Скачать 178.2 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Естественно-географический факультет Кафедра социально-экономической географии и методики обучения географии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности __________________Г.А. Папуткова «___»_____________20___г. Рабочая программа дисциплины Б3. ДВ7. ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: География и безопасность жизнедеятельности Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: ^ Нижний Новгород 2012 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол № 3 от 26 ноября 2012 г. Разработчик: к.г.н., ст. преподаватель А. Ю. Орлов СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой социально-экономической географии и МОГ _________________/ А. Г. Вознесенская / «____»_______________20__г. СОГЛАСОВАНО Зав. выпускающей кафедрой _________________/ А. Г. Вознесенская / «____»_______________20__г. СОГЛАСОВАНО Директор библиотеки _________________/Т. А. Ефимова / «____»_______________20__г. ^ Целью освоения дисциплины «Этногеографические аспекты поведенческой географии» формирование систематизированных знаний в области этнической и поведенческой географии с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе. Задачи дисциплины:
- приобретение практических навыков решения практических заданий, способствующих усвоению основных понятий общественной географии и их взаимной связи, а также заданий, способствующих развитию начальных навыков научного исследования. ^ Дисциплина «Этногеографические аспекты поведенческой географии» относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «История», «Обществознание» на предыдущем уровне образования, а так же в ходе освоения студентами дисциплин «Общая экономическая и социальная география», «География населения с основами демографии», «Этногеография», «География религий», «Картография с основами топографии», «Физическая география материков и океанов», «Психология». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: ОК-14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; ПК-10 - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности; ПК-13 - способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования. ^ знать: - теоретические основы поведенческой географии; - географические образы в восприятии народов мира; - этнопсихологические особенности народов мира; - экономическое и жизнеохранительное поведение народов мира; - демографическое и миграционное поведение народов мира; - политическое поведение государств и наций; - поведение этнической диаспоры. уметь: - пользоваться географическими картами, статистическими данными, геоинформационными системами, учебной и научной литературой; - сопоставлять этнокультурные, этноконфессиональные, социально-демографические, социально-экономические и др. показатели на изучаемой территории; - проводить сравнительный анализ территорий по этнопсихологическим основаниям их населения; - осуществлять группировку различных этнокультурных, конфессиональных, социальных и др. явлений и процессов; - определять основные этнодемографические тенденции. владеть: - методами научного описания социально-географических процессов и явлений; - навыками чтения и построения географических карт; - навыками выполнения расчетно-графических работ; - способами презентации географической информации. ^
^ 5.1. Тематический план
^ Раздел 1. Теоретические основы поведенческой географии. Этнические аспекты Учет пространственного фактора при прогнозировании реакций людей. Формирование поведенческой географии. Феноменологический подход. Бихевиоризм в географии и его особенности. История научных исследований, затрагивающих поведение в окружающей среде. Энвайронментализм и географический детерминизм. Соотношение поведения человеческих общностей и природных ландшафтов в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева. ^ Понятия «пространственное поведение» и «чувство территориальности». Восприятие «места» в различных этнических культурах. Характеристика и отличительные особенности пространственного поведения. Понятия «образ мира», «космология», «сакральная география». Характер образов мира в языческих культурах. Христианская космология. Сакральная география Киевской и Московской Руси. Представления о городской и сельской жизни. Различия в поведении городского и сельского населения. Адаптация в различных этнических культурах к городским стрессам. ^ Этнография детства. Национальный характер. Национальный темперамент. Национальный склад ума. Национальные чувства и настроения. Национальные традиции и привычки. Этнические стереотипы. Автостереотипы и гетеростереотипы. Индивидуализм и коллективизм, как особенности «западных» и «восточных» культур. Характеристика русской ментальности с точки зрения её места в дихотомии «Восток – Запад, коллективизм – индивидуализм». ^ Архаичные, традиционные и модернизированные общества. Типы питания, одежды и жилища в традиционных обществах, зависимость от природно-климатических условий. Поведенческая нивелировка народов и сохраняющиеся отличия. Советские и российские народы: сходства и отличия экономического поведения в советский и постсоветский период. ^ Понятия «демографическое», «репродуктивное», «семейное поведение», «миграционная подвижность населения». Демографический переход и изменение демографического поведения во времени. Воздействие на демографическое поведение цивилизационных особенностей этносов и институциональных особенностей государств. Демографическое поведение населения западноевропейских государств, США, Китая, исламских государств. Региональные и этнические различия демографического поведения населения России. Мотивы, определяющие миграцию. Преодоление языкового барьера. Этническая эмиграция из России. ^ Представление о геополитике как науке и практике. Геополитическое поведение. Понятие этнической диаспоры. Этапы возникновения и развития диаспоры, различия в поведении. Отличительные поведенческие черты диаспоры. Поведение этнической диаспоры на международной политической арене. ^
^ Традиционные, информационно-коммуникационные, интерактивные технологии. Темы занятий, проводимых в интерактивных формах 1. Содержание психологии этноса. Индивидуализм и коллективизм как особенности «западных» и «восточных» культур – 2 часа. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература: 1. Клупт М. Демография регионов Земли. – СПб.; Питер, 2008. – 347 с. 2. Орлов А. Ю., Сергеева К. П. Демографическая ситуация в Приволжском федеральном округе: территориальный и этнический аспект: Монография – Н. Новгород, 2010. – 156 с. 3. Садохин А. П. Этнология: учебное пособие / А. П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Альфа-М: ИНФРА-М., 2012. – 352с. Дополнительная литература: 1. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М. Мысль, 1990. – 391 с. 2. Голд Дж. Основы поведенческой географии / Перевод с английского и вводная статья С. В. Федулова. М.: Прогресс, 1990. – 304 с. 3. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. 4. Лобжанидзе А.А. Этногеография и география религий: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.А. Лобжанидзе, С.А. Горохов, Д.В. Заяц. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с. 5. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб.: «Речь», 2002. – 520 с. 6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с. 7. Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. Д.: Сталкер, 1997. – 400 с. Интернет-ресурсы: 1. www.iea.ras.ru – Институт этнологии и антропологии РАН 2. www.journal.iea.ras.ru – Журнал «Этнографическое обозрение» 3. www.ethnoecology.ru – Сайт Этническая экология 4. www.valerytishkov.ru – Персональный сайт В.А. Тишкова 5. www.ethno-online.ru – Центр аудио-визуальных исследований ИЭА РАН. 6. www.humanecology.ru – Экология человека. Информационный портал. 7. www.demographia.ru – Научный интернет-журнал «Демографические исследования» 8. www.demoscope.ru – Демографический еженедельник «Демоскоп Weekly» ^ Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории. Оборудование учебного кабинета: географические карты, тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование. ^ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. 9.1 Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Контрольные вопросы к экзамену:
|
![]() | Фгбоу впо «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» | ![]() | Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Тесты предназначены для проверки знаний учащихся по соответствующим темам экономической и социальной географии мира. Адресованы учителям... | ![]() | Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |