Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г.




Скачать 178.2 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г.
Дата публикации27.07.2013
Размер178.2 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > География > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Естественно-географический факультет

Кафедра социально-экономической географии и методики обучения географии
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А. Папуткова

«___»_____________20___г.

Рабочая программа дисциплины

Б3. ДВ7. ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: География и безопасность жизнедеятельности

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: ^ Очная, 5 лет

Нижний Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 051000.62 Педагогическое образование, утвержденного 17 января 2011 г., номер 46.

  2. Учебного плана по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профилю подготовки География и безопасность жизнедеятельности, утвержденного "____" _____________ 20 г.

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол № 3 от 26 ноября 2012 г.

Разработчик: к.г.н., ст. преподаватель А. Ю. Орлов

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой социально-экономической географии и МОГ

_________________/ А. Г. Вознесенская /

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

_________________/ А. Г. Вознесенская /

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/Т. А. Ефимова /

«____»_______________20__г.

^ 1. Цель и задачи дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Этногеографические аспекты поведенческой географии» формирование систематизированных знаний в области этнической и поведенческой географии с учетом содержательной специфики предмета «География» в общеобразовательной школе.

Задачи дисциплины:

  • обучение студентов основным понятиям этнической и поведенческой географии,

  • формирование у студентов необходимого уровня подготовки для понимания основ общественной географии;

- приобретение практических навыков решения практических заданий, способствующих усвоению основных понятий общественной географии и их взаимной связи, а также заданий, способствующих развитию начальных навыков научного исследования.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Этногеографические аспекты поведенческой географии» относится к вариативной части профессионального цикла.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «География», «История», «Обществознание» на предыдущем уровне образования, а так же в ходе освоения студентами дисциплин «Общая экономическая и социальная география», «География населения с основами демографии», «Этногеография», «География религий», «Картография с основами топографии», «Физическая география материков и океанов», «Психология».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ПК-10 - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

ПК-13 - способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

^ В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- теоретические основы поведенческой географии;

- географические образы в восприятии народов мира;

- этнопсихологические особенности народов мира;

- экономическое и жизнеохранительное поведение народов мира;

- демографическое и миграционное поведение народов мира;

- политическое поведение государств и наций;

- поведение этнической диаспоры.

уметь:

- пользоваться географическими картами, статистическими данными, геоинформационными системами, учебной и научной литературой;

- сопоставлять этнокультурные, этноконфессиональные, социально-демографические, социально-экономические и др. показатели на изучаемой территории;

- проводить сравнительный анализ территорий по этнопсихологическим основаниям их населения;

- осуществлять группировку различных этнокультурных, конфессиональных, социальных и др. явлений и процессов;

- определять основные этнодемографические тенденции.

владеть:

- методами научного описания социально-географических процессов и явлений;

- навыками чтения и построения географических карт;

- навыками выполнения расчетно-графических работ;

- способами презентации географической информации.
^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

^ Всего часов

Семестр 8

Общая трудоемкость дисциплины

4

144

144

Аудиторные занятия

54

54

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

2

2

Лекции

18

18

Практические занятия

36

36

КСР

13

13

Самостоятельная работа студентов

41

41

Экзамен

36

36

Вид итогового контроля

экзамен


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого

по разделам

дисциплины

Лекции

Практические занятия

СРС

Раздел 1. Теоретические основы поведенческой географии. Этнические аспекты.

2

-

6

8

Раздел 2. Географические образы и их отражение в поведении народов мира

2

4

6

12

Раздел 3. Содержание психологии этноса. Индивидуализм и коллективизм как особенности «западных» и «восточных» культур

2

4

6

12

Раздел 4. Экономическое и жизнеохранительное поведение народов мира

4

8

8

20

Раздел 5. Этногеографические особенности демографического поведения

4

10

8

22

Раздел 6. Геополитическое поведение государств и наций. Поведение этнической диаспоры

4

10

7

21

КСР

-

-

-

13

Экзамен

-

-

-

36

Итого:

18

36

41

144


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Теоретические основы поведенческой географии. Этнические аспекты

Учет пространственного фактора при прогнозировании реакций людей. Формирование поведенческой географии. Феноменологический подход. Бихевиоризм в географии и его особенности. История научных исследований, затрагивающих поведение в окружающей среде. Энвайронментализм и географический детерминизм. Соотношение поведения человеческих общностей и природных ландшафтов в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева.

^ Раздел 2. Географические образы и их отражение в поведении народов мира

Понятия «пространственное поведение» и «чувство территориальности». Восприятие «места» в различных этнических культурах. Характеристика и отличительные особенности пространственного поведения. Понятия «образ мира», «космология», «сакральная география». Характер образов мира в языческих культурах. Христианская космология. Сакральная география Киевской и Московской Руси. Представления о городской и сельской жизни. Различия в поведении городского и сельского населения. Адаптация в различных этнических культурах к городским стрессам.

^ Раздел 3. Содержание психологии этноса. Индивидуализм и коллективизм как особенности «западных» и «восточных» культур

Этнография детства. Национальный характер. Национальный темперамент. Национальный склад ума. Национальные чувства и настроения. Национальные традиции и привычки. Этнические стереотипы. Автостереотипы и гетеростереотипы. Индивидуализм и коллективизм, как особенности «западных» и «восточных» культур. Характеристика русской ментальности с точки зрения её места в дихотомии «Восток – Запад, коллективизм – индивидуализм».

^ Раздел 4. Экономическое и жизнеохранительное поведение народов мира

Архаичные, традиционные и модернизированные общества. Типы питания, одежды и жилища в традиционных обществах, зависимость от природно-климатических условий. Поведенческая нивелировка народов и сохраняющиеся отличия. Советские и российские народы: сходства и отличия экономического поведения в советский и постсоветский период.

^ Раздел 5. Этногеографические особенности демографического поведения

Понятия «демографическое», «репродуктивное», «семейное поведение», «миграционная подвижность населения». Демографический переход и изменение демографического поведения во времени. Воздействие на демографическое поведение цивилизационных особенностей этносов и институциональных особенностей государств. Демографическое поведение населения западноевропейских государств, США, Китая, исламских государств. Региональные и этнические различия демографического поведения населения России. Мотивы, определяющие миграцию. Преодоление языкового барьера. Этническая эмиграция из России.

^ Раздел 6. Геополитическое поведение государств и наций. Поведение этнической диаспоры

Представление о геополитике как науке и практике. Геополитическое поведение. Понятие этнической диаспоры. Этапы возникновения и развития диаспоры, различия в поведении. Отличительные поведенческие черты диаспоры. Поведение этнической диаспоры на международной политической арене.


^ 5.3 Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

^ Наименование компетенций

разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

6

ОК-14

+

+

+

+

+

+

ПК-10




+

+

+

+

+

ПК-13

+

+

+

+

+

+


^ 6. Образовательные технологии.

Традиционные, информационно-коммуникационные, интерактивные технологии.

Темы занятий, проводимых в интерактивных формах

1. Содержание психологии этноса. Индивидуализм и коллективизм как особенности «западных» и «восточных» культур – 2 часа.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Клупт М. Демография регионов Земли. – СПб.; Питер, 2008. – 347 с.

2. Орлов А. Ю., Сергеева К. П. Демографическая ситуация в Приволжском федеральном округе: территориальный и этнический аспект: Монография – Н. Новгород, 2010. – 156 с.

3. Садохин А. П. Этнология: учебное пособие / А. П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Альфа-М: ИНФРА-М., 2012. – 352с.
Дополнительная литература:

1. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М. Мысль, 1990. – 391 с.

2. Голд Дж. Основы поведенческой географии / Перевод с английского и вводная статья С. В. Федулова. М.: Прогресс, 1990. – 304 с.

3. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

4. Лобжанидзе А.А. Этногеография и география религий: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.А. Лобжанидзе, С.А. Горохов, Д.В. Заяц. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

5. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб.: «Речь», 2002. – 520 с.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

7. Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. Д.: Сталкер, 1997. – 400 с.
Интернет-ресурсы:

1. www.iea.ras.ruИнститут этнологии и антропологии РАН

2. www.journal.iea.ras.ruЖурнал «Этнографическое обозрение»

3. www.ethnoecology.ru – Сайт Этническая экология

4. www.valerytishkov.ruПерсональный сайт В.А. Тишкова

5. www.ethno-online.ruЦентр аудио-визуальных исследований ИЭА РАН.

6. www.humanecology.ru – Экология человека. Информационный портал.

7. www.demographia.ru – Научный интернет-журнал «Демографические исследования»

8. www.demoscope.ru – Демографический еженедельник «Демоскоп Weekly»
^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: географические карты, тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

9.1 Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

6

ОК-14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

^ Знает: теоретические основы этногеографии и поведенческой географии, географические образы в восприятии народов мира; этнопсихологические особенности народов мира; экономическое и жизнеохранительное поведение народов мира; демографическое и миграционное поведение народов мира; политическое поведение государств и наций; поведение этнической диаспоры.

Умеет: сопоставлять этнокультурные, этноконфессиональные, социально-демографические, социально-экономические и др. показатели на изучаемой территории.

Владеет: способностью использовать теоретические знания на практике

Тест

Тест

Тест

Практическое задание

Практическое задание

Анализ и решение практической ситуации

ПК-10 - способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образо-вательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

Знает: географические образы в восприятии народов мира; этнопсихологические особенности народов мира; экономическое и жизнеохранительное поведение народов мира; демографическое и миграционное поведение народов мира; политическое поведение государств и наций; поведение этнической диаспоры.

Умеет: проводить сравнительный анализ территорий по этнопсихологическим основаниям их населения; определять основные этнодемографические тенденции; осуществлять группировку различных этнокультурных, конфессиональных, социальных и др. явлений и процессов.

Владеет: способами презентации географической информации.




Тест

Анализ и решение практической ситуации

Анализ и решение практической ситуации

Анализ и решение практической ситуации

Анализ и решение практической ситуации

ПК-13 - способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования

Знает: теоретические основы этногеографии и поведенческой географии.

Умеет: пользоваться географическими картами, статистическими данными, геоинформационными системами, учебной и научной литературой.

Владеет: методами научного описания социально-географических процессов и явлений; навыками чтения и построения географических карт; навыками выполнения расчетно-графических работ.

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Практическое задание

Анализ и решение практической ситуации


Контрольные вопросы к экзамену:

  1. Что изучает поведенческая география? Каковы ее основные темы?

  2. В чем особенность феноменологического подхода в географических исследованиях?

  3. В чем суть энвайронментализма?

  4. Географический детерминизм и географический поссибилизм: сходства и различия?

  5. Соотношение поведения этнических общностей и природных ландшафтов в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева.

  6. Характерные особенности бихевиоризма в географии.

  7. Что отражает понятие «территориальность» в поведенческой географии?

  8. Что отражают понятия «образ мира», «космология», «сакральная география»?

  9. Каковы главные особенности космологии древних обществ?

  10. Каковы главные особенности христианской космологии?

  11. Охарактеризуйте сакрально-географические представления в Древней (Киевской) Руси и Московской Руси?

  12. Опишите позитивные и негативные оценки городской жизни в трудах ученых и мыслителей прошлого.

  13. В чем заключаются негативные поведенческие особенности городского населения?

  14. Какие вы знаете формы адаптации к городским стрессорам у различных народов?

  15. Чем обусловлено выделение в отдельную субдисциплину этнографии детства?

  16. Что из себя представляет «национальный характер»?

  17. Как можно объяснить отношение к труду у «западных» и «восточных» народов?

  18. Что такое «ментальность»?

  19. Что выражает понятие «национальный темперамент»?

  20. «Национальный склад ума»: в чем отличия в мышлении у разных народов?

  21. «Этнические стереотипы»: в чем смысл понятия?

  22. Приведите примеры атостереотипов и гетеростереотипов.

  23. В чем основной смысл индивидуализма и коллективизма в поведении «западных» и «восточных» культур?

  24. Какие нравственные нормы присутствуют у разных народов? Приведите примеры.

  25. В чем выразилось влияние географической среды на психологию русского народа?

  26. Опишите «западные» и «восточные» поведенческие черты русского этноса.

  27. Объясните психологический шок, переживаемый русскими в последние десятилетия.

  28. Поведенческие особенности малых архаических обществ охотников-собирателей: природно-климатическая обусловленность.

  29. Поведенческие особенности традиционных скотоводческих обществ. Современные кочевые народы и пастушеские экономики.

  30. Поведенческие особенности традиционных земледельческих обществ. Природно-географическая обусловленность поведенческих различий.

  31. Типы питания, одежды и жилища в традиционных обществах, зависимость от природно-климатических условий. Проявления в современности.

  32. Современные модернизированные индустриальные и постиндустриальные общества: поведенческая нивелировка и сохраняющиеся отличия.

  33. Что такое «демографическое» и «репродуктивное поведение»?

  34. Как меняется демографическое поведение в зависимости от фаз демографического перехода? Приведите этногеографические примеры.

  35. Почему различные народы не пришли к одинаковому демографическому поведению?

  36. Чем характеризуется миграционное поведение?

  37. Опишите мотивы, определяющие иммиграцию в Россию народов зарубежья.

  38. Опишите мотивы, определяющие эмиграцию из России российских народов.

  39. Какие вы знаете проблемы адаптации иммигрантов?

  40. Какие важные поведенческие изменения произошли в жизненном цикле жителей Западной Европы за последние 50-40 лет?

  41. В чем отличия западноевропейской и средиземноморской моделями демографического поведения?

  42. Какие вы знаете самые древние из диаспор? Расскажите об их возникновении.

  43. Каковы этапы возникновения и существования диаспор? В чем заключаются поведенческие отличия на разных этапах?

  44. Опишите отличительные черты диаспоры.

  45. Приведите примеры политического поведения диаспор на международной арене.

  46. Что такое «транснациональные общества»? В чем их поведенческое отличие от традиционных диаспор?







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconЭтногеографические аспекты поведенческой географии
Фгбоу впо «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconТематические тесты по географии для 10 класса Воронеж
Тесты предназначены для проверки знаний учащихся по соответствующим темам экономической и социальной географии мира. Адресованы учителям...

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconРабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум»...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconРабочая программа по дисциплине «Теоретическая механика» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Этногеографические аспекты поведенческой географии» принята на заседании кафедры социально-экономической географии и методики преподавания географии, протокол №3 от 26 ноября 2012 г. iconРабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница