Скачать 106.3 Kb.
|
Жилкина А.А. Классный руководитель 7 «б» класса МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа 2012-2013 учебный год КЛАССНЫЙ ЧАС «Сохранить природу — сохранить жизнь» Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя Е. Евтушенко Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; фрормирование экологической культуры. ^ Учитель Слайд 1 Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации. Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь» – тема классного часа Слайд 2 Слайд 3 Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя Е. Евтушенко -эпиграф классного часа Слайд 4 Кромсаем лед, меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот. Но мы еще придем просить прощенье у этих рек, речушек и болот. У самого громадного восхода, у самого мельчайшего малька Пока нам это делать неохота, пока нам не до этого, пока… Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и реки без воды. Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды. стихотворение Р.Рождественского Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?
^ Учитель
Слайд 5
Первая сфера, которую мы рассмотрим — атмосфера. Слайд 6 Скажите, пожалуйста, а что такое атмосфера, зачем она нужна, почему именно эту сферу я поставила на первое место? ^ Атмосфера — это воздушная оболочка, которая окружает нашу планету. Большая часть атмосферы расположена близко к поверхности земли, и является самой плотной. Воздух нашей планеты на 79% состоит из азота и менее чем на 21% из кислорода. Загрязнение воздуха является изменчивым процессом; множество различных загрязнителей участвуют в этом. После выброса загрязняющих веществ в воздух они взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, вступая в сложные реакции в зависимости от температуры, влажности и прочих условий внешней среды. ^ Человеческая деятельность является основным источником загрязнения воздуха. Потребление энергии в наших домах, производственная деятельность, транспорт и сельское хозяйство – это основные виды деятельности, напрямую связанные с выбросами загрязнителей в окружающую природную среду. Загрязнение вызванное траспортом: газы и частицы, вырабатываемые автомобилями и другими транспортными средствами, представляющие собой сложную смесь большого количества загрязнителей. Эрозия материалов, используемых в строительстве дорог, износ шин и тормозных механизмов также могут вызывать загрязнение. Стационарные источники горения: сжигание ископаемого топлива, например, угля и нефти как на электростанциях, так и дома также является одним из основных источников загрязнения воздуха. Другие источники: лесные пожары и сжигание живых или недавно живых организмов (биомассы) представляют еще один значительный источник выбросов.
^ Учитель
^ Учитель
Ответы учащихся Учитель
^ Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающее качество поверхностных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и береговых водных объектов. Одним из основных загрязнителей воды также является нефть и нефтепродукты. Нефть может попадать в воду в результате естественных ее выходов в районах залегания. Но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья. Расширенное производство (без очистных сооружений) и применение ядохимикатов на полях приводят к сильному загрязнению водоемов вредными соединениями. Загрязнение водной среды происходит в результате прямого внесения ядохимикатов при обработке водоемов для борьбы с вредителями, поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных угодий, при сбросе в водоемы отходов предприятий- производителей.
^ Учитель слайд 11 - Цитата из экологического отчета по г. Коломна: «Благодаря многочисленным подземным источникам, водопроводная вода в Коломне достаточно чистая. В Оке лучше купаться выше по течению устья Москвы-реки, которая несет в Оку сток со всей Москвы и Подмосковья..." Но так ли это на самом деле? Качество воды водоемов, используемых в рекреационных целях, довольно часто не отвечает санитарным требованиям. ^ Учитель - Давайте перейдем к следующей сфере, не менее важной. Биосфера Слайд 12 Что такое биосфера? Ответы учащихся Учитель - Биосфера включает в себя все живые организмы. Растения, животные, и одноклеточные организмы являются составляющими биосферы. Большая часть жизни на планете находится в пределах трех метров ниже уровня поверхности земли и тридцати метров выше этого уровня, в также на глубине 200 метров в морях и океанах. Источниками загрязнения Слайд 13 могут быть, в частности, транспортные средства, предприятия промышленности, воздушные линии электропередач, распределительные подстанции, энергетические установки, станции радиолокации, сотовая и космическая связь. Причинение вреда здоровью человека происходит в результате вдыхания загрязняющих веществ, поражения кожных покровов, слизистых и иных органов. Виды загрязнений биосферы Различают два основных вида загрязнений: природное и антропогенное загрязнения. Природное загрязнение возникает в результате естественных причин: извержения вулканов, землетрясений, катастрофических наводнений и пожаров. Антропогенное загрязнение - результат деятельности человека. Ситуация в Коломне и Коломенском районе: В последнее время увеличилась деградация лесов от антропогенных факторов (загрязнение атмосферы, воды, почв, кислотные дожди, рекреационные нагрузки и т.д.). В связи с развитием транспортной сети, на состояние растительных сообществ (прежде всего, в придорожной полосе) отрицательное влияние оказывает автотранспорт. При этом в большей степени подвержены гибели хвойные породы деревьев, наиболее чувствительные к загрязнению воздушной и водной сред и почв. Согласно геохимической оценке, состояние почв в регионе (в том числе и на рассматриваемой территории) считается удовлетворительным. Пахотные земли не являются загрязненными. На основной части территории содержание в почвах тяжелых металлов не превышают установленных норм ПДК. На отдельных площадях отмечается один из видов физической деградации почв - переуплотнение, обусловленное освоением новых территорий под дачные и усадебные застройки. Последняя сфера, которую мы рассмотрим — литосфера. Слайд 15 Что это такое? ^ Учитель - Литосфера является твердой, скалистой оболочкой, покрывающей всю планету. Эта оболочка является неорганической и состоит из полезных ископаемых. Она покрывает всю поверхность земли от вершины горы Эверест до основания Марианского желоба. Здесь можно выделить основную проблему и «беду»: неумелая, неосознанная добыча исчерпаемых полезных ископаемых: нефть, газ. Слайд 16 Недалеко от Коломны расположены многочисленные карьеры, откуда песок, известняк, глина и щебень поставляются на предприятия строительной индустрии Коломенского района и комбинаты соседних районов, на строительство подмосковных дорог, а также по Оке в другие регионы. Учитель
Можно привести еще один пример источника загрязнения, в котором отчетливо видна данная взаимосвязь. ^ - В конце 2011 года жители Наро-Фоминского района, одного из чистейших районов Московской области, были шокированы случайно дошедшей до них информацией о строительстве трех полигонов бытовых отходов (свалок) у деревень Клин, Ивково, Лобаново и мусороперерабатывающего завода около деревни Клин. Речь идет о 80 тыс. тонн мусора в год с режимом работы 365 дней. Это 20-30 10-ти тонных самосвалов каждый день. На промышленной основе, вполне «законно». «Да», скажете вы, «жителям этих районов не позавидуешь, но мусор есть и его нужно куда то девать», если бы не большое количество «но», которые возникают при ознакомлении с этим проектом. Даже если пока отложить в сторону мусороперерабатывающий завод, то последствия только одной свалки будут катастрофическими для экологии района в связи с неудачным выбором участка. Участок находится на бывшем совхозном поле. Поле имеет сильный уклон в сторону реки Истьма и безымянного ручья. Граница свалки находится 30-40 м от реки. После дождей ядовитый коктейль со свалки будет сливаться в реку и убивать все живое вплоть до устья реки Истьмы и на несколько километров ниже по Протве. По течению реки несколько деревень. Отравленная вода попадет в источники питьевой воды. Местные жители помнят, как после сильных ливней от кучи навоза в д. Самород (4 км. от реки) были заморы рыбы на участке от Варварино до Василисино ( по реке не менее 3 км). Рыба появлялась в реке только через два-три года. При таких масштабах, как на свалке река будет отравляться не реже раза в месяц. Что-то живое появится в реке не раньше чем через сто лет. Прямо напротив этого участка через речку находится заказник. Висит вывеска: посещение этих мест охотниками категорически запрещено. Прямо за рекой поляна. Трава растет выше человеческого роста. Через каждые 40-50м лежки крупного зверя. Протоптаны звериные тропы. Там много бобров, кабанов и другой живности. Все это исчезнет уже сразу после начала строительства полигона. Еще большую опасность представляет мусороперерабатывающий завод. Его деятельность неизбежно приведет к отравлению окружающей среды (воды и атмосферы) диоксидами. Диоксиды - высокоактивные, плохо разлагаемые, канцерогенные вещества, которые не выводятся из организма человека. Диоксиды накапливаются в окружающей среде, в том числе, в грибах, ягодах, овощах, потреблять которые станет опасно для здоровья, особенно для детей. Учитель Слайд 19 В нашем городе разработана программа Мероприятий в области охраны окружающей среды: Раздел 1 "Охрана атмосферного воздуха" включает мероприятия по контролю качества воздуха и сокращению выбросов загрязняющих веществ автотранспорта и промышленных предприятий. Раздел 2 "Охрана водных объектов" предусматривает проведение мероприятий по очистке прудов на территории района, реконструкцию и ремонт наиболее изношенных гидротехнических сооружений, реконструкцию очистных сооружений в ряде поселений Коломенского района. Раздел 3 "Охрана леса и зеленых насаждений" включает мероприятия по охране леса, а также мероприятия, посвященные Дням защиты от экологической опасности. Раздел 4 "Охрана земель" предусматривает мероприятия по проведению мониторинга качества почвенного покрова. и т. д. - Программа разработана давно, но видим ли мы с вами какие-то улучшения? Да, но незначительные, на мой взгляд. «Коломна — чистый город» (цитата), на первый взгляд. Если на улицах города нет мусора, то за городом его полно. Как сливали отходы производства в реку, так и сливают. Как невозможно было дышать при въезде в Щурово, так ситуация и не меняется. Так какой выход из ситуации может быть у нас вами? Да очень простой! Давайте оставим в чистоте те уголки природы, которые еще можно назвать чистыми, красивыми, и именно уголками природы, а не углами антропогенного воздействия. Хочется еще раз повторить эпиграф нашего классного часа Слайд 20 Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя Е. Евтушенко Учитель Задание на завершающий этап хода классного часа. - Попрошу вас разбиться на несколько команд и составить экологический паспорт местности, в которой вы живете (фото-проблемы, может быть пути решения, фото «уголков природы» |
![]() | Классный час, помогающий учащимся осознать моральную ответственность за судьбу родной земли | ![]() | Наиболее познавательным из проведенных мероприятий был брифинг «Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле», который подготовили... |
![]() | Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу... | ![]() | Цель : воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу... |
![]() | Изучение правил безопасного поведения проходит как на классных часах, так и на уроках окружающего мира. Сохранить жизнь и здоровье... | ![]() | Цель: Сформировать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния... |
![]() | Цель: сформировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей жизни; познакомить учащихся с правилами, помогающими... | ![]() | «Как сохранить здоровье». Создали 2 команды и придумали название команд. Получились команды «Колокольчики» и «Одуванчики» |
![]() | Прославленные поэты воспевают нашу Родину: ее природу, ее людей, их жизнь, их труд | ![]() | ... |