Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных




Скачать 110.17 Kb.
НазваниеТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных
Дата публикации30.04.2014
Размер110.17 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
План – конспект интегрированного урока.

Русский язык – Литературное чтение – Окружающий мир - Технология.

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных , об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.  

Цель:

  1. Развитие умения изменять прилагательные по числам и родам в единственном числе, сравнивать окончания;

  2. Развитие речи учащихся; умения наблюдать , сравнивать, делать выводы;

  3. Воспитание чувства прекрасного в видении природы и человеческих отношений;

  4. Воспитание самостоятельности, аккуратности в работе;

  5. Развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Объявление темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны. Одновременно повторим некоторые изученные орфограммы, обобщим знания об имени прилагательном, вспомним как изменяются имена прилагательные. Будем закреплять навыки правописания окончаний имен прилагательных.

  1. ^ Новый материал.

-Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью прилагательных.

(ненастный, пасмурный, грустный, хмурый, скучный, солнечный, радостный, непогожий, тоскливый, печальный, светлый, погожий)

- Ребята, что это?

(Это прилагательные)

- А что вы знаете об имени прилагательном?

(Молодцы, а сейчас посмотрите на экран)

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы: какой? -ой, -ий, -ый

какая? -ая, -яя

какое? -ое, -ее

Имеет связь с именем существительным.

-Какой бы не был день , но на дворе чудная погода, потому что ______________________________(наступила весна)

-Весна замечательное и прекрасное время года. Скажите почему?

(Природа оживает , просыпается от долгого зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года»)

-Послушайте стихотворение Г.Ладонщикова

^ Отшумела злая вьюга

Стал ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идёт повсюду,

Гонит зиму со двора.

-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех (Подснежник)

-Это один из первых весенних цветов.

  1. Чистописание.

В тетрадях нарисуем безотрывно цветы, занимая всю строчку.

  1. ^ Письмо под диктовку

Первый весенний цветок – нежный подснежник.

(Проверка написания )

- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

(С помощью прилагательного – нежный)

- А теперь прочитайте предложение, не употребляя данное слово.

- Что вы можете сказать?

(Предложение стало скучноватым, не таким ярким, как было)

- Делаем вывод.

(Прилагательные помогают ярче, красивее, выразительнее выразить мысли)

6.  Послушайте, какие прекрасные стихи написали поэты:

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья в мареве парят.

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.
Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

- О чём говорится в стихах? (О цветах)

- Запишите названия цветов в тетрадь столбиком с большой буквы, подберите прилагательные к данным словам.

Ландыш ( ) майск.., бел.., душист.., смел….

Одуванчик ( ) крупн.., жёлт.., весёл.., предан...

- Какие окончания поставили в словах? Почему? Что вам помогло правильно поставить окончания прилагательных?

- А все ли прилагательные подходят к данным существительным?

7. Физкультминутка

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела,

И к цветочкам полетела.

8. Творческая работа.

-  А почему все и всё живое на Земле, радуются весне? Какие признаки пробуждения природы вы наблюдаете?

(Тает снег. Плачут сосульки. Бегут ручьи. Распускаются почки. Прилетают птицы.)

-Возьмите по одному предложению и дополните его прилагательными, подходящими по смыслу. Запишите данное предложение в свою тетрадь.

(Дети читают по очереди предложения)

- Что у нас получилось? (Текст)

- О чём? (О весне)

9. Работа по карточкам с текстом.

Задание: найти и подчеркнуть имена прилагательные, выделить окончания, определить род и число прилагательных.

Пробудились весенние цветочки. Солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать - и- мачехи. Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянуться к солнцу мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми и синими цветами.

10. Д/задание

- Приход весны приносит с собой жизнь, движение, что-то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими звуками и красками. И самая большая и яркая радость – это первые цветы.

(Дети читают стихи)

Дома, ребята, вы будете писать сочинение о цветах. В своих сочинениях вы напишите какие цветы вы знаете, как они выглядят, на что похожи, где растут, какие чувства пробуждают.

Учитель: Итак, мы определили границы темы. А удержаться в этих границах, не писать лишнего, ничего не забыть нам поможет план.

(Название у каждого своё.)

План.

  1. Где растут эти цветы?

  2. Какие они, на что похожи?

  3. За что вы любите эти цветы?

Учитель: Мы определили содержание сочинения. Но, чтобы его написать, всё это нужно увидеть. Давайте посмотрим презентацию о первых весенних цветах.

11. Итог.

Очень трудно представить нашу жизнь без цветов.

С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах, парках цветут разнообразные растения.

Многие первоцветы стали на сегодняшний день редкими, поэтому они занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. «КРАСНОЙ» она называется потому, что красный цвет – цвет опасности.

Стоит ли губить растения из – нескольких дней красоты?

Ведь недаром говориться: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала цветок – он увял, И тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу».

^ Ненастный, пасмурный, грустный, хмурый, скучный, солнечный, радостный, непогожий, тоскливый, печальный, светлый, погожий.

Ландыш ( ) майск.., бел.., душист.., смел….

Одуванчик ( ) крупн.., жёлт.., весёл.., предан...

^ Пробудились весенние цветочки. Солнечным днём на лесной

проталинке появились жёлтые головки мать - и- мачехи.

Поднялась с земли и расцвела нежная медуница. Тянуться к солнцу

мохнатые стебельки с розовыми, фиолетовыми и синими цветами.

(Название у каждого своё.)

План.

  1. Где растут эти цветы?

  2. Какие они, на что похожи?

  3. За что вы любите эти цветы?



Имя прилагательное

Обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:

какой? -ой, -ий, -ый

какая? -ая, -яя

какое? -ое, -ее

Имеет связь с именем существительным.

Изменяется по родам и числам.

Физкультминутка

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела,

И к цветочкам полетела.

Тает снег.

Плачут сосульки.

Бегут ручьи.

Распускаются почки.

Прилетают птицы.

Очень трудно представить нашу жизнь без цветов.

С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах, парках цветут разнообразные растения.

Многие первоцветы стали на сегодняшний день редкими, поэтому они занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. «КРАСНОЙ» она называется потому, что красный цвет – цвет опасности.

Стоит ли губить растения из – нескольких дней красоты?

Ведь недаром говориться: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала цветок – он увял, И тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу».

(Стук в дверь: «Вам письмо!»)

Учитель: Ребята, действительно, вам письмо от Коли Веснушкина. В нем стихи и карточки с заданиями.

«Что, Весна, ты принесла?»

И ответила Весна:

«Принесла я вам, ребятки,

Лейки, грабли и лопатки,

Первые подснежники,

Жёлтые скворечники.

Принесла я вам грачей,

И скворцов, и зябликов,

И несёт любой ручей

Целый флот корабликов.

И ещё я принесла

Много света и тепла,

Прыгалки и салки,

Новые считалки».

Все ребята удивились:

Как-то сразу появились

Почки клейкие в лесу,

Травка на опушке

И у Коли на носу

Первые веснушки.

Учитель: О каком ещё признаке весны говорится в стихотворении? (веснушки)

Учитель: Веснушки – это особое признание в любви солнышка к людям.

Учитель: В этом стихотворении есть слова на все правила, которые вы изучали. Определите, на какое правило записана группа слов, назовите орфограмму.

  1. Весна,  скворцы,  грачи;

  2. Ребятки, лопатки,  кораблики;

  3. Скворечники,  почки;

  4. Травка,  веснушки,   на опушке.

Учитель: Приведите свои примеры, запишите по два слова в тетрадь, выделите орфограмму.

Письмо под диктовку с комментированием:

Учитель: С какой новой орфограммой вы познакомились на прошлом уроке? (родовое окончание имени прилагательного)

Учитель: Что вы знаете о написании родовых окончаний имён прилагательных? Как определить род имени прилагательного?

Ласково светит весеннее (ср.р.) солнце.  Погода стоит чудесная. (ж.р.)  Бегут  и журчат весёлые  (мн.ч.)  ручьи.  Вокруг  царит весенний   (м.р.) шум.

Учитель: Назовите и подчеркните волнистой чертой имена прилагательные, выделите окончания,  определите число и род каждого.

  1. Физминутка. (дыхательная)

Учитель: Отдохнём немного. Встали. Поработали – устали. Всё равно думаем о работе. Как наши дела?  Отразите ответ на этот вопрос в своём стихотворении, даю рифмы:

************** не спешу,

************* пишу.

************* тетрадь,

************* «пять».

Стихотворение готово:      На уроке не спешу,

        Аккуратно я пишу.

        Посмотри в мою тетрадь,

        Там увидишь цифру «пять»

Учитель:  Представьте, что вы очень стеснительны, расскажите своё стихотворение именно так (негромко). 

                    Вы очень горды своими успехами, расскажите об этом всем (громко).  Садитесь. Докажите делом свой успех!

  1. Самостоятельная работа.

Работа с учебником и упражнением.

Цель: списать предложения, вставить пропущенные окончания имён прилагательных, объяснить свой выбор. (проверка, повторение вывода о написании родовых окончаний имён прилагательных).

  1. Развитие речи:

Учитель: А сейчас вам нужно придумать мини – сочинение на тему: «Весенние цветы».

Учитель: Приход весны приносит с собой жизнь, движение, что-то новое. Она приносит с собой первые запахи, радует нас своими звуками и красками. И, наверное, самая большая и яркая радость – это первые цветы.

Учитель: Какие весенние цветы вы знаете?  

                 О чём будем писать в сочинении? (какие цветы, как называются, как выглядят, на что похожи, где растут, какие чувства пробуждают).

Учитель: Итак, мы определили границы темы. А удержаться в этих границах, не писать лишнего, ничего не забыть нам поможет план.

(Название у каждого своё.)

План.

  1. Где растут эти цветы?

  2. Какие они, на что похожи?

  3. За что вы любите эти цветы?

Учитель: Мы определили содержание сочинения. Но, чтобы его написать, всё это нужно увидеть. Давайте посмотрим презентацию о первых весенних цветах.

(Просмотр презентации)

Учитель: А теперь надо найти точные, яркие слова, чтобы выразить наши чувства и мысли. Какая часть речи нам в этом поможет?

Прострел (крупный, лиловый, удивляется всему, большим жёлтым глазом)

Ландыш (майский, белый, душистый).

Одуванчик (крупный, жёлтый, весёлый, преданный).

Для сравнения: колокольчик – бокальчик, солнышко, снежинка.

По форме: светлый фонарик, снежная капля, золотой огонёк, жемчужины.

Учитель: Послушайте, какие прекрасные стихи написали поэты:

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья в мареве парят.

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились над прудом.

У  тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Самостоятельное написание сочинения.

Проверка: зачитывание сочинений.

Учитель: Назовите имена прилагательные из своих сочинений в единственном числе. Определите их род, назовите окончания.

Вывод: о родовых окончаниях имён прилагательных в единственном числе, об окончаниях имён прилагательных во множественном числе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Имя прилагательное (обобщающий урок)
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconУрок русского языка в 3 классе Автор: Казбекова К. Х. Тема урока : Склонение имен прилагательных
Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имен прилагательных

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconТема: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных», 4 класс Цели
Цели: Формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных; развивать внимание, память, орфографическую...

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconТема: Обобщение знаний о частях речи
Цели: 1 Обобщить знания об особенностях имён существительных, имён прилагательных, глаголов

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconУрок русского языка в 4 классе. Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цели урока: 1 Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconУрок русского языка в 6 классе на тему: «разряды имен прилагательных»
Образовательная: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Употребление имен прилагательных в устной и письменной речи»
Закрепить умение правильного использования в речи имён прилагательных в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconУрок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен...

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconТест Адыг лит. Пенкина Э. А. с. 77-78, выразительное чтение; письменно...
Тема «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных»

Тема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных, об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных iconНазвание предмета
Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных на твердую основу. 4 кл



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница