Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева




Скачать 71.56 Kb.
НазваниеУрок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева
Дата публикации22.02.2014
Размер71.56 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15

Урок-мастерская построения знаний,
посвященная поэзии Ф.И.Тютчева




Автор: учитель литературы гимназии № 15

Шалимова Наталья Александровна

Кострома 2005

Дидактическая цель урока:

создание эмоциональной атмосферы, способствующей включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации, совершенствование умения самостоятельно строить свой путь познания, переживать добытые знания.
Задачи:

  1. Определить основные темы творчества поэта.

  2. Познакомиться с поэтическим взглядом Тютчева на природу.

  3. Проследить, какой путь проходит лирический герой Тютчева.

  4. Развитие навыков анализа пейзажной и философской лирики.

  5. Развитие творческого воображения и эстетического вкуса.



Ход урока

В классе работают три творческие группы учащихся.

  1. Индуктор.

Учитель читает стихотворение "Душа моя - Элизиум теней". Звучит музыка. Учащимся предлагается выписать ключевые слова и словосочетания, которые

помогут воссоздать облик поэта, ярко характеризуют черты личности.

(«Душа - Элизиум теней, прекрасных, горю не причастных, бесчувственная

толпа»).

Запись делается на доске.

После работы с ключевыми словосочетаниями ребята делают вывод о том,

каким они представляют автора этого стихотворения.

Например:

человек одинокий, страдающий от несовершенства мира. Он остро чувствует узость и тесноту земного существования. Только уносясь в безоблачные выси, в мире фантазии и мечты, на "земле", где пребывают тени героев и праведников, он обретает гармонию и умиротворение.

Раскрывается тайна имени гостя мастерской: Ф.И.Тютчев.



Вопрос:

-Какие ассоциации вызывает имя Тютчева, с какой темой связано?

(Стихи о природе, пейзажная лирика).

^ 2. Работа с текстом.

Учащимся предлагается стихотворение "Осенний вечер". В тексте пропущены эпитеты, необходимо их вставить.

Обсуждение в группах, запись на доске.

Анализ полученных вариантов.

Вывод: внешние или внутренние признаки явлений характеризуют придуманные ребятами определения? Анализ оригинала стихотворения.

В чем своеобразие эпитетов, которые использовал Тютчев?

Работа в группах, «в диалоге», социализация.

Вывод.

Обычно эти слова определяют внутренние состояние человека.

Значит, Тютчев одушевляет природу. Он пытается понять её душу, услышать её язык. Природа для поэта- живое, разумное существо.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык!

Таким образом, природа не только объект эстетического наслаждения, но и материал для философских размышлений о мире, о Боге, о смысле человеческого существования.
^ 3.Работа со звуком, красками.

Слово учителя.

Для Тютчева характерно музыкальное восприятие мироздания. Поэт сравнивается с музыкальным инструментом, улавливающим и воспроизводящим полифонию мирового бытия в согласии и противоречиях. Попробуем и мы уловить музыку тютчевского стиха. Ещё раз вчитайтесь в строки "Осеннего вечера", прослушайте три музыкальных отрывка. Какой, по-вашему, соответствует ритму стихотворения? Выбор обосновать.

1.М.Таривердиев. Ария.

2.П.И.Чайковский. Сентиментальный вальс.

3.Паганини. Сонатина для скрипки и гитары.

Работа в группах. Обсуждение.

Учитель читает стихотворение "В часы, когда бывает..."

Вопрос:

в какой момент жизни лирический герой переживает такие ощущения? Какое

настроение рождает стихотворение?

После обсуждения предлагается изобразить цветовую гамму стихотворения. Афиширование, обсуждение.

Вывод:

поэзия Тютчева-поэзия контрастов и антитез. Жизнь человека изобилует конфликтами, душа раздирается противоречиями. Он взывает о помощи. Спасает гармония природы, соприкосновение с которой вызывает восторг, восхищение, успокоение, и великое чувство любви.

^ 4. Работа с текстом. Индивидуальные задания по группам.

Задание для 1-й группы:

Сопоставить стихотворения "Как океан объемлет шар земной..."и «Сладко дремлет сад тёмно-зелёный».
План анализа.

I.Сравнить состояние лирических героев. Как оно художественно передаётся?

2. Какие закономерности использования эпитетов в стихотворениях учащиеся

обнаружили?

З.Чем отличаются стихотворения?

Вывод:

центральные поэтические образы - день и ночь. Лирический герой одинок, растерян и одновременно испытывает благоговение перед бездной ночи. Это состояние передаётся путём сопоставления мира природы и мира человека. Пейзаж, нарисованный Тютчевым, внутри и снаружи человека. Он - граница между двумя мирами, соединение и объединение двух миров-бездн.
Задание для 2-й группы:

Проследить эволюцию мировосприятия Тютчева на примере стихотворений "Тени сизые смесились», «Пламя рдеет, пламя пышет..."

План сопоставления.

1.Найти поэтические формулы, которые являются основой для сопоставления.

2.Сравнить состояние лирического героя.

3. Какое понимание поэтического образа покоя создают использованные Тютчевым изобразительные средства, ритм стихотворений?

Вывод:

лирический герой проходит путь от трагической раздвоенности на пороге «двойного бытия" к обретению гармонии через любовь, красоту природы. Он разрывает путы одиночества, жизнь наполняется новым содержанием.
Задание для 3-й группы.

1.Сопоставить варианты стихотворения «Люблю грозу в начале мая».

2. Определить, в чём смысл изменений, которые были сделаны Тютчевым.
План.

1.Какие изменения произошли в1-й строфе?

2.Почему Тютчев включает в стихотворение 2-ю строфу?

3.Какие лексические изменения произошли в 3-й строфе?

4.Почему автор сохраняет неизменной 4-ю строфу?

Каково ее значение?

Вывод:

в окончательном варианте ритм стихотворения более динамичный благодаря использованию глаголов и глагольных форм. Тютчев очеловечивает грозу (символ очищения, свободы). Выразительность изображенной картины усиливают аллитерации. Постепенно картина утрачивает конкретность, становится более обобщенной. Легкая пейзажная зарисовка, благодаря 4-й строфе, переводится в философский план.

^ Заключительный этап работы.
Учащимся предлагается сравнить два портрета Тютчева: рисунок неизвестного художника (1820гг.) и фотографию. Необходимо определить, в чём главном различаются два изображения поэта? Какой облик Тютчева учащимся ближе и понятнее? Какого поэта (на рисунке или фотографии) они видят автором полюбившихся стихов?


Рефлексия, самоанализ.

Творческая работа "Человек в поэзии Тютчева".
^

Источники информации



1. Тютчев Ф.М. Стихотворения.- М.: Художественная литература, 1984.
2.Конспекты уроков для учителя литературы, 10 класс: Учебное пособие. -

М.: Владос, 2000.-187,191,193,196 с.
3. Лебедев Ю.В. Русская литература ХIX века, 2-я часть: Учебное пособие. –

М.: Просвещение.

4.Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания

современников.- М.: Правда, 1983. – 365 с.

5. Электронная Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
6. Семёнов Л.Н. Русская литература в вопросах и заданиях: 9-10 классы:

Пособие для учителя.- М.: Владос, 2000.- 128,138 с.

7. Контрольные и проверочные работы по литературе: 10 класс:

Методическое пособие под. ред. Кучиной Т.Г., Леденёва А.В:

М.: Дрофа, 2001.- 125,126 с.

8. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для Учителя.- М.: Первое

сентября, 2000, 123-124с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева icon«Почва — наш самый драгоценный капитал»
Мастерская построения знаний по предмету «Технология производства продукции растениеводства», раздел «Основы агрономии», тема «Состав...

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева icon«И упало каменное слово…»
Тип мастерской: комбинированная мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева iconЭффективным инструментом привлечения учащихся к глубокому анализу...
Мастерская письма зачастую не дает ощутимых результатов, если не считать результатом построенные на ассоциациях тексты сомнительного...

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева iconМастерская построения знаний и творческого письма
Вспомните какие-нибудь явления природы, которые когда-либо произвели на вас особенно сильное впечатление, и расскажите о них соседу...

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева icon«Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева»
Учитель, осваивая с учениками поэзию Тютчева, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию...

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева iconПлан-конспект урока поэтическая мастерская по теме: «Образ ласточки в русской поэзии»
Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева iconПлан-конспект урока поэтическая мастерская по теме: «Образ ласточки в русской поэзии»
Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева iconУрок композици я «Любовь в жизни и творчестве Ф. И. Тютчева»
Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Тютчева и его любовной поэзией

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева iconУрок мастерская творческого письма «Чудо радуга» (5 класс)
Ребята, сегодня у нас урок-мастерская творческого письма. Сегодня на уроке мы займёмся несколько необычной работой – мы будем учиться...

Урок-мастерская построения знаний, посвященная поэзии Ф. И. Тютчева iconУрок-мастерская по рассказу А. Костюнина «Рукавичка» Комментарий к уроку
Комментарий к уроку: Мастерская проводится в 9 классе на уроке внеклассного чтения. Класс разделен на 4 творческие группы: художников;...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница