Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях»




Скачать 115.79 Kb.
НазваниеРазработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях»
Дата публикации23.03.2014
Размер115.79 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Разработка урока географии

для 9 класса общеобразовательной школы:
«Образ Европейского Севера в литературных произведениях».

Автор разработки: Ворзова Нина Ивановна, учитель географии, биологии МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

Красногородского района

Псковской области

Телефон: 881137-9-81-35

Эл. почта:Stadolishe@yandex.ru/

 




2009 год.

Разработка урока географии в 9 классе.

Автор разработки: Ворзова Нина Ивановна, учитель географии и биологии МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» Красногородского района

Псковской области.

^ Тема урока: « Образ Европейского Севера в литературных произведениях».

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление у учащихся об особенностях природных условий района, его ресурсов. Дать представление об особенностях освоения и заселения русским населением данной территории.

  2. Показать значимость и взаимосвязь человека и природы через литературные образы. Воспитывать любовь к своей стране, к ее культурным ценностям, к природе своей малой родины. Воспитание уважения к истории, традициям и обычаям населения нашей страны. Заинтересовать детей русской поэзией и прозой.

  3. Развивать умения самостоятельно работать с картой, дополнительной литературой, статистическими материалами. Закрепить умение школьников самостоятельно характеризовать ЭГП экономического района, природных ресурсов и условий жизни населения.

  4. .Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить в ситуации выбора, анализировать, выдвигать предположения, делать выводы. Развивать воображение, память, устную речь учащихся.

^ Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: опережающие задания, обмен мнениями, сотрудничество в группе, взаимоконтроль. Работа учащихся с картами, статистическими материалами, литературными источниками, учебными пособиями. Решение задач и проблем, выполнение творческих заданий (доклады, подбор стихов и музыки к уроку). Умения оценивать события, явления, ответы своих товарищей.

Знания учащихся: особенности ЭГП Европейского Севера, состава района, особенностей природы, ресурсы района. Особенности колонизации Европейского Севера. Характеристика полового, возрастного, национального состава населения, размещение населения по территории района.

Оборудование: интерактивные наглядные пособия: «Физическая карта Европейского Севера», «Экономическая карта Европейского Севера», настенные карты: «Тектоническая карта России», «Природа России», «Климат России».

Атласы 8, 9 класс, учебные пособия, выставки рисунков, гербов, изученных районов, книг, фотографии данной территории. Интерактивная доска.
План урока.

I. Организационный этап.

II. Повторение изученного материала (задания по выбору учащихся).

  1. Задание по карте на интерактивной доске.

  2. Выполнение дифференцированных тестовых заданий.

III. Изучение нового материала.

  1. Формулировка темы с помощью наглядных образов территории, ее характеристик, с опорой на ранее приобретенные знания.

  2. Учащиеся формулируют задачи урока.

3)Используя карты атласа, настенные карты, учебник и подготовленные задания

школьники характеризуют ЭГП Европейского Севера, состав района, нанесение информации на контурные карты.

Изучение природных особенностей района, использую русскую поэзию и прозу. Характеристика природы района, климата, рельефа, водных ресурсов. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

  1. Изучение особенностей населения района. Этапы колонизации района.

IV. Рефлексия.

V. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.


  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

Задания по выбору учащихся:

«отлично» - тест;

«хорошо» - работа на интерактивной доске (нанесение на к/к номенклатурные объекты); Слайд 1.

«удовлетворительно» - особенности специализации Северо - Западного района.
Диктант. Определите, каким экономическим районам соответствует данная характеристика.

  1. Один из красивейших городов мира, бывшее «Окно в Европу».

  2. В середине 20 века здесь была построена Мариинская водная система.

  3. В 1703г. здесь был основан г. Санкт- Петербург.

  4. Здесь располагается «янтарный край».

  5. Территория составляет 3% (от России), население – 21%.

  6. Проблема района связана с появлением на западе независимых государств.

  7. Входят города в состав района: Смоленск, Тверь, Ярославль.

  8. Здесь расположены старинные города: Новгород, Псков.

  9. Находится крупный центр судостроения.

  10. Крупнейший район топливных и минеральных ресурсов.

  11. Основное направление развития сельского хозяйства льно - молочное направление.

Взаимопроверка диктанта используя интерактивную доску.

^ 2. Изучение нового материала.

Музыка. Вологодский ансамбль народного творчества «Гостья».

Композиция «Вологодские напевы».

2, 3, 4 слайд. Подумайте, каковы особенности изображенной территории на фотографиях? Какое ассоциации вызвало у вас музыкальное произведение, какое отношение к нашему уроку оно может иметь?

Какой территории могут соответствовать данные характеристики?

По каким признакам вы это определили?

Учащиеся характеризуют особенности изображенного района, используя фотографии, и музыкальную композицию.

Ученики формулируют тему урока, учитель корректирует их ответы. Слайд 4.

Какие цели мы перед собой сегодня поставим? Что мы хотим узнать на уроке? Что мы уже знаем о данной территории?

Слайд 5. Цели урока.

У нас с вами сегодня будет очень необычный урок. Мы изучим Европейский Север. Используя имеющиеся знания о природе данной территории, его ресурсах, определим хозяйственную деятельность населения района. Нам помогут в этом исследовании литературные произведения русских писателей, поэтов, отчеты исследователей, анализируя таблицы, схемы, географические карты.


В результате совместной деятельности мы создадим «Образ Европейского Севера», а каким он будет для вас лично - мы узнаем в конце урока.

Какой великий смысл вложил М.А.Дудин в свое видение района?

Ах, север, север!

Сказки колыбель.

Россия начинается отсель.

Ее характер и ее добро –

Как этой белой ночи серебро…

М.А.Дудин.

Ученики высказывают свои версии.
А почему автор считает, что « Россия начинается отсель»? Ученики определяют особенность географического положения района.

1.Рассмотрим состав экономического района, его ЭГП, нанесем на к/к результаты исследований. На интерактивной доске ученик выполняет работу. Проверим результаты работы, используя интерактивную доску. Слайд 8.

Какова будет визитная карточка Северного района? Составить ее используя информационные источники. Проверим результаты. Слайд 9.

Оцените ЭГП района с точки зрения благоприятных условий для развития хозяйства района.

Ответы учащихся.

Природа данной территории России настолько своеобразно, что вполне естественно нашла довольно широкое отражение во многих произведениях русских и советских литераторов. Кто хоть раз побывал в этом удивительном крае, будет стремиться вновь и вновь его посетить. Чем же он может привлечь путешественников сегодня?

(Дети читают стихи и выдержки из литературных произведений, посвященные природе территории).

    1. ^ Климат территории. Слайд 4.

Какую характеристику климата дал Ф.И.Тютчев в своем стихотворении?

Но я, я с вами распростился-

Я вновь на Север увлечен…

Вновь надо мною опустился

Его свинцовый небосклон…

Здесь воздух колет. Снег обильный

На высотах и в глубине

И холод, чародей всесильный

Один здесь царствует вполне.
Или из поздних стихов М.А.Дудина:

Милый Север.

Ночью белой

Ты, какой обман таишь?

Ради жизни, Север, сделай

Полнозвонной эту тишь.
Учащиеся дают характеристику климата, использую прозвучавшие стихи, географические карты, таблицы, справочные материалы. Группа учащихся, используя атласы и дополнительные источники, подготовит информацию об окружающих данный район морях, и об их влиянии на климат.
Европейский Север – это не только сотни тысяч квадратных километров суши, но и моря Баренцево и Белое. Описание Белого моря есть у А.С.Серафимовича в рассказе «На льдине»: «Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в темную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания…

А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки на берег…». Каковы особенности северных морей?
Делают вывод: Моря холодные, суровый климат, но на западе в Баренцево море идет мощное теплое Северо - Атлантическое течение. Территория сурового климата – субарктический, и север умеренного пояса. Преобладающий тип погоды – циклональный. Основные воздушные массы: морские арктические, континентальные арктические. Большая часть территории находится за границей Северного полярного круга. Средние температуры: январь – (-16, -24), июль – (8, 12). Среднегодовое количество осадков - 400 -600мм/ год.

Распространена вечная мерзлота.

Климатические условия для сельского хозяйства неблагоприятные в большей части территории. На севере возможно развитие оленеводства, звероводство, на юге молочное животноводство.


    1. ^ Рельеф Севера.

Каковы особенности рельефа территории вы услышали в стихотворении?

А.Т. Твардовский пишет:

И в новинку у этой земли

Моему предстались взору

Только горы, что в море залив

Или море, что врезалось в горы…

Слайд 12/

Группа учеников характеризует рельеф края.

Выводы: преобладает равнинный рельеф. Северная часть Восточно-Европейской равнины, Больнеземельская тундра, Тиманский кряж, Северные Увалы, горы Хибины.

Каковы здесь горы?

В 1932г. К.Г.Паустовский писал о путешествии на Кольский полуостров:

« В Кандалакше ослепительные горы закрыли горизонт снежным, серебряным куполом. Грело солнце. Ручьи несли зеленоватую воду откуда- то с гор, пахло в воздухе хвоей и казалось как будто первыми весенним фиалками. Хибины медленно уходили к югу сглаженными бело- коричневыми куполами».

Каковы причины такого рельефа?

Ученики поясняют:

Объяснением служит тектоническое строение территории.

В основе лежит Русская платформа, Балтийский щит, плиты молодых платформ, байкальская складчатость.

О чем еще будет вспоминать путешественник, посетив этот удивительный край?

Звучит песня «Долго будет Карелия, снится».

Особенно удивительны и неповторимы реки и озера Карелии, тысячи туристов ежегодно посещают водопад Кивач на реке Суне, сплавляются по многочисленным горным рекам, проплывают белыми ночами по Северной Двине. Cлайд 13.

^ 3. Воды Европейского Севера.

Каковы особенности вод Севера? Слайд 14.

К.Я. Ваншенкина писала:

Отчетливы Севера приметы

Меж валунов катится ручей

И островерхих елей силуэты

В сиянье белых северных ночей.

Слайд15.

К.Я. Ваншенкина в стихотворении «Белой ночью на Двине»:

В расплавленных рассветах белых

Свободно катилась Двина

И четко был вычерчен берег

Где каждая мелочь видна.

Слайд 13.

Карельский водопад Кивач, находящийся на р.Суне, еще в XYIII веке поразил Г.Р.Державина:

Алмазна сыплется гора

С высот четырьмя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит.

Ученики характеризуют признаки вод Севера, приведенные в данных отрывках.

Группа учащихся характеризует реки и озера, показывают их на карте.

Слайд 15.

Знаток русской природы – К.Г.Паустовский писал: « Летом белые ночи превращают Карелию в страну необыкновенной прелести. В гранитных берегах озер налита до краев белая вода. Будто огромные куски фольги впаяны в камень. В этой прозрачной фольге отражается небо с его непотухающей зарей и мохнатые лапы елей, но очень редко отражаются звезды. Лесной сумрак полон тишины, покоя, какой- то угрюмости и запаха мхом. Из под корней сочатся яркие родники. Вода в них коричневая и пахнет железом».
Выводы: основные реки- Печора, Северная Двина, Мезень, Онега, Тулома, они принадлежат к бассейну Северного Ледовитого океана. По режиму – это реки с весенним половодьем, летней и зимней меженью, осенним паводком. Озера имеют преимущественно ледниковое происхождение. Крупнейшие озера: Онежское, Белое, Сегозеро, Пяозеро. Слаид 16. По территории СЭР проходит Беломоро - Балтийский, Волго- Балтийский канал.

^ 4. Природа Европейского Севера.

Чем привлекает, очаровывает, привораживает природа Севера?

А.Я. Яшин, родился в вологодской деревне, на всю жизнь сохранил любовь к северной русской природе, которой поэт любовался:

Замелькали топкие болота (Слайд17)

С голубыми конами озер,

Наконец – подъем за поворотом,

И пошел густой сосновый бор,

Строевой,

В косых лучах по пояс,

Золотом пронизанный насквозь…

Ученики характеризуют природные зоны района.

В чем особенности растительности Севера в литературных произведениях ?

Леса, леса… Леса, в какую сторону ни глянь: черные, отвеслые с белыми мазками берез, с малинниками по сухим вырубках, боры- брусничники, боры-моховики, глухариные и журавлиные токи и медвежьи заломы.

Мастер рассказа Ю.П.Казаков писал в своем знаменитом «Северном дневнике»:

«Места здесь дикие, глухие, холодные, нет такого обжитого пейзажа, нет полей, лугов, задумчивых полевых дорог. Сенокос поздний только сентябрь. Косят одни женщины, мужики не косят. Вообще мужиков на сельскохозяйственных работах нет совсем- все рыбачат».

Слайд 18 .

В.Я. Брюсов писал о природе Севера:

Тощих мох, кустарник чахлый,

Искривленная сосна,

Камень призрачный и дряхлый,

Белой пыли пелена…

В другом стихотворении В.Я. Брюсов писал:

Мох, да вереск, да граниты…

Чуть шумит сосновый бор.

С поворота вдруг открыты

Дали синие озер.

Как ковер над легким склоном

Нежный папоротник сплел.

Чу! Скрипит с протяжным стоном

Наклоненный бурей ствол.

Сколько мощи! Сколько лени!

По гранитам мягкий мох…

И над морем веет, скрытный,

Давних дней унылый вздох.

Слайд 19, 20

Какое впечатление на вас произвели фотографии растительности Европейского Севера?

Ученики дают характеристику природы, которую услышали в стихах.

Слайд 20 .Выполнить задание. Какая природная зона изображена на фотографии? По каким признакам вы определили природную зону?

Какие растения и животные представлены здесь?

Ответы учащихся.

Выводы: природные условия района суровые в большей части территории.

Природные зоны: тундра, лесотундра, тайга. Территория бедна агроклиматическими ресурсами, лиши на юге района, в Вологодской области возможно земледелие в открытом грунте. Слайд 21.
Но, здесь есть значительные запасы лесных ресурсов, рыбных, водных.

А какими ресурсами еще богат край?

Воркута, Воркута,

Снег да снег вокруг,

А под ним – мерзлота

И Полярный круг.

А в земной глубине,

Будто монолит, в тишине,

В белом сне

Черный уголь спит.

«Воркута» М.Лисянский.

Какое экономико- географическое содержание вложил М.А.Дудин в стихотворение:
И уголь древней лавы,

Подарок мерзлоты,

Тяжелые составы

Везут из Воркуты.

И самый грузный, самый

Измученный вконец,

Из самого Петсамо

Идет в Череповецк…

  1. Население Европейского Севера.


Работа с текстом учебника и справочной литературой по вопросам:

  1. Доля населения СЭР в населении России.

  2. Естественный прирост населения.

  3. Национальный состав.

  4. Плотность населения.

  5. Удельный вес городского населения.

  6. Самый крупный город района.

  7. Этапы колонизации района.

Работа по вопросам.

  1. Подведение итогов урока.




  1. Изобразить на к\к «Образ Европейского Севера». Слайд 22.

  2. Работа по вопросам:

Каким я себе представляю «Образ Европейского Севера»?

Что мне особенно понравилось в данном районе?

Хотел бы ты посетить названные сегодня объекты района? Почему?

Меня удивило то, что….

Я хотел бы побольше узнать о….


  1. Домашнее задание.

  1. Нарисовать эмблему, визитную карточку Европейского Севера ( задание по выбору).

  2. Нанести крупные города, областные центры, ЭГП на к\к .

  3. Составить рассказ или написать сочинение на тему « Образ Европейского Севера»(задание по выбору).

4. Изучить текст в учебнике «Европейский Север».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconРабочая программа по географии для 6 класса основной общеобразовательной...
Государственного стандарта, Примерной программы (основной школы) общего образования по географии, составители Э. Д. Днепров, А. Г....

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconУрок географии в 9 классе на тему: «Европейский Север: вчера, сегодня, завтра»
Цель: а выяснить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства, жизнь населения в экстремальных условиях, роль Севера...

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconКонспект урока по географии для учеников 6 класса на тему: «Горы суши»
Оборудование: географический атлас 6 класса, презентация «Горы суши», учебник Т. П. Герасимова., Н. П. Неклюкова «Начальный курс...

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconМетодическая разработка учителя физики Колпской средней общеобразовательной...
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconО старейшем Домбаровском учителе географии Ибатуллине Фарите Ахметовиче
Измайлова Алеся, ученица 4 класса средней общеобразовательной школы №1, воспитанница детского центра «Радуга» п. Домбаровский

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconРабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconМетодическая разработка Урок географии в 7 классе по теме «Животный мир лесов»
Предлагаемый конспект урока соответствует действующей образовательной программе специальных (коррекционных) образовательных школ...

Разработка урока географии для 9 класса общеобразовательной школы: «Образ Европейского Севера в литературных произведениях» iconРазработка урока по географии 6 класс учителя высшей категории мобу...
Разработка урока по географии 6 класс учителя высшей категории мобу сош №35г. Оренбурга Беловой А. П



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница