Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия»




Скачать 46.06 Kb.
НазваниеТема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия»
Дата публикации20.04.2014
Размер46.06 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
10 класс

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия».
Учитель: Ганина Л.И.
Цели: 1) определить понятие «философская лирика»;

2) выявить  философские  проблемы, над которыми размышляет А.С.Пушкин;

3) совершенствовать навыки анализа художественного текста;
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Объявление темы и целей урока.

2. Комментирование слайдов презентации «Анализ поэтического текста»(слайды 2-13)

3. Сообщение ученика на тему «Что такое философская лирика».

4. Анализ стихотворения «Элегия».
1) Слово учителя.

Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
2) Сообщение ученика о жанре поэзии – элегии.
3) УЧИТЕЛЬ. А теперь обратимся к стихотворению Пушкина «Элегия». Написано оно в 1830г. Это итоговое стихотворение, здесь раздумья перед началом новой жизни.

Читает стих-е учитель.

    Итоговым это стихотворение можно считать потому, что личная жизнь поэта в 1830 г. сосредоточилась на желании построить семью, иметь свой дом. Его шутка той поры очень серьёзна:

                  Мой идеал теперь – хозяйка,

                  Мои желания – покой,

                  Да щей горшок, да сам большой.

Известно, что к выбору «хозяйки» поэт подходил серьёзно, что, полюбив юную Н.Н.Гончарову с первой встречи в 1828 году, он два года добивался согласия на брак. В эту пору его любимым изречением было изречение Шатобриана: «Счастье только на обычных путях».
Позже, в 1834 г., он напишет: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», а в 1830г. поэт ещё живёт надеждой на счастье.. Он, получив согласие Натальи Николаевны и её родных, живёт в Болдино, окружённый карантинами, досадуя на необходимость хлопотать об устройстве дел в наследуемом имении, на вынужденную разлуку с невестой, опасаясь за её здоровье (в Москве тоже холера), скорбя о недавно умершем дядюшке Василии Львовиче, сердясь на редкие депеши, сначала даже не радуясь любимой осенней поре.

- Давайте посмотрим, какой же лексический пласт языка использует Пушкин в стихотворении?

УЧЕНИКИ. Самая большая группа слов со значением состояния, что понятно и естественно: поэт всматривается в себя, в свою душу, видит в ней отпечатки дней, лет. Вторая по значимости – группа существительных со значением времени.


УЧИТЕЛЬ. Давайте же проследим за речевыми средствами, которыми поэт передаёт свои чувства, ощущения.

УЧЕНИКИ. Прилагательные чем старе, тем сильней в сравнении воспоминаний о прошедших годах с вином не только усиливают чувство горести в раздумьях поэта, но и придают чудный оттенок чистоты, благородства, красоты и естественности: чем старее вино, тем больше в нём жизни, тем чище память о молодом брожении. Тот не делал ошибок, глупостей, кто не был молод, тот не жил.

УЧИТЕЛЬ. А посмотрите, как интересно соседство существительных: гармония, вымысел, слёзы – любовь.

В послании А.П.Керн эти слова тоже были рядом:

   И божество, и вдохновенье,

   И жизнь, и слёзы, и любовь.

 Строй существительных и прилагательных, несмотря на смысловое благополучие, светлое окончание, вызывает настроение скорее тяжёлое, предчувствие – горестное.

- Какой же образ вызывает это предчувствие?

УЧЕНИКИ. Главный образ, вызывающий это предчувствие, - грядущего волнуемое море. Море – это не только символ бурной жизни, море здесь как символ возможно близкой смерти.

УЧИТЕЛЬ. А какие слова первой части стихотворения противопоставлены словам второй половины?

УЧЕНИКИ. Глаголы первой части стихотворения противопоставлены глаголам второй половины. Спад настроения идёт до слов: «Но не хочу, о други, умирать, я жить хочу…». Затем большинство глаголов идёт в форме будущего времени, и с их помощью Пушкин выражает надежду на будущее:

будут наслажденья

гармонией упьюсь

слезами обольюсь

может быть

блеснёт

 Но когда мы надеемся на будущее, а настоящее уныло, прошедшее тягостно, то это несбывшееся светлое никак не заслоняет настоящее и прошлое, поэтому всё равно настроение грустное.

УЧИТЕЛЬ. Стихотворение очень короткое, но так много говорит о поэте! Какие образы созданы им!

- Какие же художественно-изобразительные средства способствовали этому?

УЧЕНИКИ. Метафора: безумных лет угасшее веселье. Развёрнутое сравнение продолжает метафору: но, как вино, печаль минувших дней (минувших от МИГ – мгновение; не прошедших, а минувших, пролетевших мгновенно) в моей душе чем старее, тем сильней.

    Мой путь уныл – метафора известная, часто повторяющаяся, главное в этом образе не метафора, а эпитет УНЫЛ.

УЧИТЕЛЬ. Какие ещё эпитеты находим в стихотворении?

УЧЕНИКИ. Эпитеты сильные, яркие:

безумных лет

смутное похмелье

волнуемое море грядущего

печальный закат

прощальная улыбка


Эпитеты создают напряжение почти трагическое.

^ Грядущего волнуемое море – это снова метафора, и тоже известная, с главным словом волнуемое.

УЧИТЕЛЬ. А о чём говорит обращение «О други!»?

УЧЕНИКИ. Это обращение также говорит о многом в жизни поэта. В Болдинскую осень А.С.Пушкин заканчивал «Евгения Онегина». В одном из вариантов был мотив самоубийства героя. Мысли о подобном конце хоть раз в жизни приходят к человеку в минуту отчаянья. Знакомы они и Пушкину. Спасает людей в такие минуты любовь, дружба. Пушкин обращается к друзьям, с надеждой думает о возможной дюбви.

УЧИТЕЛЬ. Какими средствами можем подтвердить это?

УЧЕНИК. Пушкин использует и другие метафоры.

^ Гармонией упьюсь – метафора.

Над вымыслом слезами обольюсь – единственный стих, не имеющий переносного значения.

На мой закат печальный – известная метафора, усиленная эпитетом.

^ Блеснёт любовь улыбкою прощальной – метафора.

УЧИТЕЛЬ. Итак, поэт оживляет старые известные метафоры, сравнения; используя их символическое значение, достигает потрясающей силы смысловой ёмкости: в сонете (14 строк) он вмещает жизнь души в её прошедшем, настоящем и будущем.
На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии  Пушкина .

- Определите размер стихотворения.

УЧЕНИКИ. Стихотворение  написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.


  УЧИТЕЛЬ. Мы уже отметили, что стихотворение носит глубоко личный характер, в этом монологе-рефлексии совпадает лирический герой с образом автора, но как всегда бывает с истинно художественными произведениями, познавая себя, Пушкин помогает всем познать свою душу, сопоставить самооценку с оценкой Пушкина, строго взыскивающего с себя за ошибки молодости. Для юных читателей это стихотворение необходимо, как помощь верного друга, как добрый совет. Предвидя трезвыми глазами зрелого человека труд и горе впереди, робко надеясь на редкие минуты счастья творчества, радости любви, он мужественно утверждает любовь к жизни. Жизнь прекрасна, даже если впереди только труд и даже горе.

Домашнее задание: письменно проанализировать стихотворение «Элегия», пользуясь одной из схем анализа лирического произведения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconВопросы к дифференцированному зачету по литературе
Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconТворческая работа
Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconУрок литературы в 5-ом (6-ом) классе. Тема : Сравнительный анализ...
Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина учителем или специально подготовленным учеником

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconПримерные задания 2 муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Интерпретация поэтического текста: сравните стихотворения Е. Баратынского «Элегия» и А. Дельвига «Элегия»

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconЛитература 1 Арутюнова Валентина Зелянина Мария Гимназия №293 Санкт-Петербург...
«Благословенный край, пленительный предел!» (Испанские мотивы в лирике А. С. Пушкина)»

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А. Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconОсновное содержание
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти «Вновь я посетил…» Домашнее сочинение по лирике А. С. Пушкина

Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» iconПроверка домашнего задания. Анализ стихотворения. Анализ стихотворения. Анализ стихотворения
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством А. А. Фета; проанализировать стихотворением «Бабочка»; формировать навык выразительного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница