Сто великих заповедников и парков




НазваниеСто великих заповедников и парков
страница1/51
Дата публикации11.07.2013
Размер5.88 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
СТО ВЕЛИКИХ ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ.
МОСКВА "ВЕЧЕ"
Автор-составитель Юдина Наталья Алексеевна.
Сады и рощи внутри нас...
Прообразы первых садов стали появляться тогда, когда первобытный человек,

расчищая леса, чтобы выращивать хлеб насущный, оставлял лучшие экземпляры диких

яблонь, груш и вишен

Поэтому неудивительно, что в тех странах, где больше всего культивировалось

сельское хозяйство, были заложены и основы садоводства. Месопотамию, например,

считают родиной сельского хозяйства, ее же называют и колыбелью садоводства.

Оттуда культурные растения стали распространяться в бассейнах рек Тигр и Евфрат.

После того как была изобретена система ирригации, появилась возможность

создавать сады для того, чтобы в них выращивать овощи и фрукты специально для

продажи

Новый этап в садовом искусстве начался с появлением плугов с железными лемехами.

Производительность труда значительно выросла, что повлекло интенсивное развитие

торговли. А это, в свою очередь, повлияло на повышение благосостояния людей.

Вполне закономерно появление в ту пору подвесных садов Вавилона - висячих садов

легендарной Семирамиды.

Элементы садового искусства в чистом виде (например, стрижка деревьев, при

которой растениям придавались очертания различных сосудов и животных) можно было

увидеть уже в Древнем Риме. Но в XVIII веке в европейских странах садово-

парковое искусство возводится в самый высокий ранг, выдвигается на одно из

первых мест в культуре вообще. Как отмечает Д. Лихачев, на сады и парки в то

время тратилось больше денег, чем на строившиеся в них дворцы. Стоит по этому

случаю вспомнить парки, созданные в регулярном стиле, в Во-ле-Виконте и Версале

во Франции, в Летнем саду и Петродворце в России. Моду на пейзажные парки ввели

в Англии. При создании того или иного типа сада (французского, итальянского,

английского) предлагалась не только определенная форма очертаний аллей,

деревьев, дорожек, строений, которые украшали тот или иной парк. Под систему

садово-парковой архитектуры подводилась

100 великих заповедников и парков

подчас довольно сильная идеология. Крупнейший авторитет в области

искусствознания Николас Певзнер пишет, что "пейзажный парк был изобретен

философами, писателями и знатоками искусств - не архитекторами и не садоводами.

Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма...".

В России первые сады носили в основном утилитарный характер: в них выращивали

плодово-ягодные деревья и кустарники, разводили огороды, культивировали

лекарственные растения. Аптекарский сад Ивана Грозного располагался аж у самых

стен Кремля. Другой Аптекарский сад был в Измайлове.

Но время внесло коррективы в устройство и российских садов. В 1704 году был

разбит Летний сад, заимствовавший многие детали Версальского парка. А парк в

Версале унаследовал в своем стиле многое из того, что было придумано

архитекторами и садовниками в парке Во-ле-Виконт который был создан для министра

финансов Фуке. За Во-ле-Виконт, государственный муж крепко поплатился:

рассерженнный король Людовик XIV за проявленную дерзость (надо же устроить парк

такой, какой и королю не снился!) упек министра в тюрьму, а создателей шедевра

ландшафтной архитектуры привлек для работы в своем новом саду в Версале. Однако

и Во-ле-Виконт - не первое слово в ландшафтном дизайне: он обязан своим

появлением саду Тюильри (там работал Ленотр, один из главных авторов Во-ле-

Виконта и Версаля, а раньше в Тюильри служил садовником его отец).

Со временем жизнь становится более динамичной, и появляются са-дово-зрелищные

центры, где проводятся фестивали и театральные представления. Если в садах эпохи

Возрождения присутствуют элементы театральности, то сады и парки нашего времени

часто олицетворяют собой мир иллюзий и приключений. Появляется совершенно

особый, новый тип парков - луна-парки и Диснейленды, парки в стиле модерн, где

художник изначально пытается организовать динамичное пространство и вводит

совершенно не характерные для паркового ландшафта детали (яркий цвет, острые

формы и т.д.). И все же, устав от мирской суеты, человек возвращается к той

основе мироздания, от которой он ушел, кажется, навсегда. Он возвращается к

земле, воде, траве, небесам. Он боготворит природу, более того, пытается ее

спасти.

Осознав себя в системе мировых ценностей, человек создает совершенно новую

систему охранных парков - национальные парки и заповедники. Первый такой

национальный парк появился в Йеллоустоне, в Америке, в XIX веке. Потом парки

подобного типа быстро распространи-

Сады и рощи внутри нас...

лись по всему миру. Кроме того, что в них решаются задачи охраны флоры и фауны,

национальные парки, в отличие от резерватов стран Америки, Азии и Европы,

открыты для посещений широкой публикой (в резерваты ряда африканских стран

доступ открыт так же, как в национальные парки).

Другой способ решения проблемы охраны редкой фауны ученые видят в создании

акклиматизационных территорий для животных. Возникает совершенно новый тип

зоологических садов. Пионерами в этой области были Гагенбек в Германии

(Гамбургский зоопарк) и Фальц-Фейн в России (заповедник Аскания-Нова). Джералд

Даррелл организовал зоопарк, в котором содержатся особо редкие виды животных

Решая свои эгоистические задачи - создавая нечто прекрасное, чтобы ублажать

себя, человек в конце концов приходит к мысли, что он с природой составляет

единое целое. Хватит ли его интеллекта, души и в дальнейшем не разрушить эту

"картинку", нарисованную по законам гармонии? Как говаривал граф Шафтсбери, один

из идеологов создания пейзажных парков в Англии, сады и рощи внутри нас...

Название этой книги - "100 великих заповедников и парков" - несколько условное.

В ней рассказывается не только о городских парках, дворцово-парковых ансамблях,

национальных парках и заповедниках, но и о парках аттракционов, зоологических

парках и знаменитых ботанических садах мира.

^ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЕ АНСАМБЛИ, ГОРОДСКИЕ ПАРКИ

АВСТРИЯ

Шенбрунн

Дворцово-парковый ансамбль Шенбрунн расположен в юго-западной части Вены, далеко

от центра. В состав бывшей императорской резиденции входят дворец и большой

парк, состоящий из нескольких самостоятельных частей. К парку относятся

ботанический сад (основан в 1753 году) и зоопарк (основан в 1752 году, это

старейший зоопарк в Европе).

С 1569 года здесь был охотничий замок императоров. Согласно легенде, в 1619 году

император на охоте нашел источник, вода которого так понравилась при дворе, что

родник стали именовать Прекрасный источник - Шёнер-Бруннен (этот источник и дал

имя поместью). Правда, во время турецкой осады 1683 года поместье было сожжено.

В 1688 году император Леопольд I решил построить в этих краях резиденцию для

своего сына (будущего императора Иосифа I). По его заказу архитектором Фишером

фон Эрлахом вскоре был создан проект дворцового ансамбля, согласно которому пять

огромных террас с фонтанами должны были подниматься к дворцу с флигелями

полуокружной формы и парадным входом. Однако идея архитектора Фишера фон Эрлаха

так и осталась на бумаге. Зодчий спроектировал дворец заново. Строительство

императорской резиденции было начато в 1692 году по образцу Версаля, а закончено

во время правления Марии Терезии.

По замыслу архитектора, через ворота, украшенные обелисками, можно было попасть

в так называемый почетный двор, окруженный одноэтажными корпусами и

оборудованный двумя бассейнами. В архитектуре здания должны были преобладать

прямолинейные формы, однако бо-

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

ковые флигели, лестница и верхний павильон привносили в проект ощущение свободы

и непринужденности.

Шенбрунн должен был занимать высшую точку местности. От его фасада должен был

открываться вид на лежащие перед ним сады с террасами, водоемами и аллеями и

дальше - на Вену, на восток до самой венгерской границы. Фишеру не удалось

осуществить этот грандиозный замысел. По приказу императора замок был построен

не на вершине, а у подножья холма. Наверху же по эскизам Фишера фон Эрлаха был

сооружен павильон Глориетта.

Позже резиденция несколько раз переделывалась, по мере того как менялись вкусы

ее владельцев и мода. В здании, сохранившемся до настоящего времени, отчетливо

обозначены детали классицизма. Плоскую крышу сейчас украшает средний ризалит со

стороны двора и сада (вместо фи-шеровского павильона). В цокольном этаже

появился сквозной проезд. Тем самым та легкость, к которой стремился Фишер фон

Эрлах, со стороны почетного двора исчезла. У тех, кто видит летнюю резиденцию,

появляется иное ощущение: поражают его огромные размеры и строгость.

Фасад дворца, обращенный к саду, пластичнее. Центральная часть со скругленными

углами шире, выдается сильнее. Желтый с белыми колон-

10

100 великих заповедников и парков

нами дворец особенно выигрышно смотрится на фоне зелени и цветочных клумб.

Шёнбруннский парк огромен. Впечатляет его масштабный центральный партер с

газонами и цветочными клумбами, окаймленный высокими зелеными стенами. В зеленых

стенах стоят мраморные статуи. Фонтан Нептуна, также огромный, замыкает партер.

А по бокам от партера идут в разные стороны аллеи. М. Сененко пишет: "Эти ровные

сплошные лиственные фасады, поддержанные, как колоннами, рядами стволов,

обладают удивительной силой воздействия. С природой здесь вступают в

единоборство всерьез и, побеждая, заставляют ее с несравненной мощью выразить

пафос пространства, величия, движения. Трудно представить, каков был вид парка,

когда деревья еще не разрослись, но усилия природы и человека за прошедшие два

столетия сделали его совершенным произведением искусства".

Архитектор Фердинанд Хоэнберг сделал планировку аллей и террас парка, осуществил

его замысел Адриан ван Стекховен. В мастерской Бей-ера создавались статуи.

Планировка парка выполнена так, что на перекрестках аллей всегда оказываются

бассейны, фонтаны, а в перспективе виднеется дворец или какой-нибудь павильон, в

крайнем случае - памятник. Площадки вокруг бассейнов окружены боскетами с

нишами, здесь же стоят мраморные статуи.

Недалеко от дворца возведен павильон над источником, который дал название всей

резиденции. В нем можно видеть фигуру полулежащей нимфы Эгерии, опирающейся на

урну, из которой течет вода (скульптор Бей-ер). Наоборот, фигура большого

фонтана - Нептун выполнена в динамике (скульптор Цаунер).

Обращает на себя внимание павильон Глориетта (архитектор Хоэнберг), посвященная

императорской армии. Она расположена в противоположной от дворца стороне парка.

Издалека это сооружение кажется довольно легким, воздушным, на самом деле оно

достаточно капитально сделано для садового павильона. Среднюю часть здания

завершает тяжелый аттик с орлом и трофеями наверху, ее опоры держатся на двух

парах колонн. Находясь в этом павильоне, можно любоваться одновременно и Веной,

и ее пригородами.

Дворец Шёнбрунн открыт для посетителей круглогодично. Комнаты, как правило, не

очень большие. Самый просторный зал дворца - Большая галерея. Ее потолок украшен

фресками Грегорио Гульельми. Работы мастера вставлены в причудливые обрамления

голубого, золотистого и

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

11

красноватого цвета; они кажутся яркими и насыщенными на фоне решенного в

двуцветной гамме зала.

Небольшая, так называемая Миллионная комната вызывает неподдельный восторг у

экскурсантов. Гиды говорят, что отделка этой комнаты стоила миллион гульденов, а

в ее многочисленных зеркалах можно видеть миллион отражений. Стены комнаты

обшиты панелями из розового дерева, в которые вставлено множество картушей с

индо-персидскими миниатюрами.

Стены Лаковой комнаты обшиты красным деревом, украшены китайскими лаковыми панно

с золотистым рисунком.

В Гобеленном зале стены и мебель покрыты нидерландскими гобеленами зеленовато-

коричневого цвета с сюжетными рисунками.

М. Сененко пишет: "При всей пышности некоторых дворцовых зал в целом на

оформлении лежит печать некоторой сухости, мелочности. Если стиль их может быть

назван стилем рококо, то, во всяком случае, в очень сдержанном его варианте. Это

невольно связывается с представлением о вкусах не только архитекторов и

художников, но и их заказчицы".

В XIX столетии в Шёнбруннском дворце собирались довольно часто. За неделю до

бала начинали отапливать помещения. А чтобы одновременно зажечь 880 свечей,

требовалось не менее 150 слуг. Для самых важных гостей выбирали самые длинные

свечи, для менее желанных - короче (считалось, что бал заканчивается тогда,

когда догорают свечи).

Шёнбруннский дворец хранит воспоминания о долгом царствовании (1740-1780) Марии

Терезии. Стены дворцовых комнат увешаны портретами самой императрицы, ее супруга

Франца - герцога Лотарингского и германского императора, их детей.

Шёнбрунн дважды избирал своей резиденцией Наполеон, который с войсками в 1805 и

1809 годах занимал Вену. В Шёнбрунне жил и сын Наполеона; он умер в двадцать лет

в комнате, где когда-то останавливался его отец.

В 1830 году в Шёнбрунне появился на свет будущий император Франц Иосиф I, в

течение шестидесяти восьми лет (1848-1916) правивший Австрией.

Преемник Франца Иосифа Карл I подписал 11 ноября 1918 года в Шёнбрунне акт

отречения от престола. С тех пор Шёнбрунн стал музеем.

12

100 великих заповедников и парков

Бельведер

Бельведер - наиболее совершенный из сохранившихся венских двор-цово-парковых

ансамблей. Дворец Бельведер был выстроен в 1714- 1722 годах для принца Евгения

Савойского, знаменитого полководца и впоследствии некоронованного правителя

Австрии. Ансамбль включает в себя дворцы, парк с боскетами подстриженных

деревьев и водоемами, партер с цветниками.

Свое название Бельведер получил в 1752 году, уже после того как стал

собственностью императорской фамилии.

Принц Евгений стал скупать в 1698 году участки земли на склоне холма близ Вены.

Спустя два года здесь начали создавать регулярный парк. И только в 1713-1716

годах стали строить Нижний дворец, а в 1721 - 1723 годах и главное здание -

Верхний дворец. Ансамбль сохранился до наших дней в почти неизмененном виде (нет

только зверинца и оранжереи).

Строил дворцово-парковый ансамбль Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (1668-1745),

австрийский архитектор, представитель стиля барокко. Хильдебрандт родился в
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сто великих заповедников и парков iconЕстественные науки
Сто великих загадок природы / Н. Н. Непомнящий. Москва: Вече, [2012]. 476 с.: ил. (100 великих)

Сто великих заповедников и парков iconМоммзен Фулер Ренан Аннибал. Юлий Цезарь. Марк Аврелий. Сто великих людей мира 3
Издательство «Муза» продолжает выпуск серии «100 великих людей мира». В третий выпуск вошли три биографических новеллы. Первая из...

Сто великих заповедников и парков iconСто великих загадок XX века
Но сделаем еще некоторое отступление во времени в год 1810-й, когда устьянский

Сто великих заповедников и парков iconСто великих врачей
Мы хорошо знаем многих полководцев и президентов, но нам неизвестны имена многих

Сто великих заповедников и парков iconМихаил Семёнович Шойфет Сто великих врачей
...

Сто великих заповедников и парков iconДепартамент общего и профессионального образования брянской области приказ
Брянской области №255 от 16. 02. 2012г. «О проведении областного финала «Марш парков Брянщины» с февраля по май 2012 года проведен...

Сто великих заповедников и парков iconНеделя математики
Оформление математических газет. Вывешиваются плакаты с высказыванием великих людей и портреты нескольких великих математиков

Сто великих заповедников и парков iconЗнаем ли, и понимаем ли мы сто?
Этот вопрос уже решен. Что позволило понять сущность сто и верно решить вопрос отношения к ней. Об этом было сказано в начальном...

Сто великих заповедников и парков iconДокладайте все как есть!
Верьте аль не верьте, а живёт на белом свете школа, ни богата, ни бедна, ни в парше, ни в парче, а так вообче…на Барабинской равнине...

Сто великих заповедников и парков iconПрограмма и методические материалы для студентов специальности 070503...
I. Возникновение и развитие музеев под открытым небом за рубежом и отечественных музеев-заповедников



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница