Скачать 89.57 Kb.
|
Содержание Когда человек становится че-ло-ве-ком?Музыкальное оформление Ход урока I. Вступительное слово учителя Обращение к эпиграфам урока 2. Погружение в текст. Диалог с автором. |
"Не позволяй душе лениться" (Урок нравственности по стихотворению Н Заболоцкого Урок-призыв) "Не позволяй душе лениться". Урок нравственности. Урок-призыв Цели: 1. Образовательная: научить детей произносить добрые слова, совершать хорошие поступки, то есть совершать поступки, служащие для блага всех, что будет способствовать ненасилию; дать возможность детям запомнить ценности, которым его учат. 2. Воспитательная: воспитать у детей толерантность и положительное отношение к окружающему миру. Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя. 3. Развивающая: развитие воображения, умение слушать и концентрировать внимание; способствовать развитию хорошего характера. Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателем, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, тревогу, призыв. Проблема урока: ^ Методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, защита своих работ и др.). Репродуктивный (применение знаний на практике). Частично-поисковый. Исследовательский. Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание). ^ Музыка «Океанский рассвет», Эпиграфы: Человек - сын природы. В.А.Сухомлинский. Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо. М.Пришвин. Быть человеком - значит чувствовать свою ответственность. Антуан де Сент-Экзюпери. Есть просто храм, есть храм науки. А есть еще природы храм -С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь. ^ Звучит музыка, настрой на урок: • Добрый день. Пусть он будет для вас светлым и добрым до самого вечера. Пусть несет вам радость и свет. Закройте глаза, сядьте удобно. Представьте свет, он становится сильнее и ярче. Сосредоточьтесь на сердце. В этот момент подумайте: «Когда есть свет, темноты не существует. Я буду думать только хорошо. Я весь окружен Любовью и Миром». Оставайтесь погруженными в этот свет... ^ - Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? - спросили философа афиняне. - Я ищу человека, - ответил он. --Кого? Меня? Его? - Я ищу Человека, - повторил мудрец. А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно. - Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания? (Ответы учащихся:........) Учитель: Люди издревле мечтали о совершенном человеке. Но эта мечта пока не осуществлена. Путь к исключению, искоренению зла в себе не найден. В мире много грустного, горького, гадкого. Вспомните стихотворение, которое мы читали с вами на прошлом уроке (домашнее задание) ^ Беседа с учащимися. Но не таков человек. Он наступает на природу, рушит, губит, уничтожает, не думая о последствиях. - Что нужно сделать, чтобы человек и природа находились в гармонии? - Нужно, чтобы человек стал Человеком. А когда, по-вашему, человек становится Человеком? Хочешь изменить этот мир, НАЧНИ С СЕБЯ! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу. ЦЕЛЬ урока - вместе с поэтом постараться понять, когда человек становится ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ? Обратимся к тексту. Он представлен необычно: перед вами «рассыпанные» части одного из произведений этого автора. Необходимо восстановить авторский текст, раскрыть авторское послание, рекомендацию; придумать интересный заголовок; по ходу чтения восстановить пропущенные строки, согласуя их содержание со смыслом текста. Текст записан следующим образом: 1. Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб! 2. Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя безжалостно сорвет. 3. Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! 4. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана ________ _______________! 5. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. 6. Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! ^ - Для того чтобы восстановить авторский текст, важно расположить «рассыпанные» части так, чтобы в них последовательно раскрывалась тема и основная мысль. Прочитайте «рассыпанный» текст про себя. Можно ли догадаться, о чем говорит автор? (О человеческой душе.) - Таким образом, тема этого текста - человеческая душа. Найдите часть, в которой употребляется слово «душа». Прочитайте ее. Учащиеся читают ч. 3 «рассыпанного» текста. - Какой по порядку должна стоять эта часть? (Данная часть должна стоять на первом месте.) Обозначьте ее цифрой 1. - Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово? (Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.) - Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю. (Толкование данного слова читает учитель или заранее подготовленный ученик). 1. Внутренний психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. 4. В старину: крепостной крестьянин. 5. О человеке (в устойчивых сочетаниях). - В каком значении слово «душа» употреблено в тексте? (Оно употреблено в первом значении и означает внутренний мир человека.) - Прямым или переносным является это значение? (Прямым.) - Для чего «душа обязана трудиться»? Найдите, как об этом говорит автор. («Чтоб воду в ступе не толочь».) - Объясните значение этого выражения. В прямом или переносном значении оно употреблено в тексте? (Это значит заниматься ненужным, бесполезным делом, не дающим никаких результатов, бесцельно, зря тратить время. Это выражение употреблено в тексте в переносном значении.) - Проследим, как раскрывается основная мысль в остальных частях «рассыпанного» текста. - Каким образом необходимо, по мнению автора, «не позволять душе лениться»? Что для этого должен делать человек? Прочитайте эти части. (Учащиеся читают ч. 1 и 6 «рассыпанного» текста.) Обозначьте последовательность частей авторского текста. - Какое лексическое значение имеют слова «ухаб», «бурелом»? (Ухаб - выбоина на дороге; бурелом - лес, поваленный бурей.) - Найдите и подчеркните в этих частях слова и выражения, в которых раскрывается основная мысль текста, то есть что нужно делать для того, чтобы не позволять душе лениться? (Ученики подчеркивают и называют такие слова и выражения, как «гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды». - В каком значении употреблены эти слова и выражения? (В переносном значении.) - Какой смысл вложил автор в эти слова? («Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.) - Почему так важно не позволять душе расслабляться? Найдите часть текста, в которой дается ответ на этот вопрос и которая должна быть следующей в структуре текста. (Учащиеся называют и читают ч. 2 «рассыпанного» текста и определяют ее место в общей структуре). - В чем заключается смысл выражения «дать поблажку»? Проверьте свою догадку по словарю. (Это значит позволить расслабиться, оказать кому-нибудь снисхождение.) - Что произойдет с человеком, который решит дать себе поблажку? Подтвердите свое мнение словами из текста. («Она последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет».) - В каком значении употреблено это выражение? Каков его смысл? (Выражение употреблено в переносном значении, и означает оно, что человек станет беспомощным, потеряет себя, свое лицо) - Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. (Ученики читают ч. 5 «рассыпанного» текста и определяют ее место в общей структуре. - Объясните значение выражений «хватай за плечи», «учи и мучай», «жить по-человечьи». (Держи душу в строгости, не позволяй ей ничего лишнего, добивайся от нее пользы; живи как настоящий человек вместе со своей душой, то есть по-справедливому, разумно, не как животное.) - Можно ли догадаться, какая часть по смыслу будет последней? Почему? Докажите. (Четвертая часть «рассыпанного» текста по смыслу является последней, потому что в ней подводится итог стихотворения, раскрывается замысел автора.) Прочитайте эту часть про себя. - Можно ли по двум начальным строкам этой части сказать, как автор относится к своей душе? (С одной стороны, автор строг к своей душе, а с другой - относится к ней по-хорошему, по-доброму, жалеет ее.) - Поставьте знак «+» над словами, передающими положительное, доброе отношение автора к душе, и знак «-» над словами, передающими строгое отношение. Учащиеся отмечают знаком «+»слова «царица», «дочь»; знаком «-» - слова «рабыня», «работница». - Всегда ли мы руководствуемся этими правилами в жизни? Почему не всегда просто этому следовать? (Не всегда, потому что нет таких правильных людей; потому что мы иногда устаем или не хотим что - нибудь делать или думать.) - Найдите среди этих слов антонимы. (Рабыня - царица, работница - дочь.)- Найдите среди этих слов синонимы. (Рабыня - работница, царица - дочь.) - Нам необходимо восстановить последние строки лирического рассуждения. Какими они должны быть? Почему? Подумаем вместе. (Последние строки должны быть созвучными с первыми, так как по жанру это стихотворение.)- Прочитайте стихотворение про себя и придумайте такое окончание стихотворения, чтобы не нарушался авторский замысел. Запишите. («Она обязана трудиться, и ты обязан ей помочь», «Она обязана трудиться, но ни в коем случае не лениться», «Она обязана трудиться и день и ночь, день и ночь».) - Какой заголовок вы придумали бы для этого стихотворения? («Душа», «Рабыня и царица», «Воспитание души», «Душа не ленится», «Наша душа».) - Какими словами из текста можно назвать это стихотворение? Что отражено в этом названии? («Не позволяй душе лениться»; в названии отражена основная мысль стихотворения.) - Проверим, насколько точно и правильно вы выполнили задание, сверив ваши варианты с авторским текстом. Учащиеся сверяют свои варианты с авторским текстом. - Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения, чтобы слушатели «услышали» жизненно важные советы, которые вы поняли, усвоили и передаете им. - Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется? (ответы детей.) Учитель: Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов. Берегите эти земли, эти воды. Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя, - говорил Е.Евтушенко. (Арсен читает стихотворение даг. автора) В.А.Сухомлинский сказал следующее: «Красота - это радость твоей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари; увидел и изумился в душе, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота. Дом. задание - Приведите примеры авторских афоризмов (кратких изречений), которые можно использовать как «советы по жизни». - Опираясь на авторский текст, сформулируйте правила, по которым должен жить человек. |
![]() | Предметные цели урока: провести исследовательскую работу по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Дождь» | ![]() | Цель: дать возможность поработать над осмыслением понятий доброта, сострадание, совесть |
![]() | Образовательная: научить детей произносить добрые слова, совершать хорошие поступки, то есть совершать поступки, служащие для блага... | ![]() | Данный урок впервые знакомит учащихся с творчеством Н. А. Заболоцкого, поэтому школьники получают самое общее первое представление... |
![]() | Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить... | ![]() | Н. Заболоцкого. Анализ содержания стихов поэта осуществляется в связи с анализом изобразительно-выразительных средств. На уроке использованы... |
![]() | Стихотворение Н. Заболоцкого мы тоже разбирали с позиции лирического героя (ЛГ). Он уже с первых строк показывает нам накал игры... | ![]() | Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе |
![]() | Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе | ![]() | Урок –погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» можно проводить с учащимися 7-11 классов средней общеобразовательной... |