Образовательная программа внеурочной деятельности




Скачать 204.79 Kb.
НазваниеОбразовательная программа внеурочной деятельности
Дата публикации16.12.2013
Размер204.79 Kb.
ТипОбразовательная программа
www.lit-yaz.ru > География > Образовательная программа



Рассмотрена

на заседании МО

Протокол №___ от «____» 20___г.

руководитель МО _______________









Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________20 ___г.
Директор школы:

_____________Г.Р.Хакимова













Согласована

«___» ______________20 ___ г.
Директор СОШ С.Копей-Кубово

им. Х.Султанова _____________И.Г.Валеев












^ Рабочая

образовательная программа

внеурочной деятельности

(Художественно-эстетическое направление)

"Акварель" по изобразительному искусству для учащихся 1 класса

^ МОБУ ООШ с. Большая Устюба Буздякского района

на 2011– 2012 учебный год
Учительница: Фаттахова Рафида Мусавировна


Пояснительная записка

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Варианты Базисного учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательного процесса в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают 40 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как:
спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
общественно-полезная деятельность;
проектная деятельность.
Программа"Акварель" по изобразительному искусству построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. Программа рассчитана на 2 часа в неделю с внеклассными коллективными "художественными событиями". В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.

Программа “Акварель” рассчитана на 66 занятий.

^ Отличительные особенности программы “Акварель”

Программа “Акварель” впервые выдвигает задачу соединения разных видов художественной деятельности — музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного движения. Программа призвана свести и породнить родные художественные представления и познания школьников: живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения. Дети являются свидетелями и участниками художественного события. Слова учителя и обращенные к детям тексты, стихи, рассказы переводятся на язык реальных звуков, красок, форм, движений. Окружающий мир и близкое детям реальное окружение в ходе занятий разворачиваются разными сторонами: богатством и разнообразием связей с материальными и духовными потребностями людей.

^ Цель программы

Содержание программы “Акварель” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

^ Задачи программы

  1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

  2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -
    чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.

  3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

  4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

  5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

^ Методические пояснения

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.

При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.


^ Ожидаемые результаты

Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.

^ Формами подведения итогов реализации программы “Акварель” являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного, федерального масштаба.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны:

  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;

  • знать об особенностях национальной художественной культуры; иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;

  • уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

  • при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).

Список литературы

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993.

  2. Копцева Т. А. Природа-художник. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994.

  3. Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.

  4. Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 1996.

  5. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.

  6. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 2002.

Режим работы

Среда -11.00 – 11.40.

Пятница -11.00 – 11.40.
Список учащихся

1. Валеев Ильназ Р.

2. Гайфуллин Азат В.

3. Каримов Ильмир К.

4. Кашапова Алсу З.

5. Нугуманова Эльвина Р.

Тематический план.



Направление деятельности

Тема деятельности

Рекомендуемые

приёмы работы

Время проведения

план

факт

1.

Три основных цвета в мире изобраз.исскуства

Красота вокруг нас.



Рисуем улыбающееся солнце .

07.09




2.

Термин “форма”. Представление и наблюдение.

Нам поможет мастер которого зовут “Изображение”.

Рисование листьев различной формы.

09.09




3.

Термин “форма”. Представление и наблюдение.

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

14.09




4.

Знакомство с красками.

В мире красок.

Мы рисем красочный ковёр.

16.09




5.

Изображение настроения.


Как изобразить настроение?

Рисуем весёлого и грустного мальчика(девочку)

21.09




6.

Развитие внимательности и наблюдательности

Увидим прекрасное.

О узорах окружающие нас

Урок - экскурсия

23.09




7.

Узоры на крыльях бабочки.

Узор и бабочка.

Рисуем свою бабочку

Каждый ученик сам придумывает свой узор на крыльях бабочки

28.09




8.

Знакомство с узором.

Придумай узор.

Рисование сказочного цветка.

30.09




9.

Природная красота.

Красивые рыбки

Рисуем различных рыбок.

05.10




10.

Как украшает себя человек.

Подбери себе или другим украшение.

Рисование для себя или для родных и друзей какого – либо украшения.

07.10




11.

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Беседа об увлечениях детей.

Рисование по теме.

12.10




12.

Рисунки на тему «Я и моя семья»

Рассказ детей о своих семьях.

Рисунки на тему «Я и моя семья»

14.10




13.

Орнамент. Сюжет.

Знакомство с акварелью. Орнамент.

Конкурс на самый красивый фантик.

19.10




14.

Рисование по воображению

Работа цветными карандашами.

Портрет Зайчика – огородника.

21.10




15.

Выполнение иллюстрации

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстр.

Иллюстр. к сказке «Три медведя» (акварель)

26.10




16.

Эскизы придуманных дорожных знаков

Беседа о правилах дорожного движения.

Конкурс на тему: «Правила дорожные знать каждому положено»(цв.карандаш)

28.10




17.

Постройки в нашей жизни.

Какие бывают постройки.

Рисование сказочного дома

09.11




18.

Как помогает природа сделать прекрасное.

Домик из овощей и фруктов.

Рисуем домик в форме овощей или фруктов.

11.11




19.

Как помогает природа сделать прекрасное.

Фигурки из природных материалов

Рисование фигурок сделанных из природных материалов

16.11




20.

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

Герои сказки. Сказочная природа.

Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа.

18.11




21.

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

Отношение к животным.

Любимое домашнее животное.

23.11




22.

Рисование по представлению

Рисование по представлению на заданную тему.

Рисование на тему: «Подводное царство».

25.11




23.

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Прослушивание сказки.

Иллюстрирование

к сказке

30.11




24.

Изготовление афиши к спектаклю.

Знакомство с понятием «афиша».

Изготовление афиши.

02.12




25.

Знакомство с хохломой.

Праздник русской матрёшки.

Знакомство с народными промыслами.

Роспись матрёшки.

07.12




26.

Рисование на тему:«Красота вокруг нас».

Изображение пейзажей родного края.

Пейзаж родного края

09.12




27.

Рисование по теме.

Беседа о зимних играх

Рисунки на тему: «Зимние забавы».

14.12




28.

Рисование по представлению.

Рисунок-декорация

Просмотр картин художников по теме

Рисунок-декорация «Сказочный домик».

16.12




29.

Изображение человека и животных

Изображение человека и животных разными художсредствами.

Рисунки на тему «Любимые герои»

21.12




30.

Рисуем по представлению. Новогодняя ёлка.

Как красива наша ёлка!

Рисование новогодней ёлки.

23.12




31.

Новогодняя открытка должна быть необыкновенной.

Волшебная новогодняя открытка.

Рисуем новогоднюю открытку.

28.12




32.

Красота зимнего леса.

Как прекрасна зима.

Рисуем зимний пейзаж

18.01




33.

Красота зимнего леса(продолжение

Как прекрасна зима.

Рисуем зимний пейзаж

20.01




34.

Какие бывают снеговики .

Герои из снега.

Придумываем эскизы различных героев для лепки из снега.

25.01




35.

Развитие фантазии. Учим придумывать и фантазировать.

Зимняя сказка.

Придумываем и рисуем сюжет своей сказки.

27.01




37.

Мороз рисует узоры.

Узоры Деда Мороза

Рисование узоров на окнах.(работа со свечами и красками)

01.02




38.

Рисование по представлению. Игры эимой.

Поиграем в зимние игры

В какие игры дети любят играть. Каждый рисует свою любимую игру.

03.02




39.

Рисование по наблюдению. Зимняя веточка.

Веточка покрытая снегом.

Рисуем зимнюю ветку.

08.02




40.

Развитие внимательности и наблюдательности

Увидим прекрасное.

Урок - экскурсия Какой он зимний лес.

10.02




41.

Жанровое многообразие: портрет.

Декоративное оформление рамки для фотографии.

Оформление портрета, изготовление рамки

15.02




42.

Рисование на тему «Мои друзья на границе»

Рисование композиций на выбран­ный сюжет о слу­жебных собаках

Моя собака

17.02




43.

Холодные и теплые цвета

Цветовой круг. Компоненты изоб.деятельности

Цветик-семицветик

29.02




44.

Рисование по памяти и впечатлению

Рисование по памяти и впечатлению

Рисование на тему «Мы рисуем праздник» (карандаш,акварель)

02.03




45.

Технология аппликации.

Составление сюжетаа работы

Поздравительная открытка на 8 марта

07.03




46.

Симметричные фигуры

Коллективная композиция.

Объемная рамка

«Наш класс»

Объемная (плоскостная) «гармошка»изкартона

09.03




47

Симметричные фигуры

Коллективная ком(продолжение)

Объемная рамка

«Наш класс»

Наклеивание фотографий, эстетическое оформление панно

14.03




48.

Штриховка. «Карандаш- волшебник»

Передача объема с помощью штриховки. Закономерности света и тени.

«Шахматная доска»

16.03




49.

Штриховка. «Карандаш- волшебник» (продолжение)

Передача объема с помощью штриховки. Закономерности света и тени.

Объемный рисунок куба.

21.03




50.

Художественно-изобразительный жанр: натюрморт.

Разные виды штриховок, изображать натюрморт

Рисунок простого натюрморта с натуры

23.03




51.

Городецкая роспись

Декоративно-прикладное искусство.Элементы городецкой росписи


«Расписная тарелка»

04.04





52.



Городецкая роспись

(продолжение)



Декоративно-прикладное искусство.Элементы городецкой росписи



Орнаментальная композиция


06.04




53.

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

Представления детей о космосе.

Рисование на тему «День космонавтики»

11.04




54.

Прилёт птиц - это значит наступила весна.

Птицы – наши друзья.

Рисование птиц.

13.04




55.

Развитие внимательности и наблюдательности

Увидим прекрасно Весенняя красота.е.


Урок - экскурсия

18.04




56.

Рисование по памяти и представлению. Мой край.

Моё село.

Село, в котором мы живем.

Рисование села.

20.04




57.

Рисование по памяти и представлению. Наступила весна.

«Здравствуй, весна!»


Рисование весеннего пейзажа.

25.04




58.

Рисование по памяти и представлению.

( продолжение)

«Здравствуй, весна!»


Рисование весеннего пейзажа.

27.04




59.

Рисование с натуры. Весенние цветы.

Цветик – семицветик.

Рисуем первые весенние цветы.

02.05




60.

Тематическое рисование.

День Победы. Беседа о ветеранах

Поздравительная открытка .

04.05




61.

Рисование по памяти. Божья коровка.

Разноцветные жуки и божья коровка.

Рисуем майского жука или

божью коровку.

11.05




62.

Что такое натюрморт. .

Ветка черёмухи.

Рисование цветущей ветки черёмухи.

16.05




63.

Изображение сказочных и фантастических персонажей.

Изображение сказочных и фантастических персонажей.

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

18.05




64

Создание сюжетных композиций

Создание сюжетных композиций на основе

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

23.05




65.-66

Рисование по замыслу.

Красота наступающего лета.

Рисуем летний пейзаж (или сюжет рисунка учащиеся может выбрать по желанию)

25.05







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа внеурочной деятельности iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош №1
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...

Образовательная программа внеурочной деятельности iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
Образовательная программа: (название, вид, уровень и направленность программы внеурочной деятельности, на основании которой была...

Образовательная программа внеурочной деятельности iconПлан внеурочной деятельности как механизм реализации основной образовательной...
Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью...

Образовательная программа внеурочной деятельности iconОбразовательная программа внеурочной деятельности научного объединения...
Образовательная программа внеурочной деятельности научного объединения «Юный эколог»

Образовательная программа внеурочной деятельности iconКонкурс программ внеурочной деятельности для начальной и основной...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для основной школы

Образовательная программа внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности «мой мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности...

Образовательная программа внеурочной деятельности iconПрограмма Курса внеурочной деятельности Направление: Название : «Мир техники»
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной

Образовательная программа внеурочной деятельности iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный английский»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Образовательная программа внеурочной деятельности iconРабочая программа внеурочной деятельности «Художественное слово»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Образовательная программа внеурочной деятельности iconРабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг»
Сборника программ внеурочной деятельности «Н. Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница