Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс)




Скачать 42.93 Kb.
НазваниеТема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс)
Дата публикации15.12.2013
Размер42.93 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке».

(4 класс)
Цель: Помочь раскрыть образ природы в поэзии и музыке. Способствовать развитию вокально – хоровых навыков, творческого воображения, познавательного интереса, умения сопоставлять увиденное и услышанное.

Музыкальный материал: М.Мусоргский «В деревне», Чайковский «Осенняя песня», Свиридов «Пастораль».

Дополнительный материал: Сказки Пушкина, произведения поэта, картина Попкова, портрет Пушкина, Чайковского, Свиридова, лад мажор и минор.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Исполнение песен, отработка нюансов.

3.Введение в тему урока.

Неспроста на нашем уроке звучит песня о волшебниках и сказках. Целая серия наших уроков будет посвящена самому известному автору сказок, герои которых вы видите на этих картинах.

-Вы знаете эти сказки?

-Кто же автор этих сказок?

- Да, именно о нем пойдет речь А.С.Пушкин. Сегодня на нашем уроке мы откроем альбом А.С.Пушкина и рассмотрим первый лист этого альбома, на следующем уроке мы рассмотрим следующую страницу, т.е. каждой странице нашего альбома будет посвящен урок. Листая страницы, мы посмотрим на «равнодушную природу» глазами поэта, послушаем музыку, которую слышал А.С.Пушкин во время Михайловской ссылки, вспомним мелодии композиторов, которые озвучили волшебные строки первого российского поэта.

-Как вы понимаете, слово ссылка? (по словарю толковому Ожегова пребывание ссыльного на поселении т.е. в наказание принудительно переселить с места жительства на поселение) (писал стихи, которые не нравились царю)
^ Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Так называл Александр Сергеевич Пушкин своё родовое имение – село Михайловское. Его неяркая, неброская природа очаровала поэта и вдохновила на создание многих замечательных произведений. Это главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэмы «Цыганы», «Граф Нулин», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане..» и многие стихотворения. (произведения показать)

Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса, с маленькими прозрачными озерами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками, хорош весь этот простор - не уныло пологой равнины, а богатой своей суровой роскошью северной природы. Здесь было где ходить часами пешком и целые дни пропадать верхом на лошади.

Осенью 1824г. Начинается знаменитый период жизни А.Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни и в дружеском общении с семьей Осиповых, соседей из Тригорского.

^ ЛИСТОК ПЕРВЫЙ:

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».

4. Работа по теме.

(Звучит фортепианная пьеса М.Мусоргского «В деревне», на фоне музыки читается стихотворение)

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.
Мы с вами в Михайловском. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места. Природа здесь неяркая, неброская, но именно она когда – то

очаровала Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах. Когда спросили у поэта, каков его кабинет, он ответил: «Деревня – вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом, и избушку няни, и всю природу вокруг.

Больше всех времен года любил поэт осень.
«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(Стихотворение продолжает читать ученик) Какие картины вы увидели, прослушав это стихотворение? (осень)

Какая это осень ранняя или поздняя?

-Почему вы так думаете?

-Какое настроение вызывает это стихотворение? (Грусти,печали)

-Во всех ли строках звучит эта грусть? (нет)

Давайте понаблюдаем (читаю по фразам, а дети комментируют)

А если мы это стихотворение переложим на музыку, то в каком ладу она будет звучать?

-В мажоре или миноре? (Показать помощника)

- Да действительно, первая фраза настраивает нас на минорный лад, печально и тихо на душе…И вдруг – «очей очарованье!...» И эта смена лада так и продолжается до конца.

- Каждая строка у этого стихотворения А.С.Пушкина звучит какой – то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией.

А сейчас я вам предлагаю послушать произведение Чайковского «Осенняя песнь». Вы должны прослушать произведение и ответить на вопрос: Близка ли эта музыка стихотворению?

Слушание произведения Чайковского «Осеняя песнь»

- Ну, что скажите, похожи эти произведения?

- Чем? ( Настроение, минор – мажор, один и тот же образ раскрывают).

- Характер музыки Чайковского близок настроению стихотворения А.С.Пушкина.

Образ осени раскрывается не только в музыке, поэзии, но и в живописи.

Посмотрите на картину художника В.Попкова. «Осенние дожди» (Показать)

-Какое время года изображено?

-Какими красками изображена эта осень? (сочными, ярко-желтыми)

-Можно ли эту осень назвать «золотой»?

-А в каком ладу звучит эта картина? (маж. и мин.)

-Обратите внимание на одежду Пушкина (звучат интонации минора)

Смена мажора и минора несет в себе тревожное предчувствие ухода теплых дней, ярких красок природы

А теперь давайте подведем итог наших размышлений

-Какой образ мы раскрывали? (Осени)

-Через какие виды искусства раскрыли этот образ?

-Какие произведения прозвучали на уроке?

^ 5. Итог урока.

И стихотворение Пушкина со своей сменой настроения, и «Осень» Чайковского с контрастом, и картина Попкова раскрывают нам один и тот же образ, образ природы –

осени, но в музыке этот образ раскрывался через звуки, в литературе через слово, в ИЗО через цвет и краски одно настроение, одно мгновение из жизни Пушкина. Пушкин написал много произведений одно из них «Метель», с которым вы познакомитесь в старших классах. Композитор Свиридов прочитав это произведение, написал музыкальную иллюстрацию к этой повести в котором тоже раскрывается образ природы, но не осени, а зимы. Послушайте и дома нарисуйте эту зиму.

Это будет ваше домашнее задание.

-Какая это зима?
6. Домашнее задание: нарисовать рисунок к произведению Свиридова «Пастораль»
ВЫВОД:

Познакомившись с первой страницей альбома, мы почувствовали и услышали, увидели родной край сердцем композитора, художника, поэта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И....

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconУчитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа...
Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа...

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconТема: 4 класс Природа в музыке и поэзии Цели
Цели: показать красоту и величие русской природы через литературные и музыкальные произведения; повторить экологические правила;...

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconТема урока: Музыкальность лирики Фета Цель урока
Цель урока: показать роль А. А. Фета в развитии русской поэзии; совершенствование умений и навыков анализа стихотворения; развитие...

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconЛитература 6 класс Тема урока: Лики родной природы в русской поэзии
Ф. Тютчев, И. Тургенев, Е. Баратынский; выставка книг со стихами о природе «Пред ликом священной природы»; отпечатанные тексты стихотворений;...

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconУрока: интегрированный Тема: «Красота и величие русской природы в...
Оборудование: икт, портрет Н. А. Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А. А. Рылова «Зелёный Шум»; портрет...

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconУрок 49 (110) Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели»
...

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconТема «Час поэзии. Волшебница зима»
Цели и задачи: познакомить учащихся с творчеством русских поэтов, научить чувствовать и понимать поэтические образы, наблюдать красоту...

Тема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс) iconТема: Древнейшая песнь материнства. Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве.
Цель: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница