Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома»




НазваниеУрок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома»
страница1/4
Дата публикации24.06.2013
Размер0.63 Mb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Физика > Урок
  1   2   3   4




Из опыта работы
учителя физики Андриановской средней школы Тюменевой О.К.
по теме

«Алгоритмический метод обучения

с элементами дифференцирования

и применением коллективных

форм»

ИПМ


  1. Базовая модель.




  1. Описание опыта работы по теме «Алгоритмический метод

обучения с элементами дифференцирования и

использованием к.с.о.»
3. Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока.

Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома»»


  1. Урок физики в 10 классе « Последовательное и параллельное соединение проводников».




  1. Обобщающий урок в 9 классе по теме « Законы движения».




  1. Внеклассное мероприятие по физике «Звездный час».




  1. Разноуровневая лабораторная работа по физике в 7 классе «Измерение размеров малых тел способом рядов».




  1. Классный час по проблемам экологии в 7-10 классах «Вести с заседания физического общества».




  1. Структура изучения темы « Динамика материальной точки».


10.Родительское собрание – сюжетно – ролевая игра.
11. Приложение.
12. Литература.


Базовая модель.
1. Противоречия между:
- коллективной формой обучения и индивидуальным развитием ребенка;
- традиционными формами обучения и необходимостью обеспечения глубоких прочных знаний, развития творчества учащихся;
- дефицитом учебного времени и насыщенностью программного материала;
- несоответствие МТБ и требованием к развитию практических умений и навыков учащихся при проведении лабораторных работ.
^ 2. Ведущая идея опыта:
- развитие творческих способностей учащихся на основе применения приемов мыслительной деятельности в процессе чередования коллективной и индивидуальной форм работы.
^ 3. Личная концепция автора:

- обучая – развивать;
- формирование умений применения приемов мыслительной деятельности;
- индивидуализация обучения через коллективные формы.
^ 4.Технология опыта:
- сущность опыта заключается в сотрудничестве при обучении;

- формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная;

- применение дифференцированного подхода при изучении нового материала, тестирование, опоры.
Учащиеся работают с учебником, справочным контролирующим материалом

по схеме




Составление

алгоритма.

Решение

проблемы.

Уточнение

алгоритма.

Индивидуальный контроль.

{ 2,3 – информационные блоки, 4-7-практические блоки} дифференцированы.

^ Структура алгоритмического метода обучающего характера.

Деятельность учителя. Деятельность учащегося.








Структура алгоритмического метода при изучении нового материала.



Работа по учебнику в парах семейного состава.

Реконструк-ция учебного

материала.

Составление

алгоритма

описания

учебного

материала.

Коррекция

алгоритма

в парах

семейного

состава.


- Такая работа позволяет каждому учащемуся анализировать и реконструировать учебный материал.
- Работая в парах, группах, п.с.с. ребята овладевают навыками культурного ведения диспута, развивают речь, активизируются отстающие.
- Дети овладевают знаниями самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта.
- Все проверочные работы, тесты дифференцированы, учащиеся сами выбирают уровень.
- Система контроля подчинена учебной цели.
Результативность:

- Оптимизация учебного процесса.
- Учащиеся становятся коммуникабельными.
- Дети приобретают навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
- Наблюдается улучшение памяти и логики мышления ребят.
- Ученики принимают участие в районных олимпиадах и занимают призовые места.
- Поступившие в вузы не испытывают затруднений при изучении физики.
- Применение данной технологии позволило повысить уровень

ЗУН с 41% до 46%, добиться 100% успеваемости.

Приучай ученика работать,…

чтобы он самостоятельно думал,

искал, проявлял себя, развивал

свои дремлющие силы, вырабатывал

из себя стойкого человека.
А. Дистервег.
Применение инновационных технологий в работе позволяет развиваться личности учащегося в условиях возникновения в обществе новых социально-экономических отношений, помогает адаптации в этих условиях, но, на мой взгляд любая технология должна быть адаптирована к особенностям класса и преподаваемого предмета.

На своих уроках постоянно применяю к.с.о., блочную подачу материала, что дает значительную экономию времени, а это приводит к возможности уделить больше внимания индивидуальной работе с одаренными и отстающими детьми.

Дифференцированный подход дает возможность детям самостоятельно определять уровень подготовленности по данному предмету и избежать лишних волнений, связанных с оценкой ответов. Использование компьютерных технологий ( проведение смоделированных лабораторных работ, тестирование, изучение отдельных тем с помощью компьютера) вызывает живейший интерес ребят как к предмету, так и методу обучения.

Пользуясь методикой опорных конспектов Шаталова, ребята при этом сами по образцу учатся выделять основную мысль изучаемой темы, составлять схемы, таблицы. При контроле знаний прибегаю к методу Шаталова-Границкой, когда необходимо подготовить повторение объемного материала за короткий срок: составляются билеты, по которым учитель проводит консультацию, т.е. отвечает на все вопросы билетов, прорешиваются все типовые задачи, а затем, работая в парах сменного состава учащиеся за два урока, проведенных в форме экзамена, в полном объеме выполняют повторение намеченной темы.

При планировании материала одну тему средней сложности даю блоком.


7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Первоначаль-ные сведения о строении вещества

Электромаг-нитные и световые явления

Колебания и волны

Электрический ток в

различных средах

Излучения и спектры


Для каждой темы готовятся две таблицы, одна из которых находится у учителя, другая вывешивается в классе. В качестве примера возьмем таблицу по теме

« Первоначальные сведения о строении вещества»


Фамилия

Строение

вещества

Молекулы

Диффузия

V моле-кул и t

Взаимо-

действие

молекул

Три

состоя-

ния вещества

Разли-

чие в

молеку-

лярном

строении

Демина













5







Рудин







4







3




Сысоев




4

















Ребята начинают отвечать по параграфам в любом порядке. Ученик, ответивший учителю на «5», становится консультантом по данному вопросу и может принимать по нему ответы других ребят, а в таблицу выставляется оценка. Дети работают с удовольствием и вскоре все отчитываются. Практика показала, что такой способ организации учебной деятельности дает преимущество в плане выигрыша во времени, обычно теоретическая часть контролируется за урок, можно уделить больше внимания практическим занятиям и решению задач.

Карточки с задачами содержат три уровня сложности. Каждый учащийся получает карточку, знакомится с ее содержанием и, если возникают затруднения, получает алгоритм. Затем задачи решаются, дети объясняют свое задание соседу по парте, получают разъяснение партнера по решению, меняются заданиями, записывают решение новых заданий и пара распадается. Метод эффективен при подготовке к контрольным работам и преследует три цели: развитие логического мышления, зрительного и слухового восприятия.

Важная роль отводится самостоятельной работе, которая может быть обучающего, контролирующего и тренировочного характера. Работая самостоятельно над текстом учебника дети приучаются конкретизировать, систематизировать и реконструировать материал, составлять план ответа.

Решение задач всегда вызывало затруднение у ребят и, как правило, самостоятельно справляются с нетиповыми задачами те дети, которые умеют нестандартно мыслить, применять анализы: восходящий, нисходящий метод прогнозирования, правильно выделить исходные данные и результат, построить цепочку связи между этими параметрами. Цель учителя-помочь ребенку развить гибкость мышления, для этого используется: алгоритмы решения задач, образцы, анализ цепочкой, коллективное решение с последующим анализом.

В процессе работы постоянно используемся планом – алгоритмами: изучения нового материала, закрепления, обучающими.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Учащиеся способны к самостоятельному изучению материала: умеют выявлять главную мысль, кратко излагать материал, применять теоретические сведения в конкретной ситуации.

Урок физики в 10 классе.
I. Тема урока Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома».
II. Цели урока:
1. Образовательные:

а) повторение понятий: сила тока, сопротивление, зависимость силы тока от сопротивления и напряжения на участке цепи.

б) научиться решать задачи применяя знания основных понятий данной темы.
2. Развивающая:

Развитие логического мышления, продолжение формирования навыков преобразования одних единиц измерения данной величины в другие, применения приемов мыслительной деятельности.
3. Воспитательная:

Воспитываем в детях способность работать в коллективе, чувство ответственности, актуальность.
III. Тип урока. Урок-практикум.
IV. Методы обучения. Образец ответа. Алгоритмический метод.
V. Дидактический материал. Карточки.
VI. Ход урока.


  1. Орг. Момент (1 мин.)

  2. Объявление учащимся темы и цели урока (2 мин.)

^ Сегодня на уроке мы будем решать задачи, пользуясь знаниями,

приобретенными на прошлых занятиях.

Цель нашего занятия не в том, чтобы узнать хорошо или плохо вы выучили формулы, а в том, сумеете ли вы воспользоваться законами и понятиями, облеченными в формулы, а потому девиз нашего урока – слова П.Н. Лебедева

« Мой книжный шкаф «знает несравненно больше меня», знает обстоятельно и наверняка, но все-таки про него нельзя сказать, что он физик, а я – физик». Поэтому в любой момент, при решении задачи, вы можете прибегнуть к помощи книги, своей рабочей тетради.


  1. Проверка домашнего задания (10 мин.)

^ Но прежде чем приступить к работе, проверим усвоили ли вы основы знаний предыдущих занятий. Работаем в парах сменного состава.

Проходит взаимоконтроль, выставляются оценки.

  1. Работа у доски. (10 мин.) Упр. 2,3.

Двое учащихся работают у доски, один комментирует решение задачи, вместе с ним работает весь класс. Затем комментирует решение задачи, вместе с ним работает весь класс. Затем комментирует решение своей задачи второй ученик. Решение Записывается учащимися в свои тетради.


  1. Работа по карточкам. (20 мин.)

(В парах постоянного состава.)

Карточки 1 группы содержат подсказки, 2 группы без подсказок, 3 группы повышенной сложности.
Ребята могут выбирать себе задание в соответствии с уровнем сложности, но каждая пара выбирает задания таким образом, что у нее имеются обязательно имеются задания первой и второй группы.
I группа карточек.
Карточка № 1

Конденсатор емкостью 100 мкФ заряжается до напряжения 500 В за 0,5 с. Каково среднее значение силы зарядного тока?

^ Наиболее приемлемая формула для решения задачи:

А) I=U/R; Б) I=neSv; В) I= g/t; Г) Нет нужной формулы.
Карточка № 2

Сколько электронов проходит через поперечное сечение проводника за 1 нс. При силе тока 32 мкА?
^ Для решения задачи нужна формула:

А) I=U/R; Б) I=neSv; В) I=g/t/
Карточка № 3

Найдите скорость упорядоченного движения электронов в проводнике сечением 5мм2 при силе тока 10 А, если концентрация электронов проводимости 5·1028м-3.
^ Выбери формулу для решения задачи:

А) I=U/R; В) I=g/t; Б) I=neSv;
Карточка № 4

Найдите силу тока в стальном проводнике длиной 10 м и сечением 2 мм2, на который падает напряжение 12 мВ.
^ Выбери формулу для решения задачи:

А) I=U/R; В) I=g/t; Б) I=neSv;
Карточка № 5
Определите напряжение на концах алюминиевого проводника длиной 5 м. и сечением 3 мм2, сила тока в котором 2 А.
^ Выбери формулу для решения задачи:

U=I·R; U=g/C; U=E·d

2 группа карточек.
Карточка №1

Среднее значение силы зарядочного тока, при котором заряжается конденсатор емкостью 100 мкФ до напряжения 500 В, 01 А. Сколько времени заряжался конденсатор?
Карточка № 2

Число электронов, проходящих через поперечное сечение проводника за 0,1нс, равно 2·105. Чему ровна сила тока в проводнике?
Карточка № 3

Скорость упорядоченного движения электронов в медном проводнике сечением 30мм2 равна 0,15 мм/с. Определите силу тока в проводнике.
Карточка № 4

Во сколько раз изменится сопротивление проводника (без изоляции), если его свернуть пополам и скрутить.
Карточка № 5

Можно ли включить в сеть напряжением 220 В реостат, на котором написано 30 Ом, 5 А?
^ 3 группа карточек
Карточка № 1

Какова напряженность поля в алюминиевом проводнике сечением 1,4 мм2 при силе тока 1А.
Карточка № 2

Найдите скорость упорядоченного движения электронов в медном проводнике сечением

25 мм2 при силе тока 50 А, считая, что на каждый атом приходится один электрон проводимости.
Над карточками 3 группы работают учащиеся увлекающиеся физикой.


  1. Подведение итогов. (2 мин.)


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

В процессе урока:

Дети закрепили основные понятия темы, умело применяли их в нестандартных ситуациях, свободно пользовались правилом преобразования величин из одной системы единиц в другую.

Активизировались: мыслительная деятельность, воля; развивались навыки:

Самостоятельной работы со справочным материалом, составления алгоритмов решения задач.

^ Урок физики в 10 классе.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЭлектрическое сопротивление. Закон Ома для полной цепи
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников....

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон взаимопомощи; Закон творчества; Закон защиты республики; Закон...
Республика – общешкольное государство, объединяющее ребят и взрослых на равных правах

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconУрока: урок-практикум Формы организации
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон
Закон стал орудием всяческой алчности! Не сдерживающий преступности, а сам повинный во зле, закон подлежит каре!

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconУрок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим...
Название работы: Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием»

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconУрок по информатике в 9-м классе по теме: «Решение задач гиа по разделу системы счисления»
Технология: “Коноп” (контрольный опрос учащихся со включением игровых элементов)

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЕгэ для выпускников 11-х классов
Закон РФ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" и федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном...

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconУрок №22 дата 29. 11 Тема: Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Образовательные: выявить уровень усвоения учебного материала по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»; продолжить формирование...

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон ответственности я не всесилен, но и не беспомощен Закон власти...
К47 «Дети: границы, границы» /Пер с англ.: И. Стариковская М.: «Триада», 2001, 320 с

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон находится вне веры. Не важно, верю я или нет: закон есть закон,...
Поэтому в человеке должно быть проявлено качество крату – желание поступать мудро. В результате отсутствия такого желания человек...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница