Скачать 261.69 Kb.
|
Система научно-исследовательской деятельности в ВГСПУ 1. Научно-исследовательская работа. В научно-исследовательской деятельности университета представлены все уровни исследований проблем образования – от фундаментальных, определяющих парадигмально-концептуальные ориентиры развития и модернизации образования до прикладных научно-методических разработок в адрес учителя и учащихся. Научная инфраструктура университета включает помимо кафедр 2 научно-исследовательских института, около 40 научно-исследовательских центров и лабораторий. ^ Ведущие направления НИР в 2007-2011 гг. включали разработку 17 коллективных госбюджетных тем:
Кроме этого, ежегодно более 20 тем разрабатывались в рамках научных программ ведущих научных центров страны, либо в инициативном порядке, 15-20 научных проектов – по программам отечественных НТП и фондов, более 30 – по международным договорам, программам и проектам, 8-10 – по прямым договорам на оказание хозрасчетных научно-методических и научно-образовательных услуг. Одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности университета является разработка научных основ и технологий становления и развития университетского комплекса как целостной личностно-ориентированной системы непрерывного педагогического образования, ориентированной на развитие кадрового потенциала системы общего образования, реализацию приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Сегодня в составе союза «Волгоградский университетский комплекс непрерывного педагогического образования» – 5 общеобразовательных инновационных школ (мужской педагогический лицей, лицей для одаренных детей «Лидер», информационно-технологический лицей «Олимпия», гимназия № 1, частная интегрированная школа), 5 учреждений среднего профессионально образования педагогического профиля, Волгоградский технологический колледж, Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. Каждое учреждение имеет собственные образовательные комплексы, включающие дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения начального и дополнительного профессионального образования. Кроме того, в комплекс входят общеобразовательные учреждения, имеющие педагогические классы и являющиеся экспериментальными площадками научных подразделений университета. В результате непосредственным влиянием университетского комплекса охвачено более 300 образовательных учреждений региона. Всего в учреждениях комплекса работает более 2500 профессоров и преподавателей, обучается около 30000 аспирантов, студентов и школьников. За годы существования комплекса для его учреждений университетом подготовлено (без учета самого университета) более 200 магистров образования, около 150 кандидатов и 4 доктора наук. Так, например, только в лицее «Олимпия» работает 11 учителей – кандидатов наук, Михайловском педагогическом колледже – 14 кандидатов наук и Волгоградском социально-педагогическом колледже – 17 кандидатов наук и т.д. Все руководители учреждений, входящих в ВУК НПО, – кандидаты и доктора наук. Создана система информационного обеспечения деятельности комплекса, включающая единую библиотечную сеть, взаимообмен и совместный анализ нормативной и учебно-методической документации (документов и материалов МОН, РАО, УМО, учебных планов, стандартов и пр.), скоординированную издательскую деятельность, обеспечение доступа к ресурсам ИНТЕРНЕТа, возможности обмена информацией через глобальные информационные сети и др. В ходе взаимодействия учреждений комплекса повышается эффективность педагогических практик, что создает условия для профессионального самоопределения студентов педагогических колледжей и университета, для эффективной ориентации школьников на профессию учителя. В последнем мы имели возможность убедиться в ходе компаний по формированию контингента обучающихся ВГСПУ. Опасения, что новые правила приема ударят прежде всего по региональным вузам, поскольку все отличники отправятся «покорять столицу», в нашем опыте не оправдались. Университет по-прежнему проявил себя как весьма привлекательный для молодежи региона и родителей, средний конкурс был значительно выше обычного и уже во второй волне практически план приема был уверенно выполнен. В числе причин такого результата видится, прежде всего, именно то обстоятельство, что Волгоградский государственный педагогический университет активно развивает традиции совместной работы со школами. Десятки школ вовлечены в реализацию инициированных ВГСПУ комплексно-целевых программ, образовательных проектов, в том числе и международных, составной частью всех инновационных экспериментов является поиск и формирование «своего» абитуриента. Учеными нашего университета разработаны и активно пропагандируются современные концептуальные представления о многомерной природе педагогической деятельности, ее функциях и структуре, психологических механизмах развития, о педагогическом образе, мере и эстетических характеристиках педагогической деятельности, о современных технологиях влияния на сознание и поведение человека, об условиях создания уникальных авторских педагогических систем, об огромных творческих ресурсах человека, открывающихся в нем, когда он занят «созданием» Другого человека. Такое представление о профессии учителя не может не увлечь молодежь! Деятельность ведущих научных школ университета в области гуманитарного знания представлена разработками теоретико-методологических основ целостного педагогического процесса и личностно-ориентированного образования, педагогической информатики; исследованиями проблем лингводидактики, языкознания, коммуникативистики, литературы и фольклора; изучением социально-экономического и политического развития России и зарубежных стран. Естественно-научное направление представлено научными школами в области физики полупроводников, алгебраических систем, гео- и биоэкологи, биохимических технологий. На базе кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства работает филиал кафедры Юнеско по проблемам сохранения биоразнообразия Нижневолжского региона. Данные направления реализуются в научных проектах, поддержанных финансированием в рамках Федеральных целевых программ Министерства науки и образования РФ, международных и отечественных фондов. Общее финансирование этих, главным образом, гуманитарных проектов составляет в последние годы около 20 млн. руб. в год и превышает нормативы, установленные по данному показателю для аккредитации университетов России. ^ В университете функционирует аспирантура по 27 специальностям.
Кроме того, подготовка научно-педагогических кадров для университета и научно-образовательных учреждений региона ведется через докторантуру.
Научное руководство аспирантами, докторантами и соискателями осуществляют свыше 80 докторов наук, профессоров, 3 члена-корреспондента РАО, 3 Заслуженных деятеля науки, 4 Заслуженных работника высшей школы. По данным официальной статистики 2007 года по численности докторантов ВГСПУ занимает 30-е место среди более 600 государственных вузов России (и первое – среди Волгоградских вузов), по численности аспирантуры – 40-е место. Результативность аспирантуры ВГСПУ в 2007-2011 гг. в среднем составляет более 55%. В университете работает 7 докторских диссертационных советов по 16 научным специальностям, в том числе 4 объединенных. На базе ВГСПУ из них работает 4 диссертационных совета: - Диссертационный совет Д 212.027.01 по специальностям: 10.02.19 – теория языка (по филологическим наукам); 10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание (по филологическим наукам). Председатель диссертационного совета – проф. Карасик В.И. Ежегодно в нем защищается 25-30 диссертаций; - Диссертационный совет Д 212.027.02 по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки); 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки). Председатель диссертационного совета – проф. Сергеев Н.К. Ежегодно в нем защищается 30-40 диссертаций; - Диссертационный совет Д 212.027.03 по специальностям: 10.01.01 – русская литература (филологические науки); 10.02.01 – русский язык (филологические науки). Председатель диссертационного совета – проф. Кудряшова Р.И. Ежегодно в нем защищается 12-20 диссертаций; - Диссертационный совет ДМ 212.027.04 по специальностям: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика, общий и профессиональный уровни; физика, общий и профессиональный уровни; информатика, общий и профессиональный уровни) (педагогические науки). Председатель диссертационного совета – проф. Данильчук В.И. Ежегодно в нем защищается 5-10 диссертаций; Три объединенных совета, соучредителями которых является ВГСПУ, функционируют на базе Саратовского госуниверситета им.Чернышевского (по психологическим специальностям), Астраханского госуниверситета (по историческим специальностям), Волгоградского госмедуниверситета (по социальной философии и культурологии). В период с 2007 г. по 2011 г. сотрудниками, аспирантами и докторантами ВГСПУ ежегодно защищается 8-12 докторских и 60-80 кандидатских диссертаций. Результаты научно-исследовательской работы проходят апробацию на научно-практических конференциях, чтениях, семинарах и симпозиумах различного уровня, в том числе ежегодно на более 50, организуемых на базе Волгоградского университетского комплекса непрерывного профессионального педагогического образования. Кафедры университета реализуют более 300 инновационных проектов в базовых образовательных учреждениях г. Волгограда и области. Опытно-экспериментальная работа под руководством ведущих ученых ВГСПУ способствует консолидации и объединению научного сообщества университета и педагогов-практиков, внедрению передовых достижений научной педагогической мысли, развитию научно-исследовательской, и научно-методической работы, как важного элемента высшего образования. ^ Студентам с первых курсов обучения предоставляется возможность включиться в научную деятельность. Более 20 лет назад в университете учреждено почетное звание «Студент-исследователь», которое ежегодно носят 120 лучших студентов, наиболее успешно участвующих в НИРС. Регулярно издается «Вестник Студенческого научного общества», в котором публикуются статьи студентов, занимающихся НИР по различным направлениям (вышло в свет 27 выпусков). Ежегодно публикуется около 400 студенческих научных статей, представляется на всероссийские и региональные конкурсы более 500 студенческих работ, около 150 из них отмечаются наградами. 10 лет подряд университет является участником Потанинской стипендиальной программы, ежегодно получает 20 студенческих стипендий и 3-4 гранта молодым ученым. Студенты ВГСПУ регулярно принимают участие в международных и российских олимпиадах по педагогике и психологии, математике и методике ее преподавания, истории, химии, социальной работе, программированию и др. В 2009 году все команды ВГСПУ были удостоены наград. На базе ВГСПУ, университетского спортивно-оздоровительного лагеря «Марафон» регулярно проводятся с участием ведущих ученых страны ( из МГУ, РАО, РГПУ им.Герцена, МПГУ и др.) научные семинары и школы молодого исследователя по методологии научных исследований в области педагогики, психологии, алгебраических структур и связанных с ними систем, PR-деятельности, сохранения биоразнообразия Нижнего Поволжья, информатизации образования и др. В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете традиционно обеспечивается системный характер организации научно-исследовательской работы студентов. Результаты НИРС в 2010 г. представлены в 454 студенческих научных публикациях, в 1868 докладах на конференциях и семинарах различного уровня, в 153 победах в конкурсах на лучшую научную работу. Эффективно работали в университете 61 студенческий научный семинар, 260 проблемных групп, 3 научные экспедиции, 15 научных лабораторий и пр. С целью активизации научно-исследовательской работы студентов в 2010 г. в ВГСПУ было организовано и проведено ^ На 63-й конференции студентов ВГСПУ «Современная наука глазами молодого поколения» работало 125 секций, на которых было заслушано 1376 докладов. На XV региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области на заочный отборочный тур свои доклады представили более 200 человек, среди которых около 36% составили школьники от 11 лет, 50 % – студенты, 14% – молодые ученые в возрасте до 27 лет, из них 90 докладов прошли в очный тур. 250 лучших работ были награждены. В работе IV Международного студенческого форума «Учитель в современном мире», проходившего 19─21 мая 2010 г. в ВГСПУ на базе Института дошкольного, начального образования и специальной педагогики, приняли участие студенты, магистранты и аспиранты из Российского университета дружбы народов, Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, Московского областного социально-гуманитарного института (г. Коломна), Астраханского государственного университета, Волгоградского социально-педагогического колледжа, Дубовского педагогического колледжа, филиала ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» в г. Михайловке. Студенты приняли участие в организации мастер-классов форума, заседаниях секций и работе круглого стола. За работу в 6 секциях и мастер-классах были награждены 47 студентов. Ежегодно на базе спортивно-оздоровительного лагеря ВГПУ проводилась «Школа молодого исследователя». В ней принимали участие студенты ВГСПУ, ВолГУ, РГПУ им. А.И. Герцена. В работе Летней психологической школы «Возможности профессиональной самореализации психолога в кризисный период развития общества» принимали участие 39 человек. С 1 по 5 сентября 2010 г. осуществляла свою работу Школа дефектолога «Ресурс». Основополагающей целью проведения этого мероприятия являлось формирование профессиональной компетентности у студентов в процессе предметного обучения. Успешно развиваются научно-технические мероприятия, в которых на первый план выходит качество знаний. Так, факультетом технологии и сервиса была проведена III научно-техническая конференция «Дни сервисных технологий», которая имела рыночно-ориентированную направленность и позволила привлечь большее количество участников, как студентов, так и предпринимателей г. Волгограда. Межвузовская научно-практическая конференция «Оптимизация условий приращения человеческого капитала современными социально-экономическими системами» была посвящена проблемам инвестиций и технологий приращения человеческого капитала в современных социально-экономических условиях. В работе ^ , организованной на базе кафедры истории России 22 октября 2010 г., приняли участие студенты и магистранты факультета истории и права. Важным звеном в системе НИРС университета явилось участие студентов университета во всероссийских и региональных конкурсах студенческих работ. Всего на конкурсы в 2010 г. было выдвинуто 354 работ студентов, 153 из которых получили призовые места и были отмечены наградами. 150 студентов ВГСПУ были награждены по итогам внешних студенческих научных мероприятий. Студенты естественно-географического факультета ВГСПУ, участвовавшие в работе 25-й Всероссийской конференции «Национальное достояние России» в марте 2010 г., Д. Шеина и В. Кортунова награждены дипломами I степени, В. Кортунова награждена премией Президента в области поддержки талантливой молодежи. Студенты факультетов дошкольного и начального образования А. Шеметова, С. Шевченко, естественно-географического факультета В. Семенютина, участвовавшие в работе ежегодного молодежного научного форума «Ломоносов» (г. Москва, МГУ), были награждены дипломами участников. Студенты института дошкольного, начального образования и специальной педагогики приняли участие в Российской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи», проходившей в апреле 2010 г. в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина. Доклад А. Соколова, студента 3 курса, «Волгоград – центр патриотического воспитания молодежи России: проблемы и перспективы научных исследований и развития инфраструктуры воспитания» был представлен на пленарном заседании. Делегация студентов ВГСПУ получила благодарственные письма за активное участие в конференции. По итогам внутривузовских научных мероприятий стали призерами 502 студента. ^ охватывает как городских, так и сельских школьников и включает в себя следующие основные блоки: - систематические занятия преподавателей и студентов ВГСПУ со школьниками в ряде районных центров области и городских школах; - организация системы олимпиад по ряду предметов (биология, география, астрономия, экология, немецкий язык, французский язык, техника, технологии и предпринимательство, культура дома, технология обработки тканей и пищевых продуктов); - привлечение школьников к выполнению научно-исследовательских работ под руководством преподавателей и молодых ученых университета, лучшие из которых заслушиваются на региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области и публикуются в специальном сборнике научных работ школьников, студентов и молодых исследователей; - привлечение школьников к ряду образовательных и научных программ на базе ВГСПУ, таких как археологический клуб «Легенда», секция географического краеведения городского НОУ, историко-археологический клуб «Горизонт», «Школа молодого историка». В 2010 г. 12 школьников стали победителями олимпиад, проведенных на базе ВГСПУ. ^ Основные количественные показатели НИРС по факультетам за 2010 г.
Примечание: для сравнительного анализа через косую черту даны показатели 2009 г. ^ Волгоградский государственный социально-педагогический университет – признанный центр международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Общий вектор развития сотрудничества университета с образовательными учреждениями Европы, США, Китайской Народной Республики, международными организациями, фондами и программами определяется пониманием целей Болонских соглашений и направлен на повышение конкурентоспособности получаемого в университете образования. Международная деятельность университета осуществляется по следующим направлениям:
Данные направления деятельности реализуются через созданные в ВГСПУ Международные центры:
|
![]() | Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности | ![]() | Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования |
![]() | ... | ![]() | Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» |
![]() | Структура и содержание образовательных программ по аккредитуемым специальностям 17 | ![]() | |
![]() | Проведена исследовательская работа на тему «Праздники славянского календаря в песнях» оформлена временная экспозиция | ![]() | Моя первая научно – исследовательская работа об одном из величайших писателей 20го века, образ жизни которого был скорее образом... |
![]() | Писатели черкесского зарубежья (в соавт с Баковой З. Х.). Нальчик: Полиграфсервис и Т., 2000. – 8,56 п л. 146 с | ![]() | Непонимание юмора как следствие недостаточной компетенции в общении |