Скачать 55.27 Kb.
|
УРОК… "УЗНАЮ ТЕБЯ, ЖИЗНЬ! ПРИНИМАЮ!" ЦЕЛЬ: познакомить уч-ся с творческими исканиями Блока; показать новое отношение к действительности в стихотворении "О, весна без конца и без краю..."; "страшный мир" мечты о настоящей любви в стихотворении "В ресторане"; прививать любовь к лирике Блока. ХОД УРОКА 1. Сообщение пели и задач урока. 2.Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений "Девушка пела в церковном хоре...", «Предчувствую Тебя, Года проходят мимо...", "В ресторане. 3.Слово учителя: Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучую стихию, которой Блок почувствовал, и полюбил, приводит его к напряженным творческим поискам. Он радостно воспринимал окружающую природу /цикл стихов "Пузыри земли"/. В слиянии с естественной жизнью природы, с ее стихийными силами поэт видел преодоление уединенности субъективизма. В 1902г. Блок писал отцу о своей близости к Достоевскому, о реализме, граничащем с фантастикой. В 1906г. у него возникает идея "мистицизма в повседневности". Блок эстетизирует неприглядные стороны современного города, пытается найти так прекрасное, таинственное, идеальное, создает образы на пересечении 2-х планов - реального и Фантастического. Ярким образцом произведений такого года является один из шедевров поэзии Блока - его баллада "Незнакомка". ^ 5.Беседа по вопросам: а/Какие мысли и чувства вызывает стихотворение? б/В чем суть конфликта, изображенного в нем? в/Что роднит Незнакомку с поэтом? Что говорит о возвышенной духовности Незнакомки? г/Каким видится поэту мир после ее появления? ^ Учитель проводит анализ стихотворения "Незнакомка" /в процессе беседы с уч-ся/. В "Незнакомке" Блок каким-то "волшебством" заставляет нас почувствовать красоту возвышенного идеала, несмотря на окружающую грязь. Как изображена обстановка, в которой находится герой стихотворения? Найдем описанные Блоком детали неприглядной, будничной повседневности: ресторан, пьяные окрики, тлетворный дух, пыль переулочная, шлагбаумы, канавы, детский плач, женский визг, скрип уключин, лакеи сонные, пьяницы с глазами кроликов. Можно ли сказать, что в "Незнакомке" даны простые зарисовки того, что случайно попало в поле зрения поэта, посетившего загородный ресторан? Нет, Блок отбирает только такие детали, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской жизни и воссоздать удушливую атмосферу буржуазного общества. Интересно обратить внимание на то, как из несколько возможных синонимов почт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторскую оценку изображаемого. Посетители ресторана - это "пьяницы с глазами кроликов»; гуляющие с датами - "испытанные остряки"; "лакеи сонные торчат"; звучащие вокруг голоса названы "окриками пьяными" и "женским визгом"; о сияющей полной луне сказано: "А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривился диск". У Блока воздух дик и глух, дух тлетворный, скука загородных дач и т.п. В "Незнакомке" перед нами не Фотографическая копия действительности, заостренное изображение "тлетворного" духа буржуазного мира. Первым шести строфам, повествующим о пошлости, противостоит мир возвышенного идеала. Символом мечты поэта об идеальном мире выступает прекрасная женщина - таинственная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реальности и Фантастики. Все детали внешности Незнакомки не создают индивидуализированного портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинственной Незнакомки. Что же видится поэту за внешними чертами обыкновенной посетительницы ресторана? Как трансформируется в его сознании реальное, будничное и идеальное, неземное? Незнакомка окружена чек-то таинственным, загадочным, непостижимым. Она в туманном движется окне, дышит туманами, как будто и сама возникла из туманных грез it л и сновидений. С помощью ассонанса, Блок мастерски создает атмосферу женственности, загадочности Незнакомки, плавности ее походки с помощью звука "а"; Дыша духами и туманами, она садится у окна... Блок умеет перенести нас из повседневности, "из мира прозы" в мир идеального, желаемого. Посмотрим, как пишет поэт о глазах Незнакомки: О, очи синие бездонные, Цветут не дальнем берегу. ^ а/Какие детали внешности Незнакомки отмечены в стихотворении и какова их роль? б/Как" вы понимаете выражение: "В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!"? в/В "Незнакомке" противопоставляются два мира: мир пошлости и мир красоты. Как отражается это противопоставление в интонации и лексике стихотворения? г/Слова "И каждый вечер..." дважды повторяются в той части стихотворения, в которой поэт рассказывает о пошлом мире. Но эти же слова поэт повторяет и в той части, в которой появляется Незнакомка. С какой целью? Как вы понимаете смысл последней строфы этого стихотворения? ^ 9.Беседа с уч-ся по вопросам: а/Какую роль в стихотворении играют риторические обращения и восклицания? б/Почему в одном ряду поставлены слова "весна" и "мечта"? в/Как передана сложность и противоречивость жизни? г/Зачем в стихотворении дважды упоминается щит? д/ Что можно сказать о характере лирического героя стихотворения? 10."Принимаю!"-главная мысль, главный пафос стихотворения, это восклицание повторяется несколько раз./"Принимаю" - первое название этого стихотворения. Поэт принимает удачу и неудачу; плач и смех; пустынные веси и тесные городе: "осветленный простор поднебесный и томления рабьих трудов". Эти контрастные картины показывает противоречия жизни, различные ее проявления. Но все равно они радуют Блока, ибо это и есть сама жизнь. И когда поэт заявляет о свое; приятии жизни, мы понимаем, что он не собирается уходить от нее в неизвестные миры. Стихотворение насыщено риторическими обращениями и восклицаниями, которые соответствуют восторженному настроению поэта."О,весна без конца и без краю -без конца и без краю мечта! "Оба эти обращения поставлены в одной фразе, они соединяются е сознании поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются и в душе новые чувства, новые мечты -безграничные, беспредельные. ^ 12.Беседа по вопросам: а/Как раньше относился лирический герой стихотворения к своей возлюбленной7 Почему Блок написал, что ее лицо сияло" на столе? Какие ассоциации вызывает это слово? Что потеряло бы стихотворение, если бы здесь было, например, слово "стояло", "находилось" «располагалось" и т.п.? б/Как воспринимает лирический герой разлуку с любимой? Как протекала жизнь без нее и как сам поэт оценивает такой образ жизни? Какие мысли и чувства вызывает у читателей сравнение "как молодость свою"? в/Какие слова употребляет лирический герой, вспоминая о своей любимой, обращаясь к ней7 Какими оказывается были его подлинные чувства? г/Что обозначает выражение "В сырую ночь ушла"? 13.Чтение и анализ стихотворения "В ресторане". ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе..." выучить наизусть. Написать мини-сочинение "Образ Незнакомки в творчестве Блока". |
![]() | Особенности русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» М. Горького | ![]() | Я помню, как однажды ты вытащил меня пьяного из-под поезда. Ты спас мне жизнь, а я не могу спасти тебя. Прости меня Костя и возвращайся... |
![]() | Цветы сопровождают нас всю жизнь: появился ты на свет – тебя встречают цветы; идёшь под венец – твою дорогу устилают цветы; делаешь... | ![]() | |
![]() | «Жить, нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а, следовательно, и созидание разнообразно». Д. С.... | ![]() | Звучит магнитофонная запись песни «Я люблю тебя, жизнь» (сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского).(1 куплет) |
![]() | Я должна тебя увидеть, это очень важно, я прошу тебя… несколько секунд молчания. Послезавтра, пятнадцатого июля, в пятнадцать часов,... | ![]() | Урок И. А. Куприн. Жизнь, творчество. Повесть "Олеся". Воплощение идеала писателя |
![]() | ... | ![]() | Тебя мало кто слушает и уважает, тебе одиноко и безрадостно, никого из близких нет рядышком. А те, которые были рядом когда-то, проклинают... |