Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного




Скачать 107.72 Kb.
НазваниеУрок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного
Дата публикации30.06.2014
Размер107.72 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беркутская средняя общеобразовательная школа»

627032, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут, ул. Первомайская 29, телефон 91-1-70.


Козлова Ольга Леонидовна –

учитель русского языка и литературы

МОУ « Беркутская СОШ»



Открытый урок в 7 классе по теме:

Деепричастие. Повторение изученного.
декабрь 2010

Цель урока:

  1. Создать условия для дальнейшего формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;

  2. Продолжить работу над формированием ключевых компетенций:

-учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности);

- учебно-информационных умений (работа с учебником, составление кластера, наблюдение);

-учебно-коммуникативных (составление синквейна, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;

  1. Работать над развитием умения соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Ход урока.

Оргмомент.

Учитель. Сегодняшний урок я хотела начать с таких слов:

Я очень рада видеть Вас,

Ваш интерес, пытливость глаз!

^ Хотелось бы через учение

Мне выйти с Вами на общение.

А кто общаться не привык,

Поможет пусть ему язык!

Ребята, пожалуйста, обратите внимание на доску - там записан эпиграф нашего урока, который поможет определить тему нашего общения. (Работа с эпиграфом)

Загадку эту отгадать совсем несложно!

^ Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл,

Я по значению похоже на глагол!

П. Чесноков

Учитель. Как вы думаете, о какой части речи пойдет наш сегодняшний разговор? Какая часть речи совмещает в себе признаки глагола и наречия?

Ученик.

- Деепричастие.

Учитель. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: ^ Деепричастие, повторение изученного.

Учитель.

- Чтобы у нас всё получилось, я предлагаю Вам проанализировать Ваши знания по данной теме при помощи таблицы, которая лежит у Вас на столах. Заполняя её, вы должны будете определить для себя: знаете ли Вы ответы на предложенные вопросы или Вам надо их повторить по теории.
(Работа с таблицей)


Вопросы по теме « Деепричастие»

Знаю

Надо повторить

1) Что такое деепричастие?







^ 2) Как найти его в тексте?







3) От какой части речи образуются деепричастия?







^ 4) Знаете ли суффиксы деепричастий?








Учитель. Итак, вы определились со своими знаниями и пробелами по темам.

  • гр.- Поднимите руки те, у кого оказалась пустой 3 графа. Именно для Вас, ребята, на партах лежит информационный лист с дополнительными сведениями о деепричастии. Читая текст, маркируйте его.

(Работа с текстом)

  • гр. - А для тех, у кого в 3-ей графе есть галочки, у Вас есть возможность устранить пробелы в своих знаниях с помощью теории. Откройте свои учебники, повторите параграфы 141,142.

(Работа с теорией)

- Но перед тем, как вы приступите к работе, на Ваш взгляд, какие цели мы все вместе должны решить на сегодняшнем уроке?

Ученик.

- Сегодня на уроке нужно повторить, углубить и закрепить следующие темы:

«Что такое деепричастие?»

«Суффиксы деепричастий»

«Образование деепричастий»
Учитель.

- А сейчас предлагаю Вам поработать в группах, где вы обменяетесь знаниями о деепричастии.

^ Работа в группах (песочные часы)

Учитель.

- Итак, ребята, перед Вами текст. Прочитайте его внимательно и найдите интересующую нас часть речи. Аргументируйте свой выбор.

(Работа со стихотворением.

На доске высвечивает мультимедиа)
Задание. ^ Отыщите в тексте деепричастия.

И тёмный лес, склоняясь, дремлет

Под звуки песни соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Весёлый шелест тростника.

(С. Есенин)
Ученик. Деепричастия: склоняясь

внимая

ласкаясь
Учитель.- Каким образом, ребята, Вы определили, что перед Вами деепричастия?

Ученик.







Учитель.- Те, кто читал дополнительный материал, что вы узнали нового?

^ Ученик (Ответ по карточке)

Учитель. Ребята, совсем недавно мы изучили тему «Причастие». И сейчас я предлагаю Вам поучаствовать в создании алгоритма по теме « Как отличить деепричастие от причастия?», который пригодится шестиклассникам в следующем году, чтобы без проблем различать деепричастия и причастия. Работаем в паре.
АЛГОРИТМ.


  1. Прочитать текст внимательно.




  1. Определить суффиксы указанных частей речи.




  1. Определить, от какой части речи образовано слово?




  1. Задать вопрос.




  1. Найти определяемое слово.




  1. Каким членом предложения является?


Учитель. Давайте послушаем, что у Вас получилось. Как же всё-таки научиться различать эти две части речи? А теперь докажите на практике, как у Вас получается различать эти части речи. Работаем в 3 столбика, даём графические характеристики.


Глагол

Причастие

Деепричастие











1) выслушав;

2) растаял:

3) любящий;

4) заклеивший;

5) обидевшись;

6) играючи;

7) расстелил;

8) уважаемый;

9) потерянный.

Учитель. Молодец, Даша, отлично справилась с заданием. Оказывается, ребята, стихи сочиняют и про части речи. Послушайте внимательно стихотворение.

Послушайте нас с участием! —

Причастие вскричало с Деепричастием. —

Мы свойства слов различных сочетаем

И по две части речи в одном мы совмещаем.

А значит, мы всех-всех богаче!

Итак, задание: работая в группе, перечислите, что общего у причастия и деепричастия (в форме кластера)


^ Части речи

Сходство

Различие



Причастие
Деепричастие


-Вид

- Образуются от глаголов

- Возвратность


- Вопросы

- Члены предложения

- Суффиксы

- Определяемые слова

- У причастий – время, изменяется по числам иродам

- Деепричастия не изменяются



Учитель. - Обратите внимание на слайд « Это интересно». Учёные подсчитали, что


Но, ребята, иногда бывают исключения. Вашему вниманию я представляю отрывок из стихотворения английского поэта Роберта Саути (в переводе В. Жуковского) «Ладорский водопад». Прочитайте его. Какую особенность Вы заметили?

^ Ладорский водопад.

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бушуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Ладоре.

^ Ученик. - В тексте много деепричастий.

- По графическому оформлению он напоминает водопад.

Учитель. - А теперь давайте заменим все деепричастия на глаголы. Прочитайте полученный вариант. Определите, какой текст Вам больше понравился и почему?

Ученик. - Первый текст динамичнее, ярче, образнее из-за употребления деепричастий.

Учитель. – Молодцы, я уверена, чтобы украсить свою речь, Вы будете использовать деепричастия при общении! Давайте сделаем вывод и запишем его в тетрадь: Деепричастия, как и наречия, __________(украшают) глагол, ________(дополняют) его другими действиями, как бы ______(«дорисовывают») движение.

На доске

Учитель. - Ребята, сделайте вывод: решены ли наши учебные задачи на этом уроке? Свой ответ начните, пожалуйста, фразу:

Мы сегодня….

Итог урока.

Ученик. – Мы сегодня повторили следующие темы:

«Что такое деепричастие?»

«Как образуются деепричастия?»

«Роль деепричастий в тексте»
Учитель. - Значит, поставленные учебные задачи решены. А отразить наш сегодняшний разговор предлагаю при помощи синквейна. Работая в парах, составляем синквейны. Зачитываем.
(Работа с синквейнами)

Ученики.

Учитель. А теперь послушайте домашнее задание по выбору.

Учитель. Беседа о причастии и деепричастии закончилась. Но не можем же мы оставить без ответа вопросы и эмоции об этих частях речи. А потому предлагаю домашнее задание на выбор:

^ 1) Решение кроссворда “Деепричастие”.



Задание. Выбрать из З предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.

По горизонтали:

3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.


По вертикали:

1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.


^ 2) Работа творческая. Нарисуйте портрет деепричастия и причастия или сочините о них сказку. А почему бы и нет? Этим вы меня ну очень порадуете! Итак, право выбора за вами.
Учитель. – Все молодцы! В заключение нашей встречи хочется Вам пожелать что-то хорошее и доброе:

«Спасибо» говорю Вам

За Ваши знания,

^ За те умения,

Что показали мне.

Я оценила все

Ваши старания.

И благодарна за урок вполне!

Маркировка текста: + знаю

- не знал (а)

! это интересно


^ Беседа о деепричастии

Промар-кируйте текст

Слово деепричастие состоит из двух частей: «дее» (вспомним «дееспособность», «деятель», «деятельный» и т.д.) + «причастие». Этот термин возник в XVIII веке, и объяснить его можно как «причастность к действию».

В предложении деепричастие — это как бы добавочное дей­ствие глагола. А по форме оно похоже на наречие, так как не изменяется. Иногда его называют даже отглагольным наречи­ем. Деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями, как бы «дорисовывают» движение. Но оно вовсе и не претендует на роль глагола, а выполняет свою, дополнительную, но тоже важную роль.

Хотите, копнём поглубже? Ну, тогда слушайте.

С одной стороны, деепричастие по своему происхождению (так сказать, исторически) — это... причастие краткой формы в имени­тельном падеже. А всё, что стоит в именительном падеже, в предло­жении имеет самое прямое отношение к подлежащему. Но в природе ничто не исчезает и не появляется из ничего. Каждая но­вая система, форма (в данном случае деепричастие) строится на развалинах старой и всегда ограничена её возможностями.

Запомните: всякие связи деепричастия с второстепенными членами пред­ложения запрещены, ибо с нарушением грамматической связи происходит — увы! — нарушение логической связи событий и действующих лиц. Всё смещается, переворачивается, и полу­чается — ах! — абсурд.

Например: Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Не может деепричастие (деепричастный оборот) употребляться в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее.

Например: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Не должны совмещаться в одном предложении действитель­ные и страдательные конструкции.

Например: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена.

Деепричастия в предложении не всегда бывают сиротками-одиночками. Если их «раскрутить на полный оборот», то они вместе с зависимыми словами могут образовать целый деепри­частный оборот, выступающий в предложении в качестве об­стоятельства, то есть как признак действия предметов. Не забы­вайте обособлять этот оборот, выделяя его запятыми.

Например: Не засыпай старого колодца, не вырыв нового.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Систематизация и обобщение...
«Деепричастие» впервые, поэтому важная задача – сформировать умение видеть деепричастие или деепричастный оборот в тексте, выделять...

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconУрок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цели урока: Обеспечить в ходе урока повторение изученного об имени существительном

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconУрок по теме "Лексика" в 5-м классе
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика” в нетрадиционной форме

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconУрок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного...
Цели урока Повторение и систематизация знаний по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconУрок по теме «Причастие и деепричастие»
Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые...

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconУрок по теме «Деепричастие»
Задания и упражнения направлены на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие умений сравнивать, сопоставлять,...

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconУрок русского языка в 6 классе. Повторение изученного по теме «Имя числительное»
Цель обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся о числительном как части речи; уметь отличать числительные от других...

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного icon«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» в 5 классе»
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4 Г. Ртищево саратовской области»

Урок в 7 классе по теме: Деепричастие. Повторение изученного iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение...
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница