Урока тема перед учащимися не раскрывается




Скачать 141.83 Kb.
НазваниеУрока тема перед учащимися не раскрывается
Дата публикации22.04.2014
Размер141.83 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок
Тема: «Одно-единственное Имя Твое…»

(перед началом урока тема перед учащимися не раскрывается)

(Поэтический взгляд М.И.Цветаевой на образ имени А.А.Блока)
Цель урока:

Помочь учащимся увидеть особенности поэтического взгляда М.Цветаевой на личность другого человека – поэта Александра Блока.

Задачи:

1.В совместной деятельности с учащимися показать важность звучания имени Блока для Цветаевой, приоткрыть тайну данного поэтического образа.

2. Выявить поэтические детали, характеризующие отношение

М. Цветаевой к Блоку.

3. Прийти к пониманию того, что стихотворение, адресованное одному конкретному человеку, может затрагивать личные чувства каждого.
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Этап первичного восприятия текста.

3. Постановка проблемного вопроса урока.

4. Этап анализа поэтического текста.

( 1 часть – совместное обсуждение начала произведения, выход на осмысление ключевого понятия текста - «Имя Твое»,

2 часть - работа в творческих группах ).

5. Представление ответов рабочих творческих групп учащихся.

6. Этап подведения итогов, логическое завершение работы.

7.Домашнее задание.

Этап первичного знакомства с текстом

( М.И.Цветаева «Имя твое – птица в руке…»)
^ Слово учителя

Сегодня мне очень хочется познакомить вас с одним поэтическим текстом. Автор его – Марина Ивановна Цветаева, с ее творчеством вы уже немного знакомы. Давайте прислушаемся к звучащей музыке слов ее стихотворения и попробуем прочувствовать их смысл.

Настоящие произведения искусства создаются в редкие минуты ОЗАРЕНИЯ, ОТКРОВЕНИЯ… Именно в такие минуты Марина Ивановна писала:
^ Звучит текст стихотворения М.Цветаевой из цикла « Стихи к Блоку» ( « Имя твое – птица в руке…»). Читает учитель.
Выявление первого впечатления учащихся:

- ^ Передалось ли вам настроение прочитанного текста? Какое оно?

- О чем вы задумались, слушая данный текст?

(звучат ответы учащихся)

Учитель:

Читаешь это стихотворение раз, другой - от него трудно оторваться… Завораживает ритм, музыкальность, круг ассоциаций.

Мы ощущаем, слышим музыку души автора.

Данное стихотворение входит в цикл «Стихи к Блоку», созданный Цветаевой с 1916 по 1921 год. Это первое стихотворение цикла.

- ^ Как вы думаете, почему Марина Цветаева посвятила Александру Блоку цикл стихотворений?

- Быть может, у вас появились какие-то вопросы к автору данного текста?

- Кем является поэт Александр Блок для большинства наших современников?( звучат ответы учащихся)

Постановка проблемного вопроса урока
Представитель другой эпохи




Современник Известный поэт

М. Цветаевой

А.А БЛОК

Талантливый человек

- Можем ли мы с вами сейчас сказать, кем был поэт Александр Блок для Марины Ивановны Цветаевой?
- Как об этом узнать? Что нужно сделать? (прочитать стихотворения , в них раскрывается душа поэта;

найти воспоминания современников, рассказывающих про то, что связывало в реальной жизни Марину Цветаеву и Александра Блока.)

Учитель:

Мне думается, что слегка приоткрыть тайну возможно. Я предвидела подобные затруднения и попросила Алину найти материалы о том, как складывались взаимоотношения между двумя известными поэтами при жизни.
^ Рассказ Алины:

1916 год Цветаева встретила в Петрограде – Петербурге, как она всегда говорила. Величественный снежный город, с прямыми улицами, с роскошными зданиями. Впечатления от поездки были очень сильными. Вот что писала Марина Ивановна в одном из своих писем Михаилу Кузмину в 1921 году: «Это было в 1916 году, зимой, я в первый раз в жизни была в Петербурге… О, как там любят стихи! Я за свою жизнь не сказала столько стихов, сколько там , за две недели…»

И еще она мечтала увидеть, наконец, обожаемых Блока и Ахматову. Эта мечта не сбылась, хотя Блок и был в Петрограде.

9 мая 1920 года Цветаева впервые увидела Блока на его выступлении в Политехническом, но подойти и познакомиться так и не решилась. Александр Блок в жизни Цветаевой единственным поэтом, которого она чтила как божество. По воспоминаниям дочери Али, стихотворения Блоку Марина Ивановна через кого-то все-таки передала и Блок выразил к ним живой интерес. Цветаева видела блока только на вечерах, она считала его великим поэтом, как и Пушкина.

Смерть Александра Блока в 1921 году очень потрясла Марину Цветаеву. Она завершает цикл «Стихи Блоку», начатый еще в 1916 году.

^ Учитель:

Обратимся к самому началу стихотворения.

- Почему у этого стихотворения нет названия?
-Это стихотворение – послание, у него есть адресат. Найдите в тексте имя этого человека. Почему ни разу не произнесено это имя в тексте?

(Имя поэта для Цветаевой свято, она специально не называет его.)

^ Максим Горький говорил: « Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, дает тон всему произведению…»

-Прочитайте вдумчиво и выразительно первую строфу. Сможете ли вы назвать слово, которое задает не только тон всему стихотворению, но и его тему?
Это слово ИМЯ, правильнее сказать, сочетание « Имя Твое»…
-Слово ИМЯ начинает несколько строк стихотворения. Почему?

Как называется такой поэтический прием? Что это дает тексту?

(прием единоначалия, или анафора, привлекает внимание читателя к образу ИМЕНИ, показывает его значимость в каждой строке и тексте стихотворения в целом).
- Есть ли различия в порядке употребления этих слов в тексте?

Попробуйте поменять местами эти два слова: вместо «имя твое» - «твое имя». (Это более разговорный вариант.)
^ Сочетание «ИМЯ ТВОЕ» звучит поэтически красиво, возвышенно, оно как будто пришло из строки молитвы: «Да святится имя Твое…»


поэтический

графический образ

образ (образ имени на письме)

^ Образ имени

поэта звуковой

(образ звучащего имени)

Итак, в центе нашего внимания образ имени поэта. У каждого имени есть свой графический образ - облик имени на письме.

Кстати, в тексте слово ИМЯ используется в значении « фамилия».

Напишите на доске имя поэта, о котором говорит Цветаева.

( вероятно, на доске появится вариант Блок)
-Все ли согласны с таким написанием имени? Найдите подтверждение в тексте.

(Имя твое – пять букв…)

В чем же заключается загадка облика данного имени на письме?

БЛОКЪ

Если учащиеся будут нуждаться в помощи, учитель расскажет:

В 1918 году была проведена реформа русского языка. Буква Ъ («ер») была исключена из русской азбуки. А до реформы 1918 года ер писали в конце слов после твердых согласных: ехалъ, мiръ, городъ, домъ.
Учитель:

Мы говорили только о самом начале стихотворения. А дальше –

вдумывайтесь, вчитывайтесь, вслушивайтесь в каждое слово.

Ведь именно поэтический текст поможет вам раскрыть то, какое

чувство вкладывала Марина Цветаева в каждое слово, размышляя о Блоке.

- Какие детали поэтического текста наиболее интересны для рассмотрения? Что еще привлекло ваше внимание?

Быть может, мы поработаем в группах?
Класс делится на три творческие группы по интересующим их вопросам, каждая группа получает карточки с вопросами и заданиями (также в помощь предлагается информация для размышления, которой учащиеся могут воспользоваться).

^ Работа в группах.

1 группа – Мир звуков поэтического текста.

Образ звучащего имени

Цель: почувствовать на уровне звука и его окраски богатство поэтического восприятия звучащего имени.
Система вопросов и заданий:

1.Познакомьтесь с тем, как воспринимали звуки поэтической речи Константин Бальмонт и Евгений Замятин ( приложение).

-Согласны ли вы с тем, что подобные звуковые ассоциации могут быть?

-Как, по вашему мнению, звучит имя БЛОКЪ? Каково его звуковое наполнение?

Приложение:

^ Евгений Замятин о звуках речи писал:

Константин Бальмонт считал,

что

« Всякий звук человеческого голоса вызывает в человеке известные представления, например:

Л – говорит о чем-то ГОЛУБОМ, ХОЛОДНОМ, ПЛАВНОМ,
ЛЕГКОМ…»

«каждый звук речи неслучаен, а преисполнен глубочайшего смысла и образности».

О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: пОле, мОре, прОстОр;

все огромное и великое через О:гОре, сОлнце, гОры…



^ Попробуйте домыслить, что можно было бы сказать о звуковом наполнении имени дальше: Б -? К-?Ъ -?
2.Найдите в тексте слова, создающие звуковую палитру стихотворения. Какое звучание они придают имени поэта?

3. Какие поэтические приемы помогают поэту выразить звуковой образ имени?
Примерный ответ учащихся 1 группы:
1.Для Цветаевой важен каждый звук имени Блока. Когда мы произносим Л в слове ЛЬДИНКА, это дает ощущение чего-то неуловимого, быстротечного, легкого (тающие звуки имени), и легкий холодок тайны завораживает нас.

Музыкальная палитра стихотворения разнообразна:

здесь и ЗВОН БУБЕНЦА (в начале 20 века звуки бубенчика часто доносились от проезжающих троек), и ЩЕЛКАНИЕ КУРКА, и ТОПОТ КОПЫТ. Имя БЛОК впитывает все звуки.

Это и звуки пойманного на лету мячика, и камня, упавшего в

«тихий пруд».

Звуки первой строки напоминают цокот копыт по мостовой, создают впечатление движения. Во второй строке дважды повторяется сочетание «гр», передающее раскаты, мощь имени поэта.
^ И все имя, и каждый отдельный звук переполнены смыслом.

Каждый звук имени дорог Цветаевой, она пытается запечатлеть его в образах.
2.В тексте используется прием ЗВУКОПИСИ. Например, в строке

^ КАМЕНЬ, КИНУТЫЙ В ТИХИЙ ПРУД

К К Т Ф Т Х П Т

скопление повторяющихся глухих согласных передает ощущение удара камня о тихий пруд.

В тишине сладостно повторять имя любимого поэта самой Цветаевой.
^ ГРОМКОЕ ИМЯ ТВОЕ ГРЕМИТ…

Гр м м гр м

И звуки передают громкое звучание имени известного поэта

( прославленное имя - говорят, ГРОМКАЯ СЛАВА)

Так воспринимали поэта современники.
В этом имени звучит НЕЖНОСТЬ, как в строке:

^ В НЕЖНУЮ СТУЖУ НЕДВИЖНЫХ ВЕК

Н Н Н Н

Аллитерация согласных н делает акцент на слове «нежную», но от этой строки веет еще и холодом, как при расставании навсегда («недвижных век»). Может быть, поэтому в слове «ВСХЛИПНЕТ» слышатся звуки всхлипывания.
3.С представлениями Евгения Замятина и Константина Бальмонта

о смысле, вкладываемом поэтом в каждый звук, можно согласиться. Но если дополнить информацию о звуках имени БЛОКЪ в нашем представлении, то получится примерно так:

Б – звон бубенца

Л –«льдинка на языке»

О -? (как у Бальмонта)

К – «камень, кинутый в тихий пруд»

Ъ – тишина, недосказанность, глубина

Звуки имени Блока – в сердце Цветаевой.
4.Мы заметили, что самый финальный аккорд связан со словом ГЛУБОК. Это слово не только рифмуется со словом БЛОК, которое так ни разу и не произнесено, но и содержит все звуки имени.

Мир звуков стихотворения – это музыка души Цветаевой, в которой скрыта глубина чувств к Блоку.

2 группа – ^ Поэтический образ имени

(образ имени, переданный через поэтическое слово)
Цель: выявить поэтические детали, характеризующие отношение лирической героини к Блоку, средства выразительности, воссоздающие образ.
^ Система вопросов и заданий для второй группы:

1.Образ имени поэта отражается в ряде ассоциаций. Через какие зрительные образы обыгрывается имя Блок? Есть ли между этими ассоциациями что-то общее?

«Мысль рождается в образе» - эта фраза может помочь вам не только найти основные образы, связанные с именем Блока, но и понять, какая авторская мысль за ними скрывается.
^ 2. Обратите внимание на заключительные строки стихотворения – финальный аккорд. Какое имя существительное, по вашему мнению, несет в себе особую смысловую нагрузку?
^ 3. Какие средства выразительности помогают Цветаевой воссоздать образ имени поэта и выразить свое отношение к нему?

Приложение:

Процесс создания текста – это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное. Именно с этим связано понятие «муки слова». Все, что хотел сказать поэт, заключено в тексте.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при котором одно из представлений вызывает другое.( по сходству) - словарь С.И. Ожегов
^ Примерный ответ учащихся:
Называемое имя замещается списком сравнений – ассоциаций, вскрывающих суть имени поэта. Это ряд зрительных образов: «птица в руке», «льдинка на языке», « одно-единственное движение губ», «мячик, пойманный на лету», «камень, брошенный в тихий пруд», «серебряный бубенец».
Все определения роднит общая черта – они передают то, что длится недолго, краткий миг. В них - краткость имени, его односложность, ударность единственного слога, из которого оно состоит. Можно почувствовать мгновенность и легкость имени поэта. Связаны они и стремлением человека задержать, остановить красоту.

В последнюю строфу поэт вводит слово ГЛОТОК, несущее особый смысл. Мы знаем, что слово ГЛОТОК употребляется в сочетании со словами:

Глоток воздуха

Глоток свежести то, без чего

Глоток жизни человек не может

Глоток света прожить
Значит, имя Блока для Цветаевой как глоток жизни, как свет и спасение. Эпитеты «ключевой, ледяной, голубой» придают слову «глоток», связанному с именем поэта, глубину, чистоту, простор голубого неба.

В последней строфе мы находим строки, от которых веет неизбежным холодом: «поцелуй в снег», « нежную стужу недвижных век». Данные поэтические образы связаны с мотивом смерти, расставания. Здесь читается прощание навсегда.

Но то, что это имя самое близкое, самое дорогое и любимое, мы можем угадать в строке: « с именем твоим – сон глубок».Человек может засыпать с именем на устах только самого близкого, родного, любимого человека.

^ Что общего в поэтических образах, через которые раскрывается значение имени Блока для Цветаевой?
Мы видим, что образ имени поэта в художественном воображении Цветаевой представлен через красоту его звучания, образы мира природы (птица ,льдинка, пруд).

Переживания за судьбу поэта отражены в образе «щелкающего курка».

^ Почему ассоциации поэта именно такие?

Природа, красота, прекрасные звуки – это важные ценности для человека. А показывать прекрасное можно только через прекрасное.

Поэтический мир стихотворения отражает замысел автора, потому что в каждой строке возникает образ имени Блока, высвечивается отношение к нему.

^ 3 группа – Выразительное чтение текста

Цель: попытаться передать замысел автора через чтение, отработка навыков выразительного чтения.

Система вопросов и заданий:

1.Представьте себя на месте лирической героини. Прочитайте текст так, чтобы точно выразить, передать все ее чувства к Блоку. ( Передавайте при чтении не слова, а мысль.)

2.Обратите внимание на МЕЛОДИКУ РЕЧИ. Поработайте с текстом, отметьте в каждом предложении (строке) места ПОНИЖЕНИЯ и ПОВЫШЕНИЯ голоса. Попробуйте выразить чувства автора.

3. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Выделите голосом в предложении слова, которые несут ОСНОВНУЮ смысловую нагрузку, подчеркните их.

4. ТЕМП РЕЧИ. Как, по вашему мнению, следует читать данный текст: медленно, быстро, с нарастанием движения, спокойно, умеренно или как-то иначе?

5.^ РАССТАНОВКА ПАУЗ ПРИ ЧТЕНИИ.

Объясните постановку тире в тексте.

6.Завершающий этап – выразительное чтение поэтического текста.

ПОКАЗАТЬ, КАК ПОНЯЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, голосом, интонацией, передать при чтении замысел автора, особый ритм, мелодику языка.

ПРИЛОЖЕИЕ:

« Каждому актеру известно, что интонация является могучим выразительным средством, что одно и то же слово, сказанное с разными интонациями, приобретает и разный смысл…» (Н.П. Акимов, режиссер)

Константин Станиславский писал, что «пауза – это красноречивое молчание».

Пауза бывает ЛОГИЧЕСКАЯ (смысловая) и ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (диктуемая чувством).

^ Примерный ответ творческой группы

Нам нужно было прочитать текст так, чтобы точно передать все чувства лирической героини к Блоку. Мы обратили внимание на мелодику речи, расставили в каждом предложении места повышения и понижения голоса, чтобы через это выразить чувства автора. Поработали над логическим ударением, т. е. выделили слова, которые несут основную смысловую нагрузку.

Думаем, что стихотворение нужно читать проникновенно, не быстро, где-то даже легко, когда произносится «льдинка», «бубенец»…

Постановка ТИРЕ диктуется чувствами автора, это и смысловая пауза.

Тире стоит на месте пропуска члена предложения, но здесь и не требуется

лишних слов. Чувства переданы в движении образов, сменяющих друг друга. ТИРЕ – это знак усиления смысла стоящих после него слов. На месте тире – ПАУЗА.

Мы заметили, что в первой и последней строфе предложения очень емкие, в них ясно выражена мысль, совсем нет глаголов. Они имеют зеркальное построение и одинаковый ритм. Каждая строка распадается на две симметрично построенные части.

Инверсия «имя твое» заставляет нас произносить эту фразу с особым ударением.

Вторая строфа – кульминационная по громкости и высоте звука. В последней строфе авторский голос снижается почти до шепота. Мелодия становится все тише, определения уже не звучащие, а наоборот волнующе-молчаливые: «поцелуй в глаза», «поцелуй в снег», «голубой глоток».

Поэтический текст нужно прочитать так, чтобы выразить в этом послании Блоку чувства восхищения им, преклонения перед великим поэтом. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Учитель: Предлагаю вам прослушать еще один вариант прочтения текста.

Исполняет его известная актриса нашего времени – Алиса Фрейндлих.

^ Что вы можете сказать об этом варианте понимания текста?
Подведение итогов урока.

-И все-таки, что, по вашему мнению, мы открыли в имени БЛОК благодаря Марине Ивановне Цветаевой? Что значило это имя для нее?
БЛОК – святое имя, громкое имя, имя любимого поэта, звучное имя,

тайное имя, божественное имя, родное имя…
-Кем был и останется Блок для Цветаевой?

Блок останется для Цветаевой духовно близким человеком, любимым поэтом, божеством, перед которым она преклонялась.

- Какую строку или часть строки, а может быть, вы соедините по смыслу

отдельные слова, взятые из текста, могли бы стать темой сегодняшнего урока?

«Одно-единственное имя твое…»

« С именем твоим…» и др.

Марина Цветаева ПРЕОБРАЗИЛА слово, она сумела его сделать понятным и близким для нас. Так воспевать другого человека, тоже поэта, без тени зависти, без жажды показать себя как поэта,- вот наивысший смысл творчества.
^ Учитель читает текст Л. Васильевой « Созвучия»:

«Однажды читатель берет в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает: « Как этот человек мог выразить мои переживания?!»

Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги…

Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам и без дела, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя…Человеку захочется, как свежего воздуха, полета воображения.

Однажды…человек захочет постичь искусство слова…Это счастливый человек.»

Если останется время, показать учащимся работы учеников, созданные после изучения данного поэтического текста, - стилизации.
Имя твое - просто зима,

Имя твое - словно обман.

Непроизвольным движением губ

Имя твое говорю вслух…

В шуме ночном – звуки машин,

Образ твой мной неуловим.

И воскресит лик твой земной

Тихий рассвет в дали голубой…
И если вам еще хочется о чем-то подумать, значит, наш урок прошел не зря.

Оценки за урок. Рефлексия.
Домашнее задание по выбору:

1 написать стилизацию к прочитанному тексту.

2- нарисовать обложку к циклу « Стихи Блоку».

3 - выучить стихотворение наизусть.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconУроку Слайд 3
Тема урока: способы передачи авторского настроения. На данном уроке тема раскрывается при знакомстве с двумя произведениями

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconПлан-конспект урока музыки по теме «Вечная тема мать и дитя»
Сегодня на уроке мы рассмотрим самую актуальную тему на земле – это тема «Мать и дитя». И назовём тему урока «Вечная тема – мать...

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconЮ. Н. Макарычев и др. Алгебра М., Просвещение
Слово учителя: объявляется тема и цель урока; тип урока; знакомство с капитанами команд и экспертами – учащимися из 10 класса; объявляется...

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconКонспект открытого урока по истории Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии
Раскрыть перед учащимися более полно и объективно картину дней царствования последнего русского императора

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconТема: «Можно ли в этом грубом и несправедливом мире стать святым?»
Нам нравится изучать предмет «Основы православной культуры». На уроках перед нами раскрывается значение православной культуры в жизни...

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconУрока по истории древнего мира в 5 классе Тема: «В афинских школах и гимнасиях»
Образовательная: создать условия для понимания учащимися основных понятий урока, особенности древнегреческого образования и воспитания...

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconКонспект открытого урока Тема: «Игровая форма работы на уроке фортепиано...
«Игровая форма работы на уроке фортепиано с учащимися эстетического отделения» (по сюжету сказки В. В. Бианки «Лесной колобок – колючий...

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconУрока краеведения. Тема: «Давайте Гатчину любить!». 2 класс
Обобщить знания, умения и навыки, полученные учащимися за первый год обучения краеведению

Урока тема перед учащимися не раскрывается iconЛитература. Тип урока систематизация и обобщение знаний по курсу «Растения» 6 кл
Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница