Урок… "узнаю тебя, жизнь! Принимаю!"




Скачать 55.27 Kb.
НазваниеУрок… "узнаю тебя, жизнь! Принимаю!"
Дата публикации29.01.2014
Размер55.27 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок
УРОК… "УЗНАЮ ТЕБЯ, ЖИЗНЬ! ПРИНИМАЮ!"

ЦЕЛЬ: познакомить уч-ся с творческими исканиями Блока; показать новое отно­шение к действительности в стихотворении "О, весна без конца и без краю..."; "страшный мир" мечты о настоящей любви в стихотворении "В ресторане"; прививать любовь к лирике Блока.

ХОД УРОКА

1. Сообщение пели и задач урока.

2.Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворений "Девушка пела в церковном хоре...", «Предчувствую Тебя, Года проходят мимо...", "В ресторане.

3.Слово учителя:

Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучую стихию, которой Блок почувствовал, и полюбил, приводит его к напряженным творческим поискам. Он радостно воспринимал окружающую природу /цикл стихов "Пу­зыри земли"/. В слиянии с естественной жизнью природы, с ее стихийными си­лами поэт видел преодоление уединенности субъективизма.

В 1902г. Блок писал отцу о своей близости к Достоевскому, о реализме, граничащем с фантастикой. В 1906г. у него возникает идея "мистицизма в по­вседневности". Блок эстетизирует неприглядные стороны современного города, пытается найти так прекрасное, таинственное, идеальное, создает образы на пересечении 2-х планов - реального и Фантастического. Ярким образцом про­изведений такого года является один из шедевров поэзии Блока - его балла­да "Незнакомка".

^ 4.Учитель читает стихотворение "Незнакомка".

5.Беседа по вопросам:

а/Какие мысли и чувства вызывает стихотворение?

б/В чем суть конфликта, изображенного в нем?

в/Что роднит Незнакомку с поэтом? Что говорит о возвышенной духовности Незнакомки?

г/Каким видится поэту мир после ее появления?

^ 6.Учитель проводит анализ стихотворения "Незнакомка" /в процессе беседы с уч-ся/.

В "Незнакомке" Блок каким-то "волшебством" заставляет нас почувство­вать красоту возвышенного идеала, несмотря на окружающую грязь.

Как изображена обстановка, в которой находится герой стихотворения?

Найдем описанные Блоком детали неприглядной, будничной повседневности: ресторан, пьяные окрики, тлетворный дух, пыль переулочная, шлагбаумы, канавы, детский плач, женский визг, скрип уключин, лакеи сонные, пьяницы с глазами кроликов.

Можно ли сказать, что в "Незнакомке" даны простые зарисовки того, что случайно попало в поле зрения поэта, посетившего загородный ресторан?

Нет, Блок отбирает только такие детали, сочетание которых должно наибо­лее убедительно раскрыть пошлость мещанской жизни и воссоздать удушливую атмосферу буржуазного общества. Интересно обратить внимание на то, как из несколько возможных синонимов почт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторскую оценку изображаемого. Посетители ресторана - это "пьяницы с глазами кроликов»; гуляющие с датами - "испытанные остряки"; "лакеи сонные торчат"; звучащие вокруг голоса названы "окриками пьяными" и "женским визгом"; о сияющей полной луне сказано: "А в небе, ко всему приу­ченный, бессмысленно кривился диск". У Блока воздух дик и глух, дух тлетво­рный, скука загородных дач и т.п. В "Незнакомке" перед нами не Фотографическая копия действительности, заостренное изображение "тлетворного" духа буржуазного мира.

Первым шести строфам, повествующим о пошлости, противостоит мир возвы­шенного идеала. Символом мечты поэта об идеальном мире выступает прекрас­ная женщина - таинственная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реальности и Фантастики.

Все детали внешности Незнакомки не создают индивидуализированного пор­трета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинственной Незнакомки.

Что же видится поэту за внешними чертами обыкновенной посетительницы ресторана? Как трансформируется в его сознании реальное, будничное и иде­альное, неземное?

Незнакомка окружена чек-то таинственным, загадочным, непостижимым. Она в туманном движется окне, дышит туманами, как будто и сама возникла из туман­ных грез it л и сновидений.

С помощью ассонанса, Блок мастерски создает атмосферу женственности, за­гадочности Незнакомки, плавности ее походки с помощью звука "а"; Дыша духами и туманами, она садится у окна...

Блок умеет перенести нас из повседневности, "из мира прозы" в мир идеального, желаемого. Посмотрим, как пишет поэт о глазах Незнакомки:

О, очи синие бездонные,

Цветут не дальнем берегу.

^ 7.Беседе с учениками по вопросам:

а/Какие детали внешности Незнакомки отмечены в стихотворении и какова

их роль?

б/Как" вы понимаете выражение: "В моей душе лежит сокровище, и ключ пору­чен только мне!"?

в/В "Незнакомке" противопоставляются два мира: мир пошлости и мир красо­ты. Как отражается это противопоставление в интонации и лексике стихо­творения?

г/Слова "И каждый вечер..." дважды повторяются в той части стихотворения, в которой поэт рассказывает о пошлом мире. Но эти же слова поэт повто­ряет и в той части, в которой появляется Незнакомка. С какой целью? Как вы понимаете смысл последней строфы этого стихотворения?

^ 8.Заранее подготовленный ученик читает стихотворение "О,весна без конца и без краю..."

9.Беседа с уч-ся по вопросам:

а/Какую роль в стихотворении играют риторические обращения и воск­лицания?

б/Почему в одном ряду поставлены слова "весна" и "мечта"?

в/Как передана сложность и противоречивость жизни?

г/Зачем в стихотворении дважды упоминается щит?

д/ Что можно сказать о характере лирического героя стихотворения?

10."Принимаю!"-главная мысль, главный пафос стихотворения, это восклицание повторяется несколько раз./"Принимаю" - первое название этого стихотворе­ния. Поэт принимает удачу и неудачу; плач и смех; пустынные веси и тесные городе: "осветленный простор поднебесный и томления рабьих трудов". Эти контрастные картины показывает противоречия жизни, различные ее проявле­ния. Но все равно они радуют Блока, ибо это и есть сама жизнь. И когда по­эт заявляет о свое; приятии жизни, мы понимаем, что он не собирается ухо­дить от нее в неизвестные миры.

Стихотворение насыщено риторическими обращениями и восклицаниями, которые соответствуют восторженному настроению поэта."О,весна без конца и без краю -без конца и без краю мечта! "Оба эти обращения поставлены в од­ной фразе, они соединяются е сознании поэта в единое целое. С началом вес­ны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуж­даются и в душе новые чувства, новые мечты -безграничные, беспредельные.

^ II.Чтение учителем стихотворения "О доблестях, о подвигах«о славе..."

12.Беседа по вопросам:

а/Как раньше относился лирический герой стихотворения к своей возлю­бленной7 Почему Блок написал, что ее лицо сияло" на столе? Какие ас­социации вызывает это слово? Что потеряло бы стихотворение, если бы здесь было, например, слово "стояло", "находилось" «располагалось" и т.п.?

б/Как воспринимает лирический герой разлуку с любимой? Как протека­ла жизнь без нее и как сам поэт оценивает такой образ жизни? Какие мысли и чувства вызывает у читателей сравнение "как молодость свою"?

в/Какие слова употребляет лирический герой, вспоминая о своей любимой, обращаясь к ней7 Какими оказывается были его подлинные чувства?

г/Что обозначает выражение "В сырую ночь ушла"?

13.Чтение и анализ стихотворения "В ресторане".

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе..." выучить наизусть.

Написать мини-сочинение "Образ Незнакомки в творчестве Блока".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconУрок внеклассного чтения тема: «всюду родимую русь узнаю. (Н. А. Некрасов)»
Особенности русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» М. Горького

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconЯ и мои друзья
Я помню, как однажды ты вытащил меня пьяного из-под поезда. Ты спас мне жизнь, а я не могу спасти тебя. Прости меня Костя и возвращайся...

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconЦветы прекраснее всего…
Цветы сопровождают нас всю жизнь: появился ты на свет – тебя встречают цветы; идёшь под венец – твою дорогу устилают цветы; делаешь...

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconИтоги окружного конкурса школьных сочинений «Здоровая жизнь для тебя» в 2011 году

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconУрок по теме: «Жизнь дар Божий»
«Жить, нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а, следовательно, и созидание разнообразно». Д. С....

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconКонкурс 1 «Последствия курения»
Звучит магнитофонная запись песни «Я люблю тебя, жизнь» (сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского).(1 куплет)

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconЧеширский кот 1
Я должна тебя увидеть, это очень важно, я прошу тебя… несколько секунд молчания. Послезавтра, пятнадцатого июля, в пятнадцать часов,...

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconТема урок
Урок И. А. Куприн. Жизнь, творчество. Повесть "Олеся". Воплощение идеала писателя

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconУрок путешествие «Всё под солнцем». Цели и задачи
...

Урок… \"узнаю тебя, жизнь! Принимаю!\" iconШестнадцатая. Махровая женщина
Тебя мало кто слушает и уважает, тебе одиноко и безрадостно, никого из близких нет рядышком. А те, которые были рядом когда-то, проклинают...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница