Скачать 36.68 Kb.
|
«Взаимосвязь литературы, изобразительного искусства на уроках географии» статья напечатана в журнале «География в школе» №1 2002г Научить школьников понимать прекрасное в музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве- одна из важнейших задач учителя. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, богатство родной природы Считаю необходимым использовать на уроках географии произведения изобразительного искусства, различные музыкальные произведения, стихи русских поэтов, прозу. Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов, живописцев, музыкантов. С их помощью одни поэты выражали самые разнообразные чувства \Пушкин, Вяземский ,Фет/ другие осмысляли взаимоотношения человека и природы \ Баратынский, Тютчев, Майков \ С творчеством Кольцова, Никитина, Сурикова в русскую лирику вошёл образ земли – кормилицы, тема крестьянского труда на просторах родного края. Красоту родного пейзажа, красоту отчей земли и труда на её нивах отражают в своих произведениях Шишкин, Левитан, Грабарь, Юон, Поленов, Пластов, Айвазовский и другие . Приведу примеры интеграции географии с литературой, изобразительным искусством , русским языком, музыкой на уроках географии 6-8 классах
. В 6 классе, изучая тему «Ветер» использую стихи И.Ф.Анненского: Люблю его , когда сердит, Он поле ржи задёрнет флером Иль нежным летом бороздит Волну по розовым озёрам. А .С. Пушкин: Вот север тучи нагоняя, Дохнул , завыл -и вот сама Идёт волшебница зима…. Учащиеся рассматривают иллюстрации к картинам Жуковского «Осень», и И. Грабаря «Зима». В жизни северного крестьянина-помора-землепашца и морехода, охотника и плотогона- ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный ветер севера приносит стужу, губит посевы, ![]() но он же славный осенний сиверко гонит рыбачьи лодки домой, несёт прекрасную осеннюю погоду. Учащиеся вспоминают тему по русскому языку «Диалектные слова», где они знакомились с данным материалом. Рассматривают иллюстрации к картинам Щербакова «Времена года». Однако ветер может быть причиной бедствий: Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя , То как зверь она завоет , То заплачет как дитя… . \А.С. Пушкин \ учащиеся рассматривают иллюстрации к картине «Девятый вал» знаменитого мариниста И.К.Айвазовского. На ней они видят шторм, вызванный огромной силы ветром-ураганом. ![]() При закреплении материала, изученного на уроке , учащиеся узнают бриз \ ветер меняющий направление дважды в сутки \ в стихах И.С.Никитина «Утро на берегу озера» Ясно утро. Тихо веет Тёплый ветерок; Луг, как бархат зеленеет В зареве восток Окаймлённое кустами молодых ракит Разноцветными огнями озеро блестит…. А в стихотворении «Утро» того же автора мы видим описание различных видов осадков: Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается По зеркальной воде, По кудрям лозняка От зари алый свет разливается Дремлет чуткий камыш, Тишь – безлюдье вокруг. Куст заденешь плечом , На лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. В 8 классе при изучении регионов России использую иллюстрации к работам Н.Я. Малахова «По старинным заповедным русским городам». На этих уроках учащиеся знакомятся с древнерусской архитектурой, которая лучше всего сохранилась в монументальных строениях, какими были монастыри, крепости, церкви, часовни. При изучении Центральной России учащиеся узнают о историческом прошлом данной территории, вспоминают былинных героев, которые отражали нашествия захватчиков, знакомятся с родиной Александра Невского/ Переславль – Залесский \, рассматривают иллюстрации к работам И. Левитана «Окрестности г. Плёса » на Волге , иллюстрации истока Волги Вот отсюда , именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо- Русская великая река. \Н.Палькин\ вспоминают слова старинной волжской песни, записанной П.И.Мельниковым-Печёрским и приведённой им в книге «На горах»: ….а вот город Кострома, гулливая сторона, А пониже его Плёс, чтобы чёрт его пронёс…. \имеются в виду волжские пороги \. Звучат песни Н.Кадышевой \ансамбль Золотое кольцо \. При изучении реки Волги ребята читают стихи Н.Некрасова: О Волга! После многих лет Я вновь принёс тебе привет Уж я не тот, но ты светла И величава, как была…. Или О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя как я? Один ,по утренним зорям , Когда ещё всё в мире спит И алый блеск едва скользит По тёмно-голубым волнам, Я убегал к родной реке…. Используются репродукции И. Репина , Г. Ниского, И. Левитана . |
![]() | Сценарий интегрированного урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе | ![]() | Изни, но основное – фундамент мировоззрения, моральные принципы, душевные качества, – закладываются в детстве. Задача учителя изобразительного... |
![]() | Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является здоровье сбережение школьников. Каждый педагог старается применять... | ![]() | «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества... |
![]() | В настоящее время "Краткий словарь терминов изобразительного искусства" [М., 1965] устарел и не удовлетворяет потребностей широкого... | ![]() | «Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного... |
![]() | «изобразительное». Люди научились изображать предметы и события еще пять тысяч лет назад, чтобы лучше передавать друг другу свои... | ![]() | Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как... |
![]() | Цели: Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери | ![]() | Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства. Познакомить с именами и произведениями... |