Скачать 100.77 Kb.
|
И.Е. Михайлов, г. Москва Поэтическая лирика Ф.И. Тютчева в связке географии с литературой. Сценарий интегрированного урока Цели урока
Тип урока: интегрированный урок, семинар. Методическое обоснование урока Географичность художественной литературы не подлежит сомнению. На стыке географии и литературы находится литературная география1. Рассматривая связку «география – художественная литература», учитывают, что географический сюжет в литературном произведении фигурирует в двух видах – обобщенном и конкретном. Так, почти у всех русских поэтов можно найти стихи вообще о зиме, лете, весне, осени, о зимнем или утреннем вечере или утре, о лесе, реке, ручье, ветре, море. То же относится и ко многим прозаическим произведениям – деревни с маковками церквей, поля с лесными перелесками, крестьяне на сенокосе, звуки колоколов. Встречается и вариант вымышленного географического названия, не существующего на географической карте. Другое дело художественное краеведение – такая территориальная привязанность литературного произведения, которая обеспечивает узнаваемость описываемых в нем мест. С ним обучаемые сталкиваются в течение всего курса изучения литературы в школе. Творческое наследие Тютчева – всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений2. Взяв томик стихов Тютчева, обучаемые при подготовке к семинару вполне смогут самостоятельно отобрать стихотворения сообразно их индивидуальному заданию. Рассмотрение поэзии Тютчева в контексте литературной географии имеет свои особенности. Знакомые по начальной школе стихотворения Тютчева о природе (художественное ландшафтоведение) приобретают иное звучание в контексте биографии поэта. Географичность стихов Тютчева завязана на философских размышлениях мыслителя и дипломата. Велико значение образа России в творчестве поэта. В то же время в нем присутствуют географические образы зарубежных стран. ^ Мотивацией к интегрированному уроку служит присутствие в произведениях любого классика или современника географической привязки – от улицы и дома до страны и континента. В случае отсутствия специальных географических знаний читатель оказывается в некой прострации – а где это? Литературное произведение воспринимается не полно и оценивается не адекватно. Уже поэтому стоит учить географию. Чтобы правильно оценить места событий, описываемых в литературном произведении, лучше их посетить самому. Еще лучше съездить на родину автора. В этом случае без географии также не обойтись. Подготовка к семинару При подготовке к семинару обучаемые готовят доклады на следующие темы.
Ход урока Организационный момент Создание мотивации к семинару отдельно учителем литературы и учителем географии ^
Один обучаемый зачитывает фрагмент своего доклада: Великий русский поэт-лирик Ф.И.Тютчев (1803-1873) родился и провел первые годы жизни в брянском селе Овстуг на берегу Десны. Ранняя молодость его прошла в Москве. Окончив Московский университет, Тютчев в 1822 году поступил на дипломатическую службу и отправился в Мюнхен, бывший тогда одним из главных культурных центров Европы. В 1844 году поэт возвратился в Россию и до конца своих дней жил на родине. Раннее творчество поэта проникнуто мировым, космическим, вселенским духом. Стихотворения конца 20-30-х годов всецело утверждают одухотворенное бытие природы. Тютчев в эти годы живет и работает за границей. Первый весенний гром, лес на горе, река, виноградники, храм на холме, гроза, радуга, летний полдень становятся географическими объектами стихотворений этого периода. ^ Уже полдневная пора Палит отвесными лучами… Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи… Над виноградными холмами Плывут златые облака. Внизу зелеными волнами Шумит померкшая река. Взор постепенно из долины, Подъемлясь, всходит к высотам И видит на краю вершины Круглообразный светлый храм. Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река… Гроза прошла… И радуга концом дуги своей В зеленые вершины уперлася.
Третий обучаемый: Не утратила тютчевская поэзия своей всемирности и в поздний период жизни. В разрезе художественного ландшафтоведения это уже Средняя полоса России. Несколько обучаемых зачитывают отрывки стихотворений: ^ Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны березы… Не остывшая от зною, Ночь июльская блистала… И над тусклою землею Небо, полное грозою, Все в зарницах трепетало… Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь… И вся дубрава задрожит, Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины… И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу… Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит… Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит… Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле… Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит… Еще один обучаемый: Одновременно поэт размышляет о вечном. В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катитсярека, Словно зеркало стальное… Чудный день! Пройдут века – Так же будут в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать во зное. По возвращении на родину Тютчев пережил духовный переворот. Итак, опять увиделся я с вами, ^ В этой связи можно увидеть специфику художественного ландшафтоведения в поэзии Ф.И. Тютчева на примере написанного через несколько недель другого стихотворения. ^ Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют… Усыпительно безмолвны, Как блестят в тиши ночной Золотистые их волны, Убеленные луной. О смысле этого гимна родине с замечательной верностью писал Н. Берковский: «Стихотворение это на первый взгляд кажется непритязательным описанием… между тем оно полно мысли, и мысль здесь скромно скрывается, соответственно описанной и рассказанной здесь жизни – неяркой, неброской, утаенной и в высокой степени значительной. стихотворение держится на глаголах: рдеют-зреют-блестят. Дается как будто бы неподвижная картина полевой июльской ночи, а в ней, однако, мерным пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Передано тихое действование жизни… от крестьянского трудового хлеба в полях Тютчев восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно с зреющими нивами… Жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. Для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только и может быть услышана. Ночной час выражает и то, насколько велика эта жизнь, – она никогда не останавливается, она идет днем, она идет и ночью, бессменно…» ^ Под вроде бы простым художественным ландшафтоведением у Ф.И. Тютчева скрывается философия жизни. Стихотворение полно мысли. Это основной принцип воссоздания образа России в поэзии Тютчева.
Обучаемые зачитывают отрывки стихотворений поэта Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В твоей смиренной. Семинар продолжает учитель литературы: Поздняя лирика Тютчева является несравненным откровением о родине. ^ Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. В тютчевских стихах о России не раз возникают ключевые слова – «незрима», «край безлюдный». ^ – в разнообразных вещах и явлениях, эффектных событиях, в многолюдии ярком и четко оформленном. Это праздничное «многолюдие» запечатлено в тютчевских стихотворениях, созданных в Германии. ^ Толпами улица блистала… В толпе людей, В нескромном шуме дня… Учитель географии: И для сравнения, вот что Тютчев говорит о «родном ландшафте»: ^ Осветил безлюдный край… Все голо так – и пусто-необъятно… Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья… Русское бытие предстает как бы не обладающее красочной пластичностью, не имеющее законченных, чеканных форм. Оно предстает скорее как стихия, некое излучение, свечение, нежели как предметная реальность, «вещество». ^ В 1853 году поэт пишет о родных – орловско-брянских – местах, что «интимная поэзия природы…не выступает явно… в наших краях, с их грустной и неяркой красотой». Для Тютчева все подлинное бытие России вообще свершалось как бы на глубине, недоступной поверхностному взгляду. Смысл этого бытия и его высшие ценности не могут – уже хотя бы из-за своего беспредельного духовного размаха – обрести предметное, очевидное для всех воплощение. В 1859 году по дороге из Южной Европы в Россию поэт создает диптих «На обратном пути», где противопоставляет «чудный вид и чудный край» Швейцарии «безлюдному краю» родины. Вот описание ландшафта России в сравнении с ландшафтом заграничным. Родной ландшафт… Под дымчатым навесом ^ Синеет даль – с ее угрюмым лесом, Окутанным осенней мглой… Все голо так – и пусто-необъятно В однообразии немом… Местами лишь проглядывают пятна Стоячих вод, покрытых первым льдом… Здесь человек лишь снится сам себе… Не верит он, хоть видел их вчера, Что есть края, где радужные горы В радужные глядятся озера… Учитель географии: Кроме Средней полосы в стихотворениях Тютчева упоминаются и другие регионы России. Например, Царское Село осенью. Обучаемый: …^ Когда он тихой полумглою Как бы дремотою объят, И белокрылые виденья, На тусклом озера стекле… И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени… Учитель географии: А вот описание Невы в Петербурге, где была квартира Тютчева: ^ В легкой зыби невских волн… Ты, разлитая как море, Пышно-струйная волна… Или: Нет искр в небесной синеве… Лишь по задумчивой Неве Струится лунное сиянье. Обучаемый: Будучи постоянным ближайшим советником министра иностранных дел А.М. Горчакова Тютчев использовал любые – весьма многообразные – возможности воздействовать на внешнеполитический курс России. К тому времени была проиграна Крымская война, о чем Тютчев с досадой писал в своих стихах. Вот его описание Черного моря в районе Севастополя: ^ Последний слышим мы раскат… Шумишь ты, как во дни былые, И катишь волны голубые, И блещешь гордою красой!..
Обучаемые зачитывают специально подобранные фрагменты стихотворений поэта. ^ Бесцветный грунт небес, песчаная земля… И глядя на тебя, пустынная река, И на тебя, прибрежная дуброва, «Вы, – мыслил я, – пришли издалека…» Учитель географии: Упоминаются Рим: Обучаемый: В ночи лазурной почивает Рим. Взошла луна и овладела им… Как сладко дремлет Рим в ее лучах! Учитель географии: Дунай: Обучаемые: …День вечерел: мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где белея, Руина замка в дол глядит… Там, где горы, убегая, В светлой тянутся дали, Пресловутого Дуная Льются вечные струи… Все прошло, все взяли годы – Поддался и ты судьбе, О Дунай, и пароходы Нынче рыщут по тебе. Учитель географии: Неман: Обучаемый: Ты ль это, Неман величавый? Твоя ль струя передо мной? Учитель географии: Альпийские горы: Обучаемый: Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные глядят; Помертвелые их очи Льдистым ужасом разят… Но Восток лишь заалеет… И с главы большого брата На меньших бежит струя, И блестит в венцах из злата Вся воскресшая семья!.. Учитель географии: Швейцария: Обучаемый: …Тот же месяц, но живой, Дышит в зеркале Лемана… Чудный вид и чудный край… Учитель географии: Франция: Обучаемый: О, этот Юг, о, эта Ницца!.. О. как их блеск меня тревожит! Подведение итогов урока Обучаемые под руководством учителей литературы и географии делают выводы: Географичность художественного произведения – то, насколько прописаны в нем места происходящих событий. Географична ли поэзия Тютчева? Несомненно, да. Другое дело, какова ее степень. Поэтом написано не так уж много. В географическом аспекте в творчестве поэта превалирует художественное ландшафтоведение, как заграничное, так и родное, российское. Поэт наблюдает географические явления в природе, размышляя о своем и о вечном. Присутствует в стихах Тютчева и художественное краеведение. 1 Максаковский В.П. Литературная география. Географические образы в русской художественной литературе / Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006. – 407 с., ил. 2 Тютчев Ф.И. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. В.В. Кожинова. М.: Сов. Россия, 1986. – 288 с. |
![]() | Сценарий интегрированного урока географии и биологии по теме «Антарктида – уникальный материк» в 7 классе | ![]() | Цели урока: знакомство с личной жизнью Ф. И. Тютчева и её отображение в его поэтических произведениях |
![]() | Оборудование: портреты Тютчева, Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Е. А. Денисьевой, кассеты с музыкальными... | ![]() | Цели: знакомство учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; развитие навыков анализа философской лирики; пробуждение интереса... |
![]() | Занятие является универсальным по содержанию и методам обучения для проведения урока литературы, а также может служить основой для... | ![]() | ... |
![]() | Мы рассмотрим одну, небольшую, но центральную тему в философской лирике Тютчева: мир, окружающий человека, и мир, скрытый в человеческой... | ![]() | Тютчев Ф. И. Лирика Фет А. А. Лирика Некрасов Н. А. Лирика Достоевский Ф. М. «Бедные люди» |
![]() | Гносеологический вектор поэзии Ф. И. Тютчева //Тютчев русская поэтическая и политическая языковая личность, Брянск, 2013.– 0 – 100... | ![]() | Государственного стандарта, Примерной программы (основной школы) общего образования по географии, составители Э. Д. Днепров, А. Г.... |