Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия»




НазваниеВведение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия»
страница1/8
Дата публикации06.12.2014
Размер1.06 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра «Философии»

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Методические материалы для самостоятельной работы студентов


2007

Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей УГНТУ по дисциплине «Философия».
СОСТАВИТЕЛИ: ^ БЕЛЕНКОВА О.А., доцент, доктор филос. наук

АХМЕТЗЯНОВА А.Р., аспирант

РЕЦЕНЗЕНТ:
доктор философских наук, профессор И.М. Орешников

1 Зачем студенту технического вуза следует изучать философию?
Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета). Благодаря философским взглядам на мир, у человека формируется культура разумного мышления, суть которого состоит в способности видеть вещи и явления во взаимосвязи с другими вещами и явлениями и тем самым определять истоки их возникновения, а также закономерности функционирования и перспективы развития.

Будучи фундаментом культуры разумного мышления, знания по философии развивают у человека способность самостоятельно мыслить, ставить и решать задачи, способствуя формированию у него творческого потенциала как личности и специалиста.

Творческий потенциал человека – это присущая ему способность самостоятельно, опираясь на свои способности, знания, опыт и интуицию ставить и решать задачи, результаты решения которых позволяют оптимизировать выполняемую им деятельность. Только творческая ориентированность деятельности современного специалиста делает его профессионалом высокого класса, способного работать в условиях инновационно – ориентированной рыночной экономики.

Соответственно, занятия философией имеют для студентов технического вуза следующее значение:

  1. Формируют культуру разумного мышления творчески мыслящей личности, которым является современный специалист.

  2. Культура разумного мышления открывает для специалиста путь к творчески созидательной деятельности. Он сам ставит и решает задачи в пределах своей профессиональной компетентности.

  3. Знания в области философии формируют у специалиста стратегическое мышление (на перспективу), определяя путь к успеху, как в профессиональной деятельности, так и в его личной жизни; при этом успех достигается неслучайно, а на основе осознанно сформированных целей и программ деятельности.

  4. Знания в области философии расширяют диапазон возможностей специалиста, делают его более свободным в осуществляемой им деятельности. Это происходит потому, что он начинает более глубоко осознавать:

  • свои собственные способности и возможности, заложенные в нем природой;

  • понимать то, как развить эти способности, расширяя диапазон своих профессиональных возможностей, то есть как на основе этих способностей сформировать свой творческий потенциал;

  • как реализовать этот потенциал, чтобы добиться успеха в своей профессиональной деятельности и в жизни.

Будущий специалист становится, благодаря изучению философии, более подготовленным к профессиональной деятельности в сложных условиях глобализированной системы мирового хозяйства, функционирующей на основе инновационно – ориентированной рыночной экономики, определяющим фактором которой является конкуренция идей, технологий, товаров. Он глубже начинает понимать закономерности и механизмы функционирования мира, в котором он живет и своё место в этом мире. Это позволяет ему более реалистично и правильно ставить перед собой жизненно важные для него цели, разрабатывая стратегию своей жизни. То есть он понимает, чего он хочет добиться в жизни и как это можно и нужно делать. Он держит свою судьбу под контролем.
^ 2 Что изучает философия?
2.1 Истоки и смысл термина «философия»
Слово философия древнегреческого происхождения. Дословно переводится как любовь к мудрости (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость, philosophia – любовь к мудрости). Впервые употребил это слово древнегреческий математик и философ Пифагор, живший в VI веке до нашей эры (580-500г.г. до н.э.) Философами он называл людей, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни. Но истолковал и закрепил в европейской культуре это слово другой античный философ – Платон, живший V-IVв.в. до новой эры (427-347г.г. до н.э.) Под «Софией» - мудростью Платон понимал объективно существующее качество разумно устроенного и гармоничного мира. Это качество идеально и составляет основу, фундамент мироздания. Оно представляет собой мудрость – знание, определяющее сущность мироздания, и существует объективно как некая данность, независимая от человека, который должен постичь его своим умом. Эта мудрость является высшим благом для человека, поэтому он и должен стремиться к постижению её сущности. Венчает эту мудрость идея Блага, воплощающая в себе высшую истину, которая, по Платону, порождается высшим миром идей, находящимся в надзвездном пространстве. Воплощаясь в земное бытие и самого человека при помощи его души, которая вселяется в человека с его рождением, идея Блага гармонизирует и упорядочивает мир. Душа человека является частью мира идей и изначально содержит в себе мудрость мира идей. Поэтому, вселяясь в тело человека при его рождении, она пробуждает его к духовной жизни и формирует его сознание.

Мир идей является, по мнению Платона, подлинным бытием и постижение его сути дано только философу, который стремится к познанию и позволяет своей душе сосредоточиться в себе самой, очистившись от всего земного. При постижении этой мудрости философ мог бы перейти в род богов, но сделать этого он не может в силу своей ограниченности. Ограничивают познавательные возможности философа, во-первых, его телесная оболочка, тело, которое не позволяет его душе сосредоточиться на умопостигаемом знании, и во-вторых, краткость человеческой жизни, смертность человека.

Поэтому, говорит Платон, человек может только любить «эту мудрость почтительно и на расстоянии и стремится к постижению её сути». В соответствии с этими рассуждениями слово философия можно определить как «любовь к Истине», той истине, которая составляет сущность миропознания. По Платону, занятия философией и постижение Истины помогают человеку понять смысл жизни, ее цель и предназначение, и строить свою судьбу в соответствии с познанным смыслом. Знание Истины придает жизни человека цельность и ясность, поскольку он чувствует себя в гармонии с окружающим его миром: природой, обществом, другими людьми. Постижение Истины пробуждает также в его душе чувства веры, надежды и любви, которые являются дочерьми Софии – мудрости. Эти идеи Платона затем были восприняты православным христианством – 30 сентября день Ангела (именин) Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.
^ 2.2 Время и условия возникновения первых философских идей
Первые зачатки философских знаний появляются в VII-VI в.в. до н.э. в эпоху перехода от форм первобытной, родоплеменной организации жизни людей к цивилизованному классовому обществу, которое характеризуется:

  • общественным разделением труда, важной характеристикой которого является отделение умственного труда от физического, что способствует интенсивному развитию духовной деятельности людей;

  • появлением частной собственности на средства производства;

  • делением общества на классы;

  • появлением государства как силы, стоящей над обществом и выражающей интересы власть имущих.

Эту эпоху германский философ XX столетия Карл Ясперс назвал «осевым временем», поскольку оно знаменовало качественно новый этап в развитии человечества. Возникающие в этот период в духовной культуре стран Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), а также в Древней Греции первые философские идеи и формировали у людей понимание в необходимости упорядочивания социальной жизни на основе тех закономерностей, которые они интуитивно угадывали и чувствовали. Все вышеперечисленные черты общественной жизни складывались объективно и, взаимодействуя друг с другом, они формировали у людей потребность в более глубинным чем прежде понимании окружающего мира. Таким образом, зарождение философии исторически обусловлено:

  • накоплением в практической деятельности людей значительного опыта, что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира, источником которой, как они думали, являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы;

  • открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний (эмпирическое знание), которые можно было проверить и которые, как люди предполагали, были связаны с этими глубинными силами;

  • появлением в классовом обществе социальной потребности в изучении общих принципов бытия и познания, что необходимо было для регулирования всё усложняющейся социальной жизни.

Что же побуждало людей философствовать?

Древнегреческий философ Аристотель (384-322г.г. до н.э.) указывал, что людей побуждает философствовать удивление. Недоумевающий и удивляющейся человек считает себя незнающим. И чтобы избавиться от своего незнания, порождающего чувство страха и зависимости от окружающего мира, человек начинает размышлять, философствовать, искать первопричину каждой вещи, её начала и конца. И поскольку мир объективно является целостным, он и познается как целостный и единый в своей основе, а приобретаемая при этом мудрость выступает как особого рода знание – «знание единого во многом» (Аристотель). При этом формируется особая духовная установка мыслителей: установить взаимосвязь обретаемой мудрости с жизненным опытом людей, их духовными идеалами и устремлениями, т.е. сформировать отношение человека к миру, его мировоззрение.

Однако философия возникает в VII-VI в.в. до н.э. не на пустом месте. Ей предшествовали мифология и религия, которые исторически развились раньше, но также как и философия сформировались на основе обобщения и осмысления в специфических формах общественного сознания социального опыта человека о том мире, в котором он жил, воплощая в этих формах его отношение к этому миру. Причем в формировании каждой из этих форм общественного сознания – мифологии, религии, философии – проявлялась своя специфика (особенность).

Мифология – (греч. миф – предание, логос – учение) – форма духовной деятельности человека, результатом которой являются мифы. В мифах в художественных образах, как наиболее доступной форме обобщенной работы мысли человека, люди первобытного общества воплощали накопленные ими знания и представления об окружающем их мире. Мифы объединяли зачатки естественно-научных знаний и представлений, нормы морали, эстетических представлений, мировоззренческих установок. Мифы имеются практически у каждого народа и в них заключены их миропонимание и мудрость. Наиболее известные мифы, отразившиеся в древнеиндийской «Рамаяне», древнегреческих «Илиаде» и «Одиссее», карело-финском эпосе «Калевала», древнерусских былинах и сказках. С угасанием первобытных форм общественной жизни на смену мифологии приходят религия и философия. Причем, эти формы общественного сознания, развиваясь параллельно, идут разными путями в объяснении смысла бытия. Основу религии составляет вера людей в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании. В соответствие с религиозными воззрениями на мир, эти силы создали мир и человека и определили принципы их существования. Стремление понять сущность этих сил и преклонение перед их могуществом приводит людей к вере в Богов (политеизм) и единого Бога-Творца (монотеизм). Все мировые религии (буддизм, иудаизм, христианство, ислам) воплощают в понятии Бога-Творца творческое, созидающее начало – первопричину всего сущего. Возникает вопрос: «Почему практически у всех народов понятие Бога, как Творца, складывается в определенных исторических условиях эпохи перехода от первобытных форм общественной жизни к развитым формам классового общества?».

Научное объяснение состоит в следующем. В понятие Бога воплощались в мистифицированной форме те знания, которые накапливались людьми в процессе социальной практики, и которые к этому времени были значительными. Открывая объективные закономерности в природе, в человеческой жизни, во взаимоотношениях между людьми, и не умея их объяснить, люди считали их Божественными законами, проявлением Божественного Разума, сотворившего мир, которому подчиняется как сама природа, так и человек. При этом утверждалась мысль, что поскольку человек, как и природа, сотворен Богом, то он должен строить свою общественную и личную жизнь по его заповедям. Эти заповеди были закреплены в Божественных книгах. У евреев в Талмуде, у христиан в Библии, у мусульман в Коране. В сознании религиозного человека происходит удвоение мира на земной и небесный, причем земной (природа) рассматривается как вторичный, производный от небесного. Такое понимание религии существовало уже в античном мире. Так историк Ксенофан писал: «Люди создают богов по своему образу и подобию». А в 19 столетии немецкий философ Л.Фейербах попытался ответить на эти вопросы в своем трактате «Сущность христианства» с естественно – исторических позиций. Он показал, что основу религии составляет беспрекословная вера людей в авторитет Бога, которого они сами придумали, как Творца всего сущего. Эта вера поддерживается культом Бога – системой догматов и канонизированных ритуалов.

Философия стремится рационально объяснить сущность бытия, опираясь при этом на научные и прежде всего естественно-научные знания. Однако при этом возникает вопрос: «В чем отличие философии от науки? Если наука дает научное объяснение мира, то может быть этим можно и ограничиться?» Суть состоит в следующем. Науки, как естественные, так и социально-гуманитарные занимаются изучением мира как объективно формирующейся реальной данности. Они ставят своей целью выявить те закономерности (как общие, так и частные) по которым существует этот мир. Философия же изучает отношение человека к миру, в котором протекает его жизнь. Поэтому главной задачей для философии является понимание смысла этого мира. Для философии главное не то, как устроен мир (на этот вопрос отвечает наука), а то, почему он так устроен, а не иначе. Поэтому для философа главное его субъективность, т.е. включенность в изучаемый мир, когда он знание о мире и его сущности моделирует, опираясь на эмпирические знания, свои представления о мире и свой жизненный опыт. Но при этом он соотносит свой жизненный опыт с объективным системоорганизующим знанием о мире, которое он интуитивно угадывает. Поэтому философское знание – это особое рефлексивное знание (лат. reflexio-размышляю), благодаря которому формируется отношение человека к миру, его мировоззрение.

Проблема взаимосвязи философии с мифологией и религией с одной стороны и наукой с другой стороны, уходит своими корнями в глубину тысячелетий. Она была актуальной уже в античной Греции в эпоху формирования первых философских идей. Но особую значимость приобрела эта проблема в наше время. Об этом очень аргументировано говорит Б.Рассел в своём исследовании «История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Он пишет: «Философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет, традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется ничейная земля, открытая для атак с обеих сторон. Эта ничейная земля есть философия». Существует целый ряд принципиальных вопросов, на которые нет однозначного ответа, например:

  • Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?

  • Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами?

  • Имеет ли Вселенная какое-либо единство?

  • Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели?

  • Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них, благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?

Можно назвать еще целый ряд вопросов, которые не имеют однозначного ответа, однако теология всегда претендовала на то, чтобы дать на эти вопросы совершенно однозначные и определенные ответы. Но в силу своей определенности эти ответы находятся на подозрении у науки. В тоже время все эти вопросы обладают несомненной значимостью для людей, а потому требуют правильных ответов, поскольку именно правильные ответы определяют характер и направленность деятельности людей, смысл их жизни. Поэтому исследовать эти вопросы и дать на них достаточно убедительные ответы должна философия. Философия опирается на научные знания, но использует их лишь в качестве фундамента для формирования методологии познавательной и творчески-созидательной деятельности людей.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Умарова Б. Х. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов всех специальностей по дисциплине «Русский...

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине Практическая фонетика Чита: чпк, 2013. с

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические указания ркп «Политехник»
Методические указания предназначены для студентов младших курсов неязыковых вузов всех специальностей в качестве дополнительного...

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические рекомендации предназначены для организации самостоятельной...
Методические рекомендации составлены на основе учебной программы по дисциплине «Педагогические технологии», соответствующей государственному...

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной исследовательской...
Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 9

Введение в философию методические материалы для самостоятельной работы студентов 2007 Методические материалы «Введение в философию» предназначаются для самостоятельной работы студентов всех специальностей угнту по дисциплине «Философия» iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница