна НОВОГОРНОЕ Как воспитать не мальчика, но мужа? Воспитание мальчиков - неженское занятие. Так считали в Древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матерей, передавая их на воспитателей мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рожденья за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крестной “ дядька”, а к 6-7 м. мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчики же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить стихотворение Некрасова “ Мужичок – с - ноготок”, герою которого всего шесть лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи. Трудовое воспитание мальчиков исстари считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. “Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей”, - писал исследователь русского крестьянского быта историк Н.А. Миненко. Лишь в самых крайних случаях, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя доставалась женщине. Однако в XX в. всё изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В д/саду “усатого няня” можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда не призывали, всё равно в школе учителей на порядок меньше, чем учительниц. В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчина! Число матерей – одиночек растёт. Ровно как и число однодетных семей. Без всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьёзного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладывается стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь. Так нередко мальчики – подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека… прилежность, усидчивость, аккуратность, а вот смелость если присутствует, то на одном из последних мест. Матери, которые сами же культивируют в сыновьях наши представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Заглушая в ребёнке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным. Если всерьёз думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своего опыта и из характера ребёнка. Вообще отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Объяснение этому даются разные. Чаще же ни говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту и у сыновей на них «личные аллергии». Но дело тут наверное в другом. Если у ребёнка нормальные отношения с матерью, так он только рад, если она побольше бывает дома. А вот когда взаимоотношения отсутствуют, тогда «аллергия», конечно, появляется. Нет, просто отцы сами были мальчишками и не окончательно позабыли своё детство. Например, они помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать. Поэтому понаблюдайте, в чём они уступают сыновьям, а в чём, наоборот, твердят, как кремень. И постарайтесь это объективно, без затаенных обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жён в том, что те разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. В разном возрасте мужественность воспитывается по-разному. 3-4 летнему ребёнку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота – это для девочек. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идёт не только на уровне слов, но и на уровне цвета. Чем раньше мальчик начнёт помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем , вовремя протянуть нам отвёртку тоже очень важно. Это возвышает мальчику в собственных глазах, позволяет почувствовать свою причастность к «настоящему делу». Среди подростков «группы риска» большинство из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями. Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хоть бы иногда мог приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. Мальчикам важно, чтобы руководили кружками, секциями, которые они посещают, были мужчинами. Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по настоящему героическим. И потому нам часто приходилось воевать. И потому что выжить в самом суровом климате, как наши, могли только очень выносливые, спокойные люди. Из поколения в поколение передавалась память о героизме наших предков. Для чего это было нужно? Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогики – авторитет взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоконаучные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители. А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. В душе каждого мальчика живет смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. И вот, пожалуй, впервые в русской истории подрастает поколение, которое почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Не потому, что их нет в природе. Просто взрослые вдруг решили, что героика устарела и попробовали было обойтись без нее. Теперь мы пожинаем первые плоды, и хотя урожай еще не совсем поспел, нам есть над чем призадуматься. Но, с другой стороны, юношеская тяга к романтике неистребима. Это обязательный этап становления личности. Так что, откинув настоящий героизм, многие подростки все равно ищут его. Но находят лишь суррогаты, о чем неопровержимо свидетельствует рост подростковой преступности. Ну, а для более спокойных, «домашних» ребят отказ от традиционной ориентации на героизм оказался чреват ростом страхов. А значит, и низкой самооценкой. Но мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина не в состоянии защитить свою семью и свою страну? Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому очень важно воспитывать мужество на основе интересных, талантливо написанных книг. Кроме того, вся наша история изобилует примерами героизма. Причём примеры можно подобрать на любой вкус. Так что материал, на котором можно воспитывать мальчишек настоящими мужчинами, есть. Было бы только желание. |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 |
![]() | ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Александровское Томской области | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 «Образовательный центр» |
![]() | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сорокинская средняя общеобразовательная школа №3 | ![]() | Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бакчарская средняя общеобразовательная школа» |
![]() | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа №17 г. Оренбург | ![]() | Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение новотарбеевская средняя общеобразовательная школа мичуринского района | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» основано в 1956 году |