Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»




Скачать 77.48 Kb.
НазваниеУрок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Дата публикации07.10.2014
Размер77.48 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок
Модульный урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова.

Тип урока: урок систематизации и повторения сведений об имени существительном.

Цели урока:

образовательные

1)повторить и обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках имени существительного;

2)совершенствовать умение учащихся проводить морфологический разбор имени существительного

воспитательные

1)воспитывать самостоятельность, внимание;

2) интерес к изучению русского языка

развивающие

1)формировать лингвистическую и культурологическую компетенции;

2)развивать коммуникативную компетенцию.

Оборудование: лист с заданиями модуля каждому учащемуся (см. приложение №1)

^ Ход урока:

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем: людей, животных, предметы, явления действительности. Это имена существительные.

Ученик: Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум », которое было в прямом родстве с существительным субстанция, означающим: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира.

^ 1 этап. Учитель: А теперь обратимся к стихотворению А.А. Фета. 1) Прочитайте текст, подготовьте выразительное чтение.

2) Чтение стихотворения. Ответы на вопросы к нему.

^ Вопросы к тексту: О чём стихотворение? В чем его особенность? Посчитайте, сколько в нем существительных. (21) А сколько процентов?(63%). Что вы представляете?

( Поэт рисует изумительную картину ночи, которая сменяется наступлением утра. Мы видим восход солнца, слышим разные звуки: шёпот, дыханье, трели соловья, наблюдаем медленное движение ручья. Завороженно смотрим вокруг, замечаем серебряный блеск воды, таинственный ночной свет, мельканье причудливых теней, восхищаемся красотой зари, волшебной, загадочной обстановкой свидания с любимым человеком. Вот сколько смысла таит в себе короткое стихотворение.

Текст состоит почти из одних существительных. А всё понятно. Используя существительные, можно выражать чувства, рисовать пейзаж. Это настоящее мастерство.)

Учитель: А теперь давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном как части речи, это изменяемая часть речи, у нее есть свои морфологические признаки. Задание: Прочитайте еще раз текст. Перечислите встретившиеся в этом тексте существительные. Поставьте к ним вопрос. Подумайте над определением существительного: что обозначает эта часть речи? Как изменяются существительные?

Учащиеся отвечают

Текст №1:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

А.А.Фет

Работа в модульном листе.
УЭ – 0.1. Цель: повторить сведения об имени существительном как части речи.

Задание: прочитайте цель и определите, что необходимо усвоить на уроке.(1 мин.)

УЭ – 1. Входной контроль. Цель: повторить сведения об имени существительном, как части речи. Записать в модуль, как изменяются имена существительные, его морфологические признаки. (имена существительные изменяются по падежам и числам, имеют род, склонение.) Примеры слов из стихотворения записываются в таблицу (самостоятельная работа).

2 этап.

УЭ- 2. Игра «Четвертое лишнее». Запишите в модуль лишнее слово, укажите по какому признаку вы сделали выбор.
1) Мальчик, девочка, человек, Олеся.
2) Город, село, река, Волга.
3) Дерево, собака, письмо, веселье.

^

4)Дочь, пирог, капуста, свет.

Ответ: выписанные существительные Олеся, Волга – имена собственные, а сущ. собака, дочь – одушевленные.

Вывод: Имена существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.


3 этап.

Учитель: Вот мы вспомнили морфологические признаки имени существительного. Но умеете ли вы без ошибок писать существительные? Это можно проверить, написав словарный диктант.
^ УЭ – 3. Записать в модуль словарный диктант.

Учитель: Снегирь, гирлянда, Рождество, Новый год, впечатление, иней, снежинка, колядка, украшение, каникулы.

Проверим диктант. Проведите линии из левой колонки в правую, соедините слово и его лексическое значение. Проверьте себя по образцу, сосчитайте количество допущенных ошибок, поставьте себе оценку в модуль.

4 этап.

Учитель:

Мы записали с вами слова, связанные с предстоящими зимними праздниками. А теперь почитаем текст, в котором говорится о снежных словах.

Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль. Почему текст так назван?

Текст №2.

^ СНЕЖНЫЕ СЛОВА.

Уже с неба снег падает по-разному.
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».
Снежные слова придумал народ, и они по-народному метки. Кажется, что и впрямь сыплется с неба снежное пшено – ледяная крупа.
Свежий, только-только запорошивший землю самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша».
Снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка» (по земле).
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег, – это «вьюга».
...Может разыграться и настоящая снежная буря – «буран». Н.Надеждин

^ Вопросы к тексту: Перечислите снежные слова (снег, снежинки, хлопья, крупка, ледяная крупа, пороша, метель, поземка, вьюга, буран). Вот сколько можно употребить разных снежных слов, рассказывая о зимней погоде.

^ УЭ – 4. Задание. Определите синтаксическую роль имени существительного в тексте.

Вывод запишите в модуль (Существительные в предложении могут выступать в роли дополнения, подлежащего и обстоятельства.)

5 этап.

Учитель: Вот мы прочитали разные произведения : гениальное стихотворение русского поэта. А.А Фета, увлекательный текст Н. Надеждиной « Снежные слова». А теперь попробуем сами стать мастерами слова. Вспомним жаркое лето, красивых бабочек. Обратимся к тексту « Крапивница и лимонница». Вы слышали о таких бабочках.

Читаем текст №3 по ролям

УЭ – 5 .            Творческое задание. Цель: развитие речи учащихся.

^ Задание: Продолжите текст, рассказав в нем о другом названии бабочки. Выберите ту бабочку, название которой вам больше понравилось (см. приложение №2)

Необходимо сохранить форму текста (диалог).

Текст №3.

Крапивница и лимонница.

- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я. У меня на крапиву аппетит, поэтому я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!

- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять…

Н. Сладков

^ Материал для справок: голубянка красивая - бабочка безвредная и очень красивая; она вся нежно-голубого цвета, сама похожа на цветок; мешочница – самка этой бабочки всю жизнь проводит в мешке; стеклянница – у этой самки прозрачные, как у осы, крылья, покрытые невидимыми чешуйками.

 Индивидуальная работа на листочках..

УЭ – 6. Подведение итогов урока. Реализованы ли цели урока-модуля?

Домашнее задание: Упр.278.1. Озаглавьте текст, используя синонимы из текста к словосочетанию « многолетнее травянистое растение»

Приложение №1.

УЭ

Задание

Ответ

Оценка

0.1

^ Цель: повторить сведения об имени существительном как части речи.

Задание: прочитайте цель и определите, что необходимо усвоить на уроке.







1

Записать в модуль1. как изменяются имена существительные 2. выписать примеры слов из стихотворения в таблицу.



Мужской род

Средний род

Женский род













склонение







1




2




3







2

УЭ- 2. Игра «Четвертое лишнее». Запишите в модуль лишнее слово, укажите по какому признаку вы сделали выбор.
1) Мальчик, девочка, человек, Олеся.
2) Город, село, река, Волга.
3) Дерево, собака, письмо, веселье.

^

4) Дочь, пирог, капуста, свет.











3

Словарный диктант. 1.Запишите слова в левой колонке. Проверьте написанное.

2. Сплетите паутинку, проведите карандашом или фломастером линии, соединив слово и его лексическое значение.




праздник в честь рождения Иисуса Христа




праздник начала года




небольшая певчая птичка серая с красной грудью




сплетенные в виде цепи цветы, зелень или лампочки




пушинка, кристаллик снега




предмет, украшающий собой кого-нибудь, что-нибудь




песня, исполняемая во время обряда коляды




след, оставленный в душе чем-нибудь пережитым




Перерыв в занятиях в учебных заведениях




тонкий слой ледяных кристаллов







4.


^ Определите синтаксическую роль имени существительного в тексте « Снежные слова», запишите вывод.








5.

      Творческое задание Задание: Продолжите текст, рассказав в нем о другом названии бабочки. Выберите ту бабочку, название которой вам больше понравилось,составьте диалог с ней








6.

Домашнее задание: Упр.278.1. Озаглавьте текст, используя синонимы из текста к словосочетанию «многолетнее травянистое растение»









.

Приложение №2.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconТема: Имя существительное как часть речи
Повторить и закрепить знания, полученные в 5 классе по теме «Имя существительное»

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Тема урока Имя существительное как часть речи Цель урока: *повторение сведений об имени существительном, полученных

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconИмя существительное как часть речи
Узнать, какие явления, помимо предметности, может обозначать имя существительное

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconУрок русского языка по теме "Имя существительное", 3-й класс
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconУрок-игра по теме: «Имя существительное»
Урок проводится в конце изучения темы «Имя существительное». Может проходить как внеклассное мероприятие

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconИмя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconУрок по теме: «Имя существительное» (игра-путешествие)
Русский язык. 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Имя существительное» (игра-путешествие)

Урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» iconУрок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение
Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница