Скачать 208.45 Kb.
|
Панорама творческих идей учителя. Школа учит мыслить. (Развитие мыслительных способностей младших школьников) Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов Шмырева Наталья Геннадьевна – учитель начальных классов МБОУ лицей № 5, города Воронежа, Воронежская область Давно уже не спорят с оптимистичным, разумным и проверенным долговременной практикой утверждением, что все дети талантливы. Надо верить в это. Просто кого-то из так называемых плохих, слабых или сложных учеников недолюбили, не увлекли, не растормошили, недоучили, недоразвили… недо…, недо…, недо… Ах, как обидно! Не будет у НАС такого! МЫ постараемся! МЫ справимся! После долгих раздумий поняли, что за основу своей педагогической деятельности возьмем развитие мышления, т.к. только мышление помогает проникнуть в суть предметов и именно школа учит ребенка мыслить. Развивающемуся обществу — подчеркивается в Федеральном государственном стандарте нового поколения — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаются мобильностью; способны к сотрудничеству; · обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Новыми нормами становятся: жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы стараемся обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждения, которое всегда выражается словами, даже если эти слова и не произносятся вслух. Суждение – это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Например: В суждении: «после молнии гремит гром», утверждается наличие определенной связи во времени между двумя явлениями природы. Работа мысли над суждением направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением. Например: При ответе на вопрос односложный ответ недопустим. Просим детей давать полный ответ, доказывать правоту своего ответа. При этом, используя слова «я думаю…», «мне кажется…». Так мы учим детей рассуждать, т.е. что-то утверждать или отрицать. Постепенно мы с ребятами переходим к более высокому этапу суждения – умозаключению. Умозаключение – такая форма мышления, которая позволяет ученику сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Например: Предметы из дерева не тонут в воде. Кирпич тонет в воде. Значит… (Кирпич не из дерева) Но чтобы о чем-то рассуждать и делать умозаключения, надо иметь прочный запас знаний. Нами используется многоуровневая организация процесса освоения знаний, умений, навыков, которая позволяет целенаправленно руководить этим процессом, развивая наиболее существенные и необходимые его характеристики. Взаимосвязь уровней и основных качеств знаний можно представить в виде модели, которую мы придерживаемся в своей работе и которая способна, на наш взгляд, быть действенным ориентиром в процессе обучения вообще и в процессе формирования мышления в частности. ^ ![]() 1 ![]() ![]() 2 На первом (репродуктивном) уровне осознаются знания и способы работы, но лишь частично и с помощью учителя. На втором (конструктивном) уровне происходит развитие, сознательное овладение знаниями и приемами работы. На третьем (творческом) уровне происходит сознательный поиск, систематизация и творческое применение знаний и способов работы. Это цель, которую мы поставили перед собой. ^
Как видно из таблицы, на каждом уровне проявляется вся система качеств знаний. Кроме того, качества знаний на каждом из уровней отличаются степенью их сложности: чем выше уровень, тем сложнее, «богаче» система качеств знаний. И каждый новый этап необходимо начинать с репродуктивного уровня, постепенно подводя к решению задач на конструктивном и творческом уровнях. Ведущее место в развитии мышления учащихся принадлежит развитию мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Со своими учениками мы начали формирование операции сравнения с сопоставлением различных понятий. (Приложение 1.) На данном этапе даем три категории задач:
Например, корова – лошадь.
Например, лошадь – ворона.
Например, всадник – лошадь. Так же на этом этапе даем задания на сравнение предметов, выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. (Приложение 2.) Большое внимание в своей мы уделяем обучению учащихся анализу и синтезу, т.к., это важнейшие мыслительные операции, связанные между собой как вдох и выдох. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ – это мысленное расчленение целого на составные части. Синтез – это мысленное соединение частей в единое целое. Развитием данных мыслительных операций занимаемся на всех уроках. Для этого по каждому предмету подобраны серии вопросов и заданий, способствующие формированию у учащихся данных мыслительных операций (Приложение 3.) Данные занятия проводятся как коллективно, так и индивидуально. Цель данных занятий: научить школьников выполнять задания, анализируя задачу, выделяя существенное условие. Обобщения, которые мы делаем в процессе мышления, закрепляются в понятиях. Понятия – это форма мышления, в которой отражаются общие, существенные свойства предметов и явлений. Житейский опыт у наших детей невелик. Поэтому на формирование данного мыслительного процесса нами уделяется большое количество времени. Большое внимание на данном этапе мы уделяем умению давать определения понятиям, т.к. это требуется нашим ученикам при изучении всех школьных предметов не только начального звена, но и в дальнейшем обучении. Проводя наблюдения в первые недели обучения, мы сделали вывод, что ребятам трудно самостоятельно сформировать определение понятий. Следовательно, мы должны помочь им овладеть системой ориентиров, необходимых для выполнения этой логической операции. Чтобы помочь школьнику, необходимо показать ему эту систему ориентиров, объяснить общую структуру всех определений. Определить понятие – значит, установить его род и видовое отличие. Например: Дерево – это один из видов растений. Собака – это млекопитающее животное. Определение должно отвечать следующим правилам:
Чтобы научить строить определения, нужно освоить следующие мыслительные операции:
Все это ни что иное, как умение детей классифицировать. Для развития этого мыслительного процесса нами подобран блок следующих заданий. (Приложение 4.) Все это мы проводим с целью развития мыслительной деятельности своих учеников. Очень хочется выработать такие качества мышления, как критичность, чтобы дети умели строго и тщательно взвешивать все доводы «за» и «против» принимаемых решений, подвергали новые идеи всесторонней проверке. Быстроту мышления, которая проявляется в скорости решения умственных задач. Хочется, чтобы дети в своих действиях проявляли самостоятельность, выдвигали новые идеи, задачи и находили нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей. Широта ума будет проявляться в широком кругозоре детей, активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики. После того, как у детей будут сформированы все качества и формы мышления, можно будет считать, что создан фундамент для их дальнейшего развития. Это цель, к которой мы стремимся. Достичь ее можно лишь при систематической работе. Нами было изучено много литературы по данному вопросу. И за основу нашей работы взяли модель по формированию мыслительных умений и навыков школьников. (Приложение 5.) Закончить свое выступление, которое называется «Школа учит мыслить», мы хотим словами великого русского писателя, филолога и педагога Л.Н.Толстого: «Все дело в мыслях. Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому главное дело совершенствования: Работать над мыслями». ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ^ С СОПОСТАВЛЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПОНЯТИЙ. Утро – вечер. Корова – лошадь. Летчик – танкист. Лыжи – коньки. Трамвай – автобус. Река- озеро. Велосипед – мотоцикл. Собака – кошка. Ворона – рыба. Лев – тигр. Поезд – самолет. Обман – ошибка. Ботинок – карандаш. Яблоко – вишня. Лев – собака. Ворона – воробей. Молоко – вода. Золото – серебро. Сани – телега. Воробей – курица. Дуб – береза. Сказка – песня. Картина – портрет. Лошадь – всадник. Кошка – яблоко. Голод – жажда. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ^ ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ. УЗНАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАДАННЫМ ПРИЗНАКАМ. Русский язык. 1. Про какой предмет можно сказать: а) белая, рассыпчатая, соленая на вкус. б) черный, твердый блестящий. в) круглое, зеленовато-красное, сладкое. 2. Назовите как можно больше слов, оканчивающихся на слог – ца. 3. Запишите слова, имеющие одинаковое количество букв (4) и вторую л в таблицу: угощение на масленицу. _ л _ _ богатство _ л _ _ дерево _ л _ _ нос у птицы _ л _ _ 4. Чем похожи слова: а) болт, бокс, борт; б) круг, куст, корт, в) яблоко, облако, колесо. г) банка, балка, белка
Математика. 1. Назови предмет, который обладает одновременно следующими признаками: а) имеет три стороны и три угла; б) имеет пять сторон и пять углов. 2. Вставь пропущенные числа: а) 1, 3, 5, …. б) 2, 4, 8,… в) 1, 4, 7, … 3. На что похожи цифры. 4.Чем отличается прямоугольник от пятиугольника? Природоведение.
а) ели и сосны б) березы и клена в) малины и смородины г) ромашки и василька 2. Объясните, чем отличаются: а) осень от весны б) дерево от кустарника в) белый гриб от мухомора г) лиственное дерево от хвойного 3. Расскажите о следующих животных: собака, мышь, бегемот. (Выделение признаков предмета). ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ^
ЕДАШАРКОМНАТАКЛАССКУКЛА
БЫЛАЗИМАДЕТИНАПРУДУЛЕПИЛИКУКЛУИЗСНЕГА.
^ 4. Запишите слова, которые получатся если у предложенных слов убрать последнюю букву: СОРТ - ВОРС – СТОГ- БОРТ- 5. Назовите слова, в написании которых можно выделить любое из чисел от 1 до 10. (1 – единица, единство, одинокий, однажды; 5 – пятница, пятачок, пятидневка, пятиугольник) 6. Запишите имена мальчиков, переставив буквы местами: ^
Перед вами слоговица Потрудитесь ухитрится Слоговицу разгадать И слова все, все назвать. 1,2,3 – на небе мост семи цветов (радуга) 4, 5, 1 – с ней дружат множество певцов (гитара) 6, 7, 5 – мишень для шайбы и мяча (ворота) 6, 8 – бьет тонкой струйкой из ключа (вода) 8.Шарады. Первый слог – предлог, В другом - живем мы летом. Все слово в математике Давно уж ждет ответа. (Задача) Вороний гам в начале слова, Конец лежит на дне пруда. А целое в музее, в галерее Найдем, конечно, без труда. (Картина) В начале слова – нота, А дальше – украшение. А целое – задание, Что требует решения. (Ребусы) Начало деревом зовется, Затем – читатели мои А в книге целое найдется, И в каждой строчке есть они. (Буквы) ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ^
Обувь – зимняя обувь – сапоги; Письменный стол – мебель – стол; Житель России – москвич – европеец; Книга – учебник истории – учебник.
а) головной убор, меховая шапка, шапка. б) мебель, книжная полка, полка. в) сапоги, обувь, резиновые сапоги. Самое узкое понятие: Среднее понятие: Самое широкое понятие:
Родовое понятие Видовое понятие Видовое отличие Электроприбор утюг для глажения Дом берлога для медведя Человек пекарь выпекает хлеб Утюг – это _______________ для глажения. __________________ - это дом для медведя. Пекарь – это человек, который ________________ . ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ^ Модель развития общих мыслительных умений и навыков у школьников I-IV классов школы предполагает целенаправленное постепенное формирование следующих основных умений и навыков:
В данной последовательности они и представлены ниже. Умения и навыки мыслительной деятельности школьников совершенствуются с каждым годом в процессе целенаправленного, активного их формирования. I класс. 1. Учиться разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх (типа «Разрежь картинку», «Магазин»). Выделять на слух основные компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на элементы. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа или мультфильма. Поэлементный эмпирический анализ завершать или сопровождать эмоциональной оценкой. Учиться выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: о ком? (о чем?) говорится в несложном рассказе (сказке)? Намечать основное в несложном практическом задании, выделять ударный слог. 2. Учить соотносить два предмета, два живых организма, картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги и слова; короткие песенки, поступки персонажей сказок. Сравнение проводить на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или сходство). Завершать эмоциональной оценкой детей. 3. Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности их к общему родовому понятию. Учиться делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов вербального характера, несложных практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме. 4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определений использовать наглядность. 5. Расшифровать данное родовое понятие («Какие игрушки у нас на столе?», «Какие учебные принадлежности?»). Уметь привести пример, понимать картинный план, отражающий объекты и порядок элементарной конкретизации 6. Отвечать на вопросы типа: «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, на экскурсиях, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства. (Использовать средства наглядности как образную опору). 7. Под руководством педагога учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов, мультфильмов. Высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа: «А как вы думаете?», «Как это можно сделать?» и др. Намечать последовательность действий, проверять результат разрешения простейших противоречий по образцам. ^ 1. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Различать основные действующие лица сказки, рассказа, видеть последовательность действий в мультфильме. Учиться разделять условие задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится? Что говорится об этом?» Различать смысловой центр картинки, основные действующие лица сказки, рассказа. Выделять основное в несложном практическом задании.
^ 1. Учить поэлементному эмпирическому анализу в процессе практических действий, восприятия и осмысления изображений. Тренироваться в разделении существенных и несущественных признаков несложных предметов, явлений, событий. Производить элементарный смысловой анализ печатного текста, воспроизводить основные элементы прочитанного, увиденного в беседе. Анализировать задачу по составным элементам, пользоваться картинным планом ориентиром, Выделять предмет мысли в тексте, отвечая на вопросы: «О ком (с чем) говорится?», «Что говорится об этом?» Вычленять существенные и несущественные признаки предметов, несложных явлений, находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Выделять на слух основные компоненты ритмически организованной информации (песни, стихотворения, короткого текста), ориентируясь на плакат «Учись выделять главное». Придумывать свои заголовки к сказке, рассказу, упражняться в выделении главного в логических играх (например, «Охотник в лесу»). 2. Сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, явления, слова, предложения, геометрические фигуры, числа, простые задачи, примеры и т. д. Сравнивать информацию на слух (два отрывка из стихотворения, две мелодии и т. д.), анализировать и сравнивать поступки героев из сказок, рассказов. Учиться последовательности сравнения и его целенаправленности, завершать суждение простым логическим выводом.
^ 1. Осуществлять комплекс действий, составляющих элементарный эмпирический анализ различной информации. Разделять целое на составные части в практических действиях, при восприятии и осмыслении изображений в тексте, в логических играх. Различать существенные и несущественные признаки несложных объектов. Проводить элементарный смысловой анализ текста, рассказа учителя, воспроизводить основные смысловые части прослушанного, увиденного в беседе. Учиться анализировать ответ товарища по плану, разделять задачу на простые элементы. Осознавать простые способы своей работы. Выделять субъект и предикат учебного текста и его части, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?» Разделять информацию на логические части, вычленять родовые и видовые понятия. Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения, придумывать заголовки, составлять простой план небольшого текста. Определять на слух компоненты ритмически организованного текста. Находить основные смысловые группы, картины, читать простые таблицы, использовать простые схемы. Учиться выделять главное в практических заданиях и в организационной работе. Пользоваться плакатом «Учись выделять главное».
Список использованной литературы: Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся//Начальная школа – 1994 - № 11, с. 24-26 Зак А.З. Курс развивающих занятий//Начальная школа – М.Просвещение, 2000, с. 120 Якиманская И.С. Знание и мышление школьников – М.: Знание, 1990 Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума//Книга для учащихся начальных классов – М.: Экзамен, 2009 |
![]() | Подготовила учитель начальных классов Перевертайло Татьяна Сергеевна мобуоош №27 ст. Вознесенской Лабинского района | ![]() | Руководители проекта учителя начальных классов: Мельник Карина Владимировна, Фоминова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Викторовна,... |
![]() | Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М. О. У. «Сош №7» | ![]() | Знакомство учащихся с понятиями «Родина», «Конституция», «Государственные символы» |
![]() | Мо учителей начальных классов состоит из 10 человек, которые работают в 13 классах-комплектах (учитель Самойленко О. Д. преподаёт... | ![]() | Ответственными за мероприятие были назначены зам по вр маиева Л. Г.,зам по днв исраилова З. М.,Касумова Э. учитель начальных классов,... |
![]() | Григорьевна, учитель начальных классов Верх-Аскизской сош, Топоев Родион Прокопьевич учитель хакасского языка и литературы Усть-Есинской... | ![]() | Образование: Дзержинское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов» 1985 год |
![]() | Не случайно, что в этом месяце мы отмечаем самый прекрасный праздник 8 Марта и поздравляем тех, кто нам дороже и милее: наших мам... | ![]() | В занимательной форме познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни |