Скачать 67.9 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (размещен по адресу: http://eorhelp.ru/node/48578) Разнообразие внутренних вод России. Реки. (Тема урока)
обучающие: 1. сформировать понятия уклон, падение реки; 2. показать влияние климата и рельефа на реки; 3. формировать умение определения уклона и падения реки. развивающие: развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; расширение кругозора, формирование целостного представления о природе России; повышение мотивации учащихся; развитие логического и творческого мышления учащихся. Воспитательные: воспитание любви к Родине, бережное отношение к природе;
.
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний (слайд 1). Учитель: Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая и пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше- это внутренние воды. - Вспомните, ребята, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6-7-х классах? Учащиеся отвечают (Реки, озера, болота, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, снега, пруды, каналы). Учитель: Как вы догадались, мы сегодня будем разговаривать о реках. Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки. Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – рек. (слайд 2) Учитель: - Вспомним части реки. Поиграем в игру: «Термин – понятие» (слайд 4,5,6,7) - Значение рек (слайд 8) Учитель: На территории России находится большое количество рек. (слайд 9). -Рассмотрите физическую карту России в атласе. Назовите крупнейшие реки страны. (слайд 10) -Пользуясь таблицей постройте столбиковые диаграммы, на которых представьте реки России в порядке убывания длинны. -К бассейну какого океана относится большая часть рек? ( просмотр слайдов 11-29) Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Работа по карте, атласу: - Найдите и покажите реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан (реки бассейна Северного Ледовитого океана текут на север): Онега, Сев.Двина, Печора, Объ с Иртышом, Енисей, Лена, Яна, Индигарка, Колыма. Истоки Лены, Енисея, Оби – в горах поэтому в верховьях течение рек быстрее. (Учащиеся слушают сообщение о реках России: Лене, Енисее, Волге).l - Почему крупнейшие реки России текут на север? (большая территория России имеет уклон на север). - Найдите и покажите на карте реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой, Аргунью, Анадырь. Почему крупных рек на востоке России не так уж много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов). - Рельеф влияет на падение и уклон реки. III. Изучение нового материала. ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (Н = Н1 – Н2), где Н1 – абсолютная высота истока Н2 – абсолютная высота устья. – Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки. Решение задач на определение падения реки. Учащиеся решают задачи в тетради, один ученик у доски. Задание № 1 Определить падение реки Волги. Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м Устье – Каспийское море – (– 28 м) 300 – (– 28) = 328 м. Задание № 2 Определить падение реки Ангары. Исток – озеро Байкал – 456 м Устье – река Енисей – 76 м 456 – 76 = 380 м. – Величина падения влияет на другую важную характеристику: УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) )(I = Н : L) , где I – уклон; H – падение; L – длина. Решение задач на определение уклона рек. Задание № 1 Определить уклон реки Ангары. Падение = 380 м = 38000 см Длина реки 1826 км Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км Задание № 2 Определить уклон Волги. Падение = 328 м = 32800 см Длина реки = 3531 км Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км – Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки. Учитель: Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса, и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но, главным компонентом, влияющим на воды, является климат и рельеф.(слайд 31) Климат влияет на замерзаемость рек. В условиях длительной холодной зимы на реках длительный ледостав, более мощный лед. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать. В России, где зимой выпадает снег, реки имеют весеннее половодье, связанное со снеговым питанием. Реки, текущие в муссонном климат, где зимой снега выпадает мало (вспомните почему? – зимой ветры дуют с суши и не несут влаги), не разливаются весной, а разливаются летом, когда идут муссонные дожди. Реки России делятся по режиму на три группы: Реки с весенним половодьем ( реки имеющие смешанное питание. На этих реках весной бывает ожидаемый подъем уровня воды – половодье. (Волга, Объ, Печора). Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссоном климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей. (Амур и его притоки). Реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей. (Паводок – внезапный непредсказуемый подъем уровня воды). Зимой на реках России бывает низкий уровень воды – межень, так как остается только один источник питания –грунтовые воды. На реки влияет и рельеф: на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях. В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. – Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна) – Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства. – Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов. «Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят». Учитель: Практическая работа «Расположение крупных рек России на карте» Задание: Обозначить на контурной карте крупные речные системы России. Учитель: Реки играли очень важную роль в жизни русского человека. На Руси всегда любили реки. Они были дорогами. На берегах рек люди ставили дома. В реках ловили рыбу. По рекам сплавляли лес во время половодья. Кроме пользы реки могут приносить и бедствия. Половодье может обернуться паводком. Тогда могут возникнуть наводнения. Наводнения – затопление обширных участков территории вместе населенными пунктами, промышленными и с/х предприятиями. - Ребята, как защититься от наводнения? Учащиеся отвечают, учитель дополняет (самым надежным способом является регулирование стока рек с помощью создания водохранилищ, задерживающих избыток воды в половодье). IV. Подведение итогов: - В чем различие паводка от половодья? (Половодье ожидаемый, закономерный подъем уровня воды в реке, а паводок- внезапный подъем воды) - Почему Волга разливается весной а Амур летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое питание муссонными дождями). - Как реки делятся в зависимости от рельефа? V. Домашнее задание: § 12.(слайд 32) |
![]() | Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г | ![]() | География России. Природа. Учебник. 8 класс. Базовый уровень. Автор И. И. Баринова. 3-е изд., М.: Дрофа, 2010 |
![]() | Используемые учебники и учебные пособия: учебник И. И. Баринова, География России природа, учебник для общеобразовательных учреждений.... | ![]() | |
![]() | География России население и хозяйство 9 класс В. П. Дронов, В. Я. Ром Москва «Дрофа» | ![]() | Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в России стр. 7 |
![]() | Священная гора России. Образ Кавказа в русской литературе (география – литература, 2 часа) | ![]() | География России население и хозяйство 9 класс В. П. Дронов, В. Я. Ром Москва «Дрофа» |
![]() | География России население и хозяйство 9 класс В. П. Дронов, В. Я. Ром Москва «Дрофа» | ![]() | Выяснить влияние разнообразных климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека |