Номинации




Скачать 112.47 Kb.
НазваниеНоминации
Дата публикации20.10.2013
Размер112.47 Kb.
ТипСценарий
www.lit-yaz.ru > География > Сценарий

ФИО участника

Иванова Светлана Александровна

Должность, предмет

Учитель средней школы, биология, география

Педагогический стаж

14 лет

Регион

Брянская область

Полное название ОУ

МБОУ СОШ имени А.М.Горького, г.Карачева, Брянской области

ФИО руководителя ОУ

Литвиненко Татьяна Николаевна

Почтовый адрес участника (с индексом)

242500, Брянская область, г.Карачев, ул. К.Маркса 18/22

Электронный адрес участника (e-mail)

Cvetik.ivanova2012@yandex.ru

Название номинации

Номинация 3. «Лучшая методическая разработка внеурочного занятия (проекта)»


Тема методической разработки

Сценарий экологической экскурсии "Брянские леса – России краса!"




^ Сценарий экологической экскурсии "Брянские леса – России краса!"

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия может входить в систему уроков и является важной частью учебного процесса, а также экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.
Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:
- с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
- экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;
- экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

- формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.

^ Структура экскурсии :

Цель : формирование познавательного интереса и уважения к объектам неживой и живой природы, установление причинно-следственных связей и зависимостей; знакомство с растениями и животными, обитающими в природной среде, способами их защиты и охраны. отработка навыков коммуникативного поведения; закрепление знаний правил поведения в природе; коррекция логического мышления, памяти, воображения, речи.
1-й этап: Подготовительный:
На этом этапе учитель вместе с учащимися-членами НОУ"Зелёная планета"знакомятся с разнообразием растительного и животного мира Брянского края, собирают материал, определяют маршрут экскурсии, готовят костюмы, отрабатывают свои этапы маршрута. Перед началом экскурсии учитель сообщает учащимся цель и место проведение экскурсии, напоминает правила поведения на улице и в природном окружении, уточняет, какое необходимо оборудование.

2-й этап: Основной:

  • наблюдение за погодой, одежда по погоде ;

  • наблюдения за растениями и животными ,их образом жизни и значением в природе и жизни человека.

  • инсценированная дидактическая игра.

3-й этап: Заключительный:
Коллективное оценивание проведённой экскурсии по вопросам: что нового увидели? Что нового узнали? Кому помогли в природе? Изготовление поделок из природного материала, написание коротких рассказов, мини-сочинений.

Тип экскурсии: природоведческая.

Время проведение экскурсии: 30 минут

Оборудование: костюмы для экскурсоводов, материалы для ограждения муравейники ,блокнот, карандаш

Наблюдение: растения, птицы и насекомые летом, цветение растений, роль растений в природе и жизни человека.

Вводное слово учителя: "Такой знакомый лес"

Дивный лес! Чудесный лес 
От земли и до небес!
О нём читаем мы в былинах,
Часто видим на картинах.
Зимой, осенью, весною,
Лес, любуемся тобою,
И конечно летом красным.
Русский лес всегда прекрасный.
И недаром ведь поэты
Воспевали чудо это.

-Мы рады всех приветствовать в чудесном уголке природы, в самом сердце России- в смешанных ,могучих и удивительных брянских лесах. Наш маршрут пройдёт по территории лагеря "Ровесник, расположенного на территории Белобережской пустоши Брянского района. И сегодня на нашем маршруте с вами будут работать наши юные экскурсоводы-ребята из НОУ"Зелёная планета"МБОУ СОШ имени А.М.Горького г.Карачева. Я передаю им слово.

Остановка 1(1экскурсовод) Чудесное творение природы – лес! Без него невозможно представить себе Землю. Лес делает нашу душу богаче, тоньше, восприимчивей к прекрасному. Он дарит нам радость и восторг, покой и умиротворение, исцеляет наши души.

И  конечно лето – это самая любимая пора. Лес зелен и душист. Он так приветливо встречает нас в своих кладовых и всегда щедро делится с нами своими богатствами. Сегодня на нашем маршруте Вы узнаете интересные и порой неожиданные вещи о вроде бы знакомом лесе, увидите замечательный пейзаж и редкие растения. Белоствольные березы и могучие сосны, коренастые дубы и вязы, липы, осины; высокие шатровые кусты лещины, бересклет; черника, брусника; копытень…. Все они по большому счету – наши знакомые «незнакомцы». Наш экскурсионный маршрут пройдёт от футбольного поля лагеря "Ровесник",по лесной поляне и закончится у лесного озера "Мутное". Более внимательный взгляд на «обычный» брянский лес поможет нам найти следы жизнедеятельности его обитателей, услышать разнообразные природные звуки, насладится чистым лесным воздухом, действительно увидеть совершенство и удивительную неброскую красоту нашей природы. Вы услышите птичий щебет, шорох листьев, почувствуете смолистый запах хвои, аромат цветов. 
Жизнь без лесов была бы невозможна. Листья деревьев поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и который в огромных количествах выбрасывают в атмосферу заводы, фабрики, автомобили, и в то же время вырабатывают кислород, необходимый для жизни человеку, животным, растениям. Общеизвестно, что без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – 5 дней, а без кислорода – не более 3 мин. Из леса изготавливают множество необходимых вещей: карандаши, бумагу, спички, технический спирт, ткани, мебель. В лесах обитает множество ценных пород животных и верных друзей человека – птиц, помогающих уберечь от вредителей урожай на полях и в садах. Здесь растут грибы, ягоды, лекарственные травы. Без лесов высохли бы реки и озёра, леса помогают сохранить влагу на полях. Воздух в некоторых лесах обладает целебными свойствами, не случайно санатории и дома отдыха строят именно в лесных массивах. А я передаю слово своему коллеге.(фото 1)

Остановка 2 (2экскурсовод) Здравствуй, лес, дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем: шумишь листвою

ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь на заре

весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

ты же видишь, мы свои.

Брянские леса называют легкими Европы. Нигде в нашей стране, нет такого богатства и таких редких сочетаний растительности, как в Брянских лесах.

Гордость нашей области - это берёза-хозяйка нашего леса.(рис.1)

Березки хороши в любое время года. Красивы они ранней весной, когда еще белеет снег, но появились протаявшие воронки у стволов, и у деревьев начинается сокодвижение. В начале мая березки - словно невесты, накинувшие на плечи прозрачную зеленую фату. Но особенно прекрасен березовый лес летом, когда ветерок покачивает длинные свисающие ветки. В лучах полуденного солнца далеко видны их белые атласные стволы.

Как будто колонны античного храма, высятся их стройные стволы.

b:\берёза.jpg



Косы треплет берёзкам ветер, 
Заплутал средь ветвей баловник. 
Размечталась о сказочном лете, 
Солнца лучик мне в сердце проник.

Рис.1

b:\сосна.jpg


Богата Брянщина и хвойными породами.

Сосна - настоящая жемчужина нашего леса.
В северных районах области все чаще встречается ель. В таких лесах тихо, нет певчих птиц. Только вороны тяжело взмахивают своими крыльями, придавая ему сказочно - мрачный характер. (рис.2)

Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.(фото 2)

Рис.2

Остановка 3(3 экскурсовод).Здравствуйте ,друзья! Я- семечко сосны. После опыление шишек я зрею долго, около 20 месяцев, затем шишка вскрывается и семечки с перепончатыми крылышками вылетают и ветер разносит нас на большие расстояния. Ну, я полетел!!!(фото3)
-Какие еще в нашем лесу растут деревья? (дуб)
-У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы. К осени на дубе созреваютb:\дуб.jpg


Рис.3

плоды-желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм. Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром поласкают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.(рис.3)

b:\i (8).jpg

А сколько вокруг трав: тимофеевка луговая и мятлик болотный, щавель кислый и василёк луговой, крапива, подорожник, одуванчик. Подорожник лекарственный знают все ,люди ценят его за его целебные средства заживлять раны и останавливать кровь ( рис. 4). Ещё его называют семижильным попутчиком ,его созревшие семена прилипают к животным и человеку и разносится на большие расстояния.(фото4)

Рис.4
Остановка 4(4экскурсовод).А я самое простое ,что есть на свете- одуванчик (рис 5).Есть люди, которые не замечают меня, а ведь можно сунуть в рот горький стебель в рот и сказать:"Колдуй ,баба, колдуй ,дед, заколдованный билет!" И стебель одуванчика заколдуется, завьётся. А ещё мы похожи на человека, голова круглая. Не пойму только b:\i (11).jpg

почему старых людей называют "божьими одуванчиками".По-моему ,вы одуванчики с самого начала ,а к старости становитесь "божьими"(фото5).

Остановка 5(5экскурсовод).Ребята ,наша прогулка по лесу продолжается.    Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.(фото 6)

- Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого. - Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

 Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему?(Борьба за свет и тепло…)
- Ребята, посмотрите, что находится около пня? (муравейник)

- Кто живет в этом домике?(муравьи)

Остановка 6(6экскурсовод). Я- лесной рыжий муравей(рис.6). Я- рабочий муравей. Я строю и чиню гнездо, ухаживают за личинками и куколками, запасаю пищу, защищаю муравейник от врагов. В моём большом гнезде живут тысячи и десятки тысяч рабочих особей. Мы играем немалую роль в жизни природы. Мы - лесные муравьи полезны тем, что истребляем вредных насекомых и переносим семена растений. Наш муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Ну я пошёл, у меня ещё много дел.(фото 7)

b:\муравей.jpgРис.6

- А каких насекомых мы можем встретить в лесу?
^ Отгадайте мои загадки.

1) Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
2)На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза-
Кто же это?... (стрекоза)
3)Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)

Остановка 7(7экскурсовод).b:\repeynica.jpg

Здравствуйте, ребята! Я- бабочка- репейница, я - бабочка дневная. Размах моих крыльев — 5-6 см. Окраска буровато- розовая или рыжеватая, с с черными пятнами, Репейница-одна из самых известных бабочек-путешественниц. Бабочки, обитающие в Европе, Африке, Америке и конечно в России(рис.7).
Рис.7
Раз - росой я умылась.
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела-
На четыре – улетела.(фото 8)


Ребята, а какую пользу приносят насекомые? (опыляют цветы).
-Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков.
-Стрекозы – полезные насекомые т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.

Остановка 8 (8экскурсовод). А мы двигаемся дальше.

- Только ли растения и насекомые живут в лесу? (нет)
- Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы слышим – это птицы.
Отгадайте, какие птицы нас встречают?

Загадки:

Надо очень тихо идти,
Чтоб ее не вспугнуть и найти.
Где-то сидит высоко на суку
И считает года – ку-ку.
Вот впереди опушка,
А вот и она – (Кукушка) 
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел) Рис.8


-С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные  насекомые(рис.8). b:\дятел.jpg

Ребята, а какая птица считается символом заповедника Брянский лес?(чёрный аист)

-Понравилась ли вам экскурсия?

- Какие открытия вы сделали сегодня?

-Что незнакомого увидели в знакомом лесу?
Правила поведения в лесу:

  • В лесу веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми!

  • Не разжигай костёр!

  • Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда!

  • Не ломай ветки, не рви цветы, не сбивай грибы!

  • Не уноси домой животных, не мучай и не убивай их!

  • Не оставляй после себя мусор!

  • Помогай тем, кто заботится о лесе!

Ты - русский человек
И русские леса любить обязан, 
Как Родину свою, как первый день весны.
Тогда и каждым будет сказан
Божественный завет лесной страны. (А. Бородулин)

Наша экскурсия закончена.Благодарим всех за внимание. Спасибо, что были с нами!(фото 10,11,12,13).

Приложение1.jpg


Фото 1.

Фото 2.2.jpg


Фото 3
3.jpg

Фото 4 Фото 5

6.jpgФото 65.jpg4.jpg

7.jpg 8.jpg

Фото 7 Фото 8

10.jpg 9.jpg

Фото 9 Фото 10


11.jpg 12.jpg
Фото 11 Фото 12

13.jpg

Фото 13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Номинации iconЗа сказками следом стихи. Боже мой! До чего
Ирина Викторовна, учитель истории, занявшая 2 место в номинации «Поэзия», и Стучкова Кристина, теперь уже выпускница нашей школы,...

Номинации iconПротокол заседания жюри Регионального конкурса «Наследники Юрия Гагарина»...
Рассмотрев представленные на конкурс работы учащихся в номинации «Мечтаю о космосе» жюри приняло решение: Наградить дипломом Победителя...

Номинации iconАвтор Мошкова Алина Анатольевна Учреждение
Обоснование выбора номинации. Поддержка талантливых детей, развитие творческих способностей – одна из задач современного образования....

Номинации iconО необходимости ситуативного подхода к явлениям имплицитности в номинации
Гальперин 1976], вертикального контекста [Ахманова Гюббенет 1977], подтекста [Димитрова 1984], вторичной номинации [Гак 1977], некатегориальных...

Номинации iconМоу «сош №2 с. Карагач»
«Мое призвание» она награждена дипломом за 3 место в номинации «Моя творческая лаборатория». В конкурсе на «Лучшее оформление образовательной...

Номинации iconЛексико-грамматические механизмы номинации урбанонимов
Кушнерук 2006; Медведева 2003]. Таким образом, использование пф и прецедентных имён (ПИ) как средства номинации являет собой эффективный...

Номинации iconОтчёт по номинации «Патриотическая песня» 20 марта 2012 года
Гуманитарного колледжа информационно-библиотечных технологий №58 (директор А. М. Жималовский) и Педагогического колледжа №5 (директор...

Номинации iconКонкурса социальных инициатив «общественное признание» в номинации «Наш город, наш Дом»
В номинации «Наш город, наш Дом» (активные жители городского округа, принимающие участие в решении общественных проблем, развитии...

Номинации iconКонкурс прошел весело и позитивно. Зрители тепло приветствовали участников....
В номинации «Театр» участвовало 7 коллективов. В номинации «Литература» 4 участника. В составе жюри были педагоги и члены Ученического...

Номинации iconВ мбоу сош с. Татарский Канадей Кузнецкого района прошел смотр-конкурс...
Сайфулина Алсу, а помогали Алсу и Динара. Стоит отметить и выступление Султанова Ильнара, 2 класс, в номинации «Вокал». Он исполнил...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница