Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов




Скачать 208.45 Kb.
НазваниеЩербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов
Дата публикации05.01.2015
Размер208.45 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы


Панорама творческих идей учителя.

Школа учит мыслить.

(Развитие мыслительных способностей младших школьников)
Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов

Шмырева Наталья Геннадьевна – учитель начальных классов МБОУ лицей № 5, города Воронежа, Воронежская область
Давно уже не спорят с оптимистичным, разумным и проверенным долговременной практикой утверждением, что все дети талантливы. Надо верить в это. Просто кого-то из так называемых плохих, слабых или сложных учеников недолюбили, не увлекли, не растормошили, недоучили, недоразвили… недо…, недо…, недо…

Ах, как обидно! Не будет у НАС такого! МЫ постараемся! МЫ справимся!

После долгих раздумий поняли, что за основу своей педагогической деятельности возьмем развитие мышления, т.к. только мышление помогает проникнуть в суть предметов и именно школа учит ребенка мыслить.

Развивающемуся обществу — подчеркивается в Федеральном государственном стандарте нового поколения — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаются мобильностью; способны к сотрудничеству; · обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Новыми нормами становятся: жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы стараемся обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждения, которое всегда выражается словами, даже если эти слова и не произносятся вслух. Суждение – это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается.
Например: В суждении: «после молнии гремит гром», утверждается наличие определенной связи во времени между двумя явлениями природы.
Работа мысли над суждением направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.
Например: При ответе на вопрос односложный ответ недопустим. Просим детей давать полный ответ, доказывать правоту своего ответа. При этом, используя слова «я думаю…», «мне кажется…».

Так мы учим детей рассуждать, т.е. что-то утверждать или отрицать.
Постепенно мы с ребятами переходим к более высокому этапу суждения – умозаключению. Умозаключение – такая форма мышления, которая позволяет ученику сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.
Например: Предметы из дерева не тонут в воде.

Кирпич тонет в воде. Значит… (Кирпич не из дерева)
Но чтобы о чем-то рассуждать и делать умозаключения, надо иметь прочный запас знаний. Нами используется многоуровневая организация процесса освоения знаний, умений, навыков, которая позволяет целенаправленно руководить этим процессом, развивая наиболее существенные и необходимые его характеристики. Взаимосвязь уровней и основных качеств знаний можно представить в виде модели, которую мы придерживаемся в своей работе и которая способна, на наш взгляд, быть действенным ориентиром в процессе обучения вообще и в процессе формирования мышления в частности.
^ МОДЕЛЬ УРОВНЕЙ ЗНАНИЙ.



1






2
На первом (репродуктивном) уровне осознаются знания и способы работы, но лишь частично и с помощью учителя.

На втором (конструктивном) уровне происходит развитие, сознательное овладение знаниями и приемами работы.

На третьем (творческом) уровне происходит сознательный поиск, систематизация и творческое применение знаний и способов работы. Это цель, которую мы поставили перед собой.

^ ТАБЛИЦА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ УРОВНЕЙ И ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЗНАНИЙ.


I уровень

репродуктивный

II уровень

конструктивный

III уровень

творческий

1. правильность

2. полнота

3.

осознанность

4.

действенность

5.




системность

6.

прочность




Как видно из таблицы, на каждом уровне проявляется вся система качеств знаний. Кроме того, качества знаний на каждом из уровней отличаются степенью их сложности: чем выше уровень, тем сложнее, «богаче» система качеств знаний. И каждый новый этап необходимо начинать с репродуктивного уровня, постепенно подводя к решению задач на конструктивном и творческом уровнях.

Ведущее место в развитии мышления учащихся принадлежит развитию мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Со своими учениками мы начали формирование операции сравнения с сопоставлением различных понятий. (Приложение 1.)

На данном этапе даем три категории задач:

  1. Даются два слова, явно относящиеся к одной категории.

Например, корова – лошадь.

  1. Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае.

Например, лошадь – ворона.

  1. Третья группа задач еще сложнее - это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражении гораздо сильнее, чем сходство.

Например, всадник – лошадь.

Так же на этом этапе даем задания на сравнение предметов, выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. (Приложение 2.)
Большое внимание в своей мы уделяем обучению учащихся анализу и синтезу, т.к., это важнейшие мыслительные операции, связанные между собой как вдох и выдох. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ – это мысленное расчленение целого на составные части. Синтез – это мысленное соединение частей в единое целое. Развитием данных мыслительных операций занимаемся на всех уроках. Для этого по каждому предмету подобраны серии вопросов и заданий, способствующие формированию у учащихся данных мыслительных операций (Приложение 3.)

Данные занятия проводятся как коллективно, так и индивидуально. Цель данных занятий: научить школьников выполнять задания, анализируя задачу, выделяя существенное условие.

Обобщения, которые мы делаем в процессе мышления, закрепляются в понятиях. Понятия – это форма мышления, в которой отражаются общие, существенные свойства предметов и явлений.

Житейский опыт у наших детей невелик. Поэтому на формирование данного мыслительного процесса нами уделяется большое количество времени.

Большое внимание на данном этапе мы уделяем умению давать определения понятиям, т.к. это требуется нашим ученикам при изучении всех школьных предметов не только начального звена, но и в дальнейшем обучении.

Проводя наблюдения в первые недели обучения, мы сделали вывод, что ребятам трудно самостоятельно сформировать определение понятий. Следовательно, мы должны помочь им овладеть системой ориентиров, необходимых для выполнения этой логической операции.

Чтобы помочь школьнику, необходимо показать ему эту систему ориентиров, объяснить общую структуру всех определений.

Определить понятие – значит, установить его род и видовое отличие.

Например: Дерево – это один из видов растений.

Собака – это млекопитающее животное.

Определение должно отвечать следующим правилам:

  1. Определение не должно быть громоздким;

  2. Определение не должно быть отрицательным.


Чтобы научить строить определения, нужно освоить следующие мыслительные операции:

  1. Отнесение понятия к роду;

  2. Установление последовательности подчинения понятий;

  3. Выделение видового отличия;

  4. Проверка правильности определения.

Все это ни что иное, как умение детей классифицировать. Для развития этого мыслительного процесса нами подобран блок следующих заданий. (Приложение 4.)

Все это мы проводим с целью развития мыслительной деятельности своих учеников. Очень хочется выработать такие качества мышления, как критичность, чтобы дети умели строго и тщательно взвешивать все доводы «за» и «против» принимаемых решений, подвергали новые идеи всесторонней проверке.

Быстроту мышления, которая проявляется в скорости решения умственных задач.

Хочется, чтобы дети в своих действиях проявляли самостоятельность, выдвигали новые идеи, задачи и находили нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Широта ума будет проявляться в широком кругозоре детей, активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики.

После того, как у детей будут сформированы все качества и формы мышления, можно будет считать, что создан фундамент для их дальнейшего развития.

Это цель, к которой мы стремимся. Достичь ее можно лишь при систематической работе.

Нами было изучено много литературы по данному вопросу. И за основу нашей работы взяли модель по формированию мыслительных умений и навыков школьников. (Приложение 5.)

Закончить свое выступление, которое называется «Школа учит мыслить», мы хотим словами великого русского писателя, филолога и педагога Л.Н.Толстого:

«Все дело в мыслях.

Мысль – начало всего.

И мыслями можно управлять.

И поэтому главное дело совершенствования:

Работать над мыслями».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

^ ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ

С СОПОСТАВЛЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПОНЯТИЙ.


Утро – вечер.

Корова – лошадь.

Летчик – танкист.

Лыжи – коньки.

Трамвай – автобус.

Река- озеро.

Велосипед – мотоцикл.

Собака – кошка.

Ворона – рыба.

Лев – тигр.

Поезд – самолет.

Обман – ошибка.

Ботинок – карандаш.

Яблоко – вишня.

Лев – собака.

Ворона – воробей.

Молоко – вода.

Золото – серебро.

Сани – телега.

Воробей – курица.

Дуб – береза.

Сказка – песня.

Картина – портрет.

Лошадь – всадник.

Кошка – яблоко.

Голод – жажда.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
^ СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ.

УЗНАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАДАННЫМ ПРИЗНАКАМ.
Русский язык.
1. Про какой предмет можно сказать:

а) белая, рассыпчатая, соленая на вкус.

б) черный, твердый блестящий.

в) круглое, зеленовато-красное, сладкое.
2. Назовите как можно больше слов, оканчивающихся на слог – ца.
3. Запишите слова, имеющие одинаковое количество букв (4) и вторую л в таблицу:
угощение на масленицу. _ л _ _

богатство _ л _ _

дерево _ л _ _

нос у птицы _ л _ _
4. Чем похожи слова:
а) болт, бокс, борт;

б) круг, куст, корт,

в) яблоко, облако, колесо.

г) банка, балка, белка


  1. Чем отличается рассказ от стихотворения.




  1. Чем отличается пословица от басни.



Математика.
1. Назови предмет, который обладает одновременно следующими признаками:

а) имеет три стороны и три угла;

б) имеет пять сторон и пять углов.
2. Вставь пропущенные числа:

а) 1, 3, 5, ….

б) 2, 4, 8,…

в) 1, 4, 7, …
3. На что похожи цифры.
4.Чем отличается прямоугольник от пятиугольника?
Природоведение.


  1. Найди общие признаки

а) ели и сосны

б) березы и клена

в) малины и смородины

г) ромашки и василька
2. Объясните, чем отличаются:

а) осень от весны

б) дерево от кустарника

в) белый гриб от мухомора

г) лиственное дерево от хвойного
3. Расскажите о следующих животных: собака, мышь, бегемот. (Выделение признаков предмета).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
^ РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

  1. Выделите отдельные слова из слова:

ЕДАШАРКОМНАТАКЛАССКУКЛА


  1. Выделите слова из предложения:

БЫЛАЗИМАДЕТИНАПРУДУЛЕПИЛИКУКЛУИЗСНЕГА.


  1. «Зашифруйте слово». (Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное новое слово).

^ КАТОК, ВАЛЕТ, ЛЕТО, РИСУНОК, ЯРУС.
4. Запишите слова, которые получатся если у предложенных слов убрать последнюю букву:

СОРТ -

ВОРС –

СТОГ-

БОРТ-



5. Назовите слова, в написании которых можно выделить любое из чисел от 1 до 10.

(1 – единица, единство, одинокий, однажды;

5 – пятница, пятачок, пятидневка, пятиугольник)
6. Запишите имена мальчиков, переставив буквы местами:

^ ОКЯЛ, ЛАЕАШ, ЕДИНС.


  1. «Цифровая слоговица». Каждая цифра обозначает слог (всегда один и тот же).




Перед вами слоговица

Потрудитесь ухитрится

Слоговицу разгадать

И слова все, все назвать.
1,2,3 – на небе мост семи цветов (радуга)

4, 5, 1 – с ней дружат множество певцов (гитара)

6, 7, 5 – мишень для шайбы и мяча (ворота)

6, 8 – бьет тонкой струйкой из ключа (вода)
8.Шарады.




Первый слог – предлог,

В другом - живем мы летом.

Все слово в математике

Давно уж ждет ответа. (Задача)
Вороний гам в начале слова,

Конец лежит на дне пруда.

А целое в музее, в галерее

Найдем, конечно, без труда. (Картина)


В начале слова – нота,

А дальше – украшение.

А целое – задание,

Что требует решения. (Ребусы)

Начало деревом зовется,

Затем – читатели мои

А в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Буквы)





ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.


  1. Даны три понятия, находящиеся в отношениях последующего подчинения: растение – дерево – клен. Самое узкое понятие, входящее в два других, получает номер 1, самое широкое – 3 (клен – 1, дерево – 2, растение – 3). Задание: присвойте номер каждому понятию.


Обувь – зимняя обувь – сапоги;

Письменный стол – мебель – стол;

Житель России – москвич – европеец;

Книга – учебник истории – учебник.


  1. Расположите в соответствующем столбике таблицы следующие понятия:

а) головной убор, меховая шапка, шапка.

б) мебель, книжная полка, полка.

в) сапоги, обувь, резиновые сапоги.
Самое узкое понятие:

Среднее понятие:

Самое широкое понятие:


  1. Пользуясь заполненной таблицей, вставьте пропущенные слова в предложениях:


Родовое понятие Видовое понятие Видовое отличие

Электроприбор утюг для глажения

Дом берлога для медведя

Человек пекарь выпекает хлеб
Утюг – это _______________ для глажения.

__________________ - это дом для медведя.

Пекарь – это человек, который ________________ .
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

^ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Модель развития общих мыслительных умений и навыков у школьников I-IV классов школы предполагает целенаправленное постепенное формирование следующих основных умений и навыков:


  1. Анализ и выделение главного.




  1. Сравнение.




  1. Обобщение и систематизация.




  1. Определение и объяснение понятий.




  1. Конкретизация.




  1. Доказательство и опровержение.




  1. Умения, необходимые в проблемном обучении.



В данной последовательности они и представлены ниже.

Умения и навыки мыслительной деятельности школьни­ков совершенствуются с каждым годом в процессе целена­правленного, активного их формирования.


I класс.

1. Учиться разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх (типа «Разрежь картинку», «Магазин»). Выделять на слух основные компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на элементы. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа или мультфильма. Поэле­ментный эмпирический анализ завершать или сопровождать эмоциональной оценкой.

Учиться выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: о ком? (о чем?) говорится в несложном рассказе (сказке)? Намечать основное в несложном практическом задании, выделять ударный слог.
2. Учить соотносить два предмета, два живых организ­ма, картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги и слова; короткие песенки, поступки персонажей сказок. Сравнение проводить на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или сходство). Завершать эмоциональной оценкой детей.
3. Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о при­надлежности их к общему родовому понятию. Учиться делать элементарный индуктивный вывод из срав­нения двух несложных объектов вербального характера, несложных практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.
4. Накапливать опыт определения и объяснения поня­тий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определе­ний использовать наглядность.
5. Расшифровать данное родовое понятие («Какие игрушки у нас на столе?», «Какие учебные принадлежности?»). Уметь привести пример, понимать картинный план, отражающий объекты и порядок элементарной конкретизации
6. Отвечать на вопросы типа: «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, на экскурсиях, накапливая опыт прямого индуктивного доказательства. (Использовать средства наглядности как образную опору).
7. Под руководством педагога учиться видеть противо­речия при проведении несложных опытов, анализе поступ­ков действующих лиц сказок, рассказов, мульт­фильмов. Высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа: «А как вы думаете?», «Как это можно сделать?» и др. Намечать последовательность действий, про­верять результат разрешения простейших противоречий по образцам.
^ II класс.

1. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Различать основные действующие лица сказки, рассказа, видеть последователь­ность действий в мультфильме. Учиться разделять условие задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завер­шать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.

Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится? Что говорится об этом?» Различать смысловой центр картинки, основные действующие лица сказки, рассказа. Выделять основное в несложном практическом задании.


  1. Сопоставлять на однотипном материале два предме­та, два живых организма, картинки по количеству, форме, величине, цвету, целевому назначению. Сопоставлять от­рывки, слова, слоги, числа, геометрические фигуры, по­ступки, мотивы действия героев сказок. Различать суще­ственные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство или отличие. Одновре­менное сравнение производить на основе конкретных при­знаков в одном направлении с помощью введения третье­го, контрастного объекта. Определять последовательность сравнений, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой.




  1. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умения элементарного эмпириче­ского обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные пред­меты, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие. Осваивать картинный план, отражающий объекты обобщения и обобщающее по­нятие, знакомиться с обобщением в стихотворной форме. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выво­дом. Придумывать заглавия, составлять картинный план, проводить практическую систематизацию.




  1. Учиться определять и объяснять понятия через прак­тический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными опреде­лениями простейших учебных понятий в дидактических играх.




  1. Уметь расшифровать данное родовое понятие, при­вести 2—3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяс­нить заголовок. Осваивать картинный план, отражающий объекты и порядок конкретизации, формулировать вопрос к картинам.




  1. Отвечать на вопросы типа «Почему ты так дума­ешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. — в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.




  1. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предположение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знаний.

^ Ill класс.

1. Учить поэлементному эмпирическому анализу в процессе практических действий, восприятия и осмысления изображений. Тренироваться в разделении существенных и несущественных признаков несложных предметов, явлений, событий. Производить элементарный смысловой анализ печатного текста, воспроизводить основные элементы прочитанного, увиденного в беседе. Анализировать задачу по составным элементам, пользоваться картинным планом ориентиром, Выделять предмет мысли в тексте, отвечая на вопросы: «О ком (с чем) говорится?», «Что говорится об этом?» Вычленять существенные и несущественные признаки предметов, несложных явлений, находить в тексте наибо­лее важные по смыслу слова и предложения. Выделять на слух основные компоненты ритмически организованной информации (песни, стихотворения, короткого текста), ориентируясь на плакат «Учись выделять главное». Приду­мывать свои заголовки к сказке, рассказу, упражняться в выделении главного в логи­ческих играх (например, «Охотник в лесу»).
2. Сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, явления, слова, предложения, геометрические фигуры, числа, простые задачи, примеры и т. д. Сравнивать ин­формацию на слух (два отрывка из стихотворения, две мелодии и т. д.), анализировать и сравнивать поступки героев из сказок, рассказов. Учиться последователь­ности сравнения и его целенаправленности, завершать суждение простым логическим выводом.


  1. На основе сопоставления и противопоставления двух несложных практических, наглядных, словесных объектов (предметов, их свойств, фактов, явлений, событий) формулировать частичные и поурочные обобщения индуктивным путем. Отвечать на вопросы по общей теме. Отбирать объекты для обобщения из заданных учителем наборов, оформлять обобщения в виде картинного плана, заголовка. Проводить простейшую группировку и систематизацию. На основе анализа учебных рисунков, таблиц и схем знакомиться с простейшими способами обобщений. Анализи­руя и сравнивая простейшие организационные и практи­ческие действия и их результаты, делать выводы по дан­ным критериям.




  1. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический, наглядный показ предмета, явления, через указание, описание. Выделять существенные и несущественные признаки предметов, явлений. Знакомить­ся с определениями единичных предметов и явлений в дидактических играх, словарно-логических упражнениях, в практических действиях.




  1. Продолжить формирование элементарной эмпирической конкретизации (см. программу II класса). Проводить по плану несложные наблюдения, участвовать в демонст­рациях и практических работах, придумывать задачу по образцу, вопросы к тексту и рисунку. Уметь расшифровать локальное и частичное обобщение в процессе беседы, в рассказе, в рисунках, в практических действиях.




  1. Накапливать практический опыт прямого (индуктив­ного, традуктивного и по аналогии) доказательства. Строить элементарное доказательство (тезис — конкрет­ное понятие, аргументы — примеры, факты). Отвечать на вопросы «Почему?», «Докажи свою правоту», «Что об этом говорится дальше?» и др.




  1. Учиться осмысливать противоречия при проведении несложных опытов, наблюдений, анализе простой вербальной и наглядной информации. Упражняться в распознава­нии новой функции объекта (отвечая на вопросы типа «Как еще можно использовать этот предмет?»), высказы­вать простое предположение о последовательности дейст­вий, необходимых для разрешения проблемы, о возмож­ных способах решения. Проверять результат решения по­знавательной задачи по образцу. Осуществлять локальный и частичный перенос знаний, умений и навыков в новую ситуацию.


^ IV класс.

1. Осуществлять комплекс действий, составляющих эле­ментарный эмпирический анализ различной информации. Разделять целое на составные части в практических дейст­виях, при восприятии и осмыслении изображений в тексте, в логических играх. Различать существенные и несущест­венные признаки несложных объектов. Проводить элемен­тарный смысловой анализ текста, рассказа учителя, вос­производить основные смысловые части прослушанного, увиденного в беседе. Учиться анализировать ответ товари­ща по плану, разделять задачу на простые элементы. Осознавать простые способы своей работы.

Выделять субъект и предикат учебного текста и его части, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?» Разделять информацию на логи­ческие части, вычленять родовые и видовые понятия. На­ходить в тексте наиболее важные по смыслу слова и пред­ложения, придумывать заголовки, составлять простой план небольшого текста. Определять на слух компоненты рит­мически организованного текста. Находить основные смыс­ловые группы, картины, читать простые таблицы, исполь­зовать простые схемы. Учиться выделять главное в прак­тических заданиях и в организационной работе. Пользо­ваться плакатом «Учись выделять главное».


  1. Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идет обобщение. Учить­ся полному сравнению с соблюдением его последователь­ности: определение объекта и цели сравнения; выделение основных признаков; установление отличия и (или) сход­ства; формулировка выводов. Сравнивать различную по характеру и целевому назначению информацию на основе существенных конкретных и общих признаков. Проводить одновременное, параллельное и отсроченное сравнение двух объектов с введением третьего, контрастного объекта и контробраза. Сопоставлять и противопоставлять явления и факты двух родственных языков. Овладевать прави­лом-ориентиром сравнения.




  1. Осуществлять весь комплекс действий, составляю­щий индуктивное эмпирическое обобщение: проводить от­бор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы, оформлять их в виде картин­ного и простого словесного плана, заголовка, условной схемы, правильного умозаключения. Осмысливать струк­туру эмпирического обобщения и данное учителем прави­ло-ориентир, выраженное в картинной форме.




  1. Использовать накопленный практический опыт опре­деления и объяснения понятий для осмысления логиче­ского определения через род и видовые отличия. Знакомиться с простейшей структурой логического определения на наглядных моделях, в дидактических играх, в словарно-логических упражнениях.




  1. Осуществлять весь комплекс действий, составляющий элементарную эмпирическую конкретизацию: анализировать условие задания; выделять известное и неизвестное; вспомнить правило, необходимое для данного случая; в случае недостающих знаний обратиться к учебнику; решив задачу, проверить ее правильность; распознавать в реальной жизни изученные общие понятия, закономерности. Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 3—4 примера, конкретизировать заголовок, рисунок, про­стой словесный план. Связно отвечать по плану. Осмыс­ливать структуру приема.




  1. Совершенствовать практический опыт прямого (ин­дуктивного, традуктивного и по аналогии) доказательства, ознакомиться с сутью, структурой и правилом-ориентиром доказательства (тезис, аргументы, способ доказательства, выводы). Строить элементарное доказательство по заданной структуре и правилу-ориентиру (тезис — конкретное понятие, прямой способ демонстрации, 2—3 аргумента — конкретные суждения, примеры, факты). Осваивать пра­вило-ориентир, данное в картинной форме с краткими по­яснениями, использовать средства наглядности и ТСО.




  1. Учиться видеть противоречия в различных ситуаци­ях учебно-познавательной деятельности, новую функцию объекта, структуру объекта. Учиться понимать предложен­ную проблемную ситуацию, высказывать эмпирическое предположение о возможных способах разрешения проти­воречия. Намечать в коллективной и парной работе про­стой план действий при решении познавательных задач, проверять сообща результаты решения. Осуществлять частичный перенос известных знаний и способов в новую си­туацию (в различных видах учебной, игровой, практиче­ской деятельности).



Список использованной литературы:
Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся//Начальная школа – 1994 - № 11, с. 24-26

Зак А.З. Курс развивающих занятий//Начальная школа – М.Просвещение, 2000, с. 120

Якиманская И.С. Знание и мышление школьников – М.: Знание, 1990

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума//Книга для учащихся начальных классов – М.: Экзамен, 2009


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconПодготовила учитель начальных классов Перевертайло Татьяна Сергеевна...
Подготовила учитель начальных классов Перевертайло Татьяна Сергеевна мобуоош №27 ст. Вознесенской Лабинского района

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconПроект «Еще раз о пользе молока»
Руководители проекта учителя начальных классов: Мельник Карина Владимировна, Фоминова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Викторовна,...

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconИспользование произведений детских поэтов в воспитательной работе...
Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М. О. У. «Сош №7»

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconКонспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных...
Знакомство учащихся с понятиями «Родина», «Конституция», «Государственные символы»

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 1 четверть 2012-2013 уч год
Мо учителей начальных классов состоит из 10 человек, которые работают в 13 классах-комплектах (учитель Самойленко О. Д. преподаёт...

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconБ конкурс рисунков «Сан дай баьхна латта»
Ответственными за мероприятие были назначены зам по вр маиева Л. Г.,зам по днв исраилова З. М.,Касумова Э. учитель начальных классов,...

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconУчитель родного языка – 2013
Григорьевна, учитель начальных классов Верх-Аскизской сош, Топоев Родион Прокопьевич учитель хакасского языка и литературы Усть-Есинской...

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconПортфолио учителя начальных классов мбоу нош №4 г. Богородска Кукушкиной Татьяны Ивановны
Образование: Дзержинское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов» 1985 год

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconУчитель начальных классов: Брылёва Г. И. учитель начальных классов
Не случайно, что в этом месяце мы отмечаем самый прекрасный праздник 8 Марта и поздравляем тех, кто нам дороже и милее: наших мам...

Щербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов iconКлассный час с элементами игры для 3 класса Учитель начальных классов...
В занимательной форме познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница