Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс




НазваниеБаринова И. И. География России. Природа. 8 класс
Дата публикации22.04.2014
Размер67.9 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (размещен по адресу: http://eorhelp.ru/node/48578)
Разнообразие внутренних вод России. Реки.

(Тема урока)



ФИО (полностью)

Никитина Елена Леонидовна



Место работы

ГБОУ СОШ с. Кошки Самарской области



Должность

учитель географии



Предмет

география



Класс

8



Тема и номер урока в теме

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Урок №19



Базовый учебник

Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс - М.: Дрофа 2009 г.



  1. Цель  урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках.




  1. Задачи:

обучающие:

1. сформировать понятия уклон, падение реки;

2. показать влияние климата и рельефа на реки;

3. формировать умение определения уклона и падения реки.

развивающие:

развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

расширение кругозора, формирование целостного представления о природе России;

повышение мотивации учащихся;

развитие логического  и творческого мышления учащихся.

Воспитательные:

воспитание любви к Родине,  бережное отношение к природе;


  1. Тип урока - изучение нового материала.




  1. Формы работы учащихся – фронтальная беседа,  практическая работа с картой, атласом.




  1. Необходимое техническое оборудование: физическая карта России, раздаточный справочный материал «Реки России»,  компьютер, проектор, атласы,  контурные карты, тетради, учебник, презентация «Реки России»

.

  1. Структура и ход  урока.


I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний (слайд 1).

Учитель:  Без воды нет жизни. Человек не может прожить  без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна  чистая и пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами,  которые находятся на суше- это внутренние воды.

- Вспомните, ребята, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6-7-х классах? Учащиеся отвечают (Реки, озера, болота, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, снега, пруды, каналы).

Учитель: Как вы догадались,  мы сегодня будем разговаривать о реках. Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки.

 Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – рек. (слайд 2) 

Учитель:

- Вспомним части реки. Поиграем в игру: «Термин – понятие» (слайд 4,5,6,7)

- Значение рек (слайд 8)

Учитель: На территории России находится большое количество рек. (слайд 9).

-Рассмотрите физическую карту России в атласе. Назовите крупнейшие реки страны. (слайд 10)

-Пользуясь таблицей постройте столбиковые диаграммы, на которых представьте реки России в порядке убывания длинны.

-К бассейну какого океана относится большая часть рек? ( просмотр слайдов 11-29)

Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны.

Работа по карте, атласу:

- Найдите и покажите реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан (реки бассейна Северного Ледовитого океана текут на север): Онега, Сев.Двина, Печора, Объ с Иртышом, Енисей, Лена, Яна, Индигарка, Колыма. Истоки Лены, Енисея, Оби – в горах поэтому в верховьях течение рек быстрее.  (Учащиеся слушают сообщение  о реках России:  Лене, Енисее, Волге).l

- Почему крупнейшие реки России текут на север? (большая территория России имеет уклон на север).

- Найдите и покажите на карте реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой, Аргунью, Анадырь. Почему крупных рек на востоке России не так уж много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты,  реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).

- Рельеф влияет на падение и уклон реки.

III. Изучение нового материала.  

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (Н = Н1 – Н2), где
Н1 – абсолютная высота истока
Н2 – абсолютная высота устья.

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

Решение задач на определение падения реки. Учащиеся решают задачи в тетради, один ученик у доски.

Задание № 1

Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.

Задание № 2

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) )(I = Н : L) , где

I – уклон;
H – падение;
L – длина.

Решение задач на определение уклона рек.

Задание № 1

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

Задание № 2

Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

Учитель: Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса, и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но, главным компонентом, влияющим на воды, является климат и рельеф.(слайд 31)

Климат влияет на замерзаемость рек. В условиях длительной холодной зимы на реках длительный ледостав, более мощный лед. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать. В России, где зимой выпадает снег, реки имеют весеннее половодье, связанное со снеговым питанием. Реки, текущие в муссонном климат, где зимой снега выпадает мало (вспомните почему? – зимой ветры дуют с суши  и не несут влаги), не разливаются весной, а разливаются летом, когда идут муссонные дожди. Реки России делятся по режиму на три группы:

Реки с весенним половодьем ( реки имеющие смешанное питание. На этих реках весной бывает ожидаемый подъем уровня воды – половодье. (Волга, Объ, Печора).

Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссоном климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей. (Амур и его притоки).

Реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей. (Паводок – внезапный непредсказуемый подъем уровня воды).

Зимой на реках России бывает низкий уровень воды – межень, так как остается только один источник питания –грунтовые воды.

На реки влияет и рельеф: на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях.

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».

Учитель: Практическая работа  «Расположение крупных рек России на карте»

Задание: Обозначить на контурной карте крупные речные системы России.

Учитель: Реки играли очень важную роль в жизни русского человека. На Руси всегда любили реки. Они были дорогами. На берегах рек люди ставили дома. В реках ловили рыбу. По рекам сплавляли лес во время половодья. Кроме пользы реки могут приносить и бедствия. Половодье может обернуться паводком. Тогда могут возникнуть наводнения.  Наводнения – затопление обширных участков  территории вместе населенными пунктами, промышленными и с/х  предприятиями.

- Ребята, как защититься от наводнения? Учащиеся отвечают, учитель дополняет (самым надежным способом является регулирование стока рек с помощью создания водохранилищ, задерживающих избыток воды в половодье).

IV. Подведение итогов:

- В чем различие паводка от половодья? (Половодье ожидаемый, закономерный подъем уровня  воды в реке, а паводок- внезапный подъем воды)

- Почему Волга разливается весной а Амур летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое питание муссонными дождями).

-  Как реки делятся в зависимости от рельефа?

V. Домашнее задание: § 12.(слайд 32)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconГеография М., «Дрофа», 2004 г. (программа) Учебник И. И. Баринова....
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconУрок по географии «Минеральные ресурсы России»
География России. Природа. Учебник. 8 класс. Базовый уровень. Автор И. И. Баринова. 3-е изд., М.: Дрофа, 2010

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconУрок географии в 8-м классе на тему: "Кавказ"
Используемые учебники и учебные пособия: учебник И. И. Баринова, География России природа, учебник для общеобразовательных учреждений....

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconГеография России. Природа и население. 8 класс

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование на 1 полугодие (экстернат) Класс
География России население и хозяйство 9 класс В. П. Дронов, В. Я. Ром Москва «Дрофа»

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономическая география» на тему:...
Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в России стр. 7

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconКонспект урока Тема Священная гора России. Образ Кавказа в русской...
Священная гора России. Образ Кавказа в русской литературе (география – литература, 2 часа)

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование на 2 полугодие (экстернат)
География России население и хозяйство 9 класс В. П. Дронов, В. Я. Ром Москва «Дрофа»

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconКалендарно-тематическое планирование на 2 полугодие (экстернат)
География России население и хозяйство 9 класс В. П. Дронов, В. Я. Ром Москва «Дрофа»

Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс iconРазработка урока географии «Природа России» 8 класс Тема 2 «Климат и климатические ресурсы»
Выяснить влияние разнообразных климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница