На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он




НазваниеНа развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он
Дата публикации03.04.2014
Размер150 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы










На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он воспитывается.

Основная цель вальдорфской педагогики - привести ребенка в контакт с миром, раскрыть его скрытые способности и свойства.

Воспитание в вальдорфском детском саду поставлено так, чтобы избежать вмешательства в свободное естественное развитие ребенка и не нарушить равновесие его сознания, погруженного в мечту. Но с другой стороны, вальдорфское воспитание не предоставляет ребенка самому себе, а заботливо руководит им подходящими для этого средствами pi приемами.

В первые 6-7 лет жизни формируется физическое тело ребенка. На этот процесс воздействуют впечатления, которые ребенок получает из внешнего окружения. Вот почему при создании образовательного пространства в детском саду необходимо учитывать взаимодействия внешних впечатлений с процессом формирования внутренних органов, ростом конечностей, развитием нервной системы, органов чувств.

В работе П.Штайнера "Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки" есть фраза, выражающая основной принцип организации образовательного пространства: "Ребенок подражает происходящему в его физическом окружении, и в процессе этого подражания его физические органы принимают окончательные формы.... Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам - это и есть нормальное состояние ребенка".

Поэтому, образовательное пространство в вальдорфском детском саду можно рассматривать как совокупность целого ряда взаимосвязанных элементов:

  1. Оборудование помещения.

  2. Знакомство с окружающим миром.

  3. Ритмическое построение жизни в детском саду.

  4. Разновозрастность детей.

  1. Воспитание культурных традиций.

  2. Деятельный пример воспитателя как объекта подражания.

  3. Атмосфера искренней доброжелательности в работе с детьми.

  4. Сотрудничество воспитателей и родителей.

Правильное построение образовательного пространства способствует формированию естественным для ребенка образом следующих педагогических эффектов:

  • Развитие воображения в игровой деятельности;

  • Творческая активность;

  • Способность к самоорганизации жизни;

  • Уверенность в себе;

  • Общительность с детьми и взрослыми;

  • Доверие взрослым и миру в целом.



Мне захотелось подробнее рассмотреть и исследовать один из элементов организации образовательного пространства в вальдорфском детском саду, а именно ритмическое построение жизни группы. Это является продолжением и углублением предыдущей аттестационной работы.

Огромное значение для здоровья человека имеют условия его жизни в дошкольное время, правильный ритм дня, удовлетворение потребностей организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Слово "ритм" относится, прежде всего, к области органической жизни. В отличие от такта, представляющего собой совершенно равномерное, "мертвое" деление времени на равные отрезки, ритмические процессы характеризуются наличием смещений, качественных интонаций, ударений, го есть такими особенностями, которые характерны именно для живых систем. Именно поэтому в вальдорфской педагогике стараются не употреблять слова "режим дня", а говорят о ритме дня, недели, года, как о чем-то живом и одушевленном. Главные фазы ритма - систола и диастола,

вдох и выдох - являются качественными характеристиками состояния и настроения дня, природы летом и зимой, а так же человеческой души.

Согласно Штейнеру "ритм является носителем здоровья", как вообще всех жизненных процессов. "Если вы станете каждый день, например, в течение недели в половине одиннадцатого утра съедать бутерброд, то на следующей неделе в это время вы будите испытывать желание съесть бутерброд. Так человеческий организм предрасположен к формированию ритма. Но не только внешний организм, но весь человек ориентирован в своих предрасположенностях на ритм" (Штейнер).

Трудно переоценить значение ритма в жизни человека и всего окружающего его мира. Из года в год повторяющаяся смена времен года, месяцев, смена дня и ночи, закаты и восходы Солнца. Человек живет в ритмах, не всегда замечая это: кровообращение, пищеварение, дыхание, бодрствование и сон, и многое другое - это наши внутренние ритмы. Человек рождается с этими ритмами. Для маленького ребенка жизнь в соответствии с ними имеет первостепенное значение. Его внутренние ритмы еще не сбалансированы, и организованная жизнь во внешних ритмах помогает ему сделать это здоровым образом.

Маленькие дети не могут сами организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами. Как совершенно открытый "орган чувств" ребенок отдан всему, что происходит в его окружении. Если окружающие его люди будут днем спать, а ночью бодрствовать и заниматься какой-либо деятельностью, то соответственно у ребенка будет формироваться именно такой ритм, который будет напечатлеваться всему его организму, всем внутренним органом. Поэтому "так важно, чтобы мы, взрослые, сознательно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм. Чем более ритмична жизнь маленького ребенка, тем его развитие протекает более здоровым образом. Поэтому мы в детском саду уделяем большое внимание тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись бы неизменными" (Кречман).

Для ребенка упорядоченное в общих чертах, ежедневно повторяющееся течение дня в детском саду является существенным облегчением. Не происходит ничего непредвиденного, не происходит травмирующей психику ребенка хаотической смены различного рода деятельностей, выходящих за пределы доступного сознанию ребенка кругозора. По выражению Хебенштрайта, известного немецкого дошкольного педагога "ребенок приобретает опыт постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится предсказуемым".

Значение ритма дня, а также недели и года, в том, что они способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивают уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняют его нервную систему от переутомления, способствуют устойчивости организма к различным инфекциям.

Недавно проведенные исследования психологии окружающей среды подтвердили предположение, что стабильность, предсказуемость и регулярность окружающей среды ребенка коррелирует с когнитивным развитием. Исследования показали, что "окружающая среда детей дошкольников с нарушениями развития характеризуется повышенной нерегулярностью и недостатком предсказуемости" (Шульц-Гамбард). Хотя в данном исследовании речь шла, прежде всего, о семейной атмосфере, все же можно утверждать, что хаотическая, нерегулярная, непредсказуемая организация работы детской группы еще в большей степени будет действовать на ребенка дестабилизирующим, разрушительным образом.

Ритм жизни в вальдорфской группе опирается на ритм дня, ритм недели и ритм года.

Суточный ритм помогает ребенку легко переходить от деятельности к деятельности, вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности. Это происходит благодаря тому, что день в вальдорфской группе построен

ритмично, пронизан своеобразным "порядком". Определенные занятия детей и взрослых, своеобразная игра, трапезы совершаются в определенной последовательности. Ритм дня при этом входит в привычку ребенка и воспринимается им как само собой разумеющийся ход жизни.

Очень важно при составлении ритма дня целесообразно сочетать те виды детской деятельности, которые требуют от ребенка концентрации, с теми, в которых он может расслабиться. В вальдорфской методике существует образное сравнение ритма дня с живым чередованием "вдоха" и "выдоха".

Расскажу об одном дне в нашей группе, где наглядно представлен принцип ритма и повторения.

Первая фаза ритма дня - "вдох". Начало дня жестко не зафиксировано, дети приходят в сад от 8 до 840. С каждым ребенком здороваемся отдельно - персонально, таким образом, как бы символически, удостоверяется, что ребенок "принят" в группу. Этот жест индивидуального принятия имеет большое значение для самочувствия ребенка в группе.

Пока дети собираются, воспитатель занимается какой-нибудь работой: готовит стол к завтраку, занимается рукоделием или мастерит что-то для предстоящего праздника. Дети присоединяются и помогают ей.

Затем наступает время "утреннего круга" или "утреннего приветствия". На несколько минут наступает покой и концентрация на небольшой ритмической игре, которая заканчивается общим приветствием. Например:

Здравствуйте глазки, вы проснулись, Здравствуйте ушки, вы проснулись, Здравствуйте ручки, вы проснулись, Здравствуйте ножки, вы проснулись!

Глазки смотрят,

Ушки слышат,

Ручки хлопают.

Ножки топают,

Я проснулся!

Все берутся за руки, создавая общий круг: Утро настало, солнышко встало, Все мы проснулись, вместе собрались!

Здравствуй Анечка, здравствуй Игорек, здравствуй Настя (и т.д.) Потом все садятся за стол. После традиционной песни начинается завтрак.

Каждый плод землей рожден, Силой солнца напоен. Славим солнце, славим землю, Благодарно все приемлю.

Благословенная трапеза, приятного всем аппетита!

После завтрака наступает вторая фаза ритма дня - "выдох" - свободная игра.

Дети, как правило, сразу начинают играть. Кто-то строит дом, кто-то идет в магазин, кто-то на прием к врачу, кто-то играет в дочки-матери. Другие дети идут рисовать мелками или занимаются с воспитателем рукоделием. В богатом природном материале - деревянные чурки, шишки, желуди и пр. - дети находят для своей игры пластичное "сырье", из которого можно сделать все что угодно. Очень важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре, поэтому на нее должно быть отведено не менее часа. Свободная игра - это время когда ребенок предоставлен самому себе, чтобы он мог раскрыть свои собственные творческие силы, переработать индивидуальный опыт в игре.

Но важно чтобы игра имела свой конец, и все было убрано на свои места. Воспитатель начинает уборку на рабочем столе, тихонько напевая: "Пора, пора, прибирать уже пора", и дети присоединяются к ней.

Третья фаза - "вдох*9 - ежедневная музыкально-ритмическая игра.

Теперь дети делают нечто вместе и под руководством воспитателя, они концентрируются на общем хороводе или ритмической игре. Как правило, хоровод или игра сопровождаются движениями детей, изображающими содержание песни или стиха: работа плотника или портного, движения животных, раскачивающиеся на ветру деревья, падающие снежинки и т.д. Очень важно, что эти движения носят художественный характер. Они возникают из подражания: воспитатель делает, дети свободно воспроизводят. Никакого давления или корректуры не производится, каждый делает, как получается, и все хорошо.

Четвертая фаза - "выдох" - общая прогулка.

У нас очень большая игровая площадка, на которой дети могут вволю побегать, попрыгать, полазать по лестницам, покувыркаться на турниках, поиграть в песочнице, покачаться на качелях и поиграть в другие подвижные игры. Всегда есть время и место поработать метлой и лопатой.

Все очень любят большие прогулки по пятницам, когда мы идем в лес шуршать осенней листвой или кататься по снежной горе. Каждое время года предоставляет свои возможности.

Пятая фаза - "вдох" - сказка или кукольный спектакль.

После возвращения с прогулки воспитатель рассказывает - не читает, а именно рассказывает - сказку. Р.Штайнер сравнивал сказку с питанием души: "человеческая душа имеет неуничтожимую потребность вобрать в свою плоть и кровь вещества сказки подобно тому, как организм имеет потребность вбирать в себя питательные вещества". Значение сказки для детского развития - это отдельная тема. Добавлю лишь, что для дошкольного возраста полезно в течение нескольких дней рассказывать одну и ту же

сказку так, что дети, спустя короткое время, знают ее наизусть. Это ритмическое повторение благотворно влияет на детское развитие. После сказки дети обедают и ложатся спать.

Следующая фаза - "выдох" - "дневной сон".

Вторая половина дня так же строится на ритмичном чередовании "вдоха" и "выдоха".

Особого внимания и умения от воспитателя требуют переходные моменты в ритме, соединяющие собой разные по характеру и содержанию части ритма дня.

Так, например, перед утренним приветствием или после уборки группы необходимо собрать детей в умывальнике, помыть ручки. Стоит мне пропеть: "Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода,

Выходи, водица,

Мы пришли умыться.

Лей понемножку

На ладошку",

как дети уже бегут мыть ручки, "искать воду".

Или в конце свободной игры пою:

"Пора, пора, прибирать нам все пора,

Закончена игра"

И дети сами включаются в уборку, превращая это скучное занятие в продолжение игры, когда игрушки "разъезжаются" по своим местам.

Собирая детей на прослушивание сказки или кукольный спектакль, стоит только спеть:

"Сказка ждет, сказка ждет, кто к ней в гости придет" - И зрители (слушатели) торопливо занимают места.

Привыкнув к ритму дня, дети порой сами, не глядя на часы, чувствуя внутренне, поют песню к уборке раньше воспитателя, но в нужное время.
Определение ритма дня данной группы детей является для воспитателя творческим процессом.

Созданный коллегиально воспитателями группы, этот ритм сохраняется и поддерживается на протяжении многих лет жизни группы, иногда лишь на несколько минут сдвигаются ступени ритма в зависимости от состава детской группы на текущий год.

Приведу ритм дня нашей группы в этом году (прил. 1).

Недельный ритм связан с необходимостью создания для детей спокойной, знакомой, ожидаемой обстановки каждого дня жизни.

При определении недельного ритма детской группы необходимо распределить определенные виды деятельности по конкретным дням недели. Так, например, один из дней недели можно посвятить работе с тестом, другой - уборке группы. Занятия живописью, лепкой, интересные прогулки также имеют свое место в недельном ритме группы.

Составление воспитателем ритма недели для конкретной группы является, безусловно, творческим процессом.

Приведу ритм недели нашей группы (прил. 2).

В основе ритма года вальдорфского детского сада лежат основные природные процессы, главные культурно- исторические и народные праздники нашего региона.

Ритмичность года для ребенка может быть выражена в живом следовании друг за другом повторяющихся из года в год природных эпох.

Воспитателям, определяющим ритм года, необходимо учитывать народные праздничные традиции данной территории, опираясь на уже имеющийся опыт вальдорфских детских садов, где, как правило, каждая эпоха года находит свое кульминационное завершение в том или ином празднике.

Эти природные эпохи определяются воспитателем в соответствии с календарем текущего года и имеют продолжительность в три-четыре недели. Каждый такой период включает в себя специфические виды деятельности воспитателей и детей, свой характерный набор игр, песен, сказок и т.д.

Отбор материала, планирование детской деятельности, является важной творческой задачей для воспитателя. Основой для ее решения является характер проживаемой эпохи. Немаловажную роль играет профессионализм и опыт воспитателя.

Приведу примерный ритм года по эпохам (прил. 3).

В вальдорфском детском саду ритмичное построение важно для всех занятий. Так, музыкально-ритмическая игра тоже строится в соответствии с ритмами.

Ежедневная музыкально-ритмическая игра, для обозначения которой часто используются и другие термины ("хоровод", "спектакль", "райген"), представляет особый вид занятий с детьми. Воспитатель как актер, используя стихи, мелодии, изображая движения людей, животных, жесты, соответствующие процессам из жизни природы, проигрывает перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют движения, подпевают, воспроизводят это через подражание. Такой "хоровод" в вальдорфском детском саду включает в себя стихи, песни, пальчиковые, жестовые, народные подвижные игры, танцевальные движения, объединенные общим сюжетом. Содержанием игры становится сказка, процессы, происходящие в природе или события из жизни людей, связанные с их профессией.

Во время "хоровода" дети с воспитателем ходят, бегают, прыгают, стоят, сидят и даже лежат на полу, кувыркаются, наклоняются, приседают, держат равновесие и др. Необходимость выполнять такое множество движений да еще р разном ритме (то быстро, то медленно) положительно влияет на состояние организма ребенка в целом. В определенном смысле ежедневная музыкально-ритмическая игра, дающая разнообразную нагрузку на мышцы, может быть рассмотрено как своеобразное физкультурное занятие. Продолжительность этой своеобразной ежедневной игры от пяти до двадцати минут.

Обычно определенный вид такого "спектакля" играется группой в течение эпохи продолжительностью 3-4 недели, а следующая затем эпоха имеет свою ежедневную музыкально-ритмическую игру.

Стихи и песни для композиции воспитатели подбирают или сочиняют так, чтобы сюжет и слова были зримы, чтобы их можно было подкрепить движениями. Композиция строится с учетом контрастов: большое -маленькое, быстро - медленно, весело - грустно, движение - покой и т.д.

Хоровод соответствует времени года или предстоящему празднику, от этого зависит выбор сюжета. Таким образом, дети естественно включаю гея в смену времен года и переживают во всей полноте их сущность: холод зимы, пробуждение природы весной, цветение летом, засыпание осенью. За учебный год группа проигрывает около десяти-двенадцати "хороводов".

Эти музыкальные игры являются одним из главных этапов дня в вальдорфском детском саду, т.к. разнообразно воздействуют на развитие физической и душевно-духовной сущности ребенка. В игре ребенок свободно проявляет свою волю и реализует себя при этом через речь, мышление и социальные контакты. В хороводе эти и многие другие элементы целенаправленно воспитываются через подражание воспитателю. Благодаря длительному повседневному повторению одного и того же хоровода у ребенка развивается память и формируется воля.

Не каждый готов включиться в хоровод: взяться за руки - социальное упражнение. Не заставляя ребенка, но заинтересовывая его, приучая к порядку. Через некоторое время он и сам захочет встать в общий круг.

Используя известные стихотворения, опираясь на созданные ранее моими коллегами Содружества вальдорфских детских садов музыкально-ритмические игры, я разработала и использую разные композиции. Так, например: "Маленькие гномики", "Зимняя прогулка", "Как ходила коляда", "Урожайный", "Приди, Весна!" (прил. 6)

Из текстов игр видна ритмичность движений, соблюдение принципа их контрастности (быстро-медленно, громко-тихо, высоко-низко, широко-узко и т.д.)
Правильная организация ритма жизни детей дает положительные результаты по всем параметрам воспитания.

Как подтверждение сказанного выше приведу сводные данные статистики медицинских работников нашего детского сада по разным группам детей за 2006-2007 учебный год. (прил. 4) Отсюда видно, что дети вальдорфских групп болеют значительно меньше других детей.

Результаты диагностики за год показывают достаточно высокий уровень развития, (прил. 5)

Все эти данные безоговорочно подтверждают преимущества здоровьесберегающих технологий вальдорфской педагогики, в основе которой лежит правильно сбалансированный ритм жизни дошкольника.
Нарушения в ритмах дня, недели остро сказываются на поведении детей. Они становятся похожими на разлаженный механизм: спонтанно капризничают, не могут привычно играть, нервничают, кричат, ссорятся, не

слушаются. Заметно, что в группе появляется хаос вместо обычного порядка. Дети хуже засыпают, некоторые вообще не могут уснуть.

Рисунки детей также наглядно подтверждают негативное влияние нарушений ритма. (Прил. 7)

Это особо проявляется в те дни, когда воспитатели вынуждены по ряду обстоятельств менять привычный ритм работы (обычно всю эпоху утром работает один педагог), или в детский сад приезжает театр, или даже плохая погода не дает возможности выйти на прогулку и др. Очень важно, чтобы ритм поддерживался и в семье. К сожалению, не все родители по достоинству оценивают важность ритма в здоровом воспитании детей. Это становится особенно заметно после выходных дней или после длительного отсутствия ребенка в связи с болезнью.

Наша задача - по возможности, свести нарушения ритма к минимуму.

И в заключение хочу привести слова известного педагога К.Д.Ушинского:

"Можно надеяться, что человечество устанет гнаться за внешними удобствами жизни и пойдет создавать гораздо прочнейшие удобства в самом человеке..."

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconПлан Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная...
Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова. Со­держание совместной деятельности составляет освоение малы­шом социально выработанных способов употребления...

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconВед. 2: А знаете ли Вы, от чего зависит здоровье человека?
Вед. 1: По данным отечественных и зарубежных ученых, на наше здоровье влияют – состояние окружающей среды, наследственность, уровень...

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconУрока: подготовка учащихся к работе над сочинением по музыкальному произведению
Развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся. В наш век информационных технологий не стоит...

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconБыт царской семьи в XVII веке
Выводы науки раскрывают истину, что домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки его развития и всевозможных...

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconЧем, помимо носа, кошки улавливают запахи?
Как правило, от мамы – кошки котят забирают в очень раннем возрасте, когда котенок еще не готов быть самостоятельным, не всегда приучен...

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconРазвитие речи ребёнка до рождения и в раннем возрасте. Советы родителям
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconУильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в Париже в семье...
В юном возрасте Сомерсет Моэм увлекся литературой и решил стать писателем. Его первое произведение – биографию немецкого композитора...

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconРазвитие речи ребенка в раннем возрасте
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования...

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconРоль отца в развитии ребенка в раннем возрасте
Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость...

На развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора: наследственность, духовные силы, с которыми рождается ребенок, и среда, в которой он iconВы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью....
Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед специалист,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница