Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года»




Скачать 53.59 Kb.
НазваниеУрок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года»
Дата публикации17.10.2013
Размер53.59 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > География > Урок
Аннотация

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» даёт возможность проведения групповой работы, активизирует творческую деятельность учащихся, повышает интерес к предмету. Интеграция и метапредметность делают урок нестандартным, развивающим.


Общее содержательное описание работы

- «Учимся читать книгу природы. Времена года».

- Литература

- Среднее звено, 5 класс

- Показ одного из вариантов проведения нестандартного урока развития речи

- Цветовое «звучание» строф стихотворения, умение видеть

отличие пейзажа в художественном тексте от фотокартин природы

- Повышение эффективности и учебной мотивации урока, возрастание интереса к предмету, развитие творческих способностей детей

- «Детские электронные презентации и клипы» www.VIKI. rdf ru

Нестандартный урок развития речи

Литература

5 класс
Тема: « Учимся читать книгу природы. Времена года»
Цель урока: работая с художественным словом, музыкальным фрагментом, фото и иллюстративным материалом, учиться видеть в природе источник поэтического вдохновения, чувствовать в поэтическом пейзаже не только картину природы, но и восприятие её человеком.
Оборудование: компьютер, проектор, иллюстративный материал, отрывки из стихов русских поэтов по временам года, фрагмент музыки А. Вивальди из цикла «Времена года. Зима», три фрагмента музыкальных произведений для разных этапов работы, цветные карандаши, листы с текстом стихотворения Н. Рыленкова, «Материал для справок», таблички с названием групп:«Весна», «Зима» и т.д.
Работа в творческих группах (4 группы учащихся и группа гостей)
Ход урока
Слово учителя:

«Природа – мир, тайник Вселенной», - сказал великий поэт России Борис Пастернак. Действительно, в природе есть всё: красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие, зрячесть и слепота, отзывчивость и равнодушие к человеку, стремление проникнуть в её тайны и наполниться её красотой необходимо каждому из нас, так как человек слит с миром природы и является частью этого мира.

^ Чтение учителем стихотворения Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…» под тихо звучащую музыку

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленней реки,

Туманней озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Вопросы и задания:


  1. С каким чувством, настроением вы слушали стихотворение? 1 группа, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями. 2 группа, 3 группа, 4 группа. Группа гостей, ваши впечатления. Всем – спасибо.




  1. Какие картины природы, образы рождает оно (стихотворение) у вас? (Группы отвечают)




  1. Возможна ли иллюстрация к этому стихотворению? Если да, какой вы её себе представляете. Если нет, то объясните почему. (Группы отвечают)




  1. Перед вами листы с текстом. На столах лежат карандаши. Подумайте, посоветуйтесь в группах и раскрасьте каждую строфу стихотворения в подходящий цвет. Группы работают под музыку Поля Мориа

Покажите свою работу, объясните, почему именно так.


  1. Попробуйте озаглавить, назвать стихотворение по-своему. (Группы отвечают)




  1. Как вы думаете, почему Н. Рыленков называет природу «застенчивой»? Подберите к этому слову синонимы. (Группы отвечают)




  1. А какая природа для вас: задумчивая, изменчивая или …? Подумайте, посоветуйтесь в группах и напишите на листе, который лежит у каждой группы на столе, несколько слов-определений, какая природа для вас. (Группы отвечают)




  1. В чём различие глаголов «увидеть – всмотреться», «услышать – вслушаться»?

Если вы испытываете трудности, то можно воспользоваться материалами «Для справок», которые есть у каждой группы.


  1. Для дальнейшей работы каждой группе предложены куски иллюстраций природы по временам года. Разложите перед собой то, что вам дано. Найдите и соедините нужные куски, чтобы получилась цельная картина природы.




  1. Запишите слова, сочетания слов, которые позволят увидеть, уловить движение вашего времени года, услышать его шорохи, звуки, краски. В группах все предлагают что-то, отбирают нужное, а один быстро записывает на лист. (Группы отвечают)




  1. А сейчас прочитайте отрывки из стихотворений, которые предложены вам. Учтите, что не всё, что дано, подходит для вашего времени года. Прочтите выразительно тот отрывок, который, на ваш взгляд, удачно отражает вашу тему. У группы «Зима» нет нужных отрывков, как нет и подходящих друг к другу иллюстраций. (Группы отвечают)




  1. Объясните, что же «увидели» и «услышали» художники слова - поэты, в природе вашего времени года. Посоветуйтесь в группах, выберете, кто будет говорить. (Группы отвечают)




  1. Какими чувствами пронизано каждое прозвучавшее сейчас стихотворение?




  1. У какой группы не нашлось ни подходящих друг к другу иллюстраций, ни отрывков из стихотворений? Может, сами прочтёте по памяти стихи о зиме? Пожалуйста. 4 группа, вот ваши куски иллюстраций и отрывки из произведений о зиме. (Даю материал). Сложите картины. Подберите нужное стихотворение.




  1. Из области мечтаний, грёз я предлагаю всем вернуться в наш сегодняшний день. Февраль. Зима. Ваши чувства, настроение? Поделитесь своими впечатлениями.




  1. 4 группа, закончили работу? Покажите всем. Прочитайте выбранный отрывок. Объясните, что же «увидели» и «услышали» художники слова - поэты, в природе вашего времени года.




  1. Внимание на экран. Прослушайте музыку А. Вивальди из цикла «Времена года. Зима», посмотрите на фотографии зимнего пейзажа.


Скажите, созвучна ли музыка вашему настроению. Поделитесь впечатлениями от увиденного. Какие чувства испытали, глядя на фотографии и слушая музыку?

(Группы отвечают)

  1. Отличается ли пейзаж в художественных текстах от картин природы, которую вы наблюдали на экране? А в чём разница, как вы думаете? Вы затрудняетесь ответить? Может быть, нам помогут гости? (Группы отвечают)


(В искусстве художественного слова природа обогащена, «озвучена» человеческим чувством. Мы не только как бы видим картину природы, мы видим, понимаем, как воспринимает эту картину человек).
И последнее задание всем группам: опираясь на всё увиденное и услышанное на уроке, напишите миниатюру о своём времени года – 3 -5 предложений. Начало у всех будет одинаковое, например: «Зима – лучшее время года»

^ Написание творческой работы под музыку Г. Свиридова. Чтение миниатюр.
Слово учителя: «Природа – мир, тайник Вселенной», - сказал великий поэт России Борис Пастернак. И мы сделали ещё одну попытку проникнуть в мир природы.

Поделитесь настроением от урока. Продолжите одну из предложенных вам фраз:

Я узнал (а)…

Я понял (а)...

Мне было…

Как здорово…

Я почувствовал(а)…
Нарисуйте на листах со своими миниатюрами смайлик, который отражает ваше настроение на уроке и после него. Оцените свою работу, поставьте себе оценку.
Всем – спасибо. До новых встреч.

Материал урока можно варьировать (Это зависит от времени года)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрок литературы в 6 классе «Волшебная сила природы»
Место данного урока в курсе – обобщающий урок развития речи после изучения произведений В. Астафьева, М. Пришвина

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрок в 5 классе по теме «Погода в разные времена года»
Автор: Битюцкова Ж. А., учитель немецкого языка. Урок в 5 классе по теме «Погода в разные времена года»

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрок развития речи в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Фурасьева Татьяна Владимировна

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрока Урок развития речи по русскому языку в 7 классе на тему «Белоснежное диво природы»
Для пробуждения интереса к изучению темы использованы произведения живописи, музыки, художественной литературы, устного народного...

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрок чтения и развития речи на тему «Ветер»
Я хочу представить урок чтения и развития речи на тему «Ветер» Михаил Васильевич Исаковский проведенный в Цивильской специальной...

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрок развития речи в 7 классе Тема: «Фотография из семейного альбома»
Мониторинг качества и успеваемости учащихся по русскому языку и литературе за 3 года 13

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрок развития речи в 6 классе Тема : Чудодейственная сила глагола. (Урок путешествие)
Цели: 1 показать роль глагола в построении связных высказывании, в развитии речи

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconМетодическая разработка урока «Прощание с Азбукой»
Рощаемся с азбукой. С книгой, благодаря которой вы научились читать и писать. Это большое событие в вашей жизни, потому что теперь...

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрок по теме
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме " Времена года в произведениях русских поэтов, музыкантов, художников"

Урок развития речи в 5 классе «Учимся читать книгу природы. Времена года» iconУрок развития речи. Русский язык 8-9 класс. Тема: Урок развития речи,...
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, ассоциативно образного мышления



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница