Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»




Скачать 98.47 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»
Дата публикации08.05.2014
Размер98.47 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе


Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

Цель урока: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Задачи урока:
- научить правилам поведения в природе;
-познакомить с цветами и бабочками луга;
-проанализировать поведение людей на лугу и в лесу.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь; плакат с изображением растений, занесенных в Красную книгу Белгородской области, презентация по теме урока, наклейки с изображением бабочек, плакат «Луг» и картинки с изображением цветов и бабочек, Красная книга Белгородской области, эмблемы «Лес – наше богатство», памятки «Правила поведения в природе»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И многое узнать.
^ 2.Актуализация знаний

На прошлом уроке мы познакомились с природным явлением. Что это за явление? (радуга)

Какие цвета составляют радугу?

В каком порядке они идут? ( Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый )

А когда обычно мы наблюдаем радугу? (Летом )

Вы хотите отправиться в лето?
Сейчас давайте отгадаем загадку:
^ 3. Мотивация учебной деятельности

Отгадайте загадки

Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.

Его не тронул деда плуг.

Там был, и есть, и будет … (ЛУГ).

(Дети рассматривают слайд с фотографией луга.)

-Мысленно перенесемся на луг. Особенно он красив весной и летом!

Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным - об этом поговорим на уроке.

^ 4.Актуализация новых знаний.
- Ребята! На уроках по окружающему миру Муравьишка Вопросик задавал нам вопросы, а мы отвечали на них.
А сегодня Муравьишка отправится вместе с нами на луг и будет помогать отвечать на вопросы темы: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? »
(Демонстрация презентации, музыкальное воспроизведение звуков луга )
- Что вы увидели? Какие звуки услышали?
- Луга – обширные территории с травяной растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер. В половодье луга заливаются вешними водами, а когда вода спадет, все вокруг зазеленеет, запестреют цветы, запорхают бабочки. Подует ветерок, закачаются цветы и заиграют всеми цветами радуги.
В густой траве безумолчно трещат кузнечики, снуют стрекозы, охотясь на комаров. Жужжат пчелы, шмели. А какой тонкий аромат, словно запах самых дорогих духов, окружает всех, кто бывает на лугу.

Учитель читает стихотворение «Что растет на лугу»:
- На лугу растет ромашка, лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще? Гвоздика, смолка, хвощ, как елка.

А еще? Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки.

Граммофончики-вьюнки…

Еще много разных травок у тропинок и канавок.

И красивых, и пушистых, разноцветных и душистых!
(^ На доске плакат с изображением луга)
- Ребята! Красив ли этот луг? (Нет, на нем нет цветов, луг не нарядный).
-Давайте украсим луг цветами, но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо приклеить.

1 Ученик ( читает стихотворение о колокольчике):
Колокольчик, колокольчик!

На лугу со всех сторон.

Легкий-легкий, тонкий-тонкий!

Будто слышится мне звон.

Колокольчик, колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.
(Видеофрагмент – колокольчик)

Учитель: Растет на лугу цветок, голубой как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нем собирается роса. Капля за каплей, капля за каплей – и полный цветок. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.
- Кап-кап, динь-динь, - звенят капельки, ударяясь о траву.
Птицы слышат это и начинают щебетать:
- Утро, утро наступило!
А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Да он и похож на него. И радуют глаз эти небесно-голубые изящные колокольчики.
(Дети находят колокольчики и приклеивают на луг).
(Видеофрагмент - клевер).
Учитель:

Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налету, тяжелому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок и доставая нектар. Так он и опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой.

2 Ученик (читает стихотворение о клевере):
Здесь, у рощицы березовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки белой, кашки розовой,

Кашки алой не сочтешь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветет,

И его «пчелиной кашкой»

Называет наш народ.
(учащиеся находят клевер и приклеивают его на луг)

Учитель: Назовите цветок –

«Его яркий желтый глаз смотрит ласково на нас».

Глаз этот как солнышко, и к желтому солнышку во все стороны приставлены белые лучи.
(Видеофрагмент – ромашка)
3 Ученик ( читает стихотворение о ромашке)
Знакомые с детства, родные ромашки

Мы видим на каждом лугу.

Как белые звезды средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша поляна одета,

Качает цветы ветерок на бегу…

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу!
(приклеиваются ромашки на луг)
Учитель: Лютик – лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название «лютик» происходит от слова «лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик - растение ядовитое.
4 Ученик ( читает стихотворение о лютике):
Звать его нам нечего,

Он и так придет.

Расцветет доверчиво, прямо у ворот –

Солнцем налитой – лютик золотой.
(учащиеся приклеивают лютик на луг).
Загадка

Учитель загадывает загадку:

Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю.(Бабочка)
О ком говориться в этой загадке? Кого еще можно встретить на лугу?
Какие живые существа похожи на цветы?
- Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная.
За их красоту люди дали бабочкам красивые имена:
(видеофрагмент – бабочки, учащиеся читают названия).

-Посмотрите какие чудесные бабочки на рисунках у вас на столе!

(^ Учащиеся находят голубянку, лимонницу и наклеивают их на луг.)
Учитель: Ребята! Каким стал луг после того, как мы наклеили аппликации?
(нарядным, праздничным).

5. Физкультминутка:
Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

^ 6. Работа по учебнику. (стр. 46)
Учитель просит рассмотреть верхний рисунок и рассказать, какие цветы и бабочки изображены на рисунке. (Дети рассказывают)
- Посмотрите на два следующих рисунка.
Что случилось? (Пришли дети)

Класс делиться на две группы. Первый ряд составляет рассказ по картинке слева, а второй ряд по картинке справа.
Примерные рассказы детей. (описание рисунка слева): но вот на луг пришли дети. Они начали бегать ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и одноразовые стаканчики.
(рассказ по рисунку справа): но вот на луг пришли дети.
- Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось.
Учитель: Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. (Словесные рисунки учащихся).
Рисунок. Стр.46
- Ребята, посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка
(букет цветов, бабочку).
- Что стало с цветами? (они повяли)
- Что произошло с бабочкой?
(мальчик нес ее в руке и у нее сломались крылышки).
- Правильно ли поступили дети? (Нет)
- А что принесли дети со второго рисунка? (фотографии, рисунки)
- Поведение этих детей на лугу изменило жизнь луга? (Нет)
- Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты.
Ребята, а почему бабочки и цветы всегда рядом?( включ. слайд презентация)
(Дети высказывают свои предположения).
Учитель просит прочитать объяснение Мудрой Черепахи:
(учащиеся читают по учебнику):
Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
- Ребята, кто ответит на вопрос: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» (Они не могут жить друг без друга)
Учитель:

Трудно представить себе жизнь без цветов. С весны до поздней осени на полях, в лесах, в наших садах и парках цветут разнообразные растения. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? (нет) Правильно, запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».

Ученые-биологи Белгороской обл. создали Красную книгу, куда занесены редкие виды растений и животных. Познакомимся с некоторыми из этих растений.

(показ иллюстраций на доске первоцветов Белгородской области )
^ 7. игра «Путешествие в Лес»:
Учащиеся засыпают, опустив голову на ладони.

(видеофрагмент «Лес» – звуки леса).
-Куда мы попали? Кто из вас был в лесу? Какие звуки вы слышите?

- Ребята, а почему говорят, что лес «шелестит»?

(слышен шелест листьев деревьев и кустарников)
- Почему говорят, что лес поет?

(поют птицы)
- А почему говорят, что лес жужжит?

(жужжат насекомые)

^ 8. Игра «Озвучь картинку»:
Выбираются дети, которые будут озвучивать шелест листвы (они произносят ш-ш-ш).

Другая группа детей будет голосом передавать пение птиц (например, ку-ку и фью-фью…).

Кто-то из ребят передает жужжание насекомых (ж-ж-ж). Если все звуки произнести сразу, то мы услышим звуки леса.
^ 9. Беседа «Как вести себя в лесу».
Учитель читает стихотворение Г. Ладонникова «Дикарь в лесу»:

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко!

Стал гнуть орешину – сломал.

Зажал под мышкой ветви.

Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и как медведь

Пошел собой довольный.

А бедной белочке смотреть на это было больно.

-Правильно ли вел себя в лесу человек? Чего он не знает?

(нельзя сбивать грибы, даже если они ядовитые для человека, т.к. ими лечатся звери. В лесу нельзя громко разговаривать, ломать кусты.)

Работа на стр.49
-Кто пришел в лес? (дети).

- Чем заняты дети в лесу?

(играют в мяч, кричат, качаются на дереве, слушают музыку)

-Что стало с животными, которые жили на этой лесной полянке?

(они убежали).

-Почему они убежали? (они испугались)

- Правильно ли ведут себя дети в лесу? (нет).

-Давайте попробуем объяснить это другим детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину? (высказывания уч-ся)
(Работа в тетради стр.34)

Муравьишка Вопросик демонстрирует знак «Соблюдай тишину»

(Дети рисуют свои знаки и сообщают, что означает их знак)
10.Рефлексия

Класс делится на две группы. 1-надо назвать правила поведения на лугу, 2-в лесу, с частицей «НЕ»
(Учащиеся называют правила поведения на лугу, в лесу, с частицей «не»:

не ловите бабочек,

не рвите цветы,

не бросайте мусор,

не кричите,

не шумите,

не включайте громко музыку,

не ломайте деревья)

Учитель:

Оцените свои достижения на уроке.
Дома : работа в тетради стр.30-33
^ 11. Итог урока
Ребята, писатель Михаил Пришвин сказал так: «Охранять природу - значит охранять Родину!» Ведь недаром говорится:

«Поймала я бабочку - она погибла, сорвала цветок - он увял, и тогда стало понятно - красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.
12.Дети получают наклейки с изображением бабочек , памятки «Правила поведения в природе», эмблемы «Лес - наше богатство»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconКонспект урока по окружающему миру в 1 «б» классе. На тему «Почему...
Цели урока: изучить правила поведения на природе, познакомить с цветами и бабочками луга, проанализировать поведение людей на лугу,...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconМинистерство образования и науки кбр управление образования Чегемского...
Тема: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину, не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconПочему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Этот вопрос. Беседа о растениях и животных луга Слайд 2

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconУрок озом в 1 классе (1-4) «Почему в лесу нужно соблюдать тишину...
Оборудование: Презентация к уроку озом, иллюстрации из учебника, цветные карандаши

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconТема: "Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек"
Оборудование: презентация на компьютере (фото, видеоклипы, звуковая фонограмма), рисунки детей, поделки из бумаги (бабочки, цветы),...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconПочему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Всероссийский конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп» Голдина Лилия Вильевна, учитель начальных классов моу...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconКонспект развлечения детей средней группы
Оборудование: музыкальный центр, муз. Записи, маски бабочек, цветы, кубики с изображением цветов, запрещающие знаки (Знак: «не рвать...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconКонспект развлечения детей средней группы «Веселое путешествие на луг»
Оборудование: музыкальный центр, маски бабочек, цветы, кубики с изображением цветов, запрещающие знаки (знак: «не рвать цветы»; знак...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconМетодическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Когда придет суббота?»
Учащиеся научатся различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели в определенном порядке

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1-м классе Тема «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» iconУрока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои...
Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница