Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения




Скачать 48.79 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Дата публикации08.12.2014
Размер48.79 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Философия > Конспект
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Тип урока: урок-обобщение.

Цели: обобщение и систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения;

совершенствование навыка различения главных членов предложения и способов их выражения; совершенствование навыка различения второстепенных членов предложения и их видов; развитие образного и логического мышления, развитие речи учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Базовый учебник: Русский язык 8 класс под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта

Структура и ход урока
1. Актуализация знаний.

На доске словосочетание Рязанская земля.

- Какая синтаксическая единица перед вами?

- Используя прилагательное Рязанская, составьте с ним другие словосочетания.

(Рязанская сторона, Рязанская земля, Рязанская область, Рязанский край.)

- Что такое предложение?

(Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена к общению. Оно обладает смысловой и интонационной законченностью, является минимальной единицей общения.)

- Составьте с любым из записанных словосочетаний предложение.

(Я живу на Рязанской земле. Рязанская земля, на которой мы живем, имеет древнюю и славную историю.)

Сегодня на уроке мы будем повторять изученное по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Тематически она будет связана с Рязанским краем.

Учащиеся записывают тему урока в тетради в пропущенные строки.

2. Работа по теме урока.

2.1. На доске начало схемы.

Члены предложения




Главные Второстепенные
Учащимся предлагается закончить ее.

(Схема, которая должна получиться у учащихся)
Члены предложения




Главные Второстепенные




Подлежащее сказуемое дополнение определение обстоятельство
прост.глаг. сост.глаг. сост. имен. прям. косвен. согл. несогл. прилож. образа действия, меры, степени,

условия, причины, цели, места,

времени, уступки
2.2. Составить предложения со словом Рязань так, чтобы оно являлось разными членами предложения.

(Рязань – один из древнейших городов России.

Город Рязань основан в 1095 году.

Группа туристов посетила Рязань.

Добро пожаловать в Рязань!)

2.3. Работа с деформированным текстом.

(Текст записан на доске. Раздаточный материал предлагается каждому ученику.)

Учащийся у доски вставляет пропущенные орфограммы, объясняет их; расставляет пропущенные знаки препинания.

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры где так торжественно и тихо что бубенчик «болтун» заблудивш..йся к..ровы слышен д..леко. Но такая т..шина стоит в лесах только в бе..ветре(н,нн)ые дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гну(т,ть)ся (в)след прол..тающим обл..кам.

Коллективная работа с текстом.

- Во втором предложении найдите определения, определите способ выражения; укажите вид.

(Такая – согласованное, выражено указательным местоимением,

Безветренные - согласованное, выражено прилагательным).

- Замените согласованное определение несогласованным.

(Дни без ветра.)

- Найдите в тексте несогласованное определение, замените его согласованным.

(Вершины сосен – сосновые вершины)

- Какой еще вид определения есть в тексте?

(Приложение. Бубенчик-«болтун»)

- Почему приложение – это особый вид определения?

(не называет признаки предмета, а по-новому характеризует его, дает ему другое название)

- Произвести разбор по членам первого предложения.

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко.

2.4. Конструирование текста. Работа в группах.

^ На слайде фотография бревенчатого дома, в котором родился С.Есенин

Дополните предложения текста различными видами определений (согласованными и несогласованными), запишите их, подчеркните определения как член предложения.

…село Константиново – родина Сергея Есенина. До наших дней сохранился … дом поэта. В глубине сада, … , стоит амбар* … Здесь Есениным были написаны многие … стихи.

*Амбар – (по словарю В.И. Даля) строение для складки (хранения) зернового хлеба, муки, а иногда и других товаров.

- Докажите, что записанные предложения являются текстом.

(Связаны по смыслу и грамматически)

- Назовите определения, укажите их виды.

(Старинное – согласованное,

Родительский – согласованное,

^ Одевшегося в золотой убор осени, одевшегося в осенний наряд – согласованное,

Амбар из бревен – несогласованное,

Известные – согласованное)

- Подберите синоним к слову старинный.

(древний)

Подберите антоним к слову старинный.

(современный)

- Объясните постановку тире в первом предложении.

- В последнем предложении укажите тип сказуемого.

(были написаны – составное именное, именная часть выражена кратким причастием)

2.5. Задание частично-поискового характера. Работа в группах.

^ В качестве домашнего задания учащимся предлагалось выяснить, какого цвета вода в озерах Мещорского края (по повести К.Г. Паустовского «Мещорская сторона»).

Восстановить текст.

В Мещоре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой…

В Урженском озере вода … (фиолетовая), в Сегдене - … (желтоватая), в Великом озере - … (оловянного цвета), а в озерах за Прой - … (синеватая). В луговых озерах летом вода … (прозрачная), а осенью приобретает (зеленоватый морской цвет).

- Определите, каким членом предложения являются прилагательные, которые вставлены в текст.

2.6. Взаимопроверка.

- Выделить грамматические основы в предложенных предложениях, указать тип сказуемого.

1) Леса в Мещоре разбойничьи, глухие.

2) Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

3) Ещё при Александре II генерал Жилинский решил осушить мещорские болота… В Мещору была отправлена экспедиция.

4) Гул проходит по вершинам сосен, как волны.

2.7.

- Из чьих уст прозвучала загадка: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Назовите произведение и героиню. Дайте ответ на загадку.

- Чем интересна с синтаксической точки зрения эта загадка? (Разбор предложения по членам).
3. Домашнее задание: Составить тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconУрок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация»
Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconТема: Второстепенные члены предложения. Обособленные и необособленные определения
Интегрирующая цель: в ходе комплексного повторения темы «Обособленные члены предложения» Вы должны

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconКонспект урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Второстепенные...
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности,...

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconУрок русского языка Тема: Главные члены предложения
Умк: Концепция программы для начальных классов «Школа России». Часть Русский язык. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение,...

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconУрока. Обучающие цели
Тема урока: «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего» (9 класс)

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconУрок русского языка во 2 классе по теме «Главные члены предложения»
Что значит сильнее станем? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях)

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconУрока Тема урока «Однородные члены предложения»
Автор: Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Цивильская сош №2»

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconУрока русского языка. Тема: «Однородные члены предложения» Номинация...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «кемеш – кульская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённые...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения

Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения iconРазработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница